Благодарное тело: утрата грации 9 страница
Следующим эмоциональным состоянием, относящимся к нынешней дискуссии, является чувство вины. Это странное чувство в том смысле, что оно не выражается в теле каким-либо определенным образом. Я назвал бы это осуждающей эмоцией. Она связана с чувством, что мы сделали что-то плохое. Мы постоянно оцениваем чье-то поведение как правильное или неправильное, хорошее и плохое, моральное и аморальное. Можно быть виновным в нарушении большей части принятых форм поведения, но многие люди, совершающие преступления, не чувствуют себя виноватыми, в то время как чувство вины угнетает многих людей, не нарушающих моральных запретов. Очевидно, у чувства вины более глубокая основа; это чувство, что с нами что-то не в порядке. До определенной степени в этих чувствах можно разобраться, решая следующий вопрос: чувствуют ли пациенты вину, когда речь заходит об их сексуальности, а именно – об их опыте мастурбации в прошлом. Многие пациенты признают, что онанировали, когда были детьми. Это обычно сопровождалось чувством вины. Однако, некоторые не чувствовали никакой вины, связанной с этим поведением, несмотря на то, что родители говорили им, что этого делать не следует. Как сказала одна женщина: "Как же это могло быть плохим или неправильным, если приносило столько радости и удовольствия?" Однако, если бы по какой-то причине, например, из-за страха или стыда, это не доставляло бы такого удовольствия, это могло бы провоцировать чувство вины.
|
|
Я считаю, что вина связана с общим уровнем чувствительности в теле. Когда кто-то доволен собой, он не может чувствовать себя виноватым в чем-либо. Если у кого-то нет никаких чувств в теле, он также не может чувствовать себя виноватым. Человек чувствует себя хорошо, когда жизнь или дух движется в теле свободно. Когда возникают препятствия в виде сильного напряжения в теле, которые ограничивают свободу духа, человек, будет чувствовать себя плохо или не позволит себе чувствовать что-либо. В первом случае он будет осознавать определенную вину. Это чувство вины будет связано с подавлением сексуальности или гнева. Я утверждаю, что пациенты, которые чувствуют себя виноватыми по отношению к родителям, утрачивают это чувство вины, как только их гнев направляется против родителей и полностью выражается в процессе терапии.
Ощущения – жизнь тела, точно также как мышление – жизнь ума. Если пациент сможет почувствовать свое напряжение как не просто боль, а осознает, что это сопротивление подавленным импульсам или чувствам, он мобилизует свою энергию с целью ослабления этого напряжения и определенного выражения чувств. Это, однако, не просто. Понять и почувствовать, насколько сильно мы были травмированы, может быть очень больно. Но единственный способ стать свободным – это почувствовать свои напряжения и найти их связь с подавленными чувствами страха, гнева и печали. В большинстве случаев осознание этого приводит к спонтанному выражению чувств и возникающему вследствие этого ослаблению напряжения. Многие пациенты говорили мне, что в болезненных ситуациях они высказывались абсолютно спонтанно, и это приносило пользу их отношениям с близким человеком, а также приносило уважение к себе.
|
|
Мы подавляем свои чувства из-за опасения, что, если однажды позволим им проявиться, можем позже с ними не совладать. Это опасение исходит из детских переживаний. Взрослея, мы становимся более сильными и зрелыми. Однако некоторым из нас требуется терапия для прояснения своих наиболее глубоких чувств. Подавленный гнев, например, может быть очень сильным, даже убийственным. Человек держит его под замком, не отдавая себе отчет в том, что подавленный гнев, как динамит, в каждую минуту готов взорваться, травмируя невинных людей вокруг. Осознание собственного гнева позволяет в определенной мере контролировать его. Многие пациенты боятся своей печали, так как она может привести к отчаянию. Подавленный плач – уничтожающая сила, которая травмирует наши внутренние органы, особенно кишечник. Люди страдающие той или иной формой воспаления кишечника, по моим наблюдениям, "плачут внутри", как бы боясь плакать снаружи. (Подробнее смотрите в: A.Lowen "Bioenergetic Analysis", New York, 1986.)
