Преобразования в содержании и методах музыкального образования православной ориентации в первой половине XVII столетия



В первой половине XVII века знаменная система пения еще занимала ведущие позиции в православном богослужении. По мере ее дальнейшего развития и усложнения, а также широкого внедрения в музыкально-певческую практику новой системы музыкальной письменности перед русскими мастерами пения встала задача разработки нового типа певческих руководств. Новые пособия должны были обеспечить более полное и глубокое изучение певчими знаменной системы пения как определенной совокупности различных музыкально-стилевых направлений и певческих жанров; облегчить певцам освоение музыкальных нотаций, соответствующих ее различным стилевым направлениям. Одним из первых таких музыкально-теоретических и практических руководств явился труд инока Христофора «Ключ знаменный», в 1604 году.

К важнейшим особенностям данного труда, отличающим его от аналогичных работ других авторов можно отнести: гораздо больший объем представленного в нем музыкального материала; значительно большее разнообразие помещенных в нем певческих жанров; представленность различных вариантов одних и тех же песнопений в различных роспевах; использование новых методических приемов, не встречающихся ранее в древнерусских певческих книгах.

Следует отметить, что во многих отношениях Христофор следовал принятым в то время традициям написания подобного рода учебных пособий. Он не отказался от методов перечисления и толкования отдельных знамен и более развитых знаменных комплексов. Была сохранена органическая связь теоретических сведений, осваиваемых певцами, с изучаемым ими музыкальным материалом.

Христофор не ограничивался в своем труде использованием традиционных для певческих руководств методов. Судя по дошедшим до нашего времени учебным пособиям, им были введены и новые для того времени методы и приемы. При этом основополагающим методом изложения учебного материала стал в его работе метод сравнения. Христофор обращался к нему много раз. И каждый раз он получал у него свое особое воплощение в зависимости от сравниваемых музыкальных явлений.

В частности, для сравнения особенностей знаменной и путевой нотаций Христофор ввел таблицы. Идея построения таблиц проста и наглядна: лист разделяется на ряд вертикальных столбцов, и в каждой паре столбцов выписываются параллельно путевые и соответствующие им столповые знамена. Получается своеобразное двоезнаменное изложение. Как видим, в основу построения таблиц положен метод сравнения знамен по их графическому начертанию.

Целиком на методе сравнения построено и словесное пояснение-толкование. Принцип сравнения использовался для показа соотношения попевок по гласам, и для раскрытия звуковысотных соотношений между знаменами, и для выявления различного характера мелодического развития, и для соотнесения знамен между собой по продолжительности звучания. Столь большое внимание к данному методу объяснялось тем, что он полностью согласовался с самим изучаемым материалом. Метод сравнения отвечал самой сути знаменного пения и потому получил широкое воплощение в музыкально-педагогической практике того времени, что и нашло отражение в «Ключе знаменном» Христофора.

Еще одним методом, получившим широкое претворение в «Ключе знаменном», был метод зрительной наглядности в изложении учебного материала. В данном руководстве он представлен двумя разновидностями. Во-первых, это особый способ изложения учебного материала в виде таблиц. Во-вторых – средство использования в дидактических целях определенного цветового решения при записи учебного материала, предусматривающее строго продуманное соотношение черного и красного цветов.

К примеру, в таблицах более знакомые певцам знаки были выписаны привычным для них черным цветом. Менее знакомые им путевые знамена прописаны киноварью. Тем самым Христофор концентрировал на них внимание обучающихся. Такое двухцветное попарное сравнение делало зрительно наглядным как сходство, так и различие графических обозначений, используемых в той или иной системе нотации. А так как некоторые знамена столповой и путевой нотации одинаковы по написанию, такая цветовая запись имела большое практическое значение. Причем, в музыкально-теоретических руководствах более позднего времени запись путевых знамен киноварью стала традицией. Итак, есть основания полагать, что в первой половине XVII века наблюдается не только обогащение арсенала педагогических средств, используемых русскими мастерами пения в процессе обучения богослужебному пению. Происходит достаточно четко выраженная переориентация его, заключающаяся в усилении роли музыкального начала в содержании музыкального образования. Свидетельством этого является впервые отмечаемая в музыкально-педагогических руководствах вариативность и взаимодополняемость методов музыкального образования, ориентированных на освоение учащимися одного и того же музыкального явления. При таком подходе духовное начало в музыкальном образовании отходит на второй план, что является отражением начинающегося кризиса знаменной системы пения.

 


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!