Слушание: «Молитва» из симфонии-действа «Перезвоны».



КОМПОЗИТОРЫ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XX ВЕКА: В.А.Гаврилин, Р.К.Щедрин, Э.В.Денисов, А.Г.Шнитке.

I .  Валерий Александрович Гаврилин (1939 – 1999гг)

 

В 60е годы в музыкальную жизнь страны входит молодое поколение талантливых композиторов. Жанровый и стилистический диапазон их музыки широк и многообразен. Для одних композиторов характерно радикальное обновление всех музыкально-выразительных средств. Другие идут по пути Свиридова и поисках нового обращаются к народно-песенным истокам. Представителем этого направления, получившего название «НОВАЯ ФОЛЬКЛОРНАЯ ВОЛНА» является Валерий Александрович Гаврилин.

Гаврилин родился в городе Кадникове Вологодской области. Отец в 1942 году погибает на фронте и мальчика определяют в детский дом. Там он занимался в хоре, сочинял. Однажды в детский дом приехал профессор из Ленинградской консерватории для отбора талантливых детей. Благодаря этому профессору Валерий попадает в специальную музыкальную школу в Ленинграде при консерватории. По окончании школы он поступает в консерваторию, которую заканчивает в 1964 году как композитор и музыковед-фольклорист.

Гаврилин хорошо знал не только народную песню, но и жизнь народа. Он легко сходился с людьми разных социальных групп, с интересом изучал их характеры, вслушивался в их речь и говорил: «Все они – деревенские, рабочие…курсанты…актеры, инженеры, дворники…- все помогают мне жить и быть человеком».

Свое творчество композитор адрессовал массовому слушателю. Главная задача для него - неустанно бороться за высокий музыкальный вкус народа, будить и просветлять человеческую душу.

В музыке Гаврилина сочетаются различные интонационные пласты – крестьянские, городские, эстрадные, частушечные напевы, архаичные мотивы плача, речевые интонации - шепот, говорок, рыдания, выкрик. Это все дает возможность воссоздать живой, реальный человеческий характер.

Музыка Гаврилина театральна, зрима. Он всегда стремился из любого сюжета создать в своем сочинении небольшое представленьице. Герои таких «представленьиц»- обыкновенные скромные люди , с нелегкой, подчас трагичной судьбой.

Успех и признание Гаврилину пришли в 1965 году, когда впервые прозвучал вокальный цикл «Русская тетрадь», за который композитор был удостоен Государственной премии РСФСР имени М.Глинки. Содержание цикла – это история трагической любви одной девушки, рассказанная как бы от ее имени. Песни написаны на современные народные тексты, но без использования подлинных народных мелодий.

 

Слушание: номер №2 «Страдальная» из «Русской тетради».

Вокальный цикл стал одним из любимых жанров Гаврилина. Кроме «Русской тетради» им написаны две «Немецкие тетради» на стихи Гейне, цикл «Времена года» на стихи Есенина, «Вечерок» на слова разных поэтов.

Композитор работал и в других жанрах. Бардовские песни вдохновили композитора на создание вокально-инструментального цикла «Земля» на стихи А.Шульгиной. Поэтические тексты, написанные в крестьянской манере, поются в ритме «бит» в сопровождении эстрадного вокально-инструментального оркестра.

Гаврилин писал и музыкально-сценические произведения. Это оперы («Моряк и рябина, «Пещное действо», «Семейный альбом»), балеты («Анюта», «Женитьба Бальзаминова», «Дом у дороги», «Подпоручик Романов»), музыка для театра и кино.

 

Слушание: «Вальс» из балета «Анюта».

Со сценическим действием связаны многие произведения Гаврилина, не предназначенные специально для сценических постановок. Этот жанр получил название «музыкальное действо» - крупная музыкальная форма, соединяющая ораторию и сценическое представление. К этому жанру относятся такие крупные произведения как «Скоморохи» и «Перезвоны».

«Перезвоны» - симфония-действо для солистов-певцов, большого хора, гобоя и ударных. Оно было исполнено в 1984 году в Ленинграде и отмечено Государственной премией СССР. Замысел произведения вынашивался целых семь лет. Действо продолжается 1,5 часа и состоит их двух частей. Несмотря на отсутствие оркестра, «Перезвоны» это эпическая песенная хоровая симфония. Они имеют подзаголовок – «по прочтению Шукшина». Творчество этого писателя было близко композитору. Литературно-поэтической основой стали тексты народных песен, пословицы, поговорки, детские считалки, прибаутки, стихи А.Шульгиной и самого композитора, фрагменты «Поучения Владимира Мономаха» (в переводе со старославянского академика Дмитрия Лихачева). В «Перезвонах» 13 хоровых частей и 7 инструментальных. В них предстают жизнь и судьба героя от колыбели до смерти. Герой – обобщенный, собирательный образ, в котором воплотились черты Степана Разина, атамана Кудеяра и других русских богатырей. Кульминацией является часть «Молитва» - торжественный монолог чтеца на фоне ударов большого колокола и исполнением хора закрытым ртом. Здесь произносятся слова «Поучения», которые и до сих пор не утратили своей актуальности и в наши дни – боязнь встать на путь зла, убить в себе духовное, утратить восприятие красоты жизни.

Свиридов так писал о «Перезвонах»: « Это написано кровью сердца…».

Этими словами можно охарактеризовать все творчество Валерия Гаврилина.

 

Слушание: «Молитва» из симфонии-действа «Перезвоны».


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!