К атолически е миссионер ы в Японии



С. А. ТОКАРЕВ. РЕЛИГИИ ЯПОНИИ

Глава из книги «Религия в истории народов мира»

 

В Японии исторически укрепились и доныне продол­жают господствовать две религии: синтоизм и буддизм. Первая из них ‒ чисто национальная, вторая ‒ занесена в Японию извне. Взаимоотношения между обеими религиями развивались чрезвычайно сложно.

Древ н яя мифология

Источники изучения древнейшей религии японцев весьма скудны и ненадежны. Мифологические и легендарные рассказы содержатся в японских летописях «Кодзики» и «Нихонсёки» («Нахонги»), составленных в VII ‒ VIII вв. н. э.

Создание земли и Японских островов

По космогонической теории японских жрецов, вначале были небо и земля. Они породили сначала трех богов, по­том еще двух; далее еще пять пар богов появились друг за другом. Но эти боги представляли собой лишь отвлеченные понятия и не были предметом культа. Только последняя из этих пар богов имеет определенные имена и образы: это супружеская чета Идзанаги и Идзанами. Идзанаги ри­суется творцом и демиургом, создавшим землю и, в част­ности, Японские острова. Острова он создал, стоя со своей супругой на небесном мосту и возмущая море длинным копьем: от капавшей с копья морской воды и произошел первый остров, потом так же были созданы и другие.

Б огин я Аматерасу

Вслед за тем Идзанаги создал из своего левого глаза солнце, солнечную богиню Аматерасу, одно из важнейших почи­таемых японцами божеств. Богиня Аматерасу считается, в частности, предком императоров Японии, и прежде всего первого из них ‒ Дзимму-тенно (полулегендарная лич­ность, относимая к VII в. до н. э.). Идзанаги создал и других богов: луны, бури, ветра и пр. Миф рассказывает о борьбе Аматерасу с богом бури Суса-но-во («неистовый муж»). Последний был побежден и изгнан с неба на землю, в область Идзумо (юго-западная часть острова Хонсю); эта область и позже осталась главным местом почитания Суса-но-во.

Древнейшая религ и я

Все это, однако, мифы позднейшего сочинения. В действительности древнейшая религия японцев ‒ до объединения страны в первые века н. э. ‒ отражала патриархальный родо-племенной строй, где выделялась воинственная племен­ная знать и зарождалось патриархальное рабство. Самая древняя религия японцев состояла, видимо, в почитании семейно-родовых и племенных духов и богов-покровителей ‒ ками (слово «ками» буквально означает: наверху, верхний, начальник). Пока еще неясно, были ли это перво­начально духи умерших предков или духи земли, стихий. Возможно, что в обра­зах ками сливалось и то, и другое.

Места почитания ками отмечались каменными оградами или простыми построй­ками. Изображений ками японцы не делали, но в святили­щах хранили фетиши ‒ эмблемы божеств. Сохранились следы почитания животных (лисица, обезьяна, олень). Совершались обряды аграрной магии. По мере разложения родового строя выделя­лись профессиональные жрецы ‒ гадатели и за­клинатели.

Эта древняя религия японцев в дальнейшем, с развитием общественного строя, подверглась изменениям, по мере расширения с IV в. сношений с Ки­таем, оттуда начали проникать в Японию конфуцианские идеи. В середине VI в. в Японии появились переселив­шиеся из Кореи последователи и проповедники буддизма. После образования централизованного Японского госу­дарства в середине VII в. императоры стали усиленно поддер­живать буддизм, надеясь найти в нем опору своей власти. В VIII в. буддизм превратился в строго централизо­ванную государственную религию Японии.

Синтоизм и буддизм

Старая традиционная религия японцев, которая раньше не имела определенного названия, стала, в противовес буддиз­му, называться ками-но-мити, дословно ‒ «путь ками», то есть «путь (местных) богов», или по-китайски ‒ синто. Последнее слово вошло и в европейские языки.

Синтоизм подвергся сильному влиянию буддизма. Син­тоистские жрецы постепенно организовались в замкнутую наследственную касту. В подражание буддистским храмам начали строиться и синтоистские храмы, хотя и более про­стые. Синтоисты стали делать изображения богов. Будди­сты ввели обряд трупосожжения (в древности умерших в Японии зарывали в землю). Обе религии начали постепен­но сближаться. Внутри буддистских храмов отводили угол­ки для синтоистских богов ‒ ками. Иногда этих ками даже просто отождествляли с буддистскими божествами.


 

Синтоистский храм в Ицумо. Храм обнесен тремя оградами; в наружной ‒ высокие ворота ‒ «тории». Главное святилище (во внутренней ограде) всегда заперто; в нем хранится символ божества: меч, зеркало, камень или иной предмет.

 

С дру­гой стороны, и синтоистский пантеон пополнялся буд­дистскими божествами. В IX в. возникли секты санно и рёбу, стремившиеся слить воедино буддизм и синтоизм. Чис­тых буддистов, как и чистых синтоистов, в Японии остава­лось мало. Однако остались следы антагонизма между обеими религиями: например, в синтоистских храмах запрещалось произносить слова, относящиеся к буддист­скому культу (Будда, пагода, монах и пр.).

С о­стояни е феодальной анархии

С конца XII в. военно-феодальная аристократия захва­тила всю власть в стране в свои руки, оставив императо­рам только религиозные функции. Микáдо – устаревший титул для обозначения императора Японии ‒ по-прежнему считался священной фигурой, потомком богини Аматерасу, но утратил всякую реальную власть, был отстранен от всех светских дел. Страна несколько веков была в со­стоянии феодальной анархии. Аристократические кланы воевали между собой.

К атолически е миссионер ы в Японии

Некоторые из крупных феодалов пытались заручиться поддержкой появившихся с XVI в. католических миссионеров и с этой целью обра­щали своих подданных в христианство. Нередко и сами крестьяне, разоренные и доведенные войной до отчаяния, крестились добровольно. Но уже с конца XVI в. крупные феодалы, объединившие вновь Японию, а за­тем клан Токугава ‒ начали преследовать христиан, из­гонять миссионеров. В 1614 г. христианская религия в Японии была запрещена.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 46; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!