Представление макетов, критерии оценки и определение победителя конкурса



Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«ГЛАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

имени В. Г. КОРОЛЕНКО»

 

«СОГЛАСОВАНО» Управление по проектной деятельности, культуре, молодежной политики, физической культуре и спорту Администрации МО  «Глазовский район» «___»_________20__г. _______ Е. Н. Баженов   «СОГЛАСОВАНО» Управление образования Администрации МО «Глазовский район» «__»_________20__г. _______ Т. П. Русских     «СОГЛАСОВАНО» Отделение Всеудмуртской ассоциации «Удмурт Кенеш» по Глазовскому району и городу Глазову «___»__________20__г. _______ Е. В. Пономарева   «СОГЛАСОВАНО» Муниципальное учреждение культуры «Глазовская районная ЦБС» МО «Глазовский район» «___»__________20__г. ________ И. В. Каркина

ПОЛОЖЕНИЕ

О конкурсе детских и юношеских работ на тему:

«Макет удмуртской крестьянской усадьбы 20-х годов XX века»

(на примере усадьбы П.В. Наговицына из д. Омутница (Туктым) Лудошурской волости Глазовского уезда Вятской губернии)

 

 

РАЗРАБОТАНО:

В. С. Хазиахметовой, магистрантом историко-лингвистического факультета ФГБОУ ВО «ГГПИ им. В. Г. Короленко»

 

 

Глазов 2021

 

Общие положения

1.1. Конкурс направлен на развитие исторического краеведения и технического творчества обучающихся образовательных организаций Глазовского района УР.

1.2. Учредителями конкурса являются Управление по проектной деятельности, культуре, молодежной политике, физической культуре и спорту Администрации муниципального образования «Глазовский район», Отделение Всеудмуртской организации «Удмурт Кенеш» Глазовского района УР и г. Глазова, ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко».

1.3. Непосредственную организацию и проведение конкурса осуществляет Муниципальное учреждение культуры «Глазовская районная ЦБС» МО «Глазовский район».

 

Цели и задачи конкурса

2.1. Цели конкурса:

– создание макета удмуртской крестьянской усадьбы П. В. Наговицына (по состоянию на 20-е годы XX века), в которой родился И. А. Наговицын, уроженец д. Омутница (Туктым) Глазовского района УР, видный российский государственный деятель.

– выявление талантливых детей и молодежи, содействие интеллектуальному и творческому развитию детей и молодёжи в сфере технического творчества;

– стимулирование интереса детей и молодёжи к историческому и культурному наследию в Глазовском районе УР.

 2.2. Задачи конкурса:

– формирование чувства патриотизма и любви к малой родине;

– развитие информационных и технических компетенций, применяемых в работе над макетом;

– популяризация объектов культурно-исторического наследия Глазовского района УР как ресурса внутреннего туризма.

 

Участники конкурса

3.1.В конкурсе вправе принять участие обучающиеся в образовательных организациях Глазовского района УР по четырём возрастным группам:

1 группа – обучающиеся образовательных организаций 1 – 4 классов;

2 группа – обучающиеся образовательных организаций 5 – 8 классов;

3 группа – обучающиеся образовательных организаций 9 – 11 классов;

4 группа – обучающиеся профессиональных образовательных организаций в возрасте до 18 лет.

3.2.Победители конкурса определяются по каждой возрастной группе отдельно.

3.3 Конкурс предполагает командное участие в рамках обозначенных в п.3.1. возрастных групп. Состав команды 2-3 человека. Один участник может войти только в одну команду.

 

Порядок, сроки и процедура проведения конкурса

4.1. Конкурс проводится заочно с 1 марта по 30 апреля 2021 года. Контактное лицо: _____________________________ , тел. ___________________, E-mail_____________________.

4.2. Участие в конкурсе бесплатное.

4.3. Для проведения конкурса создаётся Оргкомитет, состав которого утверждается руководителем Управления по проектной деятельности, культуре, молодежной политике, физической культуре и спорту Администрации муниципального образования «Глазовский район».

