Дизайн – создание промышленных изделий и рациональное формирование целостной предметной среды.



Или: дизайн – красота функционального.

В западной культуре существует понятие «стайлинг» ( от слова стиль). Появление этого понятия характерно для общества потребления, т.к. стайлинг – изменение внешнего вида изделия для того, чтобы сделать его более привлекательным для покупателя и увеличить количество продаж (внутренняя суть изделия не затрагивается).

Дизайн появился на самых ранних этапах существования человека, тогда, когда он начал изменять предметный мир вокруг себя, следуя своим потребностям. Но осознание его как самостоятельного вида искусства началось в недрах стиля модерн на рубеже 19-20 веков.

Модерн – от лат. «только что, недавно», т.е. новейший (сравните со словом мода).

Для стиля характерны скульптурность форм, построение их на основе текучих, с резкими изгибами линиях, обращение к органическим формам, и в то же время конструктивность, геометризм форм, идея целостности и удобства (функциональности).

В это время формируется новый подход в организации жилого пространства:

1) свободная планировка помещений, соответствующая потребностям человека;

2) жилище и оборудование мыслятся как единый организм,

3) проектирование ведется в комплексе, появляется встроенная мебель;

4) учет требований гигиены.

Основоположником дизайна считается У. Моррис (1834-1896, Англия). Он не только является художником-практиком, но и теоретиком. В книге «Искусство и красота земли» он впервые поставил вопрос об участии художника в машинном производстве изделий прикладного искусства, о целесообразности интерьеров жилого дома, о соответствии формы и декора назначению вещи.

Первые школы дизайна появляются в 20-е годы 20-го века.

Баухаус (строительный дом). 1919-1933, Германия. Основатель Вальтер Гропиус. Преподаватели В. Кандинский, П. Мондриан.

Вхутемас – Вхутеин (Высшие художественно-технические мастерские, затем – институт). 1920-1930, России. Преподаватели К. Малечич, А. Родченко, В. Татлин.

В школах решали следующие задачи:

1) Создание идеальных образцов для промышленности (подчеркивание конструкции вещи, отказ от декора);

2) Учет запросов населения (изучение социологии, экономики);

3) Использование новых материалов (метал в мебели).

Условия, влияющие на развитие дизайна:

· Уровень развития экономики;

· Политический строй, идеология;

· Прогресс науки и техники;

· Традиции (эстетические традиции народа, наличие художественной школы, традиции пластических искусств).

Выразительные средства дизайна:

· Форма;

· Материал;

· Цвет;

· Фактура,

В процессе разработки предмета или целостной среды дизайнер учитывает требования эргономики (греч. «эргон» - работа, «номос» - закон, т.е. законы работы человеческого организма).

 

Эргономика – дисциплина, исследующая психофизиологические факторы взаимодействия человека с разнообразными орудиями в условиях, требующих определенных реакций на изменяющиеся обстоятельства.

В понятие эргономики входят:

· Инженерная психология (реакция на разнообразные раздражители);

· Закономерности зрения (восприятие цвета, движение глаза);

· Антропометрия (система измерения человеческого тела);

· Моторика (характер движения человека).

 

 ЖИВОПИСЬ.  ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

Живопись – живо писать: живо – ярко, красочно.  Живот – жизнь, т.е. жизнеописание в  цвете.

 

Живопись – изображение на плоскости в цвете.

Виды живописи:

1) Станковая (станок – мольберт, этюдник) – картина.

       Особенность – самостоятельный, независимый характер.

       Техники: акварель, гуашь, темпера, масло, акрил.

2) Монументальная (от лат. напоминаю ) – изображение на потолке, на стене в интерьере или экстерьере здания.

      Особенности:  связь с архитектурой;

                               большой размер;

                               значительные темы;

                               долговечная техника (фреска, мозаика, витраж, масло, холст; изображение на

                                                                     стене – панно, на потолке - плафон).

3) Миниатюра (от minimum – красная краска типа киновари, которой рисовали заглавные буквы в рукописных книгах).

       Особенности: малый размер, тонкая работа.

       Первоначально миниатюра существовала как книжная (до появления печатной книги),  

      затем как портретная (до появления фотографии). Современная миниатюра – лаковая  

     (Палех, Федоскино и т.д.).

4) Театрально-декорационная, т.е. эскизы костюмов, декораций, декоративные росписи и т.д.

Сейчас театральная живопись называется сценографией, т.к. наряду с эскизами костюмов для спектакля художники-сценографы делают макеты оформления сцены.

       Особенности: связь с архитектурой;

                                большой размер;

                                незначительные темы

                                недолговечная техника (клеевая краска, гуашь).

          

 

ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫОГО ИСКУССТВА.

 

Жанр – с французского «тема».

 Жанр – область искусства, ограниченная определенным кругом тем.

1) Натюрморт (фр. «мертвая натура»)

2) Пейзаж (фр. «страна, местность»).

       Разновидности: сельский (деревенский),

                                   городской,

                                   ландшафтный,

                                   морской (марина),

                                   индустриальный.

3) Портрет (фр «изображать, изображение черта в черту»; от лат. «извлекать наружу, обнаруживать»).

       Разновидности по содержанию:

· Камерный (камера – небольшой зал, где вывешивались такие портреты), или интимный.

             Идея – изображение внутреннего мира человека, поэтому форма – крупное изображение

             лица в формате, т.е. подгрудное или поясное изображение человека.

· Парадный (вывешивается в парадных залах).

Идея – изображение социального статуса человека, поэтому он изображается в рост в парадной одежде и обстановке.

Разновидности: конный портрет и портрет-картина (когда портрет включает в себя элемент сюжетного действия).

· Автопортрет.

Разновидности по форме:

· голова, подгрудное изображение, поясное, полуфигурное, поколенное, в рост;

·  одиночный, парный, трехфигурный, многофигурный.

Бытовой

Исторический

6) Батальный («баталия» - битва) – изображение жизни войска.

Мифологический

8) Аллегорический (гр. «иносказание»). Изображение конкретного события, явления в отвлеченной форме, или общего понятия в конкретной форме.

9) Анималистический (лат. «животное» от «анима» - душа).

10)  Интерьер (фр. «внутренний»).

 

ГРАФИКА. ВИДЫ ГРАФИКИ.

 

 

Графика – от греческого «пишу».

 


Дата добавления: 2021-04-06; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!