Д вижение за возврат к старой синтоистской религии



Для закрепления своей власти новые правители Япо­нии ‒ сёгуны из клана Токугава ‒ всемерно препятство­вали общению японцев с чужеземцами. Они стремились опереться на старые японские традиции, отрешиться от китайско-корейского влияния. В стране возникает, особен­но в XVIII в., движение за возврат к старой синтоистской религии. Этому способствовало и то, что буддистские монахи, вмешавшиеся в годы смут в феодальные междоусоби­цы и переставшие следовать правилам своей религии, а в эпоху сёгуната превратившиеся в своего рода полицейских чиновников, утратили свой прежний авторитет в народе.

«Переворот Мейдзи» 1867 ‒ 1868 гг .

Синтоизм восстановил светскую власть микадо и покончил с засильем старой феодальной знати. Это было вполне естественно, так как именно синтоизм проповедует божест­венность императорской власти. Микадо попытался даже в 1868 году совершенно запретить буддизм и объявить синтоизм единственной религией Японии. Но из этого ничего не получилось: буддизм сильно укрепился среди народных масс. Тогда было решено более резко разделить обе ре­лигии: из синтоистских храмов были удалены буддистские изображения и принадлежности. Но и размежевание ре­лигий не удалось: слишком уж крепко они срослись. В 1889 г. в Японии была объявлена свобода вероиспове­дания.

Распространение синтоизма и буддизма в Японии

С этого времени чистый синтоизм получил значение придворного императорского культа: официальные празд­ники, обряды ‒ синтоистские. В быту же народа обе рели­гии переплетаются: например, рождение детей сопровож­дается синтоистскими обрядами, ребенка поручают покро­вительству синтоистских божеств, погребальный же культ целиком в руках буддистских монахов. Есть и некоторое географическое размежевание культов: традиционный центры синтоизма ‒ провинции Идзумо и Сацума. В остальных провин­циях Японии более силен буддизм, который в Японии далеко не един, а раздроблен на множество школ и сект.

Д огмат о божественности императорской власти

В отличие от буддизма с его сложной и утонченной религиозно-философской догматикой, синтоизм до сих пор сохра­нил черты глубоко архаического культа. Синтоизм не един: он делится, прежде всего, на официальный храмовый синтоизм и сектантский синтоизм. Храмовый синтоизм был до конца второй мировой войны государственной религией Японии. Главный стержень его ‒ догмат о божественности императорской власти. Император (микáдо ‒ «высокие ворота» ‒ устаревший титул для обозначения императора Японии, в настоящее время чаще называемого «тэнно» ‒ «сын Неба») ‒ потомок богини Аматерасу. Каждый японец обязан абсолютно повиноваться его священной воле. Дворец императора ‒ святилище. Гроб­ницы умерших императоров также делаются святилищами. Важнейшие государственные и религиозные праздники были связаны с днями памяти выдающихся императоров, начиная с легендарного Дзимму-тенно.

Синтоистские секты

Синтоистские секты очень многочисленны, их насчи­тывают многие десятки. Большинство из них недавнего происхождения, появившиеся не раньше XIX в. По своему вероучению они сильно различаются между собой. В одних ясно видны пережитки примитивных культов. Таковы, на­пример, «горные» секты с их подчеркнутым культом горных вершин как местопребывания богов. В других за­метно влияние буддизма, конфуцианства. Есть секты интеллигентского состава и есть массовые.

С емейно-родовой культ предков

Крупную роль в синтоизме играет семейно-родовой культ предков, напоминающий конфуцианский в Китае. Считается, что каждый умерший превращается в ками (общее название для всех духов и богов), и глава семьи, глава рода совершает ежедневные моления им и приносит жертвы. В каждом доме имеется семейный алтарь ‒ камидана ‒ с небольшим шкафчиком для табличек умер­ших (китайское влияние).

Божества

Объектом публичного культа служат многочисленные духи и божества, местные и общенародные. Этих божеств и духов великое множество: в текстах говорится о 8 миллионах ками (число «8» ‒ свя­щенное у японцев). Наиболее чтимые из них: Аматерасу (богиня солнца), Сусаново (бог бури), Инари («ри­совый человек», покровитель земледелия; изображается с двумя охапками рисовых колосьев и часто с лисицей). Видное место в синтоистском пантеоне занимают знаме­нитые императоры и другие выдающиеся лица древно­сти.

С вященные места

Почитанием пользуются также священные места, особенно горы: среди них на первом месте ‒ вулкан Фуд­зияма. Сохранились следы  древнего культа животных, особенно лисицы, обезьяны и т. п.

Синтоистские храмы

Синтоистские храмы отличаются от буддистских большей простотой. На­ружная ограда их всегда имеет ворота (тории) с высокой поперечной балкой. В главном святили­ще храма хранятся фетиши ‒ эмблемы божеств: зеркало, меч и др., а также гохеи ‒ белые бумажные ленты на бамбуковых палочках ‒ замена священного де­рева с развешанными на нем жертвенными лоскутками. К наиболее известным синтоистским храмам сходятся в опре­деленные дни десятки тысяч паломников.

Синтоистские жрецы

Синтоистские жрецы ‒ каннуси ‒ передают свою дол­жность по наследству, от отца к сыну, но они обычно зани­мают одновременно и какие-нибудь светские должности. Жрецы делятся на восемь рангов. Высший из них занят лицами княжеского происхождения.

Синтоистский культ

Синтоистский культ очень прост: он сводится к произ­несению молитвенных формул ‒ норито ‒ и принесению жертв (рис, овощи, рыба и т. п.). Но в нем есть и черты шаманизма: обряды, при которых жрец доводит верующих до состояния исступления, чтобы они могли общаться с бо­жеством. Важную роль в синтоистском культе играет обря­довая чистота: ничто нечистое не должно касаться священ­ного места; соприкоснувшийся же с нечистотой человек должен подвергнуться очистительному обряду. Дважды в год, 30 июня и 31 декабря, устраиваются всенарод­ные очистительные церемонии (мацури). Нечистым же в синтоизме считается особенно кровь и все связанное со смертью.

Этика синтоизма

Этика синтоизма тоже чрезвычайно проста. Главной моральной заповедью храмового синтоизма было безого­ворочное повиновение императору. Самыми тяжкими гре­хами считаются, что очень характерно для земледель­ческого народа, порча ирригационных сооружений, пло­тин, а также чрезмерная жестокость к животным (о че­ловеке ничего не говорится). Такую крайнюю несложность моральных предписаний сами синтоисты объясняют ино­гда тем, что японцы-де ‒ народ от природы нравствен­ный и им не нужны религиозно-моральные заповеди и запреты.

Синтоистская религия вообще целиком обращена лицом (как и конфуцианство) к земной жизни и потусторонним миром мало интересуется. Суть ее ‒ религиозное освящение исторически сложившегося в Японии социально-политического строя.

« Д иректив а » об отделении синтоистской религии от госу­дарства

Так было до 1945 г. Поражение Японии во Второй миро­вой войне и крушение милитаристско-шовинистических планов пошатнуло устои официальной религии. Оккупа­ционные американские власти издали в декабре 1945 г. «директиву» об отделении синтоистской религии от госу­дарства. 1 января 1946 г. микадо обнародовал «рескрипт», осудивший прежнюю государственную доктрину о божест­венности императора и о превосходстве японского народа над всеми другими народами. Особыми правительственны­ми распоряжениями отменялись все публичные церемонии поклонения микадо и религиозное воспитание в школах. В неприкосновенности был оставлен лишь придворный культ.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!