Аль-Хафиз Аз-Захаби составил полную биографию Ибн Теймии. Ниже она представлена в кратком изложении:



Слова ученых про Шейхуль-Ислама Ибн Таймию    

БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.

Хвала Аллаху Господу миров, и мир и благословение Его посланнику.

 

 

📜 Содержание:

 

✔ ️ 1 Ибн Сайид Ан-Нас.

✔ ️ 2 Такъийюддин Ас-Субки

✔ ️ 3 Мухаммад Ибн АбдульБарр

✔ ️ 4 КамалюДдин Ибн Аз-Замлякани

✔ ️ 5 Абу Аль-Хаджджадж Аль-Миззи

✔ ️ 6 БадруДдин аль Айни, аль-Ханафи

✔ ️ 7 Аз-Захаби.

✔ ️ 8 Ибн Раджаб и Захаби о книге ибн Теймии "Васитыйя".

✔ ️ 9 Ибн Касир

✔ ️ 10 Кадий Ибн ал-Хурири

✔ ️ 11 Ал-Хафиз ал-Баззаар

✔ ️ 12 Имад ад-Дин аль-Уасити

✔ ️ 13 Рецензия Ибн Хаджара Аскалани к книге Насыр ад-дин ад-Дамашки в защиту ибн Теймии.

✔ ️ 14 Абу аль-Бакьа, Бахауддин ас-Субки

✔ ️ 15 Джалял ад-Дин ас-Суюти

✔ ️ 16 Мула ‘Али аль-К’ари

✔ ️ 17 Абу аль-Баракат, Ну’ман ибн Махмуд Афанди аль-Алуси

✔ ️ 18 Семья аль-Алуси

✔ ️ 19 Ашарит аль-Бурзули

✔ ️ 20 Ибн Муфлих и Ибн Наджжар аль-Ханбали

✔ ️ 21 Оставление мнений "поздних" ханбалитов, и следование мнению ибн Теймии, глазами самих ханбалитов.

✔ ️ 22 Мухаммад аль-Муртадо аз-Забиди называет ибн Теймийю шейхуль Ислямом.

✔ ️ 23 Ибн Абдул-Хади аль-Ханбали

✔ ️ 24 Вахба Зухайли об Ибн Таймийа

✔ ️ 25 Рамадан Бути о "ташбихе" Ибн Таймиййи

✔ ️ 26 Разаетдин Фахретдин муфтий ЦДУМ [Центральное духовное управление мусульман Внутренней России и Сибири] с 1923 г. по 1936 г. [до своей смерти].

✔ ️ 27 Ибн Дакык аль-ʻИд

✔ ️ 28 ʻАбдуллах аль-ʻИраки (ʻАбдуллах бин Хамид аш-Шафи‘и).

✔ ️ 29 Ибн ʻАбд аль-Хади.

✔ ️ 30 Абу Фадлю-Ллах (Шихаб ад-Дин Абу аль-ʻАббас Ахмад бин Мухйи ад-Дин аль-ʻУмари).

✔ ️ 31 Аль-Катби (Фахр ад-Дин Мухаммад бин Шакир аль-Халаби).

✔ ️ 32 Булькыни (ʻИльм ад-Дин Салих бин Сирадж ад-Дин ʻУмар).

✔ ️ 33 Курани (Ибрахим бин Шихаб ад-Дин Хасан аш-Шахразури аль-Курди аш-Шафи‘и).

✔ ️ 34 Мар‘и аль-Ханбали (Мар‘и бин Йусуф бин Аби Бакр).

✔ ️ 35 ВалиуЛлах ад-Дахлави (Ахмад бин ‘Абд ар-Рахим аль-‘Умари).

✔ ️ 36 Сувайди (Абу аль-Маʻали ʻАли бин Мухаммад Саʻид бин Аби аль-Баракат ʻАбдуллах аль-Багдади аль-ʻАббас аш-Шафиʻи).

✔ ️ 37 Шаукани (Мухаммад бин ʻАли аль-Йамани).

✔ ️ 38 Сыддик Хан (Абу Тайиб Сыддик бин Хасан аль-Хусайни).

✔ ️ 39 Джамаль ад-Дин аль-Афгани.

✔ ️ 40 Алусизада (Нуʻман Хайр ад-Дин).

✔ ️ 41 Мухаммад ʻАбдо (муфтий Египта).

✔ ️ 42 Махмуд Шукри аль-Алуси, Мухаммад Рашид Рида, ʻАбд аль-Кадир аль-Магриби, Рафик бек аль-ʻАзм, Джамил Бек аль-ʻАзм, Мухаммад Бадр ад-Дин аль-Халаби, Мухаммад Курд ʻАли.

✔ ️ 43 Ибн Таймийя в среде российских мусульман. Марджани и Галимджан Баруди (1857–1921) основатель казанского медресе «Мухаммадия».

✔ ️ 44 Ученики шейх уль Ислама ибн Теймии, ставшие великими учёными мусульман, нам уже говорят о том, каким великим был ученый ибн Теймия.

 

 

 

Выдающийся ученый Насируддин Ад-Димашки перечислил имена более восьмидесяти ученых, живших одновременно с Ибн Теймией, которые высказали свои похвальбы в его адрес, причем Ад-Димашкъи посвятил этому отдельную книгу, далее будет так же приведена рецензия ибн Хаджара Аскалани к этой книге.

 

✔ ️ 1 Ибн Сайид Ан-Нас

 

Ибн Сайид Ан-Нас, автор книги «’Уюн аль-асар» (умер в 734 году хиджры, да смилуется над ним Аллах) сказал об Ибн Теймии следующие слова:

«Я нашел его мужем, достигшим в познании доли великой,

Памятью почти целиком охватившим хадис и преданья,

Когда толковал он Коран, то нес высоко свое знамя,

Фетвы по фикъху давая, всегда достигал своей цели,

Когда же хадиса касался, то знанье являл - путей передачи и версий знаток несомненный,

Среди толков и вер, избирал прямоту и простор своей веры, ставя знамя ее превыше стягов иных,

Блистая, в науках во всех не имел себе равных.

Очи тех, кому встретиться с ним довелось, подобных ему не видали,

А очи его не видали такого как сам».

 

✔ ️ 2 Такъийюддин Ас-Субки

Из Шафиитов предшественников Ибн Хаджара Хайтами, критикующих Ибн Теймию, были Такъияд-дин ас-Субки аш-Шафии (автор книги «Табакъату Аш-Шафи’ийя Аль-Кубра») и его сын Тажуд-дин ас-Субки. Однако, всем известны его слова после того, как Имам аз-Захаби* написал ему письмо заступившись за Ибн Теймийю, и попросившего его объясниться, на что Такъияд-дин ас-Субки, да смилуется над ним Аллах, ответил:

 

«Его значение велико, его знание обильно, он необычайно широк в науках шариатских и умозрительных, он обладает огромным интеллектом и усердием, и во всем этом он достиг той степени, которая за пределами описания…».

 

«…Он еще ценнее для меня благодаря тому, что выше и важнее сказанного: благодаря тому, чем одарил его Аллах из благочестия, религиозности, готовности помогать истине и отстаивать ее не ради посторонних целей. Благодаря тому, что привержен пути предшественников, и получил из этого великую долю, тому, что такие, как он, чужды сегодняшнему времени и временам вообще».

[Приводит аз-Захаби в “Сияр”, а также Ибн Насыр ад-дин ад-Дамашки в “Рад аль-Вафир”, стр. 100].

 

*[Имам, Хафиз, Мухаддис, выдающийся историк и библиограф. Мухаммад ибн Ахмад ибн ‘Усман аз-Захаби аш-Шафии (673-748 г.). Учился фикху у Ибн Замалкани, Бурхан ад-дина аль-Фаззари. Он был учителем Тажуд-дина ас-Субки.

Некоторые личности по сей день пытаются закрепить за ним слова в якобы принадлежащей его перу посланию под названием “Золотые советы”, где высказаны откровенные ругательства в сторону Ибн Теймийи, и отсутствует даже малая доля порядочных норм поведения [Адаба].