|
|
Если мы хотим вернуть свою грацию и здоровье, мы должны чувствовать каждую часть своего тела. Многие люди недостаточно хорошо и полно ощущают некоторые области тела. Например, все мы знаем, что у нас есть спина, но немногие из нас чувствуют имеющееся в ней напряжение или знают, жесткая она у них или мягкая. Мне часто приходится демонстрировать пациентам, что можно лежать на биоэнергетическом столике, не чувствуя при этом боли. Спина при этом должна быть эластичной. Спина, в которой нет чувствительности, не может выполнять всех функций живой гибкой спины. Например, чтобы принять какую-нибудь позу, необходима гибкость. Человек с жесткой спиной, не способной свободно сгибаться, имеет также мало гибкости в своих убеждениях.
Любая область тела, находящаяся в состоянии хронического напряжения и лишенная ощущений – потенциально слабый пункт, который может пострадать. Напряжение в шейном или поясничном отделе позвоночника может привести к возникновению грыжи межпозвонкового диска. Напряжение проявляется в некоторых случаях настолько сильно, что возникают анатомические деформации, требующие хирургического вмешательства. Эти нарушения можно было бы предотвратить, если бы человек осознал свои мышечные напряжения и жизненные отношения, которые за этим стоят.
|
|
Важнейший шаг в направлении восстановления здоровья – восстановление чувственного осознавания всего тела. Следует помнить, что способность ощущать тело уменьшается в направлении от головы к стопам. В этом нам поможет следующее упражнение.
Упражнение 5. 1
Чувствуете ли вы свое лицо? Осознаете ли вы его выражение? Сможете ли вы почувствовать, напряжены ли ваши губы? Можете ли вы почувствовать напряжение в своей челюсти? Можете ли вы двигать ею свободно вперед, назад и в стороны, не чувствуя боли? Чувствуете ли вы какое-либо напряжение в шее или в затылке? Можете ли вы двигать головой свободно влево – вправо, вверх – вниз? Напряжены ли ваши плечи? Сможете ли вы двигать ими легко вперед-назад, вверх-вниз?
Чувствуете ли вы свою спину? Жесткая она или гибкая? Естественно ли вы держите свою грудную клетку в позиции вдоха и выдоха? Движется ли ваша грудная клетка во время дыхания? Расслаблена ли ваша диафрагма? Дышите ли вы животом? Расслаблены ли ваши бедра? Двигаетесь ли вы во время ходьбы? В вашей обычной позе они выдвинуты вперед или назад? В то время, когда вы сидите, чувствуете ли вы, как ягодицы прикасаются к креслу?
Чувствуете ли вы, как ваши стопы прикасаются к земле, когда вы стоите или ходите? Хорошо ли вы чувствуете свои стопы?
Есть и другой способ оценки уровня чувствительности в теле – нужно попросить пациента нарисовать женщину и мужчину на двух отдельных листах бумаги. Степени сложности их позиций и сходства с живыми людьми указывают на степень осознавания своего тела пациентами и на те области, которые они чувствуют лучше. Например, некоторые пациенты рисуют человека без ладоней и стоп или без глаз, без какого-либо выражения лица. Это выразительно свидетельствует о недостатке чувствительности в этих местах. Некоторые рисуют схематично, прямыми линиями из черточек, что указывает сильный недостаток чувствительности в теле: они не в состоянии ассоциировать с телом такие чувства, как печаль, радость или страх (рис. 5.3).
Мы здесь не поговорили еще об одном виде чувств, а именно о сексуальных чувствах. Мы займемся этим в следующей главе для того, чтобы показать их роль в телесной грации и духовности тела.
Рис. 5.3. Рисунки, иллюстрирующие телесные чувства. Рису нок с отделенными частями тела указывает на чувство недостаточности единства тела и недостаток ощущения собственного "я", в то время как рисунок в виде черточек указывает на недостаток чувств, – ощущение, что тела нет.
