Николая II Александровича, их семейная жизнь).



    Судьба династического брака висела на волоске. Но после нескольких дней мучительных раздумий принцесса дала согласие принять Православие. В письме к матери Цесаревич так описал это столь долгожданное им событие: «Нас оставили одних и… с первых слов согласилась! О, Боже, что со мной сделалось тогда! Я заплакал как ребёнок, она тоже, но выражение у нее сразу изменилось: она просветлела, и спокойствие явилось на лице её. Нет, милая Мама́, я Тебе сказать не могу, как я счастлив…Она стала совсем другой: весёлой и смешной, и разговорчивой, и нежной. Я не знаю, как благодарить Бога на такое Его благодеяние».

    Но сама Принцесса Аликс понимала, что не готова еще полностью принять Православие, и в то же время уже считала его тем идеалом, который она хочет достичь, чтобы быть такой же, как и ее Ники. «О, любовь моя, – писала она ему 8 мая 1894 г. – я хочу, чтобы Ты был всегда рядом со мной! Как бы ты мог мне помочь и научить меня быть лучше. Я всё ещё наполовину недостойна Тебя. Мне ещё надо так многому научиться, вот почему я тоже говорю, что мне не надо выходить замуж прямо сейчас, хотя разлука так тяжела, но лучше не торопиться. Подумай только о Вере, ты же не можешь ожидать от меня, чтобы я немедленно сразу всё узнала и поняла, а знать что-то только наполовину – нельзя. Я должна немножко выучить язык, чтобы иметь возможность слушать службу». 

    Принцесса Аликс  начинает тщательно изучать русский язык и постигать азы Православия. Она оказывается очень способной ученицей. Русская речь дается будущей Императрице  легко. Она старательно и упорно учит наизусть стихи Лермонтова, читает биографию Пушкина и Петра Великого, вырабатывает разницу в произношении «ять» и «е», чего не делают даже многие русские. Она быстро обучается писать и читать. Всего через месяц после начала обучения Принцесса пишет Жениху: «Я два часа занималась русским языком. Уже почти наизусть выучила молитву Господню».

    Чуть позже Принцесса Аликс смогла свободно разговаривать на русском языке. Позже Граф В. Э. Шуленбург, которому часто приходилось беседовать с Государыней, вспоминал: «Если кто-нибудь слышал Её Величество, говорившую на нашем родном языке, он, наверное, удивлялся тому, с какою свободой и даже правильностью говорила Государыня. Чувствовался некоторый акцент, но не немецкий, а английский, и он был не сильнее, чем у многих русских, начавших говорить с детства не на родном русском языке, а по-английски. Часто слушая Её Величество, невольно удивлялся, как быстро и основательно изучила она свой русский язык, сколько силы воли должна была Государыня употребить на это».

    Помимо обычного русского языка, Александра Феодоровна обучилась и церковнославянскому языку, на котором не только читала, но и писала. Её духовным наставником был специально посланный для этой цели протоиерей отец Иоанн Янышев. Это позволило ей читать богослужебные книги и творения русских святых.

    Но всё же главным проводником в Православие юной немецкой Принцессы был её Жених, Цесаревич Николай. «Я знаю, что полюблю Твою религию, – писала она ему в мае 1894 г. – Помоги мне быть хорошей христианкой, помоги мне, любовь моя, научи меня быть похожей на Тебя».

    Принцесса Аликс прониклась Православием именно потому, что перед ней постоянно был пример любимого человека, и этот человек был глубоко верующим Православным. Это потом Православие стало основой жизни Государыни Александры Феодоровны, это потом она будет читать Священное Писание и труды Святых Отцов по-церковнославянски, чем не могли похвастаться многие представители русской знати. Но первой причиной, почему Православие стало притягательным для немецкой принцессы, было то, что это была Вера ее сначала Жениха, а затем Супруга. Невольно вспоминаются слова Преподобного Серафима Саровского: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи».