Всем известны десятки работ Имама аз-Захаби, где он высказывался о своем Шейхе Ибн Теймийе, и большинство из них были написаны, уже после того как с ним стали происxодить постоянные разбирательства и преследование со стороны завистников в судебных структурах власти [Кадзиев]; это книги “Сияр”, “Тазкират аль-Хуффаз”, “Загаль аль-Ильм” и другие, где он безмерно хвалит своего Шейха, и указывает на непричастность его к наговорам завистников. И десятка этих свидетельств достаточно, чтоб понять его отношение к Шейх аль-Исламу Ибн Теймийе.

Ответ на эти: «Золотые советы», здесь: https://vk.com/@sheihulislaibnteimia-zahabia

Аз-Захаби говорит в книге «Тазкират аль-Хуффаз»: «Ибн Теймийя, Шейх, Имам, Величайший Учёный, Хафиз, Критик, Факих, Муджтахид, Искуснейший Муфассир (толкователь Корана), Шейх уль-Ислам, апологет аскетизма, редчайший в своё время…,из величайший Храбрецов, и щедрец, отзывались с похвалой о нём, согласные с ним и противоречащие ему,…я не видел таких как он»].

 

✔ ️ 3 Мухаммад Ибн АбдульБарр

 

Мухаммад Ибн АбдульБарр, ученый из последователей Аш-Шафи’и (умер в 777 году хиджры, да смилуется над ним Аллах), сказал: «Ибн Теймию ненавидят лишь невежды и пристрастные натуры: невежда не ведает, что говорит, а пристрастного отдаляет от истины, после того, как она стала ему ведома, его пристрастность».

 

✔ ️ 4 КамалюДдин Ибн Аз-Замлякани

КамалюДдин Ибн Аз-Замлякани Аш-Шафи’и, один из оппонентов Ибн Теймии (умер в 727 году хиджры, да смилуется над ним Аллах), сказал: «Когда Ибн Теймии задавали вопрос из какой-либо науки, то смотрящий на него и слушающий его ответ решал, что знания Ибн Теймии ограничены исключительно этой наукой и заключал, что никто не знает так, как знает он. Знатоки фикха, представляющие иные мазхабы, общаясь с ним, получали пользу, узнавая о своих мазхабах то, чего не знали. Неизвестно, чтобы он, дискутируя с кем-либо, прерывал дискуссию, и относительно какой бы науки он ни говорил, будь то шариатская или иная наука, всегда превосходил ее деятелей и всех имеющих к ней отношение. За последние 500 лет не было никого, кто хранил бы в своей памяти больше, чем он».

 

[Сказал Джалаладин Ас Суюты: «Я процитировал его биографию из рукописи ученого, уникальной личности этого времени, Шейха Камаал ад-Дин аз-Замлакани, который говорил: "Того, кто запомнил бы больше него (Ибн Теймии), не видели за последние 500 лет"». («Ал-Ашбах ва ан-Надааир ан-Нахвиях» 3/681, также смотрите «Даил Аля Табакат ал-Ханабила» 2/392)]

Ибн Дакъикъ Аль-‘Ид Аль-Малики Аш-Шафи’и (умер в 702 году хиджры, да смилуется над ним Аллах) сказал о нем: «Когда я встречался с Ибн Теймией, я видел перед собой человека, имеющего перед своими очами все науки, и он брал из них, что хотел, и оставлял, что хотел».

 

✔ ️ 5 Абу Аль-Хаджджадж Аль-Миззи

Абу Аль-Хаджджадж Аль-Миззи Ад-Димашкъи , автор самой большой книги о передатчиках хадисов «Тахзиб аль-Камаль» (умер в 742 году хиджры, да смилуется над ним Аллах), сказал: «Я не видел подобного ему, и он сам не видел подобного себе. Я не встречал человека, более, чем он, сведущего в Книге Аллаха и Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и более, чем он, следующего им обоим».

(Эти слова так же привел Разаетдин Фахретдин в своей книге: «Ибн Теймия, 5 том серии «знаменитые мужи»»).

 

✔ ️ 6 БадруДдин аль Айни, аль-Ханафи

 

Бадруддин Аль-Айни (ханафит), автор книги «’Умдату-ль-Къари шарху Сахихи-ль-Бухари», да смилуется над ним Аллах, сказал: «Ибн Теймия - достойнейший, выдающийся имам, богобоязненный, чистый, набожный. Он светило таких наук, как «Хадис», «Толкование Корана», «Фикх», «Усуль Аль-Фикх», острый меч, взметнувшийся над последователями страстей и нововведений, человек, заботящийся о деле религии, из тех, кто всегда приказывает одобряемое и запрещает порицаемое, обладающий пылкостью, храбростью, смелостью против того, что страшит и пугает, много поминающий Аллаха, много постящийся, много молящийся и много поклоняющийся…». (далее автор сих строк приводит еще много похвальных слов об Ибн Теймии и долго перечисляет его достоинства).

 

[Сказал имам БадруДдин аль Айни, аль-Ханафи:

«Тот, кто говорит, что Ибн Теймия – кафир, тот сам настоящий кафир, и тот, кто относит его к зиндычеству, тот сам зиндык. Как же иначе, ведь распространились его книги и нет в них ничего, что указывало бы на отклонение и заблуждение, и не было его исследование, из того что вышло от него, в вопросах посещения могил и тройного толяка, кроме как от иджтихада, который приемлем, по - единогласному мнению».

 

Передал эти слова от имама имам СафиюДдин аль-Бухари в книге «Аль коулю аль джали фи тарджамати Ибн Теймия аль-Ханбали», и имам Мари аль Карами аль Ханбали в книге «Ар рисаля аз-закия фи санаи аля Ибн Теймия»].

 

ʻАйни так же говорил об Ибн Таймийи: «Он защитник религии от измышлений еретиков и безбожников, дотошный исследователь всего, что передано от Господина посланников. Его произведения распространились по миру, и нет в них ничего, что указывало бы на отклонение от истины и привнесение раскола. Что касается его выводов в вопросах зийарата и развода, то они были сделаны в рамках допустимого иджтихада, а муджтахид награждается в обоих случаях — и правильного вывода, и ошибки, и нет оснований для его упрека или порицания за иджтихад»

 

Источник перевод книги: Ибн Теймия, 5 том серии «знаменитые мужи»

Автор книги: Разаетдин Фахретдин муфтий ЦДУМ [Центральное духовное управление мусульман Внутренней России и Сибири] с 1923 г. по 1936 г. [до своей смерти].

 

✔ ️ 7 Аз-Захаби.

Аль-Хафиз Аз-Захаби составил полную биографию Ибн Теймии. Ниже она представлена в кратком изложении:

«Они (семья Ибн Теймии) прибыли в Дамаск в 67 году. Здесь они прослушали уроки… (далее Аз-Захаби упоминает целый ряд ученых, уроки которых они прослушали)».

 

«Ибн Теймия прослушал «Муснад» имама Ахмада многократно, и большие книги, и отдельные части, и занимался хадисом, и обучался письму и счету в мактабе, и выучил Коран, а затем принялся за изучение фикха. Язык он изучал у Ибн Аль-Къави, затем, усвоив науку, начал рассмотрение книги Сибауейхи, пока не постиг ее, и проявил способности в арабском синтаксисе (ан-нахв).

 

Он отдался целиком изучению тафсира, пока не достиг в нем первенства. Он освоил в совершенстве науку «Усулю-ль-Фикх» и другие науки, и все это в возрасте, когда он был еще подростком. Достойнейшие мужи изумлялись его поразительной смекалистости, мощи его ума, силе запоминания, скорости понимания.

 

Он рос в обстановке нравственной чистоты, целомудрия, набожности, поклонения, умеренности в одежде и пище. С малого возраста он посещал школы и собрания, выступая, участвуя в дискуссиях, сражая аргументами взрослых и вводя в замешательство высокопоставленные лица города. Он выносил фетвы, когда ему было 19 лет, и с этих пор приступил к собиранию и написанию трудов, посвятив себя усердной работе.

