II . Родион Константинович Щедрин (род в 1932г)



Родился в 1932 году. В 12 лет поступил в Московское хоровое училище, а затем учился в консерватории на двух отделениях: композиции и фортепиано. Заканчивая консерваторию, он был уже автором балета «Конек-Горбунок» и Первого фортепианного концерта, который послужил для принятия студента 4 курса в члены Союза композиторов.

 С самого начала творческого пути Щедрин работает в различных жанрах. Оперы («Не только любовь», «Мёртвые души» по Гоголю), балеты («Анна Каренина» по Толстому, «Чайка» и «Дама с собачкой» по Чехову).

Важное место занимает фортепианная музыка. Композитор воспринимает как инструмент ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ, а полифония – главный принцип мышления. Полифонические произведения Щедрина: пьеса « Basso ostinato », «Полифоническая тетрадь» из 25 прелюдий, «24 прелюдии и фуги», расположенные по квинтовому кругу. К 300 летию И.С.Баха Щедрин написал «Музыкальное приношение» для органа, трех флейт, трех фаготов и трех тромбонов.

Список его произведений обширен. Это симфонии, концерты, сюиты, кантаты и оратории, камерные произведения, а также музыка для кино и театра.

Главными истоками музыки Щедрина в первую очередь является русский фольклор.

Одним из лучших произведений Щедрина является одночастный концерт для оркестра «Озорные частушки». Вместо слов здесь яркие частушечные напевы, а соревнуются не певцы, а инструменты.

 

Слушание: отрывок из концерта «Озорные частушки».

 

Фольклорные  традиции были продолжены композитором и других произведениях, таких как «Поэтории» и «Звоны».

Главная идея творчества Родиона Щедрина – найти в нашем конфликтном, бурном времени духовный идеал, обрести его в глубинных истоках русской культуры.

 

III . Эдиссон Васильевич Денисов (1929 – 1996гг)

 

Родился в Томске. Музыкальное образование получил в Томском музыкальном училище по классу фортепиано. Затем поступает в московскую консерваторию по классу композиции. По окончании учебы в консерватории остается в ней преподавателем. Крупный успех на композиторском поприще пришелся на 1964 год. Его сюита «Солнце инков» для сопрано, трех чтецов и ансамбля для 11 инструментов, на стихи чилийской поэтессы Габриэль Мистраль, стала ярким событием в музыкальной жизни.

Художественный мир Денисова многообразен. Он утверждал, что больше «учился у живописцев, чем у композиторов». Музыкально-живописные произведения писали конечно и до него. Это и «Картинки с выставки» Мусоргского, «Остров мертвых» Рахманинова, «Лунный свет» Дебюсси и др… Творчество французского импрессиониста Клода Дебюсси особенно увлекало Денисова. Сочинения Денисова предстают в изысканной цветовой гамме. Это «Жизнь в красном цвете» для голоса и инструментального ансамбля, «Знаки на белом» для фортепиано, «Черные облака» для вибрафона, «Голубая тетрадь» для сопрано, чтеца, скрипки, виолончели, двух фортепиано, трех групп колоколов. Названия других произведений вызывают пейзажные ассоциации: «Пейзаж при свете луны» для фортепиано и кларнета, «На пелене застывшего пруда» для девяти исполнителей и магнитофонной ленты, «Зимний пейзаж» для арфы, «Колокола в тумане» для оркестра. Некоторые произведения навеяны творчеством художников – оркестровая пьеса «Живопись» по картине

 Московского художника Биргера, «Три картины Пауля Клее» для альта и камерного ансамбля.

Свое творчество композитор посвятил служению КРАСОТЕ. «Красота – одно из самых важных понятий в искусстве», - говорил он. И главным источником красоты для него стала природа. «Я могу по-настоящему работать только тогда, когда у меня есть прямой контакт с природой. Я должен быть один, а перед окном должны либо шелестеть листья и подлетать ко мне птицы, либо я должен видеть чистый снег и лучи солнца, окрашивающие его в бесконечно разнообразные и незаметно меняющиеся краски», - писал Денисов. Его излюбленные ремарки в нотах – нежно, нежнейше. Преобладающая динамика от p до ppp.

