Голосовые возможности детей, их звуковой диапазон.



Основным требованием, предъявляемым к голосу певца, является ровность звучания во всем диапазоне. Голоса же начинающих певцов, и особенно детей, звучат неровно. В них ясно заметны регистры. При переходе из одного регистра в другой на двух-трех промежуточных нотах, названных переходными, отмечается ухудшение тембра, напряженность и неудобство воспроизведения звука. Переходные звуки в голосе детей могут быть ярко выражены, а могут оставаться и незаметными. Ровность звучания в процессе обучения достигается путем сглаживания регистров соединением грудного и головного регистров.

Это приводит к формированию хорошо отлаженной системы совместной координированной работы грудного и фальцетного механизма, т.е. к созданию смешанного регистра. При этом голос может приобретать безрегистровое строение. Это считается редким даром некоторых людей. голоса которых оказываются уже с детства как бы от природы поставленными. Обычно же смешанное голосообразование является труднейшей и важнейшей задачей постановки голоса у взрослого певца.

Перестройка певческого органа на новую, более совершенную систему голосообразования в период формирования внутренней голосовой мышцы

(от 7 до 13 лет) связана с интенсивным развитием речи ребёнка. Отличается, что при всём различии речевая и певческая функции тесно связаны между собой. Особенно велика близость этих функций в детском возрасте. Получается, что если сама природа в процессе развития речи использует фальцетный и грудной механизмы (дети говорят в смешанном регистре), то почему не использовать его при становлении вокальной речи ребёнка? Вокальное воспитание с детского возраста, позволяющее использовать более полно природные ресурсы голосового аппарата, должно привести к возможности более полного развития музыкального слуха. Музыкальный слух всегда работает в содружестве с голосовым аппаратом и эта совместная работа слуха и голоса способствует взаимному их совершенствованию. Также замечено, что приобретение навыка смешанного голосообразования при пении, благоприятно влияет на развитие навыков выразительной речи ребёнка.

При смешанном звучании голоса детей отличается естественностью, мягкостью и выразительностью. С возрастом эти голоса крепнут, технические возможности их значительно расширяются и обогащаются.

Первым условием формирования смешанного механизма голосообразования у детей является непринуждённость звукоизвлечения, наибольшая свобода, «вольность» звучания голоса.

Вторым условием, тесно связанным с первым, является правильный выбор высоты тона, с которого начинается вокальная работа с детьми, диапазон и тесситуры, в которых эта работа ведётся. Оптимальная высота начального тона и тесситуры вокального материала создадут условия, облегчающие и стимулирующие смешанный режим работы голосового аппарата (от высоты тона зависит и характер смешения в пользу фальцетного или грудного регистра).

Условия, благоприятные для смешанной работы голосового органа, создаются легче на тонах, ближайших к тону разговорной речи, этот наиболее общий и важный во всех отношениях тон (или участок) в нижней части диапазона детского певческого голоса называется «примарным тоном» (или «примарным участком диапазона»).

Правильное представление о примарных тонах или зоне примарного звучания, переходных звуках и звуковысотном диапазоне детского голоса, позволит педагогу «округлить» наиболее удобный участок диапазона для пения и подобрать учебный репертуар, способствующий развитию детского голоса, а также поможет управлять тембром за счет использования оптимального регистрового режима и добиваться максимального звуковысотного и динамического диапазонов при свободном, без перенапряжения звукообразовании. Примарными называются такие певческие звуки, которые среди других тонов голоса звучат наиболее естественно и свободно. На примарных звуках легче всего настроить голос на звукообразование в любом регистре в зависимости от педагогической задачи. В детском голосе так же, как и у взрослых можно найти эти примарные тоны (2-3 звука), которые расположены примерно в середине его звуковысотного диапазона. Для большинства детей до наступления мутационного возраста зона примарного звучания, по мнению ряда специалистов, приходится на звуки фа - ля первой октавы. С этих же звуков обычно и рекомендуется начинать распевание. Однако другие ученые и педагоги считают, что зона примарного звучания певческого голоса ребенка расположена значительно ниже - в пределах ре - ля первой октавы. Это связано с привычным функционированием голосового аппарата в этой зоне в процессе речи. Значительной разницы между девочками и мальчиками не наблюдается. Однако имеют место индивидуальные различия, которые можно отнести к трем группам: сопрано, дискант и альт.