 

Когда умер его отец, который был одним из крупных ученых и имамов ханбалитского толка, Ибн Теймия начал преподавать вместо него, будучи юношей двадцати одного года от роду. Он стал известен, и слава о нем пошла по миру. Он начал преподавать по пятницам толкование Великого Корана, делая это по памяти. Выступая перед аудиторией, он говорил без запинок и давал уроки спокойно, громозвучно, красноречиво. За одно собрание он выговаривал по две тетради, или около того».

 

«Он знал в совершенстве передатчиков хадисов, степень их добросовестности, то, к какому поколению передатчиков они принадлежали.

 

Также он обладал широким познанием в категориях хадисов, знал, является ли тот или иной хадис хадисом ‘али либо относится к хадисам назиль (Хадис ‘али – это хадис, цепочка передатчиков которого состоит из малого числа передатчиков, хадисом назиль напротив называется хадис, иснад которого состоит из большого числа передатчиков), знал степень достоверности хадисов, выделялся тем, что хранил в памяти тексты хадисов.

 

Никто из его современников не достиг его уровня и даже не приблизился к оному. Он был поразителен в том, что касается воспроизведения хадисов и выведения из них доводов, и достиг пределов в способности определения того, к какому сборнику хадисов (из «сунан» и «муснадов») принадлежит тот или иной хадис так, что о нем по праву говорили: «Всякий хадис, который не знает Ибн Теймия, не является хадисом». Всеобъемлющее знание принадлежит лишь одному Аллаху, однако в том, что касается хадисов, Ибн Теймия черпал из самого моря, тогда как другие имамы черпали у берегов.

 

В науке толкования Корана он был корифеем. Он обладал удивительной способностью приводить аяты из Корана и выдвигать их в качестве довода в том или ином вопросе. Всякий знаток Корана, видевший его, приходил в смущение. Его несомненное превосходство в толковании Корана и величие его осведомленности позволили ему выявить ошибочность и слабость многих мнений толкователей Корана и оказать поддержку тому из мнений, которое соотносится с тем, на что указывают доводы».

 

«Он не переставал давать уроки и преподавать науки и выносил фетвы не иначе, как своими устами, и говорил: «Я не могу скрывать знания».

 

Его отличала неустрашимость и сила духа, и это ставило его в сложные обстоятельства, а Аллах защищал его.

 

Он не был женат и не имел наложницу, и владел лишь немногим. Братья пеклись о его интересах, он же, как правило, не требовал от них ни обеда, ни ужина. Я не встречал на земле человека более щедрого и более независимого от динаров и дирхемов. Он даже не упоминал о них, и я не думаю, чтобы мысли о них посещали его разум.

 

Его характеризовали благородство, доблесть, чувство товарищества и стремление к оказанию соратникам помощи. Он был нечто удивительное и необычное.

 

«Его научный метод отличала снисходительность к людям, учет их обстоятельств. Он никогда не называл человека кафиром прежде предъявления этому человеку довода и аргумента. Он говорил: «Это высказывание – куфр и заблуждение, произнесший же его – человек ищущий, но невежественный, до него не дошел довод, аргумент Аллаха. Возможно, он откажется от своих слов и покается перед Всевышним».

 

[Обрати внимание, дорогой читатель, на беспристрастность автора в отношении Ибн Таймийи. Что же касается противников Ибн Таймийи, то они называют его неверным и обличают его в том, что он, якобы, обвинял в неверии мусульман. Книги Шейхуль-ислама свидетельствует об обратном тому, что наговаривают не него враги].

 

«Немало людей излечивались от падучей болезни, вызванной кознями джиннов, только лишь посредством угрозы Ибн Теймии, произнесенной им в адрес джинна. Шейхом было много сказано и сделано на этом поприще. Излечивая больных, он всегда ограничивался только чтением аятов».

 

[Если раб боится своего Господа, то Господь вселяет в сердца нечестивцев и неверных, и даже джиннов, страх перед этим рабом. Поэтому, лишь только Ибн Таймийя принимался читать Коран над больным, джинн тут же оставлял больного в покое]

 

«Затем они (Противники) придрались к нему в вопросе путешествий с целью посещения могил пророков, к его словам о том, что снаряжаться и отправляться в путь специально для посещения могилы запрещено. Эти свои слова Ибн Теймия аргументировал тем, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Снаряжаться в путь можно только для посещения трех мечетей».

 

В то же время Шейху-ль-Ислям признавал, что посещение могилы без специально совершенного для этой цели путешествия является богоугодным делом. Противники принялись чернить Ибн Теймию за эти высказывания, выказывая возмущение, и группа лиц написала о том, что следует запретить ему подобное умаление достоинства пророков и что он тем самым совершил куфр.

 

Несколько человек вынесли фетвы, заявив, что Ибн Теймия ошибся, однако его ошибка является ошибкой муджтахида и потому простительна. Группа ученых выразила свое согласие с Ибн Теймией, и проблема достигла большего размаха. Тогда он был вновь помещен в крепость и пробыл там более двадцати месяцев».

[Это сообщение объясняет причину, по которой Ибн Таймийи было запрещено выносить фетвы, и указывает на те проблемы, в связи с которыми он был заключен в тюрьму. Все же остальное, что распространяют о нем его противники, есть клевета и подлог].

 

«Дело дошло до того, что ему запретили писать и читать и не оставили у него ни тетрадей, ни чернильницы, и в таком положении он пребывал многие месяцы. Тогда он принялся читать наизусть Коран, и прочитывал его полностью за три ночи или более, и совершал ночные намазы, и поклонялся своему Господу, пока к нему не пришла очевидность "якьин" (смерть)».

 

[Обрати внимание, читатель, на притеснение и гнет, выпавший на долю ученого. Не сумев побороть его доводами и аргументами, враги прибегли к тому, что запретили ему писать и составлять книги, и единственной причиной тому была их невежественность].

 

 

Имам аз-Захаби, (да помилует его Аллах), перечисляя своих учителей, сказал:

 

«Он (Ибн Теймия) наш шейх, Шейх-уль Ислам, которому не было равных в наше время в знании, познаниях, смелости, уме, одухотворенности, щедрости, искренности по отношению к Умме, призыве к одобряемому и запрету порицаемого, и изучении хадисов — он приложил огромное усилие к их поиску и записыванию, и он изучал разные категории передатчиков и приобретал то знание, которое не приобрел никто другой.

 

Он достиг высот в тафсире Корана и углублялся в его самые тонкие смыслы. Он извлек из него смыслы, которые не смог извлечь никто до него. Он также достиг большого успеха в науке хадиса и в их заучивании, немногие смогли запомнить столько хадисов, сколько помнил он. Он соотносил хадисы с их источниками и передатчиками, и он с готовностью мог процитировать все, что ему требовалось для установления доказательства.

 

Он превзошел всех людей в знании фикха, и мнений разных мазхабов и фатв сахабов и табиинов, настолько, что, когда он издавал фетву, он не следовал за мнением какого-то мазхаба, но он основывал свою фетву на том мнении, доказательства на которое были сильнее. Он достиг высот в знании арабского языка, и изучил логику и слова мутакаллимов, и опроверг их, и отметил их ошибки и предостерегал от них.

 

Он поддерживал сунну посредством самых сильных доводов и доказательств.

 

Он терпел ради Аллаха от своих оппонентов, и был преследуем за свою поддержку чистой сунны, пока Аллах не сделал так, что он одержал верх и сердца праведных не объединились в любви к нему и мольбе за него, и подавил Аллах его врагов и наставил людей из других групп и сект через него, и сделал так, что цари и правители склонялись обычно к подчинению ему в послушании Аллаха, и оживил посредством его Аш-Шам, и даже сам Ислам, после того, когда он был почти полностью побежден, Ибн Теймия призывал правителей противостоять татарам, когда люди стали делать плохие предположения об Аллахе и верующие были испытаны и потрясены великим потрясением, и лицемерие усилилось.