4.4. В задачи Оргкомитета входят:

 - разработка Положения и процедуры проведения конкурса;

 - подбор членов Жюри конкурса;

 - определение сроков, места проведения конкурса;

 - подготовка протоколов заседаний оргкомитета;

 - подведение итогов конкурса и награждение победителей;

 - размещение информации о проведении и итогах конкурса на официальных сайтах и в средствах массовой информации.

4.5. Жюри конкурса:

- Жюри конкурса является представительным и публичным органом конкурса, который обеспечивает общественное доверие, статус и авторитет конкурса. Жюри конкурса формируется из лиц, рекомендованных учредителями. Состав Жюри и председатель утверждаются на заседании Оргкомитета. Максимальное количество членов Жюри конкурса – 5 человек.

 В компетенцию Жюри конкурса входит:

- избрание председателя и секретаря жюри на первом заседании простым большинством голосов,

- принятие решений простым большинством голосов,

- оформление принятого решения протоколом с подписями всех членов жюри, участвовавших в заседании (при разделении голосов поровну голос председателя считается решающим).

 Протокол заседания Жюри конкурса является основанием для присуждения диплома и памятного подарка.

Итоговое заседание Жюри состоится 29 апреля 2021 г.

 4.6. Выставка макетов, участвовавших в конкурсе, состоится 29 апреля 2021 г. в помещении Муниципального учреждения культуры «Глазовская районная ЦБС» МО «Глазовский район»
(г. Глазов, ул. Кирова, д. 11, 2 этаж), 30 апреля 2021 г. – в помещении сельской библиотеки МО «Октябрьский» (Глазовский район, с. Октябрьский, ул. Наговицына, д. 1).

 

Представление макетов, критерии оценки и определение победителя конкурса

5.1. На конкурс принимаются макеты, выполненные в любой технике исполнения, кроме рисунка.

5.2. Макет должен составлять единую экспозицию, соответствующую Техническому заданию (приложение1).

5.3. Представленные работы должны содержать Сопроводительную записку со следующей информацией:

1) фамилия и имя автора (авторов);

2) название и номер образовательного учреждения, класс, возраст авторов);

3) контактные телефоны.

 Работы без указания требуемых данных не рассматриваются. Принятые на конкурс работы не комментируются. Итоги конкурса не пересматриваются. Работы не возвращаются. 

5.4. Все участники должны сдать готовые макеты и сопроводительные записки к ним не позднее 24 апреля 2021 г. по адресу: г. Глазов, ул. Кирова, д. 11, 2 этаж.

5.5. Основным критерием оценки является соответствие макета условиям технического задания. Кроме этого на решение жюри будут влиять:

5.5.1. внешний вид (общее впечатление),

5.5.2. аккуратность и эстетичность исполнения макета,

5.5.3. деталировка и степень сложности изготовления макета,

5.5.4. творческий подход к изготовлению макета,

5.5.5. соответствие работы возрасту учеников.

5.6. Победителя конкурса (1-3 место) награждаются дипломами и памятными подарками.

5.7. Организатор, партнеры и жюри конкурса оставляют за собой право присуждать специальные дипломы и подарки.

 

Финансирование конкурса

6.1. Финансирование конкурса осуществляется за счёт учредителей.

6.2. Оплата проезда к месту проведения конкурса, а также питание и проживание осуществляются направляющей стороной.

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Техническое задание

на изготовление архитектурного макета

удмуртской крестьянской усадьбы

20-х годов XX века

 

 

1. Объект макетирования: удмуртская крестьянская усадьба 20-х годов XX века (на примере усадьбы П. В. Наговицына. Почтовый адрес: Вятская губерния, Глазовский уезд, Лудошурская волость, д. Омутница (Туктым),  ул.Сибирская (Серкопал), д. 68).

2. Главная цель макетирования: музейный экспонат.