Голоса мальчиков имеют большую тенденцию к грудному звучанию, чем голоса девочек. «Примарный тон» при смешанном голосообразовании у мальчиков в общем ниже, чем у девочек, и эта разница с возрастом (ещё до мутации) постепенно увеличивается. Важным условием, стимулирующим смешанное голосообразование, является выбор для начала вокальной работы соответствующей гласной. Наиболее удобной для начала работы оказывается гласная У. Звучание её в речи и в пении имеет похожий характер: она наиболее стабильна. Гласная У благоприятна для формирования смешанного характера голосообразования и связана с высокой позицией звука, характеризуется усилением в голосе высоких обертонов. У певца возникает ощущение усиленной вибрации в головных резонаторах, чувство «маски», т.е. ощущение усиленного сотрясания лицевых костей в области переносья. Звукоизвлечение на гласной У отличается у детей наибольшей непринужденностью, способствует нахождению ими верной работы голосовых связок.

Управлять процессом развития детского голоса – значит не навязывать какой-то ход, противоречащий его природе а, наоборот, максимально учитывать природу естественно протекающего процесса. На первоначальном этапе необходимо отталкиваться от регистра, который преимущественно используют дети, начинающие заниматься вокалом. Прослушивание множества детей позволяет сделать вывод, что им свойственны все регистры, присущие голосу взрослых. В зависимости от высоты тона дети и до мутации используют грудной и фальцетный регистры. Певческий голос у необученных детей, особенно с плохой интонацией, близок к речевому голосу по тембру и диапазону. Они используют наряду с фальцетным и грудной голос. И это следует считать естественным функциональным проявлением голосового аппарата.

Для настройки голосов на смешанное звукообразование выбираются условия, промежуточные между грудным регистром и фальцетом. Настроить голос на микстовое звучание легче всего на центральных звуках диапазона при силе голоса mf  начиная со звуков фа – ля первой октавы. Главное - не допускать регистровой перегрузки смешанного звучания на средних тонах, иначе голоса детей выше до второй октавы звучат напряженно. Выбор типа смешанного звучания в соответствии с высотой тона по всему диапазону ученика – одна из основных задач вокальной работы. Необходимо выравнивать тембровое звучание голоса за счет микста по всему диапазону. Замечено. что весь звуковысотный диапазон ученик не может спеть микстовым голосом т.к. самые высокие звуки (ми-фа-соль второй октавы) можно спеть только фальцетом.

 

5.Оптимальный режим голосообразования у детей.

Выбор оптимального режима голосообразования определяется индивидуальным особенностями голоса и этапом работы (а не возрастом ребенка), т.к. исследования показали, что даже дети раннего возраста могут использовать как фальцетный, так и грудной регистр. В связи с индивидуальными особенностями работу следует начать с того типа регистрового звучания, к которому проявляется склонность у ребенка от природы. Даже если ребенок свободно владеет всеми голосовыми регистрами, его индивидуальные особенности будут проявляться в каком-то регистре наилучшим образом.

Основные этапы формирования оптимального голосообразования зависят от условий занятий. На первой этапе работа педагога должна быть направлена на овладение учеником натуральными регистрами голоса, т.е. грудным и фальцетом. На втором этапе – ввести понятие о звукообразовании и звучании натуральных регистров и научить пользоваться ими в соответствующем им диапазоне: фальцетом на всем диапазоне, начиная с верхней тесситуры, а грудным лишь в нижней его части. На третьем этапе – наряду с произвольным переключением, скачком с одного регистра на другой формировать умение постепенно переходить от фальцетного регистра к грудному через микстовый, при постепенном тембральном обогащении певческого звука, начиная от очень легкого микста, близкого к фальцетному типу. На четвертом этапе – следует совершенствовать способность ученика произвольно использовать различные типы регистрового режима при пении: свободное переключение с одного натурального регистра на другой наряду с плавным переходом между ними через микст.