 

Его хорошие качества многочисленны, и он слишком велик для того, чтобы такой как я говорил о его жизни. Если бы мне нужно было принести клятву между углом Каабы и местом Ибрахима, то я бы поклялся, что я никогда не видел никого подобного ему и что он никогда не видел никого подобного себе».

 

Источник: «Зайль Табакат аль-Ханабиля» том 4, стр. 390.

✔ ️ 8 Ибн Раджаб и Захаби о книге ибн Теймии "Васитыйя".

 

Ибн Раджаб (ум. 795 г.х.), после того, как упомянул, что "Васитыйя" была прочитана на трёх собраниях учёных, сказал:
«Состоялось единогласное мнение, после [прений] что [Акыда Васытыйя] – является суннитским, саляфитским вероубеждением. Среди них были, кто сказал это по доброй воле, и те, кто сказал от безысходности (прим. так как по сути сказать было нечего)»
[«Зайлю-т-табакати-ль-ханабиля» 511/4]

• аз-Захаби (ум. 748 г.х.) также упомянув дискуссии вокруг Васитыйи, сказал:
«А затем состоялось единодушие, что она представляет отличное, саляфитское убеждение»
[«аль-'Укуду-д-дурийя» 212].

 

Саму книгу и комментарии к ней найдете здесь: https://vk.com/akidaysitia

 

✔ ️ 9 Ибн Касир

 

Ибн Касир (8 век) пишет: «В понедельник седьмого Раджаба, во дворце наместника Султана собрались Ученые и Судьи, среди них был Шейх Такъийяд-дин Ибн Теймийя. В этом заседании были зачитаны убеждения Шейха Ибн Теймийи изложенные в книге «Акъида аль-Васатийя», после чего начались исследования в некоторых ее пунктах, а некоторые пункты были отложены на второе заседание. В пятницу 12 числа, после молитвы вновь все собрались, пришел Шейх Софийю-дин аль-Хинди и много говорил с Шейхом Такъийяд-дином Ибн Теймийей, однако его «ручей» растворился «море» [Образное выражение, заключающее в себе то, что ручеёк знаний Софийю-дина аль-Хинди растворился в море знаний Шейха Ибн Теймийи].

Затем условились, что Шейх Камалу-дин бин аз-Замалкани бескомпромиссно будет заключать в этом деле, после продолжили диспут по этому поводу. Люди выразили признательность достоинствам Шейха Камалу-дина бин аз-Замалкани, его высокому интеллекту и хорошему исследованию, благодаря чему он противостоял Ибн Теймийи в этой дискуссии. Затем дело разрешилось объявлением приемлемыми этих убеждений, и Шейх Ибн Теймийя вернулся к себе, окруженный почтением и величием.

 

Причиной всех этих разбирательств было письмо, направленное Султаном, а подтолкнули его к этому Маликитский судья Ибн Махлюф и Шейх Насир аль-Манбаджий, духовный наставник Султана аль-Джашанкира, и другие враги Шейха Ибн Теймийи, из-за того, что он высказывался о приверженности аль-Манбаджийя к убеждениям Ибн Араби.

 

У Шейха Ибн Теймийи среди ученых современников была группа завистников. Они завидовали в том, что он был уважаемым в стране, единственным кто выступал, порицая запретное и приказывая одобряемое, его любил простой народ и подчинялся ему, у него было много последователей*. Завидовали за его знания и действия в соответствии с ними, за его стойкость за правое дело…».

*[Это свидетельство является ясным опровержением тем, кто заявлял и заявляет о якобы немногочисленных последователях Ибн Теймийи. Что якобы он бы чуть ли не одинок в своих взглядах и великое множество ученых его современников опровергли его, сажали его в тюрьму, и никто из мусульман не принимал в серьез его знания Корана и Сунны и убеждений Салафов].

 

Ибн Касир пишет, после описания событий, произошедших в 709 году на приеме у Султана:

«Я как-то беседовал с Судьей Содру-дином аль-Ханафи после его возвращения из Египта, и он меня спросил: «Ты любишь Ибн Теймийю?»

Я ответил: «Да».

Он, тогда сказал смеясь: «Клянусь Аллахом, ты полюбил нечто солёненькое», и после этого он поведал мне то что происходило на приеме у Султана, тоже, что раскрывал Ибн аль-Кланиси». [Книга «аль-бидая ва ан-нихая» 2\2134. Издательство «бейт аль-афкар ад-довлия»].

 

Взято из статьи: «Ибн Теймийя. История преследований. Причины, объективный анализ».

https://vk.com/@sheihulislaibnteimia-presledovania

 

Там еще много высказываний ибн Касира, который был учеником ибн Теймии и даже вроде сидел вместе с ним в тюрьме.

 

✔ ️ 10 Кадий Ибн ал-Хурири

Кадий Ибн ал-Хурири сказал: «Если Ибн Таймия не был Шейх ал-Исламом, тогда кто им был?» («Хаят Шейх ал-Ислам» стр. 26)

 

 

 

✔ ️ 11 Ал-Хафиз ал-Баззаар

Ал-Хафиз ал-Баззаар (688 -749 г.) сказал, описывая оппонентов Ибн Таймии: «Вы не увидели бы ученого, противостоящего ему (Ибн Таймии), отговаривающего от него, полного злобы на него, кроме как того, что он был бы самым алчным из них в собирании мирских вещей, коварным из них в добывании их, самым хвастливым из них, больше всех стремящихся к репутации, и самым изобилующим ложью на языке». («Ал-Алам ал-Улийях» стр. 82, от Ал-Баззаара).

 

Советую вам прочитать перевод книги Аль-Баззара:

«Лучшие известия из биографии Ибн Теймийи»

https://vk.com/@sheihulislaibnteimia-luchshie-izvestiya

 

 

 

✔ ️ 12 Имад ад-Дин аль-Уасити

 

Имам аль-Хафиз 'Имад ад-Дин аль-Уасити (да помилует его Аллах) сказал:

«Клянусь Аллахом, затем снова клянусь Аллахом, никогда по земле не ходил никто подобный вашему Шейху Ибн Теймии в знании, праведных деяниях, нраве, манерах, следовании за Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), щедрости, выдержке, и выполнении своих обязанностей перед Аллахом, когда Его права нарушаются.

 

Он был самым правдивым в выполнении договоров, с самыми крепкими знаниями и решимостью, самым искусным и высоким в поддержке правды, самым щедрым, самым совершенным в следовании за Сунной Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.

 

Мы не видели никого в наше время, в ком бы так ясно выявлялось бы пророчество Мухаммада и его Сунны, в делах и словах, как в этом человеке. Здоровое сердце засвидетельствует, что это и есть следование сунне в настоящем смысле этого слова».

Источник: «Аль-'Укуд ад-Дуррия» стр. 311.

 

 

 

 

✔ ️ 13 Рецензия Ибн Хаджара Аскалани к книге Насыр ад-дин ад-Дамашки в защиту ибн Теймии.

 

Но Аллах избрал рабов своих праведных для того, чтоб те встали на защиту Его Авлия [приближенных], и одним из этих ученых был Хафиз, Мухаммад ибн Абу Бакр Ибн Насыр ад-дин ад-Дамашки аш-Шафии [Выдающийся Хафиз, величайший Имам, историк, достойный доверия мухаддис [знаток хадисов]. Заведовал известным учебным заведением в Дамаске “Дар аль-Хадис аль-Ашрафия” в 838 г. Был отравлен в 842 году и умер шахидом (инша-а-Ллах)], написавший книгу “Рад аль-вафир ‘аля ман за’ама: бианна ман самма Ибн Теймийя Шейх аль-Ислам,- кафир”./ “Большое опровержение тому, кто заявил, что назвавший Ибн Теймийю Шейх аль-Ислам, становится неверным”. Эту книгу он написал опровержением на ‘Аля аль-Бухари*, который заявлял, что не разрешено называть Ибн Теймию «Шейх аль-Ислам», и что тот, кто поступает так — стал кафиром. В ней он упомянул 85 имамов, каждый из которых называл Ибн Теймию «Шейх аль-Ислам», и он привел слова из их книг, чтобы подтвердить это.