Глава 6
Сексуальность и духовность
Как мы уже упоминали в предыдущих разделах, многие люди считают, что сексуальность и духовность – это противоположности. Они придерживаются точки зрения, что духовность находится в голове, в то время как сексуальность локализована в нижних частях тела. Этот взгляд противоречит действительности, так как человеческое существо в каждой своей клеточке имеет половые полярности. У мужчин каждая клетка имеет две хромосомы Y, в противоположность клеткам тела женщины, которые имеют по одной хромосоме X и Y. Подобным образом духовность – это функция всего тела. В отрыве от сексуальности духовность становится абстракцией, а сексуальность, оторванная от духовности, является только физиологическим актом. Такой разрыв проявляется в случае изоляции сердца, когда нарушается связь между двумя полюсами тела. Когда чувство любви проникает из сердца в голову, человек ощущает единство с Абсолютом – тем, что присутствует везде. Когда оно наполняет бедра и ноги, человек ощущает свою связь с Землей. Перемещаясь вверх, наш дух приобретает черты ян, а перемещаясь вниз – черты инь. Основной постулат биоэнергетики состоит в том, что протекание возбуждения по телу вниз и вверх имеет пульсирующий характер, что означает, что оно не в состоянии переместиться в одном направлении дальше, чем в другом. То есть мы духовны ровно настолько, насколько мы сексуальны.
Когда наш дух вовлекается полностью в какой-то акт, то этот акт становится духовным, благодаря трансценденции нашего Я. Эта трансценденция наиболее ощутима в половом акте, если он приводит к объединению двух людей в танце жизни. Когда наступает это объединение, любовники преодолевают границы своего сознания, чтобы соединиться с силами Вселенной.
Ключом к такому единению является любовь. Близость между мужчиной и женщиной возникает из того же чувства любви, которое соединяет мать и ребенка, человека и его любимое животное, человека и его ближнего. Любовь – это состояние приятного возбуждения, которое различается по интенсивности, в зависимости от ситуации. Тот же вид возбуждения имеет место в мистической связи человека с Богом. Возбуждение, которое ощущают двое любовников, находящихся близко друг к другу, влечет за собой, конечно, дополнительные последствия. Энергия движется вниз, сильно возбуждая половые органы. Когда это происходит, возбуждение и напряжение возрастают до такой степени, что человек ощущает неодолимое стремление к более интимному контакту и разрядке этого возбуждения. Радость секса имеет два фактора: (1) удовольствие, которое человек чувствует от прикосновения и (2) удовлетворение, которое дает половая разрядка напряжения. Вначале удовольствие появляется в сознании и связано с ожиданием, в то время как удовольствие оргазмического расслабления является чисто сексуальным и очень удовлетворяющим. Во время пика оно достигает уровня экстаза.
Для небольшой части людей секс является необычайно возбуждающим переживанием, в котором участвует все тело, а половое возбуждение очень сильно. Поверхность тела заряжается, глаза блестят, кожа увлажняется, теплеет и розовеет. Эрогенные зоны сильно наполняются кровью по мере того, как сердце, которое также возбуждается, посылает кровь к поверхности тела. Когда глаза любящих встречаются, дрожь возбуждения пробегает, как электрический разряд через все их тело. Стремление к контакту очень сильное. Если это происходит во время поцелуя, тело размягчается и растекается, человек чувствует приятное тепло в нижней части живота. В этот момент половые органы наполняются кровью, но кровенаполнение еще не максимально. Стремление к более глубокому интимному контакту приводит к половому акту. В момент проникновения наступает минутное успокоение, прежде чем начнется ритмичный танец, который закончится оргазмом.
