Особенности звукообразования.
Составитель Ежова Ирина Михайловна
преподаватель первой квалификационной категории
вокального отделения.
Березники, 2020 г.
Содержание
1. Введение------------------------------------------------------------------------------3
2. Особенности звукообразования ------------------------------------------------5
3. Регистры певческого голоса и физиологические механизмы их формирования --------------------------------------------------------------------7
4. Голосовые возможности детей, их звуковой диапазон------------------8
5. Оптимальный режим голосообразования у детей ----------------------11
6. Вокальные упражнения для сглаживания регистровых переходов у детей-----------------------------------------------------------------------------------12
7. Заключение--------------------------------------------------------------------------13
8. Список используемой литературы------------------------------------------14
9. Приложение-----------------------------------------------------------------------15
|
Введение
Важнейшей задачей художественного и эстетического вокального воспитания и обучения является усовершенствование методов. К общей проблеме совершенствования методов обучения относятся поиски новых путей эстетического воспитания детей средствами музыки, приобщения их к музыкальному искусству через пение, как один из самых доступных для всех детей активный вид музыкальной деятельности.
Поставить голос певца – это значит научить его петь, используя определённую технологию, основанную на знаниях, умениях и навыках.
|
|
Успешному развитию музыкального слуха и певческого голоса способствует правильное пение с детских лет. Преподавателю, занимающемуся детским вокалом, необходимо чётко представлять себе технологию певческого процесса и владеть методикой обучения.
Обучение пению - это не только обучение данному виду искусства. В процессе обучения пению развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребенка.
Детское пение является предметом изучения не только специальной методики, вокальное воспитание невозможно без взаимодействия современных научных исследований, освещающих вопросы голосообразования, психологии слухового воспитания, физиологии нейрофизиологии и прочее. О развитии детского голоса можно судить по качественным изменениям основных характеристик его звучания. В тоже время, добиваясь определенного качества звучания, педагог может влиять и на его развитие в нужном направлении. В поисках правильного звукообразования особо важное значение приобретает качественная оценка звучания детского голоса, которая во многом обусловлена типом голосового регистра.
Новый аспект в методике развития детского голоса – изучение резонансного пения и регистровой структуры певческого голова на основе результатов современных научных исследований. Научить юных певцов управлять голосовыми регистрами – одна из важных задач начального этапа обучения. Первично уделять внимание овладению каждым регистром (грудным, фальцетным) отдельно. В дальнейшем применяется ряд упражнений по использованию обоих регистров и постепенному выравниванию певческого диапазона (звукообразование, динамика).
|
|
Голоса детей существенно отличаются от голосов взрослых. Детские голоса имеют высокое головное звучание. По содержанию обертонов они беднее голосов взрослых, особенно в младшем школьном возрасте, но обладают особой серебристостью и лёгкостью, отличаются большей звонкостью и «полётностью».
Такие свойства тембра, как серебристость и звонкость придают детским голосам особую прелесть. Такие отличия детских голосов связаны с анатомо-физиологическими особенностями голосового аппарата и всего растущего организма.
Гортань у детей расположена высоко. Она приблизительно в 2 - 2.5 раза меньше гортани взрослых. Хрящи гортани гибкие, мягкие, полностью не сформированы. Поэтому детская гортань отличается эластичностью и большой подвижностью. Мышцы гортани развиты слабо. Голосовые складки детей коротки, узки и тонки. У ребёнка до 5 лет вокальных мышц нет, их место занимает рыхлая соединительная ткань и железы, имеются только мышцы, сближающие голосовые складки. С этого времени начинается их постепенное развитие.
|
|
До 9 -10 лет у большинства детей при пении голосовые складки колеблются только своими эластичными тканями и полностью не смыкаются, голосообразование на всём диапазоне идет по фальцетному типу, голос состоит только из одного регистра – головного. Голосовые мышцы развиты недостаточно, диапазон ограничен в пределах первой октавы. Крайние ноты диапазона, особенно до первой октавы, дети берут с трудом. Дыхательные мышцы у них ещё слабые, ёмкость лёгких мала, потому и сила голоса меньше, чем у более взрослых ребят.
Приблизительно с 9 – 10 лет по мере развития вокальных мышц способ голосообразования начинает всё больше обретать микстовый характер. Голоса детей звучат с большей силой, обогащаются обертонами, увеличивается и диапазон. Особенно крепнет звучание на среднем участке диапазона. Эти ноты начинают отличатся от верхних и нижних нот. У одних детей на нижних нотах появляются элементы грудного звучания, расширяется диапазон вниз, ниже до первой октавы. У других детей диапазон растет вверх.
|
|
Таким образом, голоса детей примерно с 10 лет постепенно дифференцируются на три типа: высокие (фа первой октавы –до второй октавы), средние (ре первой октавы - ля первой октавы) и низкие (си малой октавы – соль первой октавы).
К 11-12 годам голосовые складки заметно увеличиваются, внутри них уже сформированные мышцы. Крепнут дыхательные мышцы, увеличивается ёмкость лёгких. Сила звука возрастает. Выявляются три регистра: грудной, смешанный и головной. Голосообразование у подростков 11-13 лет происходит в основном по типу смешанного регистра. Грудной регистр у детей по сравнению со взрослыми отличается меньшей наполненностью, звучит мягко, имеет «бархатный» тембр, ноты головного регистра носят явно выраженный фальцетный характер. В этом возрасте легко отличить голоса девочек от голосов мальчиков. Они различаются не только по тембру, но и по силе.