 

*[Мухаммад ибх Мухаммад аль-‘Аджми, родился в Иране 779 году умер в 841 г. Помимо Ибн Теймийи, он дурно высказывался так же о Имаме ан-Навави, запрещая читать его книги и называя его “зохиритом” [буквалистом, следующему внешним указаниям тексов]. Был фанатичным последователем Ханафитского мазxаба. Приводится в его биографии к книге “Рад аль-Вафир”. Стр. 21].

 

Когда аль-Хафиз ибн Хаджа, да смилуется над ним Аллах, прочел эту книгу — ар-Родд альУафир — он написал введение к ней.

 

✔️ Я приведу для внимания читателей рецензию [На принадлежность этой рецензии перу Ибн Хаджара ‘Аскалани, указывал его ученик Имам ас-Сахави в книгах “ад-Дурар” и “аль-Джавахир”, говоря о всех рецензиях его Учителя: “И из них, то что написал он на книгу “Рад аль-Вафир”, Хафиза Ибн Насыр ад-дина в 35 году (т.е. в 835 г.)”] современника Ибн Насыр ад-дина ад-Дамашки, выдающегося Ученого, Хафиза Ибн Хаджара ‘Аскалани аш-Шафии, да смилуется над ними всеми Аллах:

Рецензия Амира Му`минин в науке Хадиса, выдающегося учёного

 

Ибн Хаджара ‘Аскалани аш-Шафии.

[Шейх аль-Ислам, Амир аль-Муьминин в науке Хадиса, Шихаб ад-дин, Ахмад ибн ‘Али ибн Мухаммад ибн Хаджар аль-‘Аскалани, родился в Египте 773 г. умер в 852 г. Автор многих полезнейших книг, из которых не превзойденный комментарий к Сахиху Имама аль-Бухари “Фатх аль-Бари”].

 

“Хвала Аллаху Господу миров, приветствия Его рабам, которых Он избрал.

 

Я изучил этот полезный труд и собрание, которое собрал автор для цели, выраженной в нем. И я убедился в широкой осведомленности Имама (автора), который написал этот труд, как убедился я, в обладании им знаниями в науках, чем он и заслужил уважение и признание среди Учёных.

 

Известность [принадлежности] титула Имама, для Шейха Такъия–дина (Ибн Теймийи) известнее, чем солнце, и титулование его как Шейх аль-Ислам в его время, остается и по сегодняшний день на чистых языках, и продолжится завтра, как и было вчера. Никто не отвергнет этого, кроме того, кто не знает его достоинств, и отклонившегося от справедливого подхода.

 

И кто может быть грубей и невежливей того, кто занимался этим (из невежд), да еще и приумножил в этом свои спотыкания (т.е. постоянно ошибался в наговорах на Ибн Теймийю: мое примечание). А Аллах Всевышний является Тем, к Кому обращаются, чтоб освободил Он нас от зла наших душ, и от зависти на наших языках, по Милости и Щедрости Его.

 

Если бы не было указания на достоинства это человека (Ибн Теймийи) титула Имама, кроме того, что привел Хафиз ‘Ильму-дин аль-Барзали в своем труде по Истории; о том, что не было в истории Ислама такого человека, чтоб на его похоронах собиралось такое же количество мусульман, как на похоронах Шейха Такъия-дина Ибн Теймийи, да смилуется над ним Аллах, то этого было бы достаточно.

 

И он указал лишь на похороны Имама Ахмада [в Багдаде], которые посетили сотни тысяч мусульман, с той лишь разницей, что если бы в Дамаске было подобное количество населения как в Багдаде, то не один из них не опоздал бы, присоединится к похоронной процессии [Ибн Теймийи].

 

А также [разница в том,] что все, кто был в Багдаде, кроме единиц, были убеждены в титуле Имама, для Имама Ахмада, а правитель Багдада и Халифа в то время, были преисполнены любовью и уважением к Имаму, что было абсолютно противоположно в отношении Ибн Теймийи, сам правитель вообще отсутствовал в это время в стране, а большинство Факихов (учёных) были его фанатичными противниками, пока не умер он заключенный в темнице.

 

Но не смотря, на это, никто из них не опоздал на его похороны и погребальный намаз (джаназат) выражая свое сожаление и печаль о нем, кроме трех личностей, которые не пришли, лишь боясь за себя от простых людей (т.е. народ не простил бы им те козни, которые они строили против Шейха Ибн Теймийи: мое пояснение).

 

Присутствие этого великого собрания, (указывает на то), что побудило их к этому только убеждение в его (Ибн Теймийи) достоинстве [на титул Имама] и его благодати (бараката), а не то, что там присутствовал Правитель или кто-то другой. Ведь достоверно известно от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что он сказал: «Вы свидетели Аллаха на земле».

 

Известно, что выступали с опровержением Шейха Такъии-дина, группа учёных, выражая порицание в вопросах Основ и второстепенных частях (религии). Для этого устраивались заседания в Каире и Дамаске, но не известно ни от одного из них, что кто-то вынес решение, о его еретических воззрениях, либо постановил о необходимости казнить его.

 

И это вместе с тем, что среди правителей (ахлю ад-довля) были те, кто считался очень фанатичными его противником, что способствовало его тюремным заключениям в Каире, затем в Александрии. И не смотря, на это, все они (учёные) признавали широту его знаний, величину его набожности и аскетизма, и описывали его смелым и великодушным, а также тем, что он стоял на страже и помощи Исламу, призыву к Аллаху Всевышнему, скрытно и наяву.

 

Так как же мы, не будем порицать тех, кто сказал о нем, что он неверный (кафир), да мало того, еще назвал описание его как Шейх aль-Ислам, — неверием?! Нет в этом описании того, что ведет к подобному (неверию). Поистине, он Шейх aль-Ислам без сомнения, а вопросы из-за которых на него посыпались порицания и которые он смакуя (с удовольствием) выражал, то он никогда после предоставления ему доказательства, не упрямился в них, и работы его переполнены в опровержении тех, кто говорит о «таджсиме» (придание Аллаху тела), и его не причастности к этому.

[Хафиз Ибн Кассир аш-Шафии (700-774 г.) в книге «Бидаят ва Нихаят» пишет: «На закате государства Ляджин, после выхода кипчаков из страны, произошло очередное испытание для Шейха Ибн Теймийи. Против него вышла группа Факихов, с требованием прибыть ему на заседание к ханафитскому судье Джалалуддину аль-Ханафи, но он не пришел.

Тогда, в стране стали провозглашать еретическими убеждения Ибн Теймийи, о которых он написал, отвечая на вопрос от жителей Хамы (Хамавийская фатва). Однако правитель Сейфуддин Джа’ан поддержал Шейха (Ибн Теймийю) и послал задержать тех, кто встал против Шейха, но многие сразу же скрылись, а того, кого задержали, подвергли наказанию, остальные умолкли.

В пятничный день Шейх Такъийюддин (Ибн Теймийя) как обычно проводил урок в мечети, урок по Тафсиру Корана, говоря о Словах Аллаха: «И поистине ты (о Мухаммад) на великом нраве». Сура Калям 4 аят. Затем в субботу все собрались у Судьи Имамуддина, прибыла группа достойнейших (ученых) и все приступили исследовать «Хамавийскую фатву» ведя дебаты с Шейхом (Ибн Теймией) обсуждая отдельно взятые места из нее, на что Шейх ответил им тем, что после длительной беседы заставило их замолчать». Том 14/5].

 

Вместе с этим он человек, ошибается и оказывается прав, то, в чем он оказался прав, является большим, берется польза из этого, и молятся о ниспослании Милости на него по причине этого, а то, в чем он ошибся, не следуют за этим, и ему за это прощено, так как Имамы из его современников, свидетельствовали, что в нем собрались все условия Муджтахида (высочайшая степень Учёного), что даже заставило некоторых стать его фанатичными противниками (т.е. по причине зависти: мое пояснение), и старателями причинить ему всяческое зло.

