Глава 2. Артефакты удивительной жизни



Портрет

На картине (размеры) изображён портрет немолодого мужчины с пышной седой бородой на пробор в повседневной монашеской одежде. Поверх рясы надет наперстный крест с украшениями как свидетельство высшего чина священства. Справа на картине подпись художника: «П.Большаков.1972 Москва». Известно, что архимандрит Августин (Судоплатов) на момент написания портрета (1972 год) – наместник Сергиево-Троицкой лавры. Ищем данные художнике П.Большакове, работавшем в семидесятые годы прошлого столетия. Данные очень скудны.  

В воспоминаниях известного художника и историка Василия Григорьевича Пуцко[11] написано о том, что в 1971 году художник П.Большаков писал портрет вновь избранного патриарха Пимена (Извекова): «…поселившийся в одном помещении со мной художник П. И. Большаков торопливо выполнял три портрета патриарха со старых фотоснимков. Едва успел к сроку, и полотна с еще не просохшей краской, одетые в роскошные рамы, водворили на предназначенные для них места. Один из них — в патриаршие покои. Первосвятитель, как потом сообщил тогдашний наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Августин (Судоплатов), был приятно удивлен и отметил, что сходство несомненное, но взгляд тяжеловат и кисть руки чересчур массивна. Последнее обстоятельство объяснялось просто: Большаков писал портрет с фотографии, на которой рука патриарха располагалась слишком близко к объективу, и дал себя знать эффект искаженной перспективы. Пришлось художнику потом исправлять эту погрешность...».

Портрет, переданный нам, скорее всего предназначался для портретной галереи настоятелей Лавры. Почему он оказался в Астрахани, является ли он единственным подобным портретом архимандрита Августина – повод для дальнейшего исследования.

Фотографии

Нам были переданы фотографии из архива архимандрита Августина (Судоплатова), которые так или иначе относились к его деятельности.

2.2.1. Фотография иконы Преподобного Сергея Радонежского, которую очень ценил Августин (Судоплатов), о чём свидетельствует надпись на обороте, сделанная самим архимандритом. Она гласит: «Это мне подарок доцента Московской Духовной Академии священника Алексея Остапова. «Это, - сказал он, - самая удачная и правильная копия изображения преподобного Сергия на иконах» (Игумен,19 декабря 1960 года, день Св.Николая)». Подпись «игумен» - свидетельствует о том, что на момент записи, 19 декабря 1960 года был наместником монастыря, Псково-Печерского).

2.2.2. В стареньком конверте от фотобумаги лежали 10 черно-белых фотографий размером 6х9 см. На обороте одной из них рукой архимандрита были сделаны две надписи: «Вступление в должность настоятельницы игуменьи Тавифы (Дмитрук) в Горненский монастырь в 7 км от г. Иерусалима. 10 августа гн.ст. 1960г.» и «Из Москвы по благословенiю Святейшего Алексия Патриарха Московского и всея Руси прибыла в Иерусалим 26 июля 1960 г. –игум. Варфоломей (Гонокровский), игуменiя матушка Тавифа (Софiя Дмитрук); инокини Марiя, Евфросинiя, Минодора и Евфросинiя c 26/VII по 10/VIII- 60г. Находились в РДМ в Иерусалиме». Надпись сделана неуверенным подчерком, скорей всего много позже произошедшего события, когда архимандрит болел и находился в преклонном возрасте. Об этом же свидетельствует и то, что надпись сделана шариковой ручкой, что вряд ли могло быть в 60 году – шариковые ручки появились много позже.

В справочнике мы нашли информацию, что игуменья Тавифа (Дмитрук София Ивановна; 1897 - 1972) с 1960 по 1967 год несла послушание в Иерусалиме, возглавляя Горненский монастырь.

Торжественное вступление в должность настоятельницы монастыря произошло как раз в тот самый момент, когда архимандрит Августин (Судоплатов) был начальником Русской Православной Миссии в Иерусалиме, о чем и свидетельствуют эти фотодокументы. На фотографиях, кроме монахинь, изображен и сам архимандрит с сопровождением, который непосредственно участвует в процедуре принятия игуменьей Тавифой должности настоятельницы Горненского монастыря. На наш взгляд, данные фотографии являются важными свидетельствами исторического события в жизни Русской Православной Церкви за границей.