    Конечно, это проникновение русской Веры проходило у Аликс постепенно. Вначале мы можем встретить в письмах к будущему Супругу наивные рассуждения об иконах и православных истинах, в которых сильно чувствовалось протестантское влияние: «Сегодня утром я читала много ваших молитв, переведённых на французский язык. Некоторые из них так красивы, но, сердце мое, мне не нужен посредник для моих молитв, я всё говорю Господу прямо и каюсь в своих грехах, и я знаю, что Он простит меня ради Сына Своего Иисуса Христа, Который умер, чтобы мы могли получить прощение и спасение. Я не хочу, чтобы мой Ангел-Хранитель просил за меня Бога. Моя молитва прямо возносится к Отцу Небесному. Я не хочу, чтобы Богородица вступалась за меня. Я не могу просить через кого-то, никогда так не делала: было бы ужасно, если бы сейчас меня принуждали бы к этому. Ах, если бы Ты был бы здесь, мне так много надо у Тебя спросить о том, что я прочитала. Иметь образы Богородицы и святых и целовать их – это я хорошо понимаю. Но молиться им, как и молиться Богородице? Зачем, Ники? Я могу любить, почитать и уважать Её как Матерь Господа и как самую чистую и лучшую Женщину из всех, кто когда-либо жили, но разве это причина, чтобы ей молиться? О, если бы только Ты был бы здесь, чтобы поговорить со мной об этом, это пугает меня. Мне нужна твоя помощь. Надеюсь, что не причиняю Тебе боли тем, как я об этом говорю. Но если бы ты только знал, как я себя чувствую. Я хочу быть хорошей христианской, но есть вещи, которые меня шокируют, и я хочу, чтобы Ты мне их объяснил. Чтение никогда не может дать ясного представления. Но Ты, такой истинный, такой добрый христианин, поможешь мне».

    Для того чтобы понять, насколько Православие вошло в жизнь Императрицы Александры Феодоровны, надо сравнить приведённые выше высказывания, будучи еще юной девушкой, с теми словами, которые она произносила уже в конце жизни, став сформировавшейся личностью. «Мой нежно Любимый, – писала Императрица Государю 6/19 мая 1913 г., – пусть святые Ангелы охраняют Твой сон, а Пресвятая Дева нежно бережно покроет Тебя Своим Покровом. Я вверяю тебя Ей, Богородице, скорбящей о всех нас и проявляющую неизреченную к нам милость». Характерен отрывок из письма Государыни А. А. Вырубовой из Тобольска 20 марта 1918 г.: «Как будто все святые угодники Божии особенно близки, и незримо готовят душу к встрече Спасителя мира. Жених грядет, приготовимся его встречать: отбросим грязные одежды и мирскую пыль, очистим тело и душу. Подальше от суеты, – все суета в мире. Откроем двери души для принятия Жениха. Попросим помощи у св. Угодников, не в силах мы одни вымыть наши одежды».

    9 октября Николай Александрович сообщил отцу Иоанну Янышеву, что Аликс «после борьбы переходит в Православие с убеждением». Один из авторов воспоминаний об Императрице Александре Феодоровне писал: «Государыня приняла Православие, его заветы со всем пылом молодой религиозной души, без малейшего ханжества, нигде публично не подчёркивая своей искренней любви к обрядности и сущности нового для нее понимая учения Христа. Она вся отдалась ему, увлекшись скрытым духовным содержанием нашей религии. Она действительно сделалась православной и по духу, и по мысли».

    Аликс прибыла в Российскую Империю незадолго до кончины Александра III - отца своего мужа.  Император Александр III скончался 20 октября 1894 года. Вскоре 21 октября в Крестовоздвиженской церкви Ливадийского дворца в семейной скромной обстановке состоялось Миропомазание Принцессы Алисы, которое совершил отец Иоанн Кронштадтский. Во время обряда крещения Алиса получила русское имя Александра Феодоровна. Отчество Феодоровна, она получила потом, перед венчанием. В тот же день был издан второй Манифест Императора Николая II, в котором сообщалось:«Сегодня совершилось Священное Миропомазание над Нареченною Невестою Нашей. Прияв имя Александры, Она стала Дщерию Православной Нашей Церкви, к великому утешению Нашей и всея России.  Возвещая всем верным Нашим подданным о сем желанном событии, повелеваем Высоконареченную Невесту Нашу Её Великогерцогское Высочество Принцессу Алису именовать Благоверною Великою Княжною Александрою Феодоровною, с титулом Императорского Высочества».

