Особенности организации учебно-воспитательного процесса



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Согласно Положению обучреждении дополнительного образования -школа искусств, музыкальная, художественная и хореографическая школы(школы искусств по видам искусств), утвержденному приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики № 76-ОД от 13.04.2016 (с изменениями), зарегистрированному в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 28.04.2016 под регистрационным № 1224 (далее - Положение), учреждения дополнительного образования сферы культуры, в своей деятельности руководствуются Конституцией Донецкой Народной Республики, другими нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики и предоставляют государственные гарантии эстетического воспитания через доступность к достижениям отечественной и мировой культуры, готовят базу для занятий художественным творчеством, а для наиболее одаренных учеников - к выбору профессии в области культуры и искусств.

В соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании», принятым Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 № 55-IНС (с изменениями)в учреждениях дополнительного образования - школа искусств, музыкальная, художественная и хореографическая школа (школы искусств по видам искусств) реализуются дополнительные образовательные предпрофессиональные программы в области искусств.

Реализация образовательных программ в области культуры и искусств основана на принципах непрерывности и преемственности, возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, а также на последовательном прохождении взаимосвязанных этапов профессионального становления личности.

Программа «Предмет по выбору «Дополнительный музыкальный инструмент фортепиано» составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», утвержденными Приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики от 02.07.2018 № 235-ОД и рассчитана на учащихся коммунальных учреждений дополнительного образования - музыкальных школ и школ искусств.

Программа предмета по выбору «Дополнительный музыкальный инструмент фортепиано»рассчитана на учащихся музыкальных,хоровых и хореографических отделений учреждений дополнительного образования в сфере культуры – школ искусств по видам искусств (школа искусств, музыкальная школа).

Предлагаемая учебная программа имеет следующую структуру:

· определение основных задач и цели учебного предмета «Дополнительный музыкальный инструмент фортепиано»;

· определение особенностей организации учебно-воспитательного процесса;

· рекомендации по организации и проведению контрольных мероприятий;

· организация учёта успеваемости с обозначением критериев оценивания учебных достижений учащихся.

Программа предмета по выбору «Дополнительный музыкальный инструмент фортепиано»рассчитана на учащихся музыкальных отделений (струнные инструменты, духовые и ударные инструменты, народные инструменты), хоровых и хореографических отделений учреждений дополнительного образования – школ искусств по видам искусств (школы искусств, музыкальные школы) с нормативным сроком обучения 6 и 8 лет.

Предмет по выбору «Дополнительный музыкальный инструмент фортепиано» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие учащегося. Являясь неотъемлемой частью полноценного музыкального образования, он, вместе с тем, не входит в число обязательных дисциплин и включается в систему занятий по выбору учащегося. Этим определяются многие характеристики данного предмета. В частности, важнейшей из них следует считать гармоничное сочетание традиционных, обязательных для класса специального фортепиано видов работы с особой гибкостью методики, позволяющей осуществлять индивидуальный подход к учащемуся в соответствии с его возможностями.

Основные задачи и цель учебного предмета
«Дополнительный музыкальный инструмент фортепиано»

Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретённых им базовых знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства.

Задачи:

- развитие общей музыкальной грамотности учащегося и расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нём понимания классической музыки и музыкального творчества;

- владение основными видами фортепианной техники для создания художественного образа, соответствующего замыслу композитора;

- формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учётом возможностей и способностей учащегося;

- развитие музыкальных способностей – ритма, слуха, памяти, музыкальности, эмоциональности;

- овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом фортепиано в рамках программных требований;

- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле;

- приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к музицированию.

 

Особенности организации учебно-воспитательного процесса

Программа предусматривает срок обучения на музыкальном отделении и хореографическом для 8-летнего обучения – 8 лет (с 1 по 8 класс), для 6-летнего – 6 лет (с 1 по 6 класс), для хорового отделения – 9 лет (с 0 по 8 класс).На изучение предмета по выбору «Дополнительный музыкальный инструмент фортепиано» отводится один час в неделю.

Основной формой учебно-воспитательной работы является урок. Индивидуальная форма занятий создаёт необходимые условия для наблюдения за учащимся, позволяет лучше узнать его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности. Структура урока: проверка домашнего задания, закрепление и освоение нового материала, проверка достигнутых результатов.

Условием успешного обучения и воспитания учащегося является индивидуальный план работы. Индивидуальный план учащегося пишется преподавателем по предмету по выбору (музыкальный инструмент) в журнале индивидуальных уроков и групповых уроков (раздел «Рабочие планы») в начале І и ІІ семестров и утверждается заведующим секцией дополнительных музыкальных инструментов или заведующим отделом специального фортепиано до 1-го сентября на І семестр и до 10-го января на ІІ семестр. При появлении этого предмета у учащегося на протяжении семестра план пишется и утверждается в течение месяца от начала занятий.

Планирование работы и продуманный выбор репертуара являются важным фактором успешного музыкального развития учащегося. Репертуар должен быть разнообразным по содержанию, форме, стилю, фактуре, обязательно должен включать ансамбли или аккомпанемент.

В программе выработан план-минимум для учащихся каждого класса.

Существуют основные направления работы, которые взаимосвязаны и составляют единый учебный процесс.