После 12 лет детский организм вступает в период полового созревания, во время которого происходит его глубокая перестройка. В связи с этим возникают изменения ив голосовом аппарате. Меняется анатомия гортани. Увеличивается просвет трахеи и бронхов, глубина и высота твёрдого нёба, изменяется форма ротовой и глоточной полости, увеличивается объём этих полостей. Происходит смена голоса – мутация, т.е. переход детского голоса во взрослый.
В звучания детских голосов отражается как в зеркале, методика вокальной работы педагога. Рассмотрение различных методических приемов с точки зрения теории регистров певческого голоса может быть перспективным, т.к. способствует формированию у педагога и ученика нового вокального мышления.
Особенности звукообразования.
«Пение требует особых занятий и образования, потому что в естественном состоянии сна способность мало имеет приятности, и только от подражания и частых упражнений она улучшается, а искусство и методическое изучение ее совершенствуют…»
А. Е. Варламов «Полная школа пения» 1840 г.
В детской вокальной педагогике вопрос о голосовых регистрах считается основным. В теории и практике детского пения сложились различные точки зрения о регистровых возможностях детского голоса. Многие педагоги считают. Что голоса детей до периода наступления мутации должны звучать лишь в фальцетном режиме. Однако, проведённые исследования показали, что регистровые различия в голосах детей имеются от природы и слышны даже в криках новорожденный. В последнее время широкое распространения получила и иная точка зрения, основанная на использовании преимущественно грудного звучания голоса. Но, как первая, так и вторая точки зрения, односторонние, т.к. у детей от рождения можно наблюдать ярко выраженные индивидуальные различия в отношении функционирования голосового аппарата. Поэтому учить всех детей одинаковой манере звукообразования до периода наступления мутации нет никаких оснований. Практика показывает, что от того, в каком режиме работает голосовой аппарат ребенка в домутационном возрасте зависит и всё дальнейшее развитие его голоса во взрослом состоянии.
После многочисленных исследований голосовых возможностей детей были сделаны следующие выводы:
1) для наиболее полноценного развития певческого голоса необходимо использовать все голосовые регистры: фальцетный, грудной и различные смешанные типы, т.к. они присущи им от природы;
2) грудной голос у детей так же как и фальцетный, тоже может звучать без напряжения и форсировки при условии, если он используется в соответствующей ему тесситуре;
3) округлёнными методами можно произвольно управлять звукообразованием у детей в любом голосовом регистре, а, следовательно, развивать тембр, звуковысотный диапазон и силу голоса в соответствующем направлении;
4) в работе с детьми по овладению различными голосовыми регистрами необходимо соблюдать определённую последовательность в зависимости от их голосовых природных особенностей.
Многочисленные исторические документы, их изучение свидетельствуют о высоком художественном уровне детского хорового исполнительства в России XVII - XIX веков, развитие которого связано было, главным образом, с культовым пением; стиль духовного песнопения и определил основные качественные характеристики звучания детских голосов: легкие и звонкие по тембру, умеренные по силе, в удобной, в основном средней тесситуре, т.е. фальцетное звучание.
В первой половине XX века, в послереволюционные годы, когда репертуар тех лет (песни маршевого характера) провоцировал детей на громкое, форсированное пение, а специалистов по детскому голосу было немного, общий уровень вокального воспитания детей снизился.
В 1938 году в Москве состоялось методическое совещание по вокальной работе с детьми. Главный вопрос совещания – охрана детского голоса. Основное решение сводилось к рекомендации у всех детей до периода наступления мутации использовать фальцетную манеру звучания. Позже, в послевоенный период, пришли к выводу, что специально тренировать детский голос не только возможно, но и необходимо. В настоящее время основная задача – это оптимальное развитие каждого ученика.
Развитие детского голоса возможно лишь на основе глубокого изучения процессов звукообразования в различных регистрах голоса.
В вокально-педагогической практике регистром принято называть ряд последовательных звуков в диапазоне певца отличающихся однородным характером звучания по резонированию и тембру. Диапазон певца – это объем певческого голоса от самого низкого до самого высокого звука.
Звук составляет неотъемлемое свойство воздуха. Для проявления звука необходимы три условия:
1.двигатель направляющий столб воздуха на поверхность вибрирующего тела;
2.колеблющееся тело, которое исполняет под влиянием двигателя данное количество колебаний в определенную единицу времени;
3.резонатор, роль которого заключается в поглощении звуковой волны, исходящей из колеблющегося тела.
Эти три элемента, необходимые для появления звука, сопровождают звучание любого инструмента. Поэтому естественно возникает предположение, что и звук, издаваемый человеческим голосом должен совмещать в себе те же условия. Но если у любого из музыкальных инструментов качество издаваемых ими звуков однородно на всем диапазоне звучания данного инструмента, то этого нельзя сказать о человеческом голосе.
Наблюдение за голосовыми складками во время пения в лабораторных условиях показали, что в одних случаях звукообразование происходит при плотно сомкнутых голосовых складках и они колеблются всей своей массой. При этом преобладает грудное резонирование. В других случаях способ работы голосовых складок изменяется. Они колеблются не всей своей массой (не во всю свою ширину), а в отдельных случаях только узкими внутренними краями. Резонирование голоса – головное. Таким образом, стало ясно, что существует два основных способа работы голосовых складок при фонации.
Регистры певческого голоса
Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 102; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!