Все это происходит спонтанно, когда двое людей глубоко влюблены. Они стремятся к сближению так, как если бы находились в трансе, хотя осознают свои действия, но на вершине оргазма осознавание может утрачиваться. Энергетическое напряжение настолько сильно, что эго побеждается чувством освобождения. Чувство объединения двух тел может быть так реально, что любовники ощущают себя как бы одним телом. Одновременно у них может быть впечатление, что они не присутствуют в своем теле.
После сильной оргастической разрядки человека охватывает глубокий покой. Прежде, чем вернется осознание себя, может наступить сон. Такую потерю сознания французы назвали "малой смертью". После этого переживания человек чувствует себя как бы возрожденным.
Так же, как и в мистическом переживании, в момент оргазма может возникать ощущение объединения с могущественными силами Вселенной. Однако в то время, как мистическое переживание тихое, оргазмическое переживание похоже на взрыв вулкана или землетрясение. В повести Хемингуэя "По ком звонит колокол" герой отмечает, что во время такого оргастического переживания он почувствовал, что "задрожала земля". В мистическом переживании личность редуцирует свое Я, в оргазме это Я тонет в потоке энергии и чувств. Однако, чтобы получить такое мощное чувство, нужно остаться свидетелем нарастания возбуждения вплоть до момента его взрыва. Это требует сильного Я, так как слабое Я может испугаться перед лицом такого риска. Это напоминает поездку на американских горках. Чтобы получить полное удовлетворение, надо держать глаза постоянно открытыми и наслаждаться вызывающими головокружение взлетами и падениями вагончиков.
Половой акт дал толчок примитивной методике добывания огня, заключающейся в быстром вращении палочкой в углублении куска дерева до тех пор, пока не станет так горячо, что вспыхнут сухие щепки и листья. Трение-тепло-пламя, такую последовательность мы видим в этих двух действиях, цель которых — получить пламя. К сожалению, для большинства людей половой акт заканчивается высечением только нескольких искр, а не пламенем, которое растворяет тело, превращая его в чистый дух. А ведь именно в этом и заключается запредельное переживание.
Достичь трансценденции можно также деятельностью, не включающей в себя половой акт. Каждый раз, когда мы переживаем сильные чувства или тронуты большим переживанием, мы ощущаем трансценденцию. В обоих случаях дух выходит за границы нашего Я. Когда это происходит, мы ощущаем, что мы охвачены, или даже одержимы духом. Примером такой одержимости духом, взятым из религии, может быть церемония Вуду, свидетелем которой я был на Гаити. Во время этой церемонии участник, танцуя длительное время под ритмы бубнов, впал в транс, после чего приступил к проглатыванию огня, что, видимо, ему никоим образом не вредило. В суфизме транс достигается посредством длительного вращения в танце. В состоянии транса Я растворяется, и человек переживает запредельное состояние. Когда лучник, практикующий дзен, о котором я упоминал в четвертой главе, говорил, что "стрелы направляло "оно", этим "оно" был дух, который охватил его естество и управлял его движениями. Это было настоящее запредельное переживание.
Каждый творческий акт содержит определенный трансцендентный элемент. Чтобы иметь эту запредельность, обязательны два фактора: вдохновение и страсть. Вдохновению в творческой работе всегда присуще немного божественного духа, позволяющего творцу приглушить свое эго и слиться со своим действием. Посредством этого приглушения эго и объединения с действием, рождается что-то новое, всегда являющееся чем-то большим, чем сам творец. Будет ли это живописным полотном или музыкальным произведением, тут содержится дух, который может глубоко трогать как исполнителей, так и публику. Такие произведения живут своей собственной жизнью.
Существует ли более важный творческий акт, чем создание нового живого существа? Говорят, что любовь начинается с блеска в глазах, а заканчивается рождением ребенка. Половой акт, рассматриваемый в этом свете, является эссенцией творчества. В то время, когда на глубоком биологическом уровне это утверждение всегда справедливо, мы не способны пережить таинственность и радость секса, если не отдаемся божественной страсти любви.