 И переключение и плавный переход с грудного регистра на фальцетный намного труднее, чем в обратном порядке, а в некоторых случаях бывает даже невозможно осуществить, особенно если это легкие голоса. Петь становится неудобно, появляется сип. Следует идти от природного механизма звукообразования. В управлении регистровым звучанием нужно целенаправленно использовать такие факторы педагогического воздействия на голос ученика, как: тесситуру, тип гласного, способ артикуляции, вид атаки звука, динамику и прочее.

 

 

6.Вокальные упражнения для сглаживания регистровых переходов у детей.

Сложность вокального обучения детей состоит в том, что каждый возраст требует особых методических подходов. Вокально-техническая работа на уроке включает в себя множество составляющих. Основные из них - сознательное использование регистров голоса, укрепление певческого дыхания, тренировка артикуляционного аппарата и дикции, вокальная ровность певческого диапазона, овладение техникой вибрато, развитие звуковысотного и вокального слуха. Все они представляют собой координированные мышечно- тренировочные комплексы упражнений, так называемый технический тренаж, в дальнейшем обеспечивающий раскрытие художественного замысла произведения. Задача технического развития певческого голоса детей должна быть полностью подчинена художественным целям.

Таким техническим тренажёром являются упражнения для сглаживания, плавности регистровых переходов, для постепенного облегчения звука при повышении тона и наоборот. Как известно, упражнения – это многократное повторяемое, специально организованное действие, которое направлено на улучшение качества его выполнения.

Различные звуки в пределах диапазона голоса можно петь отдельно, в отрыве друг от друга. Но от этого не будет выравниваться их звучание. Если же отдельные звуки расставить постепенно, превратить их в гамму или ее элементы, петь их связно, то будет способствовать выравниванию звучания во всем диапазоне. С этой же целью применяется пение и более широких интервалов. Ровность звучания во всем диапазоне зависит и от ровной вокальности гласных, для чего включаются упражнения, которые способствуют их выравниванию.

Как говорилось ранее, пение упражнений следует начинать с примарных звуков; у детей начинать надо с нот, лежащих в пределах фа – си первой октавы. Постепенно во время занятий объем звуков, охваченных упражнениями, расширяется. Формирование крайних нижних и верхних нот может идти только после хорошо звучащей середины, потому вупражнениях прежде всего укрепляют средний участок лиапазона.

 Важнейшим условием, стимулирующим смешанное голосообразование, является выбор для начала вокальной работы соответствующей гласной и обоснованная последовательность включения в дальнейшую работу остальных. Наиболее удобной для начала работы оказывается гласная «У» .Звучание её в речи ив в пении имеет сходный характер, она наиболее стабильна. Это значительно облегчает ребёнку работу по овладению собственным голосом. Гласная «У» благоприятна для формирования смешанного характера голосообразования и тем, что на ней наиболее ощутима вибрирование голосовых связок, что помогает при нахождении грудного резонирования.

В тоже время звукоизвлечение на гласной «У» отличается у детей наибольшей непринужденностью и способствует нахождению верной работы голосовых связок - высокой позиции звучания, т.е. головного резонирования. Это свойство гласной «У» создает наилучшие условия для нахождения смешанного звучания и формирования смешанного механизма голосообразования. Пение упражнений на гласную «У», а так же на «О» следует использовать при носовом призвуке. Если голос звучит глухо, глубоко, то рационально применять упражнения на гласные «И», «Е», способствующие близкому звучанию. И, наоборот, если голос звучит слишком открыто, то надо начинать с «О», «У», или округленная «А».

