Разновидность атаки зависит от характера движения языка – энергичного или плавного.



Для успешного достижения твёрдой атаки язык должен более энергично отталкиваться от звукообразователя, как бы произнося слоги «ту», «та», «ти».                                                                    

Для получения мягкой атаки язык отталкивается от звукообразователя более спокойно, как бы произнося слоги «ду», «да», «ди».

Существует ещё и вспомогательная (комбинированная) атака , когда роль клапана выполняет не кончик языка, а его спинка (задняя часть). Это делается с помощью «произношения» слогов «ту-ку», «та-ка», «ти-ки» или «ду-гу», «да-га», «ди-ги».

Не так давно исполнители на духовых инструментах начали использовать, так называемую «фрикативную» атаку (от латинского слова « fricate »- « тереть»). При этой атаке звук извлекается с помощью согласных «ф», «к», «х», «т» в сочетании с гласными «у», «а», «и», то есть «фа», «фу», «ха», «хи», а иногда и с некоторыми согласными - «фр», «кр», «тр». На практике этот вид атаки применялся уже давно ( frullato , sub tone ), но точного определения не имел.

 

В заключение необходимо подчеркнуть, что какой бы ни была атака (твёрдой, мягкой, вспомогательной), она всегда должна быть определенной, четкой и ясной, но ни в коем случае не грубой.

 

Развитие звука

 

Как только звук зародился, начинается его жизнь. Даже « тридцать вторая» и «шестьдесят четвертая» имеют свою продолжительность. Время, которое звук живёт (звучит) принято называть «стационарной частью» звука. Это название условно, так как стационарная часть наиболее гибка и подвижна в ритмическом, интонационном  и динамическом отношении. Поэтому «стационарную часть» звука правильнее было бы назвать развитием звука. И хотя развитие звука предопределяется названием того или иного штриха, качество выполнения того или иного штриха попадает впрямую зависимость от результатов осуществления развития звука. Так, например, если при detache` звук не будет выдерживаться полностью, то прозвучит staccato, или если при marcato звук не будет затухать, то получится martele и т.д.

 

Окончание звука

 

У исполнителей на духовых инструментах существует два способа окончания звука.

 

Во-первых, посредством языка. Язык как бы гасит звукообразователь, произнося слог «тит» (staccatissimo), а также звуков, требующих по своему характеру внезапного окончания, обрыва.

 

Второй способ окончания звука – с помощью прекращения подачи струи воздуха в инструмент; при этом звук как бы затухает.

 

Часто тому или иному способу окончания звука предшествует и определённая атака.

Способу прекращения звука языком, как правило, предшествует твёрдая атака, способу прекращения звука дыханием – мягкая атака.

 

 

Для удобства восприятия штрихи можно разделить на пять групп в соответствии со способами их получения (атаки).

 

1.Штрихи, выполняемые посредством твёрдой атаки.

Detache (от французского слова «detacher», что означает «отделять»).

 

Выполнение этого штриха требует энергичной, определённой атаки и полноценного выдерживания длительности звучания. Графически detache обозначается знаком -- .

 

Marcato (от итальянского глагола «marcare» - «выделять», «подчёркивать»).

 

Штрих выполняется посредством активного концентрированного начала звука, с дальнейшим его ослаблением. Обозначается знаком >.

 

Martele (от французского глагола «marteler», что означает «молотить», «чеканить»).

 

Штрих требует предельно четкого, жесткого извлечения звука, и выдерживания динамики до конца. Обозначается значком \/ .

 

Staccato (итальянское слово, означающее «отрывисто»). Приём короткого исполнения звуков (обычно звучит половина записанной длительности). Обозначается точками, стоящими над нотами.

 

Staccatissimo  - более коротко, чем staccato (обычно звучит четвёртая часть записанного звука). Прекращается, как правило, с помощью языка, путём произношения слога «тит». Обозначается словом staccatissimo.

Slap (английское слово означает «шлепок», «пощёчина»)-применяется саксофонистами и кларнетистами в современной музыке (щелчок языка по трости), а так же мундштучными духовыми инструментами (шлепок ладонью по мундштуку) в авангардной музыке. Обозначения не имеет.

2.Штрихи, выполняемые посредством мягкой атаки.

Non legato  (не связано). Звучит как бы три четверти записанного звука. Обозначается знаками тире, стоящими над и под нотами и объединенными лигой.

 

Portamento, штрих, взятый из практики вокалистов – напоминает глиссандо, то есть, изящное скольжение от звука к звуку. Обозначения не имеет.

 

3.Штрих, выполняемый посредством фрикативной атаки.

Frullato (итальянское слово, означающее «свистящий»). Исполняется двумя способами – посредством кончика языка («трррр…») или с помощью маленького язычка как бы произнося «фррр…» и «кррр…». В нотах обозначается словом «frullato» или трижды перечёркнутым штилем.

 

 

4.Штрих выполняемый посредством комбинированной атаки.

Двойное staccato. Приём двойного staccato появился впервые у флейтистов и перешёл к трубачам, затем им овладели все исполнители на духовых инструментах.

Обозначения не имеет; исполнитель сам определяет моменты, когда необходимо использование этого штриха. Обозначается двумя, горизонтально расположенными точками, над или под нотой, а так же перечёркнутым штилем.

 

5.Штрихи, не связанные с атакой (кроме первого звука).

 

 

Legato – (итальянское слово, означает «связано») исполняется путём изменения силы напряжённости губных мышц и интенсивности струи воздуха.

 

Существует мнение, что в исполнении этого штриха язык не участвует в формировании струи воздуха и регулирует её направление. Обозначается лигой.

 

Legatissimo – требует ещё большей связанности звуков, фразы. Обозначается словом Legatissimo.

 

 

Glissando (итальянское слово, означает «скользя») – это способ последовательного заполнения интервала путём скольжения по промежуточным звукам. Выполняется он посредством неполного нажатия вентилей или неполного прикрытия звуковых отверстий инструмента. Обозначается знаком   или .

 

Артикуляция

 

Часто смешивают два понятия – «артикуляция» и «штрихи». В работе профессора И.Ф.Пушечникова «Значение артикуляции на гобое» говорится:

«Под артикуляцией мы понимаем, как это принято и в фонетике, совокупность двигательных приёмов, которыми достигается тот или иной звуковой результат. Штрихами мы назовём определённые формы звуков, возникающие в результате различной артикуляции».

 

Мы же понимаем артикуляцию не только как способ получения отдельных штрихов, но и как, во-первых, предельно чёткое и точное выполнение того или иного штриха подобно дикции в пении или речи; во-вторых, как соотношение различных штриховых приёмов, создающих в своей совокупности в определённых условиях новый характер звучания.

 

 


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!