 

бн Касир пишет: «В среду 10 зуль-каада, в ханбалитском (мадраса) преподавал Бурханудин Ахмад ибн Хилал аз-Зари Ханбали, заменяя Шейха Ибн Теймийю, и посетили их Кадзий Шафиитского мазхаба и группа Факихов, что трудно сказалось на многих из последователей Шейха ибн Теймии.

Так как за день до этого приходил к Ибн Теймийи, по поручению правителя с некоторыми вопросами Ибн Аль-Хутейри. После всего этого, в четверг, пришёл Кадзий Бадруддин и (ответственный) за Вакфы Насруддин (Машд) и спросили его, о теме про зиярат.

Шейх Ибн Теймийя ответил им, написав на свитке, и подписал Шафиитский Кадзий в Дамаске; что он принял этот ответ от Ибн Теймийи написанный его рукой, а далее написал; что самое больное место, т.е. что якобы точка разногласия здесь, в том, что Ибн Теймийя сделал зиярат (посещение) могилы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и могил других пророков мир им, грехом по абсолютно единогласному мнению всех Алимов (Иджма).

Ибн Касир (рахимахуЛлах) продолжает; так посмотрите же сейчас на это изменение слов Ибн Теймии (со стороны Шафиитского Кадзия).

Поистине, его (Ибн Теймийи) ответом на этот вопрос (о зиярате) не было запрещение посещения могил Пророков и праведников. В его ответе было упоминание двух мнений в теме 1) «шаддуль рихаль» (седлание, т.е. подготовка и отправление в путешествие), 2) и поездка только ради посещения могилы. Посещение могилы, без отправления в путешествие (дальний путь) только ради этого — это один момент, а посещение могилы отправляясь только ради этого в путешествие, другой момент.


И Шейх не запрещает посещение могил без того, чтоб только ради этого отправляться в далекий путь (шадду рихаль), а наоборот считает её желательной и Сунной, и его книги и жизненный путь свидетельствую об этом.

Этот вид зиярата он не оспаривает, в фатве, и не сказал он что это грех, и не приводил никакого Иджма на запрет этого, и он (шейх Ибн Теймийя) не является незнающим хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует); «Посещайте могилы, поистине они напоминают вам о будущей жизни». А от Аллаха ничего не скроется из скрываемого: «А притеснители скоро узнают, какой поворот [судьбы] их ожидает». Сура Шуара 227 аят». «Бидаят ва Нихаят» том 14 стр.143.

Ибн Касир пишет, описывая события 707 года и разбирательств вокруг Ибн Теймии, указывая на причины этого: “Все это происходило с Шейхом, по указанию Насра аль-Манбаджи [ненавидевший Шейха, за его выступления против ереси Ибн Араби и новшеств в религии: мое пояснение], и его влияния в стране, так как он захватил разум аль-Джашанкира (Бибарса), который получил в последующем абсолютную власть в стране, а покоренный Султан был с ним”].

 

И это (т.е. те ученые, которые свидетельствовали ему о иджтихаде) Шейх Камалуд-дин аз-Замалкани, и Шейх Садру-дин ибн аль-Вакиль, единственный, кто мог выдерживать дискуссии с ним (Ибн Теймийей).

 

Самое удивительное, что этот человек, был из величайших людей, стоявших против новшеств Рафидитов, и приверженцев Хулюлия и Иттихадия (воззрения некоторых суфиев, как Халлядж и ибн ‘Араби: мое пояснение), работ его в этом русле очень много, и они всем известны, а количество фатв его об этом, не поддаются исчислению.

 

Ох, как бы они обрадовались, если бы услышали тех, кто обвиняет его (сегодня) в неверии.

Поэтому, на том, кто «оделся в одежду знания» (тот, кто имеет отношение к Знаниям), и обладает разумом, лежит обязанность рассматривать речь этого мужчины из его известных книг, либо со слов тех, кто надежен [в знании о нем] из передатчиков.

 

Отделяя из этого то, что порицаемо, предостерегая от этого в виде благого наставления, и хваля его за те преимущества, в чем он являлся правым, как это в отношении всех остальных Учёных.

 

И если не было бы у Шейха Такъи-дина (Ибн Теймийи) заслуг, кроме его известнейшего ученика Шейха Шамсу-дина ибн Кайима Джавзия, автора полезнейших книг, от которых получили пользу и единомышленники и противоречащие (ему), то это было бы достаточное указание на его (Ибн Теймийи) великое место.

 

Да как же так, ведь о главенстве его в Науках, и отличительных его способностях в соображении и изложении, свидетельствовали Имамы, его современники из Шафиитов, не говоря уже о Ханбалитах!

 

А тот, кто вместе с этим, говорит в отношении него, о неверии, или на того, кто назвал его Шейх аль-Ислам, неверный, то не следует даже оборачиваться в его сторону, и не стоит даже обращать на него внимания [в его наговоре], напротив необходимо удержать его от этого, пока не осведомится он о истине [в этом вопросе] и не станет повиноваться правде.

 

А Аллах излагает Истину, и Он ведет по истинному пути. Достаточен нам Аллах, прекрасен Он как Покровитель”.

 

[Книга «Рад аль-Вафир» стр. 236-238, Издательство «Мактаб аль-Ислами» Бейрут 2004 г, и передал Хафиз ас-Сахави, ученик Ибн Хаджара, эти слова своего шейха в книге «Аль-джауахир уа ад-дурар» том 2, стр. 734-736].

 

✔ ️ Аль-Хафиз Ибн Хаджар написал длинную биографию Шейх-уль Ислама Ибн Теймии, да смилуется Аллах над ними обоими, в своей книге "ад-Дурар аль-Камина", в начале которой он сказал:

 

«Его отец забрал его из Харрана в 667 г. по хиджре, и среди его учителей были Ибн Абд ад-Даим, аль-Касим аль-Арбили, Муслим ибн Аллян, Ибн Аби Умар и аль-Фахр. Он сам прочел и переписал Сунан Аби Дауда, и хадисные джуз'ы, и изучал передатчиков хадисов и аль-'иляль (уязвимости в хадисах). Он приобрел глубокие познания и отличился, и опередил остальных. Он писал книги, преподавал и издавал фетвы, и он превзошел своих сверстников. Он обладал удивительной способностью быстро запомнить, он был отважным, он обладал глубоким знанием в вопросах, основанных на шариатских текстах, и логике, и глубоком познании мазхабов саляфов и поздних ученых».

Источник: «Ад-Дурар аль-Камина фи А'йан аль-Ми'а ас-Самина» том 1, стр. 168.

 

В его биографии ибн Хаджар привел многочисленные слова имамов, которые хвалили Шейх-уль-Ислама и подтверждали его имамство в логических и шариатских областях знаний. К примеру, он сказал:

«Я прочитал в рукопили аль-Хафиза Саляха ад-Дина аль-'Аля'и, где он написал биографию шейха наших шейхов, аль-Хафиза Баха' ад-Дин Абд-Аллах Ибн Мухаммад Ибн Халиля следующее: «Баха' ад-Дин учился у двух шейхов, у нашего шейха, господина и предводителя на пути Аллаха, выдающегося шейха, того, кто идет вместе с теми кто следует за ним, по наилучшему пути, того, кто обладает многочисленными добродетелями и сильнейшими доказательствами, и все народы подтверждают, что они не могут привести все эти доказательства, пусть Аллах даст нам возможность учится из его великого знания и облагодетельствует нас посредством его знания в этом мире и в мире вечном.

