Свидетельства благочестия и добродетельности (подборки и цитаты, вдохновляющие Александру Федоровну).



    Благоче́стие — это истинное почитание Бога в исполнении всех Его законов и постановлений, это нравственная жизнь, обнаруживающая себя в христианском самообладании и терпении...

    Добродетель - это деятельное добро , моральное понятие, которое характеризуется желанием и способностью сознательно творить добро. Можно также сказать что добродетель это качество личности , совокупность идей и чувств , направленные на должное поведение. Это очень хорошее и полезное качество человека , обеспечивающее мир и порядок в обществе.

       Императрица была благочестива и добродетельна, как в семейной, так и в общественной жизни. Александра Феодороана очень любила посещать богослужения. Царица и Великие Княжны нередко пели в храме на клиросе во время Божественной Литургии. «А с каким трепетом, с какими светлыми слезами приступали они к Святой Чаше!» — вспоминал архиепископ Феофан Полтавский, духовник Царской семьи. Государыня часто говела и причащалась Святых Таинств. Она особенно почитала Пресвятую Богородицу и часто молилась Ей со слезами умиления. В последние годы Царская Семья бывала почти на всех богослужениях в государевом Феодоровском Соборе, который был оборудован и благоукрашен личными заботами Александры. В этом Соборе она устроила себе уединенный уголок, скрытый от посторонних взоров, где находился аналой, у которого она стояла, следя за службой по богослужебным книгам.

    Государыня тщательно изучала жития русских святых. Творения святых отцов были ее настольными книгами до самой мученической кончины.

Вот некоторые из записей, сделанные Александрой Феодоровной в своем дневнике:

v «Библию следует изучать умно. Ее следует изучать тщательно, так как каждая ее часть полезна для назидания, для исправления, для утешения, для помощи. Слово Божие - это лампада».

v «Жизнь каждого православного христианина – это маленький сад, где растут любовь, радость, мир, долготерпение, мягкость, доброта и другие духовные ценности».

v «Людям рядом с нами больше всего нужна просто доброта».

v «Никогда не падайте духом и не давайте падать духом другим».

v  «Как счастлив дом, где все – дети и родители, без единого исключения – вместе верят в Бога».

v «Всем христианским добродетелям надо учиться. Сами по себе они ни к кому не приходят. Мы должны учиться быть терпеливыми, кроткими, вежливо отвечать на резкие несправедливые слова и оскорбления. Мы должны учиться прощать обидчиков, самое трудное, что человек должен преодолеть самого себя».

v Самое доброе дело, которое учитель может сделать своим ученикам — это научить их вести жизнь, полную веры и мужества, — жизнь победителей.

    Александра Федоровна любила читать религиозную литературу. Чем жила, что чувствовала и к чему стремилась святая страстотерпица можно понять из записных книжек Императрицы по выпискам из Святых Отцов: о любви, о чести, о вере, о долге. Каждая цитата дает нам пищу для размышления. В них открывается подлинная Царица, истинная христианка, супруга и мать. Через них она обращается к сердцу каждого из нас, дает нам бесценные уроки счастливой, правильной, и, самое главное, богоугодной жизни. Приведу некоторые из них о Боге и жизни по вере:

ü Истинная вера проявляется во всем нашем поведении. Это как соки живого дерева, которые доходят до самых дальних веточек.

ü Мы знаем, что, когда Он отказывает нам в нашей просьбе, то выполнение ее было бы нам во зло; когда Он ведет нас не по той дороге, которую мы наметили, Он прав; когда Он наказывает или исправляет нас, то делает это с любовью. Мы знаем, что Он все делает ради нашего высшего блага.

ü Пусть на примере вашей жизни ближние увидят, что вера — это нечто большее, чем учение или соблюдение обрядов.

ü Воспоминание о прошлых милостях поддержит веру в Бога в испытаниях грядущих.

ü Не падайте духом, а спокойно доверяйтесь воле Божией, и, что бы вам ни выпало, переносите все во славу Господа, так как после зимы следует лето, после ночи — день, а после бури — тишина.

ü Мессию в Ветхом Завете много раз называют Слугой Божиим. Служение — это не что-то низменное, это Божественное.

ü Если наша любовь верная и искренняя, мы всегда уповаем на небеса.

ü Что такое молитва? Это когда мы находимся рядом со Христом.

ü Иных религия делает суровыми и угрюмыми. Но это не по-христиански. Религия, которую вдохновляет слово Христа, — солнечная и радостная.

ü Радость — это отличие христианина. Христианину никогда не следует впадать в уныние, никогда не следует сомневаться в том, что добро победит зло.

ü Христианская религия - религия радости. Но почему-то многие люди думают, что религиозная жизнь не может быть радостной. Они понимают, что отвергнуться себя необходимо, но не могут себе представить, что это может принести радость. На самом же деле нет более глубокой и радостной жизни, чем жизнь, наполненная самопожертвованием в служении Христу.

