Удмуртских архитектурно-строительных терминов
Азбар – двор Липет – навес
Бадӟым ӟус – нары Липет ул – сарай для дров
Бадӟым куа – родовая куа Лудӟели – колодец
Бакча – огород Мудэт – дощат.огражд.фундам-та
Бугро – сруб Мумыкор – матица, балка
Бурыс – балка для полатей Мунчо – баня
Бусы капка – полевые ворота Мурӝол – подполье
Бычкы – пила (южное) Напарья – большой бурав
Ваментӥр – тесло (пазник) Ожон – долото
Вандылыса чильпам пыжы– резной узор Ошон – крюк над очагом в куа
Висъет – перегородка, комната Падӟа – лестница
Выжул – подполье Палисад –палисадник
Гидазбар – скотный двор Парсь гид – хлев для свиней
Гидӥыл – сеновал Патр – чердак
Гидкуа – надворные постройки Петра – предамбарье
Гидкуазь – двор Пичи капка – калитка
Гориньча (горнича) – горница Портон – буравец
Гудӟем – колодец Пул – тёс, доска
|
|
Гулбеч – подполье Пулъёслэсь лэсьтэм капка –
тёсовые ворота
Гур – печь Пу ӵог – деревянный гвоздь
Гурвыл – верх печи Пуӵ – жердь
Гурпыд – основание глинобитной печи Пытсэт – хлев для свиней
Гурт – деревня Рад – венец
Гыртӥр – тесло Сеник – сеновал
Дранча – тёс (северное) Сиг – чердак
Дыбор – ворота Скал гид – тёплый хлев
Ӟези – полевые ворота Сомечен липет – крыша на «самцах»
Зус – лавка Сэндра – полати
Ӥӧгу – погреб Сюры – жердь
Ӥыразьпу – подголовник Тӥр – топор
Капка – ворота Тубат – лестница
|
|
Капка сиг – чердак ворот Тыбырла – деревянное основание
Кар – город Укно – окно
Кенер – изгородь, забор Ульча – улица
Кенос – амбар Черк – церковь
Кеносазь – галерея кеноса Чильпет – перила
Кеносул – первый этаж кеноса Чильпет пужы – резьба
Кӧзоно – балка для пола Чильтэрам дур, чильтэр – подзор
Кӧлан ӟус – нары Чум – клеть для одежды
Колодча (колдэч) – колодец Чын корка – курная изба
Кӧлан кенос – спальный кенос Эмеспикор – матица
Конгро (курик) – крюк, «курица» Ю-кенос – хлебный кенос
Кор – бревно Юрт – дом
Коргид – конюшня Юртъер – дом со всеми постр-ми
Корка – изба Ыбес – ворота (перелаз)
Коркасиг – чердак, подволока Ын – полог в кеносе
|
|
Кортӵог – железный гвоздь Ял – пенёк (для фундамента)
Куа – шалаш
[1] Требования к моделям, макетам и темплетам, применяемым при проектировании. ГОСТ 2.002-72*ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ, 1999.
[2] ГКУ «ЦДНИ УР», ф. 197, оп. 1, д. 51, л. 1 об.
[3] Брестский мир – сепаратный мирный договор, подписанный 3 марта 1918 г. и обеспечивший выход РСФСР из Первой мировой войны.
[4] ГКУ «ЦДНИ УР», ф. 197, оп. 1, д. 51, л. 1-а..
[5] Костицына Т. П. Я твой, революция! – Ижевск: Удмуртия, 1991. – С. 26.
[6] Из личного архива В. С. Хазиахметовой.
[7] НМ УР им. К. Герда
[8] Из личного архива В. С. Хазиахметовой.
[9] Искусство Удмуртии. Сборник статей. Вып.1. – Ижевск, 1975. – С. 215-245.
[10] Харузин И.Н. Очерки истории развития жилища у финнов. – М., 1895-1896; Смирнов И.Н. Вотяки. – В кн.: «Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Т. VIII, вып. 2, Казань, 1890.
[11] Пинт А.И. К истории удмуртского жилища. – В сб.: На удмуртские темы. (Учёные записки НИИ народов Востока. Вып. 2). – М., 1931; Маркелов М.Г. Историко-этнографический очерк удмуртов. В сб.: Удмурты. – Ижевск-Москва, 1931; Смирнов А.П. Финские феодальные города. – В сб.: На удмуртские темы (Учёные записки НИИ народов Востока. Вып. 2). – М., 1931; Генинг В.Ф. Археологические памятники Удмуртии. – Ижевск, 1958; Генинг В.Ф. История населения удмуртского Прикамья в Пьяноборскую эпоху. Ч.I. Чегандинская культура (III век до н. э. – II век н. э.). – Ижевск, 1970; Белицер В.Н., Новицкая А.Д. Удмурты. – В кн.: Народы европейской части СССР. Ч. II, серия «Народы мира», М., 1964; Козлова К.И. Этнография народов Поволжья. – М., 1964; Крюкова Т.А. Удмуртское народное изобразительное искусство. Ижевск – Ленинград, 1973.
|
|
[12] Смирнов И.Н. Пермяки. – В кн.: «Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Т. IX, вып. 2, Казань, 1891. – С. 206.