3. Масштаб макета: в соответствии с требованием ГОСТ 2.002-72*(устанавливающим масштаб уменьшения изображения на макете в виде ряда: 1:5; 1:10; 1:20; 1:25; 1:50; 1:100; 1:200[1]), для настоящего конкурса избран масштаб 1:100.  Высота макета избы – не более 70 мм, двухэтажного амбара (кеноса) – не более 100 мм.

4. Рекомендуемая величина подмакетника (плиты, на которой размещают и закрепляют макет) – 0,5 м × 0,5 м.

5. Степень детальной проработки отдельных элементов не регламентируется

6. Тип конструкции – статичный.

7. Материалы для изготовления макета: дерево или его имитация.

8. Не является обязательным: наличие подсветки, проекционных изображений, звуковых сигналов и пр.

9. Не является обязательным изображение рельефа поверхности (возвышенности, впадины, ровное полотно).

10. Не регламентируются материалы для изготовления вспомогательных элементов макета: например, прозрачный колпак для хранения и защиты от внешних воздействий или основу (подмакетник), а также безопасную упаковку для транспортировки изделия на дальние расстояния.

11. Письменные источники и фотографии, рекомендуемые для ознакомления в процессе работы над созданием макета

 

11.1. Структура архитектурного ансамбля хозяйства.

Со слов Анны Алексеевны Учановой (Наговицыной) – внучки Петра Васильевича Наговицына, являвшейся старшей сестрой видному российскому государственному деятелю, Народному комиссару социального обеспечения Российской Федерации Иосифу Алексеевичу Наговицыну (1888 – 1937), родительская усадьба в д. Омутница (Туктым) в начале XX века выглядела следующим образом: «Хозяйство: дом, был ещё другой дом, сдавали в аренду под магазин, был амбар и ещё амбар, 2 хлева и конюшня, 3 лошади. Это хозяйство принадлежало отцу (Алексею Петровичу – В. Х.) и его брату (Михаилу Петровичу – В. Х.)»[2]. Запись произведена 8-9 декабря 1960 года известным удмуртским историком Н. П. Павловым в связи с тем, что в этот период он собирал материал для его первого (из трёх) документального очерка о жизни и деятельности Иосифа Алексеевича Наговицына. Далее Анна Алексеевна уточнила: «После Брестского мира[3] приехали [братья] Сергей и Иван из армии, построили амбар вдвоём»[4].

11.2. Величина (площадь) внутреннего дворового пространства. Размер въездных ворот.  

 Т. П. Костицына, известный исследователь пионерского и комсомольского движения в Удмуртии, повествуя о деталях зарождения пионерского движения в Вотской автономной области после подписанного 17 мая 1923 года председателем Облисполкома И. А. Наговицыным соответствующего решения Облисполкома, приводит интересный факт из её беседы с первым председателем пионерского отряда в Омутнице (Туктыме) – Зинаидой Сергеевной Корепановой (Наговицыной) – племянницей И. А. Наговицына. «В это время [1924 г., май] нам здорово помог дядя Иосиф. Он направил в Омутницу показательный трактор «Фордзон», а вслед за ним прибыл и сам. Сразу забыв про «антихристов» [так называли в деревне пионеров и комсомольцев после несчастного случая с одним из них], крестьяне валом повалили в наш двор смотреть чудо-машину. Явился строем и наш пионерский отряд. Санко [секретарь комсомольской ячейки Санко Очко – Наговицын Александр Никифорович (1909-1952)] взобрался на стального коня и под салют построившихся перед ним пионеров прикрепил на его радиаторе красный флажок. Вслед за трактором под пионерским флажком все от мала до велика двинулись за околицу деревни. Двухлемешным плугом он с лёгкостью пропахал в утоптанной земле первую борозду и остановился перед восторженной толпой. Глубокий след оставила та борозда в памяти людей. Начав речь на русском языке, Иосиф Алексеевич перешёл на удмуртский и долго-долго отвечал на вопросы односельчан».[5]


