Основные направления в теории познания.



Исходным для теории познания является во­прос «Познаваем ли мир?» В зависимости от ответа на этот во­прос выделяют две философские позиции — пессимистиче­скую и оптимистическую.

Пессимистическая позиция формируется в античной фи­лософии и в законченном виде отражается в скептицизме Пиррона, который не доверял ни чувствам, ни разуму. В дальней­шем сомнения по поводу познаваемости мира выражали Эразм Роттердамский, Мишель Монтень и др. Скептицизм в принци­пе не отрицает возможности познания мира, но выражает со­мнение в том, что это может быть сделано при помощи тех средств, которыми мы располагаем. Основы для скептической аргументации были предложены еще в Древней Греции: чувствам нельзя доверять, поскольку у разных людей могут быть разные ощущения (например, то, что нравится одному, вызывает отвращение у другого);

· чувствам нельзя доверять из-за того, что органы чувств посто­янно обманывают нас (например, преломление лучей света на границе воздушной и водной сред создает обман зрения - ис­кажение предмета);

· нельзя доверять и разуму, поскольку любое доказательство опирается на данные, которые тоже нужно доказать, и так до бесконечности. Следовательно, доказать ничего нельзя, если только не принять на веру бездоказательные аксиомы или догматы.

Агностицизм (от греч. agnostos - непознаваемый) - более сильный вариант пессимизма - течение, которое отрицает по­знаваемость объективного мира[3]. С обоснованием этой пози­ции в середине XVIII в. выступил английский философ Дэвид Юм (1711-1776). Он полагал, что невозможно логически дока­зать, что или кто вызывает наши ощущения - материальные предметы, наше сознание или бог. Поэтому этот вопрос следу­ет оставить открытым и честно признать, что мы ничего не можем знать об источнике наших знаний. Яркий пример агно­стицизма - философия И. Канта, согласно которому действи­тельный мир (или мир «вещей-в-себе») принципиально непо­знаваем. Все, что мы можем познать, - лишь «феноменальный мир», т.е. мир видимости, до неузнаваемости искаженный на­шими чувствами и опытом.

Однако большая часть философов настроена более опти­мистично и считает, что, хотя у человечества имеются далеко не все ответы на загадки природы, оно все глубже и глубже про­никает в ее тайны. Однако и здесь не существует единства по поводу того, чему принадлежит решающая роль в познании — чувствам или разуму.

Сенсуалисты (или эмпирики) полагают, что новое знание можно получить только на основе чувственного опыта, разум же замкнут в сфере уже известного.

Так, в умозаключении вывод, основанный на разуме и за­конах логики, не дает никакого приращения знаний по сравне­нию с посылками. Например, какое новое знание мы получаем из вывода «золото проводит электрический ток», если мы и так знаем, что «все металлы электропроводны»? Более того, за­ключение о том, что металлы электропроводны, нельзя полу­чить только при помощи разума. Для этого нужно провести со­ответствующие опыты. Следовательно, опыт и чувства первич­ны и идут впереди всяких логических рассуждений.

Рационалисты (сторонники первенства разума в познании) указывают, что данные, основанные на чувственном опыте, недостоверны.

Кстати, Бертран Рассел приводит такую притчу о недостоверности нашего каждо­дневного повторяющегося опыта. Некой курице хозяин ежедневно прино­сит зерно. Отсюда она делает эмпирический вывод о том, что появление хо­зяина обозначает появление еды. Но однажды хозяин появляется с но­жом...

Хотя опыт подтверждает, например, что брошенный камень всякий раз летит вниз, это еще не доказывает, что он не сможет после очередного броска полететь вверх. Для доказа­тельства необходим разум и теоретические расчеты (в данном случае — теория гравитации). Опыт и чувства много раз обма­нывали человечество; это касается, например, представлений о форме Земли или о вращении Солнца вокруг Земли. Более того, никаких новых данных чувства не могут получить без предварительной помощи разума. Ученый, который не приме­няет разум, а опирается только на чувства, будет собирать все, что видит: разрозненные факты вне логической связи друг с другом, и это будет чем угодно, но только не наукой. Опыт тео­ретически нагружен: любой эксперимент или научное наблю­дение подразумевают разумную гипотезу и цель, иначе они бессмысленны. Следовательно, разум и логические рассужде­ния первичны и идут впереди всяких чувств и опыта.

Сенсуализм и эмпиризм противоречат друг другу, однако их можно рассматривать и как дополняющие друг друга направле­ния, составляющие единство противоположностей. В таком ра­курсе, основанном на диалектическом методе, вопрос о первич­ности чувств или разума в познании снимается и они могут рас­сматриваться как две стороны единого процесса познания мира.

Помимо чувств и разума, признанных наукой в качестве ос­новных способностей человека, позволяющих получить новое знание, некоторые философы выделяют и ненаучные способы познания.

Интуиция как способность получить новое знание «по наи­тию», «в озарении» обычно связывается с бессознательным. Это означает, что процесс решения важной проблемы может проходить и на неосознаваемом уровне; например, Д.И. Мен­делеев (1834-1907) увидел во сне периодическую систему эле­ментов. Однако решение проблемы в интуитивном познании приходит не само собой, а на основе прошлого опыта и в про­цессе напряженных размышлений над проблемой. Человек, серьезно не занимающийся проблемой, никогда не решит ее при помощи «озарения». Интуиция находится на границе на­учных и ненаучных форм познания.

Остроумие имеет особое значение в познании как творче­ская способность замечать точки соприкосновения разнород­ных явлений и совмещать их в едином, радикально новом ре­шении. Большая часть философских теорий (как и научных изобретений) основана именно на тонких и остроумных реше­ниях. Остроумие по своим механизмам принадлежит к спосо­бам художественного познания мира.

Вера в религиозной философии является способом позна­ния «истинного мира» и собственной души. Настоящая и креп­кая вера создает сверхъестественную связь между человеком и истиной. Более того, сами «символы веры» в любой религии признаются непререкаемыми истинами, а вера в них делает не­нужной чувственную и рациональную проверку. «Верую, чтобы знать», - говорил средневековый схоласт Ансельм Кентер-берийский (1033-1109).

Мистическое озарение в мистических вариациях филосо­фии является путем к истинному познанию и трактуется как прорыв из «тюрьмы» окружающей человека действительности в трансцендентное, истинное бытие. Например, в неоплато­низме такое озарение понимается как экстаз, где душа челове­ка сливается со своим божественным источником. В мистиче­ских учениях существуют многочисленные духовные практики (медитации, мистерии), которые в итоге должны обеспечить выход человека на новый уровень познания.

Наука относится скептически к ненаучным формам позна­ния, однако некоторые философские течения считают, что нельзя ограничивать познание только чувствами и разумом.

 

 


[1] Знание можно понимать в двух смыслах - знания-умения (например, знания о том, как водить автомобиль) и знания-информация (знания о том, что такое ав­томобиль, из чего он состоит и каков принцип его работы). Гносеология интересу­ется знаниями-информацией.

[2] Понятие «чувство» многозначно: оно обозначает не только основные пять чувств человека, но и ряд «сложных» чувств, таких, например, как чувство любви. Однако, говоря о чувственном познании, имеют в виду только те конкретные (перцептивные) чувства, которые связаны с работой органов восприятия.

[3]Часто этот термин употребляется и по отношению к религии. Если верующие верят в существование бога, а атеисты не верят в него, то агностики просто воздер­живаются от ответа, указывая, что невозможно доказать ни то, что бог есть, ни то, что его нет.

 


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 160; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!