2.2.3. Несколько фотографий посвящено визиту грузинской делегации в Иерусалим с целью исследования биографии Шота Руставели. В частности, поиски велись в Крестном монастыре. На одной из фотографий изображены ученые Академии Наук Грузии: профессор Акакий Гаврилович Шанидзе, профессор Георгий Васильевич Церетели, представитель Союза писателей Грузии Ираклий Абашидзе. Судя по тому, что фотографии бережно хранились архимандритом, встреча и знакомство с этими людьми для него имели важное значение. Об этом же свидетельствует и вырезка из газеты «Известия» от 13 сентября 1973 года, в которой помещался некролог с сообщением о смерти выдающегося филолога, востоковеда, крупнейшего арабиста, главы советской школы семитологии академика Г.В. Церетели. На полях заметки рукой архимандрита записано: «Написали книгу об Иерусалиме: «Палестинский дневник» (1962 года)».

С фотографиями лежал листочек в 1/8 листа с короткими заметками архимандрита Августина по поводу израильских встреч с делегацией грузинских учёных от 1960 года и результатах их исследований.

2.2.4. Еще одна фотография с интересной надписью на обороте. На ней изображен православный епископ в повседневном облачении. Архимандрит Августин комментирует: « 14\10-60 г. Епископ-араб…(далее имя непонятно – наши комментарии) …… (Иордания). Член союза Иерусалимской Патриархии. Это первый случай в истории Иерусалимской Патриархии, когда греки избрали в епископы араба. Хиротонию во епископа совершил патриарх Венедикт Иерусалимский 7 августа 1960 года».

Вывод.  Все переданные в музей фотографии имеют непосредственное отношение к пребыванию архимандрита Августина в Иерусалиме, дотированным в основном 1960 годом и свидетельствуют о важных исторических событиях, происходивших в тот период.

2.3. Книги

 Среди переданных в музей вещей архимандрита Августина (Судоплатова) было пять книг. Они были интересны с точки зрения того, в какие моменты своей жизни ими пользовался священник.

2.3.1. Пятый и второй тома Собрания сочинений известного лингвиста и литературоведа Д.Н. Овсянко-Куликовского. Им написано много работ о великих писателях-классиках XIX века. Представленные к исследованию тома посвящены творчеству Гейне, Гёте, Чехова, Герцена, Михайловского, Горького, Тургенева. Книги, датированные 1909 и 1910 годами, скорее всего были приобретены К.С.Судоплатовым ещё в студенческие времена и использовались  при подготовке к урокам литературы в то время, когда он работал учителем в школе.

2.3.2.  Книга с библиотечным штампом Псково-Печерского монастыря «Словарь церковно-славянских слов из священных и богослужебных книг протоирея Вознесенской церкви В.Михайловского. 1-ый выпуск. 9-е издание». – СПБ, изд-во Е.А.Поздняковой, 1894 г. Наверняка она стала настольной для начинающего священнослужителя в первые годы его пребывания в должности иеромонаха, а затем и настоятеля этого монастыря.

2.3.3. К тому же периоду жизни архимандрита Августина можно отнести и брошюру «Трехсотлетний юбилей славной защите Пскова во время осады его польским королем Стефаном Баторием в 1581 году. Речь, по сему случаю сказанная Псковским и Порховским епископом Павлом в Троицком кафедральном соборе перед благодарственным молебном, 8 –го сентября 1881 года». - изд-во «Славянская Типография» 1881 года. Эта книга, наверняка, тоже имела практическое значение и служила образцом при составлении торжественных речей на важных церковных мероприятиях.

Будучи в прошлом профессиональным учителем, архимандрит Августин также скурпулёзно подходил к подготовке своей священнической деятельности.

2.3.4. Брошюра - путеводитель на английском языке «Steimatzky's pictorial map. Jerusalem «The city of Bible and History» о местах, где некогда сбывалась история. В верхнем правом углу на обложке характерная запись рукой архимандрита синими чернилами: «Архим. Августин», а ниже пометка: «К истории РДМ». В верхнем левом углу первой страницы читаем надпись, сделанную рукой архимандрита Августина, скорее всего много позже, т.к. запись сделана шариковой ручкой: «Интересна карта Иерусалима в месте со стороны города.  2/ХI-60г. А.А.». Несомненно, это издание было дорого священнику как память о времени пребывания в Иерусалиме.