Заботами императорской семьи было воздвигнуто несколько православных храмов. На родине Александры Федоровны, в Дармштадте, построен православный храм во имя св. Марии Магдалины в память первой российской императрицы из Гессенского дома - Марии Александровны. 4 октября 1896 г. в Гамбурге в присутствии Николая II, Александры Федоровны, великой кнгягини Елисаветы Феодоровны, Великого Герцога Гессенского в память коронования российского императора и императрицы был заложен храм во имя Всех святых. На свои средства императорская семья по проекту архитекторов С. С. Кричинского и В. А. Покровского создала в Александровском парке Царского Села Феодоровский городок с придворным собором во имя Феодоровской иконы Божией Матери, освященным 20 авг. 1912 г., где была устроена молельная с аналоем и креслом для государыни. Подземный храм во имя прп. Серафима Саровского явился подлинной сокровищницей старинной иконописи и церковной утвари, в нем находилось Евангелие царя Феодора Иоанновича. Под покровительством императрицы работали комитеты по сооружению храмов в память моряков, погибших в русско-японской войне 1904-1905 гг., и собора Св. Троицы в Петрограде.

В июле 1903 г. Николай II и Александра Федоровна участвовали в торжестве прославления и открытия мощей прп. Серафима Саровского, на средства императорской семьи были сооружены рака и сень для мощей. За год до этого императрица прислала в Саровскую пустынь лампаду и церковные облачения с просьбой ежедневно служить молебен о ее здравии в часовне, устроенной над могилой прп. Серафима. Она была уверена, что благодаря молитвам преподобного Россия получит наследника.

Помогала Императрица Александра Феодоровна и всем нуждающимся, оказывая моральную и материальную помощь.

 

 

    5. Благотворительность

     «Если в нас живет слово Христа, оно заставит нас помогать другим», - гласит одна из записей, сделанная Императрицей Александрой Феодоровной . И Государыня, как истинная Православная христианка, проявляла любовь и сострадание к ближним, заботу о них. Из воспоминаний Софи Буксгевден, ее фрейлины и подруги: «Императрица ... была настоящей подвижницей благотворительности. Ей нравилось придумывать какие-то новые проекты и воплощать их в жизнь. Каждую деталь она тщательно продумывала, и во все вносила что-то свое. При обсуждениях всегда схватывала непосредственную суть вещей, выделяла наиболее практичные предложения, и самые лучшие и существенные поправки, как правило, исходили от нее. Все, кто соприкасался с нею в этих делах, не могли не оценить ясность ее мышления и здравый смысл. Она самозабвенно говорила об интересующих ее вещах и зажигала энтузиазмом единомышленников».

    Одним из первых начинаний императрицы Александры Федоровны, прославившейся своей благотворительной деятельностью, стало покровительство императорскому женскому Патриотическому обществу. Императрица много времени посвящала рукоделию: вышивала, шила и вязала вместе с дочерьми. Затем организовывала благотворительные ярмарки и базары, где продавались самодельные сувениры. Она оказывала покровительство многим благотворительным организациям:

Ø Дом трудолюбия с учебными мастерскими кройки и шитья и детским интернатом,

Ø Общество трудовой помощи образованным лицам,

Ø Дом трудолюбия образованных женщин,

Ø Ольгинский приют трудолюбия для детей лиц, находящихся на излечении в больнице св. Марии Магдалины,

Ø Попечительство императорского Человеколюбивого общества для сбора пожертвований на ремесленное образование бедных детей,

Ø Общество трудовой помощи «Улей»,

Ø царскосельские Общество рукоделия и Школа народного искусства для обучения кустарному делу;

Ø Всероссийское попечительство об охране материнства и младенчества,

Ø Братство во имя Царицы Небесной в Москве (при нем существовал приют для 120 детей - слабоумных, калек, эпилептиков - со школой, мастерскими, ремесленным отделением),

Ø Приют-ясли 2-го временного Комитета попечительства по охране материнства и младенчества,

Ø Приют им. императрицы Александры Федоровны в Харбине,

Ø ясли Петергофского Благотворительного общества,

Ø 4-й Петроградский комитет Всероссийского попечительства об охране материнства и младенчества с убежищем для матерей и яслями-приютом,

Ø «Школа нянь» в Царском Селе, учрежденная на личные средства Александры Федоровны,

Ø царскосельские Община сестер милосердия Российского общества Красного Креста (РОКК) и Дом государыни-императрицы для призрения увечных воинов,

Ø Крестовоздвиженская община сестер милосердия РОКК,

Ø 1-й Петроградский дамский комитет РОКК,

Ø Михайловское в память ген. М. Д. Скобелева общество врачебной помощи малообеспеченным женам, вдовам, детям и сиротам воинов, при обществе существовали амбулатория, стационарное отделение, приют для девочек - сирот воинов,

Ø Всероссийское Александро-Невское братство трезвости, при котором работали школа, детский сад, дачный поселок, книжное издательство, народные хоры.