    Своё новое имя она получила в честь Святой-Мученицы Царицы Александры, а отчество, так же как и многие русские императрицы иностранного происхождения, от Феодоровской иконы Божьей Матери, которой благословили на царство первого Царя из Рода Романовых. Немецкие принцессы принимали православную веру перед образом Пресвятой Богородицы Феодоровской – покровительницей царской династии. А 26 октября 1894 года состоялось венчание Александры Феодоровны и Николая Александровича Романова. Император Николай II записал в дневнике: «И в глубокой печали Господь дает нам тихую и светлую радость: в 10 час. в присутствии только семейства моя милая дорогая Аликс была миропомазана и после обедни мы причастились вместе с нею, дорогой Мама и Эллой. Аликс поразительно хорошо и внятно прочла свои ответы и молитвы!»

    Вскоре 27 ноября 1894 года состоялась их свадьба. Этого дня с нетерпением давно ждали Император Николай Александрович и Великая Княжна Александра Феодоровна. Но ещё совсем недавно казалось, что он наступит не скоро, через год, полтора – не раньше. Однако смерть Императора Александра III стремительно приблизило его. Обряд бракосочетания Императора Николая Александровича с Великой Княжной Александрой Феодоровной проводил Иоанн Кронштадский.

После свадьбы Александра Феодоровна записала в дневнике мужа:

«Я никогда не верила, что в мире может быть такое полное счастье - такое чувство общности между двумя смертными. Больше не будет разлук. Соединившись, наконец, мы связаны на всю жизнь, а когда эта жизнь закончится, мы встретимся снова в другом мире и навечно останемся вместе».

Позже в своем дневнике Александра Феодоровна сделает много записей о семье и семейных отношениях, которые актуальны и в наши дни, и могут служить напутствием для современных семей. Вот некоторые из них:

·  « Хорошая жена — это благословение  Небес, лучший дар для мужа , его ангел, …а ее молитвы — его адвокат перед Господом».

· «Еще один важный элемент в семейной жизни — это единство интересов… и так они еще больше сближаются».

· «Еще один секрет счастья в семейной жизни — это внимание друг к другу… сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и искренних чувств ».

·  «Хорошая жена – хранительница семейного очага.»

· «Для каждой женщины главная обязанность – это устройство и ведение ее дома»

Александра Феодоровна смогла создать атмосферу семейного тепла и счастья тех ранних лет. Вот как пишет об этом Анна Вырубова, ее подруга: «Какой бы монотонной ни казалась жизнь Императора и его Семьи, она была безоблачной и счастливой. Никогда, за двенадцать лет жизни с ними, я не слышала, чтобы Император и Императрица обменялись бы раздраженным словом, не видела сердитого взгляда. Для него она всегда была “солнышко“ или “родная“, и он входил в ее комнату, задрапированную лиловым, как входят в обитель отдыха и покоя. Все заботы и политические дела оставлялись за порогом, и нам никогда не разрешалось говорить на эти темы, Императрица же держала свои тревоги при себе. Она никогда не поддавалась искушению поделиться с ним своими треволнениями, рассказать о глупых и злобных интригах ее фрейлин или о неприятностях, связанных с учебой и воспитанием детей. «Ему надо думать обо всем народе», – говорила мне она». Александра Феодоровна была любящей женой и помощницей государя Николая II.