[13] Посвящённая художественным особенностям построек удмуртов статья в журнале «Молот» (Шумилов Е. Удмурт калык архитектуралэн портэмлыкъёсыз» – «Молот», 1974, № 5) являлась предварительной работой, в которой допущены некоторые неточности.
[14] Например, в 1646 году самыми крупными были погост Балезино – 30 дворов и Большая Пурга – 22 двора (Луппов П. М. Удмурты Вятской земли в XVII веке. – В кн.: Труды Вятского педагогического института. – Т. I. – Вятка, 1926. – С. 103. Подобное явление отмечалось многими авторами в XIX веке.
[15] Смирнов И.Н. Вотяки. – С. 91.
[16] Харузина В.Н. Вотяки. – М., 1898. – С. 23.
[17] Маркелов М.Г. Указ. соч. – С. 48.
[18] Бехтерев В.М. Вотяки. Их история и современное состояние. – «Вестник Европы». – 1880. – № 8. – С. 48.
[19] Паллас П. С. Путешествия по разным провинциям Российского государства. Часть III, 2-я половина. – СПб, 1788. – С. 33.
[20] Герцен А.И. Вотяки и Черемисы. – «Вятские губернские ведомости». – 1838. – № 1-3.
[21] Основным инициатором введения правильной планировки было Вятское земство, созданное в Вятской губернии в 1869 году. Первые земские распоряжения по этому делу относятся к началу 1870-х годов (Луппов П.Н. Обзор быта нацменьшинств Вятской губернии. – Вятско-Ветлужский край. – 1926. – № 1. – С. 5). Возникший в конце XVIII века институт губернских и уездных архитекторов почти не касался вопросов, связанных с крестьянским строительством и планировкой сёл.
[22] Островский Д. Вотяки Казанской губернии. – В кн.: Труды Казанского общества естествоиспытателей. Т. IV, вып. 1. – 1874. – С. 20.
[23] Бломквист Е.Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов. – В кн.: Восточно-славянский этнографический сборник («Труды института этнографии». Т. 31) – М., 1956. – С. 163; Пинт А.И. Указ. соч. – С. 77; Белицер В.Н., Новицкая А.Д. Указ. соч. – С. 490-493.
[24] Селивановский М.К. Заметки об Омутнинских горных заводах Н.П. Пастухова. – «Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 11895 год». – Вятка, 1894. – С. 217.
[25] Троеточие в квадратных скобках обозначает пропуск некоторого объёма авторского текста.
[26] Г. Верещагин свидетельствует о том, что липеты первоначально устраивались у более зажиточных крестьян. – Верещагин Г.Е. Указ. соч. – С. 10.
[27] В этом случае разговор может идти о различных типах куа […]
[28] В Глазовском уезде, например, первые белые корка появились только в 1860-х годах (Пинт. А. И. Указ. соч. – С. 95) [...].
[29] Мехова Г.И. Русское деревянное зодчество. – М., 1966. – С. 13.
[30] Пинт А.И. Указ. соч. – С. 97.
[31] Козлова К.И. Восточные марийцы. – С. 117.
[32] Уже в 1920-1930 годы «длинные» кеносы постепенно исчезли. Это было связано с некоторыми социальными изменениями, в частности, с уменьшением числа членов удмуртской семьи. Кроме того, в период коллективизации крупные частные постройки разбирали или же, слегка перестроив, использовали под колхозные складские помещения. Подобные перестроенные «длинные» кеносы встречаются и сейчас. Что же касается судьбы кеносов вообще в современном сельском строительстве, то следует с сожалением заметить, что они постепенно исчезают. Старые кеносы ремонтируют, разбирают, перестраивают, но новые, как правило, нигде уже не строят.
[33] Одно из немногих известных нам исключений – кеносы в дер. Симашур Глазовского района. Верхние планки над дверями некоторых из украшены простым волнообразным орнаментом из врубок.
[34] Здесь важно сделать одно терминологическое уточнение. Верхнюю часть кеноса, служившую для хранения одежды, северные и центральные удмурты называют словом «чум», сохранившим связь с общепермским словом «чом» (шалаш) […].
[35] Косвен М.О. Указ. соч. – С. 17.
[36] Герцен А. И. Указ соч.
[37] Маркелов М.Т. Указ. соч. – С. 47.
Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!