 

Он шейх, имам, ученый, учитель и яркая звезда, имам имамов, благословение для уммы, предводитель ученых, пример для людей, свет для требующих знание, угнетатель нововведенцев, море знания, сокровищница для тех, кто ищет пользу, толкователь Корана, чудо нашего времени, не имеющий себе равных в нашу эпоху, Такый ад-Дин, имам мусульман, довод Аллаха против мира, тот, кто присоединиться к праведным, последователь предшественников, помощник истины, знак руководства, выдающийся хафиз, самый красноречивый, опора шариата, обладатель блестящего знания, Абу аль-Аббас ибн Теймия».

Источник: «Ад-Дурар аль-Камина» стр. 186-187.

 

Ибн Хаджар Аскалани в «Фатхуль Бари», по поводу слов, которые произносил Джувейни, указывая на известную добавку к хадису о начале творения: «Был Аллах и ничего не было», а добавка: «…и Он сейчас на том на чём был», чем Джувейни отрицал «Истава аля Арш».

 

Ибн Хаджар говорит: «…иногда встречается в этом хадисе в некоторых книгах добавка, но нет подобной добавки в книгах Хадиса, предупреждал об этом величайший Учёный, Ибн Теймия, он из тех, слова которых в суждении по поводу хадисов и передач, беспрекословно принимаются».

См. «Фатхуль Бари» в пояснение хадиса под номером 2953.

 

Несмотря на то, что слова, которые мы привели и на которые ссылались, которые содержать высказывания аль-Хафиза ибн Хаджара, да смилуется над ним Аллах, или которое приводил Ибн Хаджра от других, говорят об уважении к Шейху аль-Ислам и подчеркивают его статус в области знаний и религии, это не означает, что аль-Хафиз не имел отличного от Шейха аль-Ислам мнения совсем ни в одной из областей знания, и что он никогда не критиковал его, потому что это то, что обычно происходит — ученые опровергают друг друга.

 

Но это не означает обязательно, что тот, кто опровергает другого, не уважает его или не ценит его статус, не говоря уже об обвинениях его в нововведениях и заблуждении.

 

Много лет назад Имам Малик, да смилуется над ним Аллах, сказал свои знаменитые слова: «Мнение любого может быть принято или отвергнуто, кроме обитателя этой могилы» или подобные этому слова, имея ввиду Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

 

И это не зависимо от того, кто был прав в каждом отдельном случае, будь то Шейх аль-Ислам или тот, кто имел отличное от него мнение и пытался опровергнуть его, аль-Хафиз ибн Хаджар или кто-то другой. Так что же если указать, что тем, кто был прав во всех или большинстве этих случаев, был Шейх аль-Ислам, да смилостивится Аллах над ними всеми.

 

Вы можете обратиться к многочисленным вопросам, в которых Шейха аль-Ислам критиковали, особенно Ибн Хаджар аль-Хейтами, о котором мы говорили выше, в том, что было написано имамом Ну'маном Хейр ад-Дин ибн аль-Алуси, да помилует его Аллах, в его полезной книге "Джаля аль-'Айнайн фи Мухакаматиль-Ахмадайн", имея ввиду Ахмада Ибн Теймию и Ахмада Ибн Хаджара аль-Хейтами.

 

Вы можете также посмотреть книгу "Да'ауа аль-Мунауи'ин ли Шейх аль-Ислам Ибн Теймия", которая является научным исследованием доктора Абд-Аллаха ибн Салиха аль-Гусуна.

 

То, что говорится в вопросе о том, что Шейх-уль-Ислам отклонился от правильной акыды и приписывал Аллаху, Свят Он и Велик, атрибутов Его созданий, то это явная подделка и вопиющая ложь против Шейх-уль Ислама и его манхаджа и акыды. Любой, кто прочитает его большие или малые работы поймет это. Среди этих текстов и правил, сослаться на все, из которых будет слишком трудно здесь, не говорят уже о цитировании их, есть такие его слова:

 

«Ранние поколения этой уммы и ее имамы единогласны в том, что нет никого и ничего подобного Аллаху, будь то в Его сущности или Его атрибутах и Его действиях. Один из имамов сказал: «Тот, кто уподобил Аллаха творению — кафир, и любой, кто отрицает то, чем Аллах Сам Себя описал - кафир, и то, чем Аллах Сам Себя описал и чем описал Его Его Посланник, не является уподоблением»"

Источник: «Фатауа Шейх аль-Ислам» том 2, стр. 126.

 

И он, да помилует его Аллах, сказал:

«Исчерпывающий ответ на все эти вопросов в том, что необходимо описывать Аллаха тем, чем Он Сам Себя описал, или чем Его Посланник описал Его, и так, как описали Его ранние поколения, и мы не должны выходить за рамки того, что сказано в Коране и хадисах.

 

Имам Ахмад, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Аллаха следует описывать только тем, чем Он Сам Себя описал или чем Его описал Его Посланник, и никто не должен выходить за рамки Корана и хадисов».

 

Манхадж саляфов заключался в том, чтобы описывать Аллаха так, как Он описал Себя и как Его посланник описал Его, не искажая и не отрицая и без вопросов «как» или уподобления Его созданиям.

 

Мы знаем, что то, что Аллах приписал Себе — истина, и нет ничего загадочного и таинственного в этом, напротив смысл этого должен пониматься так, как Тот, Кто сказал это, хотел, чтобы мы понимали это, особенно учитывая то, что Тот, Кто сказал это — более знающий о том, что Он говорит, чем кто-либо из людей, и самый красноречивый и больше всех остальных способный объяснить то, что Он хотел объяснить, и самый быстрый в объяснении, определении и наставлении.

 

В добавок ко всему этому, нет ничего подобного Аллаху, будь то в Его священной сущности или в Его именах и атрибутах или действиях. Мы твердо верим в то, что он обладает реальной сущностью и что Он совершает реальные действия, и обладает реальными атрибутами, и нет ничего подобного Ему ни в сущности, ни в атрибутах, ни в действиях.

 

И всё, что обязывает недостатки или то, что у Него есть начало, то Он далек от всего этого на самом деле, и о Нем следует думать, как о совершенном в той мере, более которой нет совершенства. Он не имеет начала, и Он не мог быть создан, потому что никогда не было времени, когда бы Он не существовал. Для всего сотворенного подразумевается наличие времени, когда оно не существовало, и творение требует творца, но Он существовал вечно.

 

Мнение саляфов — мнение умеренности, ни отрицание божественных атрибуты, ни уподобление Аллаха Его творениям. Они не уподобляют атрибуты Аллаха атрибутам Его творений, как они не уподобляют Его сущность сущности Его творений. Они не отрицают то, что Он приписал Самому Себе, или что Его Посланник приписал Ему, что приводит к отрицанию Его прекрасных имен и высочайших атрибутов и к перестановке слов от их мест и безбожии к именам и знамениям Аллаха.

 

И каждый из этих двух групп – уподобления и отрицание – объединил в себе уподобление и отрицание. Что касается отрицающих, то они поняли из имен и качеств Аллаха только то, что подобает творениям, а затем поспешили отрицать то, что на воображали, собрав таким образом между отрицанием и уподоблением.

 

Они сначала уподобили, а затем начали отрицать. И это уподобление их для понимаемого из имен и качеств Аллаха, именам и качествам Его творений, и отрицание того, чего он заслуживает, Свят Он, из Имен и качеств, уместных для Аллаха, Свят Он и Велик».

Источник: «Фатауа Шейх аль-Ислам» том 5, стр. 26-27.

 

Слов Шейха аль-Ислам по этому вопросу очень много, как мы уже сказали, но то, чего мы привели, достаточно. И Аллах наставляющий на прямой путь.

 

 

 

 

✔ ️ 14 Абу аль-Бакьа, Бахауддин ас-Субки

 

Другой ас-Субки, Абу аль-Бакьа, Бахауддин ас-Субки [К’адзий К’удат [Главный судья], Бахауддин, Мухаммад ибн ‘Абд аль-Барр ибн Яхья, Абу аль-Бакьа, ас-Субки, аш-Шафии. Родился в 707 г. А умер в 777 г.], да смилуется над ним Аллах, сказал, спросившему его о Ибн Теймийе и указавшему на то, что некоторые люди ругают его: «…Клянусь Аллахом, “о такой-то”, не относится пренебрежительно к Ибн Теймийе, никто кроме джахиля (невежды), или следующего за (своей) страстью. Невежда, не знает, что говорит, а последователь страсти, закрывает ему его страсть путь к правде (о Ибн Теймийе), после того как он узнал её».