11.3. Вариант плана-схемы усадьбы П.В. Наговицына из д. Омутница (Туктым) Лудошурской волости Глазовского уезда Вятской губернии), в которой родился И. А. Наговицын

 [подлежит уточнению]

 

 

 

 


 

11.4.1. Вид жилого дома (1955г.) из усадьбы П. В. Наговицына, перевезённого наследниками в 1953 г в п. Балезино Удмуртской Республики (ул. Свободы, д. 28).[6]

 

 

11.4.2. Вид жилого дома (1963 г.) из усадьбы П. В. Наговицына, перевезённого наследниками в 1953 г в п. Балезино Удмуртской Республики (ул. Свободы, д. 28)[7].

 

 

 

11.5. Современный вид (2018 г.) жилого дома из усадьбы П. В. Наговицына, перевезённого наследниками в 1953 г в п. Балезино Удмуртской Республики[8].

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Из статьи Е.Ф. Шумилова

«Архитектура удмуртской крестьянской усадьбы»[9].

 

Народные постройки всегда в той или иной степени отражают историю народа, его обычаи и верования, его представления о красоте и хозяйственный уклад. Это своеобразный «деревянный фольклор», представляющий огромный интерес для исследователя. Кроме того, произведения народной архитектуры играют значительную роль в эстетическом и патриотическом воспитании, а также могут явиться основой для профессионального зодчества. Важной задачей в связи со всем этим представляется определение архитектурно-художественных достоинств и национальной специфики удмуртского народного зодчества, всё ещё недостаточно изученного.

Определённый вклад в дело изучения зодчества удмуртов внесли археологи и этнографы как дореволюционные (И.Н. Харузин, И.Н. Смирнов)[10], так и советские (А.И. Пинт, М.Г. Маркелов, В.Н. Белицер, К.И. Козлова, Т.А. Крюкова, А.П. Смирнов, В. Ф. Генинг)[11]. Этими авторами многое сделано для систематизации и выяснения путей эволюции удмуртских народных построек. Но, к сожалению, проблема их национальной характерности и, особенно, эстетической ценности не привлекала внимания исследователей. Более того, для дореволюционных авторов характерно скептическое отношение к самой возможности архитектуры как вида искусства у удмуртов. Например, профессор Казанского университета И.Н. Смирнов, говоря о крестьянских постройках, писал о «неспособности к росту», «слабом развитии и неподвижности» народного творчества удмуртов и родственных им народов[12].

Все дореволюционные историки отмечали в своих работах крайне неудовлетворительные бытовые, санитарно-гигиенические условия жизни коренного населения Удмуртии. При этом некоторые из авторов стремились грязь и тесноту выдать чуть ли не за национальные особенности удмуртского национального зодчества, не пытаясь выявить социально-экономические корни данного явления.

Настоящая статья является первой попыткой (выделено нами – В.Х.) определения национального и художественного своеобразия некоторых наиболее важных типов удмуртских народных построек, входящих в ансамбль крестьянской усадьбы[13]. Статья не затрагивает целый ряд вопросов, связанных с архитектурно-декоративным убранством жилища, производственным и культовым деревянным зодчеством, а также вопросы, связанные с народным зодчеством в городах. Всё это должно явиться предметом специального исследования. Хронологически круг рассматриваемых в статье построек ограничен XIX – началом XX веков.

 

I . Планировка удмуртской усадьбы

В XVII – XVIII веках удмуртские поселения были очень малочисленными[14]. Количество же строений на одной усадьбе (выделено нами – В.Х.) было так велико, что, по словам И.Н. Смирнова, они придавали «жилищу одной семьи физиономию деревни»[15]. Поэтому представляется вполне оправданным параллельное рассмотрение в данной главе планировочных особенностей и удмуртских поселений, и удмуртских усадеб. Кстати, их структурное родство подчёркивает сам термин «гурт», имеющий иногда значение и «деревня», и «двор».