Наша неспособность переживания оргазмической реакции, ведущей к запредельному состоянию, вызвана недостатком страстности в любовной игре. Часто эта страсть подавляется в раннем возрасте болезненным опытом как в оральной, так и в эдиповой стадии развития. Оральная стадия – это первые три года жизни, когда потребности ребенка, относящиеся к кормлению, опоре и близкому контакту, удовлетворяются матерью. В течении этого периода уровень его энергии возрастает до такой степени, что страсть становится возможной. Эти потребности могут быть удовлетворены посредством акта кормления грудью, так как он дает наиболее близкий, возбуждающий и удовлетворяющий контакт между матерью и ребенком. Большинство западных людей вкариваются грудью не более чем 9 месяцев, в то время как в слаборазвитых странах и примитивных сообществах период кормления грудью продолжается около трех лет. Если ребенок будет отлучен от груди слишком рано, он ощущает недостаток груди как утрату своего мира, что может "разбить его сердце". Если эта "ломка" будет продолжена неадекватными реакциями родителей в эдипов период, следствием может быть мысль: "Я никогда не получу то, что хочу, так для чего же возбуждаться? Это закончится только болью".
Если ребенок не будет вскармливаться грудью, это не значит, что он будет лишен питания и заботы при кормлении, однако младенцам необходимо ощущать тело матери, ощущать ее жизненность и поглощать ее энергию. Контакт с матерью возбуждает дыхание младенца и укрепляет его метаболизм. Когда этот контакт утрачивается из-за смерти, болезни или депрессии матери, ребенок, вероятнее всего, будет потрясен и сломлен. Как мы отметили в одном из предыдущих разделов, ребенок борется против этой боли сдерживанием дыхания и напряжением мышц грудной клетки. Результатом этого будет ограничение его способности отдаться любви, когда появится возможность сближения с другим человеком. Будучи взрослым, он страдает от полового отчуждения, так как не может пережить все это сердцем.
Негативное влияние на ребенка оказывает также низкая толерантность родителей к высокому уровню энергии у детей. Они выражают недовольство тем, что ребенок слишком требователен, слишком активен, слишком многого хочет. Они считают, что "ребенка должно быть видно, но не слышно". Многие дети к трем годам значительно утрачивают жизненность. Я видел множество детей, выглядевших апатичными, с утратившими блеск глазами, слабым голосом, которых катила в коляске равнодушная мать или опекунша.
Сексуальная страстность и впечатлительность подвергается дальнейшему подавлению в зависимости от того, как происходит последующее развитие сексуальных чувств в эдипову фазу, в период от трех до шести лет. В этот период маленького мальчика сексуально влечет мать, а маленькую девочку – отец. Это влечение является сильным и возбуждающим, но ребенок не стремится к половому контакту. Такой контакт был бы для ребенка ужасным. В здоровой семейной среде это сексуальное влечение редуцируется, когда ребенок входит в так называемый латентный период и больше вовлекается в окружающий мир, который находится за пределами семьи. В нездоровой обстановке, родитель склоняет ребенка к сексуальной заинтересованности или реагирует на нее. Часто случается, что родители ведут себя по отношению к детям соблазняюще, стремясь вызвать у них возбуждение, которое они не получили у своего супруга. Это вносит в их отношения измерение взрослости, внося сексуальные чувства, концентрирующиеся на половых органах. Эти чувства изумляют, ужасают и отталкивают ребенка, который не в состоянии выйти из этих отношений, так как он полностью зависит от родителей и нуждается в их одобрении и поддержке. Он не может также ответить на эти чувства взаимностью из-за опасения перед фактическим инцестом. Часто бывает так, что любая сексуальная реакция со стороны ребенка влечет за собой оскорбление и унижение. Несмотря на свое собственное участие, родители обвиняют детей в сексуальном реагировании, что на деле является проекцией собственного чувства вины на потомство. В целях самозащиты дети подавляют свои сексуальные чувства, что позволяет им сохранить свою любовь к родителям. Благодаря этому любовь отделяется от сексуального желания.
Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!