[Книга «Рад аль-Вафир» стр. 97].

 

✔ ️ 15 Джалял ад-Дин ас-Суюти

 

Из знаменитых Шафиитов и предшественников Ибн Хаджара Хайтами, примечательна личность Джалялуд-дина ас-Суюти* аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах, и его слова о Ибн Теймийе: Шейх, Имам, Выдающийся Хафиз, Критик, Факьих, Муджтахид, блестящий Муфассир, Шейх аль-Ислам, апологет аскетизма, редчайший в свое время, Такъияд-дин, Абу Абас, Ахмад, сын Муфтия Шихабуд-дина ‘Абдул-Халима сына Имама Муджтахида, Шейха аль-Ислама Маждуд-дина ‘Абдус-Салама ибн ‘АбдуЛЛаха ибн Аби Кьасима аль-Харрани, один из выдающихся Ученых.

Родился в месяце Рабиуль-Авваль (10 [12] числа) 661 года, получал знания от Ибн Аби аль-Яср и Ибн ‘Абдул-Даима, занимался Хадисом, анализировал и определял (в хадисе), был блестящ в знании передатчиков (хадиса), в науке «’Ильяль аль-Хадис» и понимания его (хадиса), а также в науках Ислама и науке «Каляма» и других науках. Был морем Знания, и мудрецом, которых можно на пальцах пересчитать, и одним из немногих аскетов. Написал 300 томов (книг), был испытан и подвержен мучениям. Умер 20 числа месяца Зуль-Кь’ада 728 года”.

[Читайте у Джалялуд—дина ас—Суюти аш—Шафии в “Табакьат аль-Хуффаз” стр. 516-517. Издательство «Мактаба Вахба» Каир 1393 г.].

 

*[‘АбдуРрахмаан ибн аль-Камаль, Абу Бакр ибн Мухаммад ас-Суюти аш-Шафии. Известный ученый, автор многих полезных книг, соавтор Тафсира “Джалалайн”, который он завершил после начинания Джалалуддина аль-Махалли аш-Шафии. Родился в 849 г., и умер в 911 г.].

 

Также Джалял ад-Дин ас-Суюти говорил о ибн Теймии:

«Наследник пророков, последний из муджтахидов, благословение ислама, аргумент мутакаллимов, воскреситель сунны».

 

Источник перевод книги: Ибн Теймия, 5 том серии «знаменитые мужи» Разаетдин Фахретдин.  

 

✔️ 16 Мула ‘Али аль-К’ари

 

Это были предшественники Ибн Хаджара Хайтами, а теперь дадим слово его известнейшему ученику, Муле ‘Али аль-К’ари [Известнейший ученик Ибн Хаджара Хайтами аш-Шафии. Автор множества книг. Умер в 1014 г.], да смилуется над ним Аллах,который говорит о известнейшем ученике Ибн Теймийи, Ибн Кайиме Джавзия, комментируя слова последнего о Качествах и Атрибутах Аллаха в концепции выраженной его учителем Ибн Теймийей:

«Закончились его слова, - Ибн Каийма — прояснилось желаемое им, и стало ясно, что его убеждения согласованы с убеждениями приверженцев Истины из Салафов (предшественников), и большинства Халафов (последователей).

А отвратительные оскорбления и порицания не имеют места, и не в праве адресоваться ему. Поистине, слова его в точности соответствуют тому, что сказал Великий Имам Муджтахид (Абу Ханифа) в книге «Фикх аль-Акбар».

[Книга «Миркьатуль мафатих шарх аль-Масобих» 8/217. Издательство «Дар Кутуб ‘Ильмия» Бейрут 1422 г.].

 

«Я говорю: Всевышний Аллах защитил их — т. е. Имама Ибн аль-Каъййима и его Шейх-уль Исляма Ибн Теймию — от этих отвратительных характеристик! Любой, кто изучит шарх Имама Ибн аль-Каййима на "Маназиль ас-Саирин» Надима аль-Бари аш-Шейха Адб-Аллаха аль-Ансари, да освятит Аллах его тайну, который является шейхом аль-Ислам по мнению суфиев, ясно увидит, что они были из числа Ахли Сунна Уаль-Джамаа, и даже поистине они являются ученными этой уммы. Среди того, что Имам Ибн аль-Къаййим сказал в вышеупомянутой книге было следующее:

 

Аль-Мулла Али Кари говорит:

«Эти слова Шейх уль Ислама Ибн Таймийи подчеркивают его позицию как выдающегося ученого Ахли Сунна и его положение среди ученых, и они доказывают, что он не виновен в том, в чем его обвиняют его враги их числа джахмитов, а именно что он уподоблял Аллаха Его творениям, как они обычно обвиняли ученых хадиса и сунны, точно так же как рафидиты обвиняли их в том, что они насибиты, а насибиты обвиняли их в том, что они рафидиты, и муатазилиты обвиняли их в том, что они хашавиты.

 

Они унаследовали это от врагов Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, которые обвиняли его и его сподвижников в том, что они сабеи, и в том что они изобрели новую религию. И это то, что унаследовали ученые хадиса и Сунны от своего Пророка — люди лжи дают им оскорбительные прозвища.

 

Пусть Аллах очистит душу Имама аш-Шафии, который сказал, когда его обвинили в том, что он рафидит: «Если быть рафидитом означает любить семью Мухаммада, то пусть две расы (джиннов и людей) засвидетельствуют, что я рафидит».

 

И пусть Аллах будет доволен нашим Шейхом Абу аль-Аббасом Ибн Теймией, который сказал: «Если быть насибитом означает любить семью Мухаммада, то пусть две расы засвидетельствуют, что я насибит».

 

И пусть Аллах простит третьего — Имама Ибн аль-Къаййима — который сказал: «Если быть антропоморфистом означает подтверждать божественные атрибуты и считать их выше любого толкования лжеца, тогда Хвала Аллаху, я антропоморфист, приведите ваших свидетелей».

 

Источник: «Миркатуль-Мафатих» том 8, стр. 146-147.

 

Слова, которые привел Имам аль-Мулла Али Кари от Имама Ибн аль-Каййима он цитирует из его книги «Мадаридж ас-Саликин бейна Маназиль Иййака набуду уа Иййака Настаин» том 2, стр. 87-88.

 

Мулла Али Кари пишет в книге МИРКАТУЛЬ-МАФАТИХ толкование МИШКАТУЛЬ-МАСАБИХ:

«В книге «Шарх уш-Шама’иль», которая принадлежит ибн Хаджару, он [т.е. ибн Хаджар аль-Хайтами] говорит: «Ибн Кайим сказал, что его шейх ибн Таймия упомянул нечто удивительное, а именно, что, когда он [пророк] увидел своего Господа, положившим Руку между плечами, почтил это место концом чалмы.

 

Аль-’Иракий сказал: «Я не нашёл этому основы» – т.е. в Сунне. И сказал ибн Хаджар: «Поистине, это – из убеждений и из заблуждений этих двоих [ибн Таймийи и ибн Каййима], ибо основано это на том, к чему они оба пришли и что они оба усердно стремились доказать, и нападали на ахлюс-сунна (Ашаритов) за отрицание этого. А именно – утверждение стороны («джиха») и телесности («джисмия») в отношении Аллаха Та’аля.

 

И в этом отношении, им обоим принадлежат скверные и гнусные убеждения, от которых уши становятся глухими, и которые нужно расценивать как ложь и клевету («бухтан»). Да обезобразит Аллах их обоих, как и всякого, кто согласен с их утверждениями. Имам Ахмад и великие последователи из его мазхаба непричастны к их убеждениям, как же иначе, ведь это считается неверием у многих». Конец цитаты.

 


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 368; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!