    В период русско-японской войны Александра Феодоровна лично подготовила санитарные поезда и склады медикаментов для отправки на территорию военных действий. Неоценимый вклад внесла императрица в период первой Мировой войны (1914-1918), когда Россия потеряла убитыми, ранеными и пленными до 5 млн. человек. В 1914-1915 гг. императорский поезд побывал в Москве, Луге, Пскове, Гродно, Двинске, Вильне, Ковно, Ландварово, Ново-Свенцянах, Туле, Орле, Курске, Харькове, Воронеже, Тамбове, Рязани, Витебске, Твери, Лихославле, Ржеве, Вел. Луках, Орше, Могилеве, где императрица и ее дети посещали раненых воинов. Для подвижных и полевых складов императрицы создавались специальные поезда. При каждом складе были походная церковь и священник. Для оказания материальной поддержки раненым солдатам и их семьям были учреждены

Ø Верховный совет по призрению семей лиц, призванных на войну, а также семей раненых и павших воинов,

Ø Всероссийское общество здравниц в память войны 1914-1915 гг.

 

    Под покровительством императрицы находились лазареты: при Доме трудолюбия им. Е. А. Нарышкиной, при петроградском Ортопедическом институте, при Михайловском в память М. Д. Скобелева обществе и многих других. В Зимнем дворце работал в 1914 -1917 гг. Комитет склада императрицы.

    Но ее благотворительная работа не ограничивалась только административными обязанностями.  Когда началась I Мировая война во дворцовом госпитале Императрица сама с дочерьми начала учиться на сестер милосердия, и они ежедневно ухаживали за привезенными с поля боя солдатами. К концу года под ее опекой было уже 85 военных госпиталей и 10 санитарных поездов. В начале войны она приказала сделать ко дворцам пристройки, чтобы разместить там жен и матерей госпитализированных солдат, а также организовала пункты в Санкт-Петербурге для изготовления перевязочного материала и медицинских пакетов, где работали женщины разных классов.

    В это тяжелое время свое предназначение Императрица видит и в просвящении нуждающихся в этом людей, поддержании в них Православной веры. В письме от 21октября 1914 года Александра Феодоровна пишет: «О, любовь моя, как мне без тебя одиноко… Какое счастье, что мы причастились перед тем, как ты уехал – это дало силы и успокоение. Какое великое дело, что в такой момент у нас есть возможность причащаться, и хочется, чтобы другие помнили, что Бог нас всех благословляет – это не то, что мы по необходимости делаем раз в году в Великий Пост, а когда душа жаждет этого, и ей нужны силы. Когда я общаюсь с одинокими людьми, которые, я знаю, много страдают, я всегда касаюсь этой темы, и, с Божией помощью, мне много раз удавалось убедить их, что это необходимо делать и что это приносит облегчение и умиротворение многим усталым сердцам. С одним из наших офицеров я также говорила, и он согласился, и после этого стал таким радостным и мужественным и гораздо легче переносил боль. Мне кажется, что это одна из наших главных женских обязанностей – пытаться приблизить людей к Богу, заставить их понять, что Он нам близок и доступен и ждет, что мы с любовью и доверием обратимся к Нему. Застенчивость и ложная гордость многих удерживают – поэтому мы должны помочь им сломать эту стену».

О переживаниях Императрицы Александры Феодоровны за своих подданных, как о родных людях, видим мы из письма от 20 ноября 1914 года: « Сегодня утром мы присутствовали на нашей первой большой ампутации (я, как всегда, подавала инструмент, а Ольга вдевала нитки в иголки – была отрезана рука целиком). Потом мы все принимали раненых в маленьком госпитале (а самых тяжелых в большом). Я принимала искалеченных мужчин с ужасными ранами… даже было страшно смотреть, насколько они изранены… У меня болит сердце за них – я не буду больше описывать подробности, это так грустно. Я им особенно сочувствую, как жена и мать…»

Многие из аристократических кругов критиковали ее за работу по уходу за ранеными, считая, что это ниже ее достоинства. Александра Феодоровна писала в письме: “Некоторым может показаться, что мне не обязательно это делать, но я не просто присматриваю за госпиталем и помогаю насколько возможно, ведь от этого – только добро, сейчас на счету каждый человек. Это отвлекает людей от грустных мыслей“.

Однажды один из офицеров, который вышел из церкви, где проходила вечерняя панихида, был потрясён всем им виденным. У ограды кладбища остановился автомобиль, из которого вышла дама вся в чёрном и, войдя в ограду, обошла всё кладбище, молясь перед каждым крестом. Когда она дошла до офицера, то он узнал в ней Государыню Императрицу, которая одна ночью молилась за души погибших своих подданных. Этот случай говорит о великой любви и подлинной религиозности Государыни, которая служила Богу и людям до полной самоотдачи.

 


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!