Вывод. Каждая из представленных книг как крохотный калейдоскоп раскрывает тот или иной период жизни архимандрита Августина (Судоплатова), и несомненно этим доказывает свою причастность к его удивительной биографии.

2.4. Орден

Орден находится в картонной коробочке темно-синего цвета на бордовой атласной подушечке. Никаких документов к этому ордену не прилагалось. На оборотной стороне ордена нет никаких надписей, нет номера награды, оборотная сторона гладкая. По внешнему виду при сравнении описаний подобных наград мы определили, что это Орден Святого Князя Владимира 2-ой степени. Он представляет собой посеребренную 48-конечную звезду с расходящимися от центра острыми гранеными лучами. Орден святого равноапостольного князя Владимира, трех степеней; учрежден в 1787 году. В 1917 году был упразднён.

В 1957 году Русская Православная Церковь учредила орден святого равноапостольного великого князя Владимира в 3 степенях в ознаменование 40-летия восстановления Патриаршества в России. Орденом награждаются Предстоятели и иерархи Поместных Православных Церквей, архиереи и клирики Русской Православной Церкви за многолетнее служение в священном сане или за заслуги перед Русской Православной Церковью, а также церковные и общественные деятели за полезные труды на благо Православия; этим орденом награждаются и различные церковные организации — епархии, монастыри, Духовные учебные заведения. Первоначально орден предназначался для награждения представителей зарубежных православных Церквей и других вероисповеданий. В центре нагрудного знака изображение святого князя Владимира и по кругу надпись - «За церковные заслуги». Орден святого равноапостольного великого князя Владимира - старейший орден Русской Православной Церкви.

В перечне кавалеров этого ордена[12] мы не обнаружили имени архимандрита Августина (Судоплатова). В его биографической справке сведений об этой награде также нет, хотя перечислены все его награды, полученные во время Великой Отечественной войны. До 1961 года этим орденом награждали только иностранцев. Следовательно, возможно, архимандрит Августин был награжден этим орденом после 1961 года. Мы можем предположить, что архимандрит Августин был награжден за плодотворную работу во время Иерусалимской миссии, закончившейся в 1961 год, но фактов или документов, подтверждающих это мы не имеем. Возможно, что история этого ордена еще ожидает своего исследования.

2.5. Могила

Судя по тому, что вещи нам были переданы местными жителями, возникло предположение, что последние годы архимандрит Августин (Судоплатов) прожил на своей родине, в Астрахани. Из биографической справки нам было известно, что скончался он 27 июля 1972 года, но не указано где. В семидесятые годы прошлого столетия астраханцев хоронили на старом городском кладбище улице С. Перовской.

В притворе храма Иоанна Предтечи на старом астраханском кладбище на стене весит план особенно значимых захоронений некрополя, составленный астраханским православным краеведом игуменом Иосифом (Марьяном). На этой карте находим под №6 захоронение архимандрита Августина (Судоплатова).

Справа от церкви, ближе к спуску - очень скромная, неприметная  могила.  Оградка объединяет два захоронения: рядом такой же крест, на котором табличка с надписью «Георгиевский Петр Николаевич 1891-1965г.».  Со слов служителя кладбища Антония, это тоже священник, служивший вместе с архимандритом Августином (Судоплатовым).

Итак, мы достоверно убедились в том, что архимандрит Августин (Судоплатов) умер и похоронен в Астрахани  в 1979г. И этот факт тоже может быть косвенным подтверждением того, что принесённые в наш музей вещи являются подлинными артефактами известного человека.

Заключение

Работа по выявлению принадлежности музейных артефактов конкретному человеку позволила нам узнать о выдающемся церковном деятеле, нашем земляке архимандрите Августине (Судоплатове).

Но это исследование привело к мысли о том, что ещё очень много тайн осталось и в биографии известного астраханца, и в истории его служения.

Цель, поставленная в начале работы, достигнута: нам удалось прямо или косвенно определить достоверность причастности переданных в музей артефактов к личности архимандрита Августина (Судоплатова).

Но работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы изучения жизни известного церковного деятеля. Перспективы дальнейшего исследования мы видим в более подробном, детальном изучении астраханского периода жизни архимандрита.  Было бы интересно узнать, как сложилась его жизнь после 1972 года, во время пребывания в Астрахани.

На наш взгляд, достоин внимания исследователя факт захоронения  архимандрита Августина (Судоплатова) в одной могиле с Георгиевским Петром Николаевичем и кем был этот человек.