Техническая работа

Необходимо научить учащегося свободно ориентироваться на клавиатуре. С этой целью изучают гаммы, арпеджио.

Учащейся должен овладеть основными техническими приёмами игры на фортепиано, познакомиться с наиболее употребительными видами фактуры.

Важно привить учащемуся навык анализировать строение сложных для него пассажей, мелодических построений, фактурных комплексов и находить в них простые звенья – составляющие.

Следует воспитать у учащегося уверенность в том, что успешная техническая работа возможна только при условии постоянного слухового контроля качествазвукоизвлечения.

В отличие от программы для специального фортепиано, вдля дополнительного инструмента фортепиано технические виды работы ориентированы в основном не на развитие виртуозных возможностей, а на воспитание навыков, обеспечивающих (в доступных для учащегося пределах) свободное владение инструментом. Поэтому задачи достижения быстрых темпов, освоение больших объёмов технического материала отступают на второй план. Первостепенное значение приобретает способность применять приобретённые навыки в работе над музыкальным  произведением в разнообразных формах свободногомузицирования.

Изучение нотного текста

Умение разбираться в нотных текстах формируется в результате практической работы над музыкальным произведением. Задача преподавателя состоит в том, чтобы полученные таким образом знания выстраивались в сознании учащегося в систему, позволяющую ему скорее и прочнее освоить особенности нотной записи.

В течение первых трёх лет обучения необходимо дать учащемуся представление о способах записи звуковысотности (расположение нот на нотных станах в скрипичном и басовом ключах, знаки альтерации), о метроритмической организации, об обозначении размера, длительностей, записи наиболее употребляемых ритмических формул, включая пунктирный ритм, синкопирование, простейшие образцы полиритмии.

Необходимо систематизировать сведения о динамических градациях, знаках артикуляции, способах обозначения педали. Следует познакомить учащегося с основными терминами, которые встречаются в текстах, научить его грамотно определять темп исполняемого произведения.

Чрезвычайно важно научить учащегося разбираться в строении мотивов, фраз, предложений, научить его осмысленной, выразительной фразировке.

Важным аспектом для учащихся является формирование навыков беглой читки с листа, практика игры в ансамбле, подбор и исполнение аккомпанемента. Для читки с листа используются пьесы с программы предыдущих классов, лёгкие хоровые партии (для учащихся хорового отделения) и несложные ансамбли.

Не следует пренебрегать работой над полифонией, которая, как известно, способствует развитию полифонического слуха.

С 4-го года обучения предлагается изучение произведений крупной формы, что развивает масштабность в мышлении и исполнении пьес, логичность в передаче контрастных образов, даёт возможность свободней ориентироваться в тексте при разнообразной смене фактуры.

Заключительное направление – работа над музыкальным произведением. Этот вид работы является важнейшей частью учебного процесса. В работе над произведением находят применение полученные учащимся знания и навыки, и одновременно продолжается их накопление и совершенствование.

Рекомендации по организации
и проведению контрольных мероприятий

Контроль успеваемости учащегося проводится один раз в полугодие. Обязательными контрольными мероприятиями являются:

0класс (для хорового отделения), 1 класс:

- прослушивание (без оценки) – декабрь;

- итоговый академический концерт – конец апреля – начало мая.

2-6 классы (срок обучения 6 лет), 2-8 классы (срок обучения 8 лет):

- академический концерт – декабрь;

- итоговый академический концерт – конец апреля – начало мая.

Обозначенные сроки проведения контрольных мероприятий являются ориентировочными и утверждаются на заседании отдела.

Выступления учащихся в тематических концертах, участие в классных собраниях и конкурсах оценивается и может считаться частью зачётной программы.

Объём требований, уровень сложности исполняемых произведений должен определяться с учётом возможностей учащегося.

Во время сольноговыступления произведения исполняются, как правило, наизусть, возможно исполнение по нотам ансамблевого произведения.

 


 

СРОК ОБУЧЕНИЯ – 8 ЛЕТ

Общие требования   

Класс (подготовительный)

(для хорового отделения)

 

Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приёмами игры, знакомство со штрихами nonlegato , legato , staccato. Знакомство с нотной грамотой – расположение нот на нотном стане в скрипичном ключе в пределах двух октав, подготовка к освоению басового ключа. Изучение длительностей, простейшие ритмические формулы. Формируется представление о размере. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приёмов звукоизвлечения, владение основными видами штрихов, игрой двумя руками поочерёдно.

Ориентировочный годовой план

Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных пьес.

Рекомендуемые сборники: 

И. Королькова «Крохе-музыканту», ч. 1

Л. Ткаченко, И. Рябов. «Музичні зернятка».Учебно-методический сборник для детей 3-4 лет

С. Рябов «Пианист. Шаг за шагом», ч. 1,

Т. Сиротина «Ритмическая азбука»,

О. Иванова, И. Кузнецова «Новый музыкальный букварь»

За год учащийся должен выступить два раза на академических концертах в конце каждого полугодия: прослушивание без оценки (декабрь) – свободная программа; итоговый академический концерт (конец апреля – начало мая) – две разнохарактерные пьесы. 


Дата добавления: 2021-04-06; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!