Планировка удмуртских деревень обладала специфическими особенностями. Крестьяне выбирали место для своих поселений, учитывая множество жизненно важных условий. Для того, чтобы почва лучше просыхала, селение устраивалось, как правило, на южных склонах возвышенностей. Всегда оно устраивалось около родников, рек и водоёмов, служивших или средством передвижения, или источником пропитания. Крестьянами принималась во внимание и возможность укрытия поселения от северных ветров путём использования рельефа местности. Решающее значение при выборе места поселения имела также близость к обрабатываемым угодьям и удобство подъездов. Долгое время удмуртами учитывалась близость «луда» – рощи, служившей местом моления. Существенное значение имели и некоторые другие факторы.

Всё это, в конечном счёте, определяло композицию деревни, формировавшуюся не планово, не по каким-либо архитектурным законам, а в силу условий существования и родовых традиций. К последним можно отнести обычай, по которому отделившиеся сыновья селились поблизости от «отцовской» избы[16]. Причём, интересно то, что по другому обычаю усадьбы отделившихся братьев часто были тождественны вплоть до последнего гвоздя и крюка[17]. Как сообщает В. Бехтерев, желающие строить себе дом призывали для совета «туно» (знахаря-жреца), который при помощи гадания указывал место для постройки[18]. Естественно, определённое таким способом место было произвольным, случайным и не всегда удобным. Однако крестьяне, боясь ослушаться «туно», всё же строили усадьбу там, где он указал.

Все эти обстоятельства в совокупности обусловили преобладание свободной рассеянно-гнездовой планировки удмуртских поселений вплоть до середины XIX века. Такой же была и планировка усадьбы. Бывший в Удмуртии в 1772-1773 годах академик П.С. Паллас отмечает: «Дома их разсеяны, без дворов…»[19]. В 1838 году А.И. Герцен пишет: «…избы вотские построены в груду», «Большая часть изб поставлена окнами во двор и без малейшего порядка»[20]. О стихийной, рассеянной планировке усадьбы, без выделения её центра и границ пишут и многие другие авторы в XIX веке.

В 1860 – 1870-х годах начинается насильственное введение по указам из губернского центра «регулярной» уличной планировки поселений[21]. Первое известное нам свидетельство о правильной уличной планировке удмуртских деревень относится к 1870-м годам: «Избы выстроены большей частью в линию, окнами на улицу, только некоторые дворы, застроенные, вероятно, прежде указа, стоят особняком и по ним можно отчасти судить, как строились вотяки в старину»[22].

Насильственно насаждаемая правильная планировка была выгодна правительству, так как она значительно уменьшала пожары, которые помимо всего иного приводили к сокращению поступавших в казну налогов. Но каковы бы ни были истоки и мотивы нового типа планировки историческая прогрессивность его несомненна. Уже в конце XIX века уличная планировка стала абсолютно преобладающей в удмуртских сёлах.

В результате этого всё больше распространяется чёткая, геометрически правильная планировка усадьбы. Известно несколько вариантов её. При двухрядной планировке (выделено нами – В.Х) кенос (амбар) ставится параллельно корка (избе) и выходит торцом на улицу. Возможно и однорядное расположение кеноса и корка. В этом случае они соединяются неширокими крытыми сенями – корказь. Двухрядная планировка с соединёнными на одном конце постройками называется покоеобразной.

По классификации, разработанной советскими этнографами, характер расположения крестьянских построек в большинстве своём относится к так называемому вятскому подтипу средне-русской покоеобразной планировки облика усадьбы[23].

Кроме этих основных типов усадьбы в северных и центральных районах Удмуртии встречаются избы с крытым двором, образующим с жилищем одно целое. Такой тип жилища особенно характерен для соседней Кировской области, но у удмуртов он долгое время не был распространён, возможно, в силу каких-либо традиционных родовых представлений. Некоторым подтверждением этому может служить описание северных удмуртов, сделанное М.К. Селивановским. Он упоминает, что «русские смеются над некрытыми дворами вотяков. Вотяки-де думают, что корова или лошадь не наедаются в темноте, вот и строят открытые дворы»[24].

 


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!