Кроме фактов, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить военный период жизни К.С. Судоплатова, его участие в Великой Отечественной войне, за что он получил боевые награды; какова история появления ордена Святого Равноапостольного князя Владимира «За церковные заслуги» среди вещей архимандрита.

Исследование может быть полезно всем, кто увлекаются историей Православной Церкви советского периода, а также тем, кто интересуется историей школьного образования в Астраханской области.

Результаты нашего исследования могли бы помочь в оформлении исторической справки музея церковной истории в Астрахани.

 Работа может представлять интерес для краеведов, историков церкви.

Исследование помогло мне понять, как важно знать историю своей Родины, историю Русской Православной Церкви; осознать, как эта история может повлиять на судьбу человека.

В процессе работы над исследованием я приобрела опыт

- работы с архивными материалами;

- аналитической работы с известными фактами;

- поиска новых фактов в биографии известного человека.

Список литературы

1. Августин [(Судоплатов)], архимандрит, начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Из жизни Русской Духовной Миссии в Иерусалиме // Журнал Московской Патриархии. М., 1960. №10 (ЖМП). 17-19, http://www.e-reading.by/chapter.php/88031/69/Protoiereii_Aleksandr_Trubnikov_-_Blizhniii_Vostok_-_kolybel'_Pravoslaviya.html

2.  Автобиография архимандрита Августина (Судоплатова К.С.). 29 марта 1955 г. // Официальный сайт Архивного управления Главного государственного управления юстиции Псковской области:

http://www.archive.pskov.ru/node/2165.

3. Архимандрит Августин (Судоплатов) 1956-1959 // Страница сайта Псково-Печерского монастыря:

http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/abbots/66-arkhimand...tov

4. Астрахань. Храмы и монастыри.// Автор-составитель игумен Иосиф (Марьян) – Астрахань. - 2002.

5. ГААО.Ф.735.Оп.4.Д.99 .Л.79

6. ГААО. Ф.2575. Оп.1. Д.17.

7. ГААО. Ф.2575. Оп.1. Д.33.

8. ГААО. Ф.1848. Оп.3. Д. 111.

9. П. Какичев. Школьный инспектор //г. Волга, №234 – 26.11.1946г.

10. В.Г. Пуцко. Церковно-археологический кабинет: http://www.mosjour.ru/index.php?id=1634

11. Святые и подвижники благочестия земли астраханской. //Составитель игумен Иосиф (Марьян). – Астрахань, 2010.

12. Трубников Александр, протоиерей. Ближний Восток – колыбель Православия, ч. II, гл. 6. Иерусалимская Патриархия. -  Портал «Православный поклонник на Святой Земле».

 

.


[1]   http://archive.pskov.ru/avtobiografiya-arhimandrita-avgustina-sudoplatova-ks-29-marta-1955-g, ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 2. Д. 8. Л. 4-6.

[2]   П.Какичев. Школьный инспектор //г. Волга, №234 – 26.11.1946г.

     

[3] Трубников Александр, протоиерей «Ближний Восток – колыбель Православия, ч. II, гл. 6 – "Иерусалимская Патриархия", портал «Православный поклонник на Святой Земле».

 

[4] ГААО.Ф.735.Оп.4.Д.99 .Л.79

[5]   Астрахань. Храмы и монастыри.// Автор-составитель игумен Иосиф (Марьян) – Астрахань, 2002, С.168.  

[6] Автобиография архимандрита Августина (Судоплатова К.С.). 29 марта 1955 г. // Официальный сайт Архивного управления Главного государственного управления юстиции Псковской области:

    http://www.archive.pskov.ru/node/2165.

 

[7]   Святые и подвижники благочестия земли астраханской. //Составитель игумен Иосиф (Марьян). – Астрахань, 2010. – С. 295-329.

[8] http://www.astrakhan-ortodox.astranet.ru/vladyki/filipp.htm

[9]   ГААО. Ф.2575. Оп.1. Д.17.

    ГААО. Ф.2575. Оп.1. Д.33.

    ГААО. Ф.1848. Оп.3. Д.111.

[10] П.Какичев. Школьный инспектор //г. Волга, №234 – 26.11.1946г.

 

[11] http://www.mosjour.ru/index.php?id=1634, Церковно-археологический кабинет

 

 

[12] http://www.vladimirskysobor.ru/kavalery-ordena/rpc


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!