Счастливая улыбка вернулась к государыне с рождением первого ребенка – дочери, Ольга в 1895 году. За Ольгой последовали еще трое дочерей: Татьяна (1897г), Мария (1899г), Анастасия (1901г). Александра Феодоровна полностью посвятила себя семье. Дети в императорской семье были окружены материнской заботой и любовью. «Бог впервые приходит к детям через любовь матери, потому что материнская любовь как бы воплощает любовь Бога, и она окружает жизнь ребенка нежностью», — говорила Государыня Александра Феодоровна.Детей она вскармливала сама, не боясь испортить фигуру, для Монаршей особы того времени это было отступлением от условностей, тогда было принято нанимать кормилицу.

    Но долгожданное рождение Наследника Престола, сына Алексея в 1904, вернуло Александру Фёдоровну в привычное состояние тревоги и меланхолии. У сына обнаружилось страшное наследственное заболевание – гемофилия. Истекающий кровью сын, который мог умереть от любой царапины, стал постоянной болью Александры Феодоровны и Николая II.

    О царской семье и совместной жизни Александры Фёдоровны и Николая II до сих пор ходит множество слухов, которые корнями уходят в далёкое прошлое. Родились сплетни в ближайшем окружении монархов. Но личная жизнь Александры Феодоровны и её возлюбленного Ники, тем не менее, сложилась прекрасно.

    Супруги сумели сохранить трепетные чувства до самой смерти. Они обожали своих детей и с нежностью относились друг к другу. Об этом сохранились воспоминания их ближайших друзей, не понаслышке знавших об отношениях в монаршей семье. Венценосная семья сделалась образцом подлинно христианской, сплочённой семьи. Государыня несла заботы о воспитании и обучении детей, передала им свою религиозность.

     Об основных принципах воспитания детей в царской семье можно судить по записям из дневника Александры Феодоровны: «Что касается детей, то долг родителей — подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог»,«Воспитывать детей надо собственным примером», «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни».

    Для государыни во взаимоотношениях с супругом очень важными были терпение, взаимное внимание, единство интересов, удерживание от ссор. Дети видели все это и понимали. Они росли в атмосфере любви и уважения родителей друг к другу.

    Царь и царица воспитывали детей в преданности русскому народу. «Дети должны учиться самоотречению, учиться отказываться от собственных желаний ради других людей», - считала Государыня. «Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения, - говорил Государь, - такими должны быть и мои дети».

    В основе воспитания детей Александра Федоровна полагала религиозное воспитание: « Некоторые матери очень преданно любят своих детей, но думают только, главным образом, о земных вещах. Они нежно склоняются над своими детьми, когда те болеют. Они много работают и во всем отказывают себе, чтобы прилично одеть своих детей. Они очень рано начинают их учить понемногу и постоянно развивают их умственные способности, чтобы они со временем заняли достойное место в обществе. Но духовному развитию детей они не уделяют такого внимания. Они не учат их Божией воле. Есть дома, в которых дети вырастают, никогда не услышав молитвы от своих отцов и матерей и не получив никакого обучения духовного. С другой стороны, есть дома, где постоянно ярко горит лампада, где постоянно говорят слова любви ко Христу, где детей с ранних лет учат тому, что Бог их любит, где они учатся молиться, едва начав лепетать».

« Как счастлив дом, где все - дети и родители, без единого исключения - вместе верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом, как преддверие Неба. В нем никогда не может быть отчуждения».

«Религиозное воспитание - самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребенку», - писала в дневнике Государыня. Духовный стержень - это основа нравственно здоровой личности. Духовное воспитание ребёнок получает в семье, дома. Дом для Государыни - «это место тепла и нежности. В христианском доме должна жить любовь. Он должен быть местом молитвы. Именно в молитве мы черпаем благодать, нужную нам»

    Нетрудно проследить непонимание в обществе и растущую непопулярность Царицы. Не желая афишировать болезнь наследника и свое ухудшающееся здоровье, Александра Феодоровна поневоле становилась добычей дворовых пересудов, непонимания и осуждения.

Я считаю, что Александра Федоровна была удивительной матерью: доброй, очень теплой, отзывчивой к нуждам своих детей. И этим она может быть примером для многих женщин и в наше время.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 60; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!