Пение упражнений на гласных звуках называется вокализацией. Существуют несколько видов вокализации – связная (legato) и отрывистая (staccato). Упражнения на legato являются основным средством выработки кантилены и помогают выравниванию звучания. Т.е. сглаживанию регистровых переходов. Пение на staccato связано с активным смыканием голосовых связок, что хорошо активизирует их работу, способствует активной атаке. Пение на staccato особенно полезно в работе с детьми на начальном этапе. Полезно начальный звук упражнения спеть на staccato и сразу же повторить его в связной манере пения, т.е. на legato. Пение staccato по форме ближе и речи, чем legato и проще для ребёнка. Полезно не только начальную часть упражнения пропевать staccato, но и всё упражнение в целом (особенно на раннем этапе работы над упражнением). Только после этого главную часть упражнения можно петь и legato. Это значительно облегчает детям верное (в отношении интонации и дикции) исполнение.

При использовании гамм снизу вверх особое внимание надо обратить на первый, нижний звук. Он берется в высокой позиции, т.е. применительно к позиции верхнего звука упражнения. При таком приеме все звуки гаммы звучат ровно. Обычно вся гамма исполняется на одном дыхании. Но вначале работы, из-за недостатка дыхания, верхний и нижний тетрахорды нужно разделять дыханием. Гаммы являются средством для выравнивания звучания во всем диапазоне и, следовательно, сглаживания регистров. Этому же способствуют различные упражнения на интервалы, в том числе, пение трезвучий, арпеджио. Очень полезно пение с закрытым ртом. Оно осуществляется при сомкнутых губах с несколько опущенной нижней челюстью, с ощущением небольшого зевка. Это упражнение используется на среднем участке диапазона. Оно настраивает на головное звучание, но приносит пользу только тогда, когда при нем возникают правильные резонаторные ощущения, а именно, когда поющий хорошо чувствует вибрацию тканей носа.

 

 

Заключение

 

В процессе вокальных занятий обязательно часть времени отводится на развитие артикуляционного аппарата. Комплекс заданий используется на каждом уроке в виде артикуляционной гимнастики, которая, в свою очередь, активизирует дыхательную мускулатуру и тесно переплетается с дикционными задачами. Новаторством современных вокальных методик являются рекомендации по работе над навыком «вибрато» на занятиях с детьми. Эти методики применяются при построении координационно-технических заданий на уроке. Комплекс упражнений помогает избавиться от излишнего мышечного напряжения и утомления голосового аппарата. При освоении пения с вибрато повышается чувственность слуха к восприятию звука.

Огромное влияние на уроках уделяется воспитанию и развитию вокального слуха, представляющего собой сложный навык комплексного анализа явлений голосообразования. Он основан на взаимодействии слуховых, мышечный, зрительных, осязательных, вибрационных видов чувствительности, осознанность чувств и ощущений – путь к собственному восприятию правильного певческого звука.

Вокально-техническая работа по развитию детского голоса является важнейшей частью учебного процесса на начальном этапе музыкального образования и ориентирована на дальнейшее совершенствование профессионального уровня учащегося в среднем и высшем звеньях.

Задача педагога - добиться смешанного звукообразования на всех участках диапазона. В любом регистре при правильной работе педагога детский голос будет звонким, «полётным». Ровным по тембру, с округлыми гласными, лёгким вибрато, без зажатости и перенапряжения

Список используемой литературы

 

1. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. Из-во «Феникс», Ростов -на -Дону 2008 г.

2. Львов М. Из истории вокального искусства. Из-во «Музыка» , Москва 1964 г.

3. Маркези М. школа пения. Практическое руководство в трех частях. Из-во «Музыка» , Москва 2005 г.

4. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. Из-во «Просвещение», Москва 1986г.

5. Стулова Г.П. Хоровой класс. Теория и практика вокальной работы в детском хоре. Из-во «Просвещение», Москва 1988 г.

6. Огородов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Из-во «Музыка» Ленинградское отделение 1972 г.

Приложение



Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!