Структура познания. Виды познания.



Лекция 17. Сущность познания (гносеология)

План лекции

· Понятие познания. Субъект и объект познания. Развитие гносеологии.

· Структура познания. Чувственное и рациональное познание. Виды познания.

· Взаимодействие чувственного и рационального познания.

· Практика-основа познания.

· Основные направления в теории познания.

 

Вместо введения

«Что я могу знать?» - первый по порядку из трех наиболее существен­ных философских вопросов, поставленных И. Кантом перед филосо­фией. Поисками ответов на этот вопрос занимается гносеология (от греч. gnosis — знание + logos — учение). Традиционно она понимается как раздел философии, изучающий возможности познания, его фор­мы и методы, условия его истинности. Иногда для обозначения тео­рии познания (особенно в западной традиции) используется синони­мичный термин эпистемология (от греч. episteme - знание, наука + logos —учение).

Гносеология наряду с онтологией традиционно считается основопо­лагающей частью философской теории. Исторически философия на­чинается с размышлений о бытии и продолжается теорией познания. В XVII в. в философии произошел «эпистемологический поворот», при котором онтология уступила центральное место теории познания. Время неспешных размышлений о бытии прошло - человек хотел не созерцать, а преобразовывать мир. Для этого необходимо было дать ответ на основные вопросы, касающиеся познаваемости мира и ис­точников наших знаний: что такое познание? Какова структура позна­ния? Что мы можем знать о мире? Что такое истина, ложь и заблужде­ние? Каковы методы познания мира?

 

Понятие познания. Субъект и объект познания. Развитие гносеологии

Потребность в знаниях -  одна из неотъемлемых характеристик природы человека. Собственно, вся история чело­вечества может быть рассмотрена как ускоряющийся процесс развития, расширения, уточнения знаний - от технологий обра­ботки каменных орудий и добывания огня до способов получе­ния и использования компьютерных массивов информации.

Ценность знаний[1] и способов их получения увеличивается с каждым годом: ежедневно в мире появляются тысячи новых книг и компьютерных сайтов, а доля оцифрованной информа­ции исчисляется терабайтами. В социальной философии этот процесс обозначается как переход от индустриального общест­ва (основанного на производстве товаров) к обществу инфор­ мационному (основанному прежде всего на производстве и рас­пределении знания). В этой ситуации проблемы теории позна­ния в ряду разделов философии и философских дисциплин приобретают особую актуальность.

В целом под познанием понимают творческую деятельность человека, направленную на получение достоверных знаний о мире. Таким образом, познание есть активный творческий процесс, целью которого является достижение истины. Субъектом по­знания (тем, кто познает) является человек или общество в це­лом. Объектом познания (тем, что познается) является бытие в целом или же какая-то его часть.

Категории «субъект» и «объект» — во многом ключевые по­нятия для понимания теории и истории гносеологии. Под субъ­ ектом в философии понимается источник активности, дейст­вующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, чаще всего именно он именуется субъектом.

(Со)общество как совокупность людей тоже может высту­пать в качестве активного, деятельного начала и соответственно в качестве полноправного коллективного субъекта познания.

Многочисленные народные приметы, посвященные погоде, являются результатом процесса познания окружающего мира не одним человеком, а мно­гими поколениями людей, проживавшими на определенной территории.

Объектом в противоположность субъекту называют пас­сивную, страдательную, инертную сторону взаимоотношений, над которой производится деятельность. Для различных наук объектом познания являются определенные фрагменты мира: природа в физике, язык в языкознании, общество в социологии и т.д. Для философа таким объектом является бытие в це­лом или соотношение этого целого со своими частями (язы­ком, обществом, природой). Если объектом познания является природа, познание считается естественно-научным, если чело­век — гуманитарным, если общество — социальным. В двух по­следних случаях субъект и объект познания могут совпадать и, следовательно, можно говорить о самопознании.

Помимо объекта в научном познании часто выделяют пред­ мет — часть объекта, которая специально вычленяется позна­вательными средствами. Например, объектом всех гуманитар­ных наук является человек, но познавательные средства психо­логии направлены на духовный мир человека, археологии — на его происхождение, культурологии — на культуру, а этногра­фии — на нравы и обычаи человечества. Соответственно в каче­стве предметов этих наук выступают духовный мир, происхож­дение, культура и т.д.