 

Слушание: «Знаки на белом».

Слушание: Пьеса «Диана в осеннем ветре» из цикла «Три картины Пауля Клее».

Однако живописные образы не исчерпывают всего разнообразия музыки Денисова. У него есть вокальные циклы на стихи Пушкина («Твой образ милый») и Блока («На снежном костре»). А также инструментальные концерты: Фортепианный, Виолончельный, Скрипичный, Альтовый, две симфонии и др. В 80-90е гг Денисов написал ряд вариаций для разных исполнительских составов. Композитор также написал ораторию «История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа», Реквием. Не обошел вниманием Денисов и музыкально-театральные жанры – балет («Исповедь»), оперы («Четыре девушки», «Пена дней»).

 

 

IV .       Альфред Гарриевич Шнитке (1934 – 1998гг)

 

Родился в городе Энгельсе Саратовской области. Первые уроки музыки получил в Вене, где его отец работал переводчиком. Затем он поступил в Московское музыкальное училище на хоровое отделение. После училища он поступает в консерваторию на отделение композиции. После окончания консерватории до 1972 года работал в ней, преподавая композицию.

Его музыка – это сложный, трагический мир. Она отражает наше время – дисгармоничное, противоречивое. «Сама по себе жизнь, все, что нас окружает, настолько просто… что мы будем более честны, если попытаемся все это отразить. Пусть слушатель сам решает, что он понимает, а что нет», - так определил композитор свою творческую миссию.

Основными жанрами в творчестве Шнитке являются симфонические и камерные инструментальные произведения: симфонии, концерты для различных инструментов, пьесы для оркестра, кончерто-гроссо, фортепианный квинтет, квартеты, струнные трио, Гимны для ансамбля и др.

Есть у него сценические произведения: балеты («Лабиринты», «Эскизы», «Пер Гюнт»), хоровая и камерная вокальная музыка, музыка для театра и кино.

Еще в студенческие годы он увлекся ДОДЕКАФОНИЕЙ – новой композиторской техникой. В своих произведениях он ставил перед собой не только чисто технические задачи, но и «нравственно-моральные проблемы». Так дипломной работой стала оратория «Нагасаки» о страшных событиях 1945 года. С этими же событиями связан сюжет оперы «Счастливчик».

Вступление в пору творческой зрелости ознаменовалось созданием Второго скрипичного концерта (1966г). Сочиняя его Шнитке имел ввиду Евангелие, с его вечной темой страдания, смерти и воскресения. Солирующая скрипка и струнные инструменты символизируют Иисуса Христа и его учеников, а контрабас, духовые, ударные и фортепиано – Иуду и враждебную к христианам толпу.

В последующих произведениях содержание музыки становится все сложнее и трагичнее. Современный мир воплощается как хаос, в котором смешалось все – добро и зло, жизнь и смерть, возвышенное и вульгарное, вера и цинизм. Для музыкального стиля характерными становятся ПОЛИСТИЛИСТИКА и КОЛЛАЖ. Примером является Первая симфония (1972г). В ней переплетаются разные стили – классический и авангардный, джаз, бытовая музыка и т.п.

Одним из выдающихся произведений Шнитке является Альтовый концерт (1985г). Как антипод Альтового концерта появился Виолончельный концерт (1986г). Он был написан после тяжелой болезни, которая внесла перелом в сознание композитора. В те же годы Шнитке создает хоровые произведения, возрождающие традиции русской духовной музыки. Под впечатлением от смерти матери он пишет Реквием. Вслед за ним появилась Вторая симфония «Невидимая месса», а позднее кантата «История доктора Фауста». В старинном жанре русского хорового концерта написано одно из выдающихся произведений Шнитке – Концерт для смешанного хора с оркестром на стихи Григора Нарекаци (средневековый армянский поэт и монах).

 


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!