От понятий «субъект» и «объект» также образованы терми­ны «объективный» и «субъективный». Субъективно все, что связано с субъектом, лицом, т.е. его воля, желания, стремле­ния, предпочтения, чувства и эмоции и т.д. Таким образом, субъективность есть характеристика внутреннего мира челове­ка или то личностное воздействие, которое сознание оказывает на взаимоотношения человека с миром. Субъективное отно­шение к чему-либо есть, как правило, вопрос вкуса и у разных людей оно может различаться. Субъективность больше отно­сят к мнениям, чем к знаниям, хотя и личное знание является субъективным уже в силу того, что принадлежит сознанию че­ловека, а не окружающему миру.

Объективно все то, что не зависит от сознания, воли, жела­ний. Например, вращение Земли вокруг Солнца, впадение Вол­ги в Каспийское море, утверждения «Сократ — это человек», «Ф.М. Достоевский — русский писатель» и т.д. являются объек­тивными фактами или отображениями этих фактов и никак не зависят от наших личных предпочтений. Вне зависимости от на­ших желаний Земля не прекратит своего вращения, Волга не по­вернет вспять, а Сократ не станет русским писателем.

С исторической точки зрения категории субъекта и объекта, субъективного и объективного стали вычленять довольно позд­но: в мифологии человек еще не отделял себя от окружающего мира, считая себя его частью. Он очеловечивал природу и нату рализировал человека. Здесь еще не существовало строгих обо­значений для субъекта и объекта, а наименования активного и пассивного начал были расплывчаты и во многом взаимозаме­няемы. Выделение собственно познания как особой формы дея­тельности стало возможным только после появления филосо­фии. Первые подходы к сущности познания разрабатывались в трудах Гераклита и Демокрита, Платона и Аристотеля.

Теория познания окончательно оформляется лишь во вре­мя эпистемологического поворота эпохи Нового времени, когда мир человека и природы был разделен на материальную приро­ду и жизнь сознания. Впервые два мира - физический и духов­ный - резко противопоставил друг другу Рене Декарт, обозна­чив основной характеристикой первого протяженность, а вто­рого - мышление.

Наука как изучение природного мира для ученых Нового времени строилась на механистических законах, отличавших­ся от законов духа. Прежде всего наука должна быть объектив ной, не зависящей от познающего субъекта: чувства, предпоч­тения, желания изгонялись из наук ради безличной строгости и четкости. Именно в это время между субъектом и объектом ус­танавливается четкая граница и рождаются классические пред­ставления о познании. Гносеология на многие столетия стано­вится ядром философского мышления.

В конце XVIII в. гносеология приобретает новый стимул в развитии. И. Кант переносит акцент с объекта познания на субъект, на то, что делает возможным само познание. Это сме­щение акцентов сам Кант назвал «коперниканский перево­рот», сравнивая новый подход к познанию с открытием враще­ния Земли вокруг Солнца.

В XX в. не только философия, но и наука также приходит к выводу о необходимости учета субъекта в процессе познания.

Немецкий физик Вернер Гейзенберг (1901-1976) сформу­лировал принцип соотношения неопределенностей, согласно которому в микромире невозможно точно описать одновре­менно положение и скорость частицы. Например, чем точнее будет измерено положение электрона в пространстве, тем бо­лее неопределенной становится его скорость. Это происходит потому, что наблюдение вносит возмущения и изменения в на­блюдаемый объект.

В XX в. приобретают популярность представления о том, что познание природы не может быть свободно от учета по­знающего субъекта. Философия занимается или поиском но­вых, неклассических, разумных оснований («нового типа ра­циональности») для познания мира, или обращается к ненауч­ным типам познания и иррационализму — к религиозной вере, чувствам, «экзистенции», бессознательному и т.д.

 

Резюмируя

1. Познание — это творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знаний о мире.

2. Субъект познания — источник активности, действующее лицо (чело­век или общество). Объект познания — пассивная сторона взаимоот­ношений, над которой производится деятельность (бытие в целом или его часть).

Теория познания в классическом виде оформляется вовремя эпи­стемологического поворота эпохи Нового времени, когда два мира — физический и духовный - были резко противопоставлены друг-другу

 

Структура познания. Виды познания.

В гносеологии выделяют два основных уровня познания — чувственный (эмпирический) и рациональный.

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека- зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания[2]. К формам чувственного познания относят ощущение, восприятие и представление.

1. Ощущение - элементарный чувственный образ, отобра­жающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д.  Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.

2. Восприятие отображает уже не отдельные свойства, а их систему, целостность. Так, мы воспринимаем лимон не как ки­слоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше воспри­ятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельно­го чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств.

3. Представлением называется чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Так, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. О возможности представления и его близости к восприятию говорит тот факт, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.

Однако чувственного познания недостаточно для позна­ния закономерностей существования мира. Человек выходит за ограниченные рамки чувств на уровне рационального позна ния, основанного на абстрактном мышлении. К формам рационального познания относят понятие, суждение и умозак­лючение.

1. Понятие есть мысль, которая отражает предметы, явле­ния и связи между ними в обобщенной форме. Например, по­нятие «человек» не тождественно простому чувственному об­разу какого-то конкретного человека. Оно обозначает в обоб­щенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различ­ной формы, размеров, окраски, а не образ какого-либо опреде­ленного стола. Таким образом, понятие схватывает не отдель­ные признаки предмета, а его сущность, например, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик то­же может входить в понятие «стол», если он используется в та­ком качестве).

2. Суждение — отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями уста­навливается связь, например: «Золото есть металл».

3. Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений выводятся другие. В логике первые суждения назы­ваются посылками, а заключительное суждение — выводом. Типичный пример умозаключения:

Посылка 1: Золото —металл.

Посылка 2: Все металлы электропроводны.

Вывод: Золото проводит электрический ток.

 

В целом уровневую структуру познания можно представить следующим образом:

Чувственное познание: ощущение, восприятие, представление.

Рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение.

 

Помимо уровней в гносеологии иногда выделяют и виды по­знания.

Обыденно-практическое познание основано на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте. Такое познание необходимо для правильного ориентирования и повторяющихся ситуациях в обыденной жизни, для физиче­ской работы. И. Кант называл познавательную способность, обеспечивающую эту деятельность, рассудком.

Религиозное познание представляет собой мышление при помощи догматов, которые признаются неопровержимыми. Реальность рассматривается через призму «символов веры», основным из которых является вера в сверхъестественное. Как правило, религия сосредоточена на духовном самопознании, занимая нишу, в которой бессильны и обыденное познание, и научное. Как форма получения и расширения духовного опыта религия оказала значительное воздействие на развитие чело­века.

Научное познание предполагает объяснение, поиск законо­мерностей в каждой области своего исследования. Оно требует строгой доказательности, четкого и объективного описания фактов в виде стройной и непротиворечивой системы. Здесь действует не приземленный рассудок, а разум, изучающий мир на глубоком теоретическом уровне. При этом наука не пол­ностью противопоставлена обыденно-практическому позна­нию: она принимает некоторые элементы опыта, а сам житей­ский опыт в современности учитывает многие данные науки.

Художественное познание основывается не на научных по­нятиях, а на целостных художественных образах. Оно позволя­ет почувствовать и чувственно выразить в литературе, музыке, живописи, скульптуре самые тонкие оттенки душевных движе­ний, индивидуальность человека, чувства и эмоции, уникаль­ность каждого момента жизни человека и окружающей его природы. Художественный образ как бы дополняет научное понятие. Если наука пытается показать объективную сторону мира, то искусство (наряду с религией) - другую, личностно окрашенную его составляющую.

Философское познание, рассматривая мир как целостность, представляет собой прежде всего синтез научного и художест­венного видов познания. Философия мыслит не понятиями и образами, а «понятиями-образами», или концептами. Эти кон­цепты, с одной стороны, близки к научным понятиям, по­скольку выражены в терминах, а с другой - к художественным образам, поскольку эти понятия не так строги и однозначны, как в науке, а, скорее, символичны. Философия также может использовать элементы религиозного познания (религиозная философия), хотя сама по себе она не подразумевает догма­тики.

Резюмируя:

1. В гносеологии выделяют два основных уровня познания — чувствен­ный (эмпирический) и рациональный.

2. К формам чувственного познания относят ощущение, восприятие и представление, к формам рационального — понятие, суждение и умо­заключение.

3. К основным видам познания относятся обыденно-практическое, ре­лигиозное, научное, художественное и философское. Философское познание направлено на получение целостного и обобщенного зна­ния о действительности.


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 3130; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!