III . Заключительные штрихи к портрету



 

Культура, она как игра: игра с высокими Чувствами.Цивилизация - тоже игра: игра на низменных чувствах. Культура - во имя Духа (как активного, мужского начала) - стимулирует Высокое. Цивилизация - во имя прибыли - возбуждает низменное. Культура - во имя Души (как мягкого, женского начала) - стимулирует Слабость. Цивилизация - во имя прогресса - пробуждает силу.

Женщина - чтобы ощутить себя, чтобы быть собой, быть слабой - одевается в женское. И в этой естественной Слабости - её Сила. Чтобы стать иной - сильной, сильнее - она одевается в иное - мужское. И в этой призрачной силе - её слабость. Когда мужчина естествен - он всегда сильный. И тогда она - естественна, и тогда она слаба. Она становится уязвимой, но она защищена им. Она спокойна, и одевается в естественно уязвимое, незащищённое, женское. Когда мужчина неестествен  -  он всегда слаб. И тогда она  -  неестественно усиливается. И становится неуязвимой. Защищённая сама собой, она спокойна. И одевается в неестественное, но неуязвимое, «удобное», мужское.

Решающую роль в генезисе «гендерного слома» и последующей «гендерной революции» сыграла Западная либеральная идеология. Раскрепощённая Женщина Мира, высоко подняв голову, уверенно пошла на свет огней либеральной Цивилизации. Она идёт по этому пути уже не менее полувека, вызывая удивление и восторги одних и недоумение и страх других. Она уже начинает делать многие вещи лучше мужчин. Она всё больше начинает вытеснять их даже из сугубо мужских сфер. Она теперь занимается искусством и политикой, экономикой и бизнесом, тяжёлой атлетикой и боксом, ледовым хоккеем и карате… Она уже с блеском говорит на многих «иностранных» языках: на деловом, научном, нецензурном, алкоголе-никотинном и прочих «мужских языках». Среди новых миллионеров, среди водителей автомобилей - всё больше женщин. Возможно, настанет время, когда женщины «нового вида» овладеют всем и вся и полностью вытеснят из активной жизни всё то, что прежде именовалось «мужчинами», которым не останется ничего, как только «влиться» в образовавшийся женский вакуум. Весьма вероятно, что матриархата прежде никогда и нигде не было. Но где гарантия, что матриархата нигде и никогда не будет?

Можно отметить определённую роль в создании ситуации «гендерного слома» тоталитарных и авторитарных идеологий и режимов ХХ столетия. «Сгибая» сильное, волевое начало  -  мужчину, они делали его слабым. Женщина была вынуждена заполнять образовывавшийся вакуум, становясь сильнее, чтобы реализовать потребности семьи и общества в целом. Однако значительно более важную роль в стимулировании гендерных мутаций сыграл социально-экономический аспект проблемы: капитализм, или то, что сегодня именуется рыночной экономикой. Практически любую страну, вставшую на путь либеральной демократии и рыночной экономики (де-юре - на путь модернизации, де-факто - на путь вестернизации), неизбежно ожидают две вещи: большие или малые социально-экономические успехи и одновременно «гендерный слом», деформация полов, депопуляция и последующий демографический коллапс - вымирание.

«Состояние Цивилизации», равно как и «каноны капитализма», требуют от мужчины проявления силы, агрессии и аморальности (игнорирования религиозно-этических норм). И он принимает «игру агрессивно-маскулинной Цивилизации»: «игру в нисходящее»,на библейском языке - «по широкому пути вниз». Однако число носителей жёсткого, активного начала, или же «добытчиков», уменьшается. Большинство не выдерживает ни груза проблем, которые ставит перед ними Цивилизация, ни темпа жизни, заданного ей. Они становятся маргинальным элементом, «слабым звеном» Цивилизации, мутирующим в сторону «хранителя», в сторону пассивного, ожидающего начала. Жёсткая мужская внешняя периферия подавляется, обнажая внутренний «мягкий» энергетический Инь-центр. Происходит деформация пола, мужчины утрачивают «состояние Духа», становятся смешанно-феминной структурой, они перестают быть мужчинами. Цивилизация - это искоренение Мужчины. Так стимулируется ситуация «гендерного слома» в рациональной, мужской части человечества.

«Состояние Цивилизации», равно как и основной принцип капитализма: «выживает сильнейший», требует от женщины проявления тех же качеств, что и от мужчины. И она принимает «игру аморально-маскулинной Цивилизации». Она принимает «игру на низменном» - на широкой «дороге вниз». Цивилизационная мутация делает её смешанно-маскулинной структурой. Мягкая женская внешняя периферия подавляется, обнажая внутренний «жёсткий» энергетический Ян-центр. Происходит деформация пола, женщина утрачивает «состояние Души», перестаёт быть «хранителем», носителем мягкого, пассивного начала, она перестаёт быть Девой. Цивилизация - это искоренение Девы. Так стимулируется «гендерная мутация» в эмоциональной, женской части человечества.

 «Связь людей», или «Состояние Культуры», для которого были характерны культуросозидающий, животворящий («материнский») процесс феминизации Духа, Путь религии и мистики, «Путь недеяния» постепенно уходят в прошлое. Мы провожаем всё то, что привело к величайшим достижениям в Культуре.  «Сила вещей», или «Состояние Цивилизации», для которого стали характерными техносозидающий («отцовский») процесс маскулинизации Души, путь экспансии, науки,  деструкции стремительно входят в наше настоящее. Мы встречаем всё то, что приведёт к полному падению Сферы живого Искусства («живого Творения») в «плоскость мёртвой техники» («мёртвого творения»), в «плоскость трансвеста».

Мы прошлифазу Постсовременности: эпоху, начавшуюся в конце 1960 гг. Это время - как возможная точка отсчёта эпохи Постмодерна. Возникнув как обозначение стилевых изменений в архитектуре, постмодернизм стал символом новаций в искусстве и глобальных трансформаций во всех иных сферах человеческой деятельности. Сегодня мы уходим из эпохи Постмодерна, как эпохи поиска новых путей развития, как стремления общества выйти из перманентного кризиса, как начала возможного пути к новой, альтернативной Цивилизации будущего. Мы находимся в конечной стадии эпохи Постмодерна, знаменующей начало состояния глобального трансвеста: тотального Transition to West -перехода к Западу, (в социально-политическом и социально-экономическом аспекте), перехода к универсальному Homo Masculinus (в социально-психологическом аспекте), перехода в фазу заката и гибели Культуры (в глобальном социокультурном аспекте).

Мы входим, возможно, в последнюю фазу исторического развития. Она может стать своеобразным «бенефисом» торжествующего, воинствующего, вестернизированного гипермаскулинного Духа, эпохой проявления однополюсного, жёсткого мужского начала в культурной, социальной, экономической сферах, порождающего или же усиливающего в обществе состояние агрессии, экспансии и деструкции (архитектурный, музыкальный, кинематографический; церковный, социальный, сексуальный, экологический, научный «трансвест»). Эта эпоха символизирует собой чёрный цвет, обозначающий «конец, за которым уже ничего нет» ивозвращает нам эру рабовладения: но теперь уже не люди, а вещи властвуют над людьми. Наступает эпоха инерционного посткультурного развития, где присутствуют только лишённые духовно-душевного начала чисто механические движения и жесты «мира порнографии духа».

В истории подобные ситуации встречались множество раз. Великие цивилизации прошлого, пережившие внутри себя метафизическое событие «Смерти Бога», разрушали тем самым своё культурное ядро: «систему верований» (систему высших религиозных, этических и эстетических ценностей, или «отличительную культуру») и центральную идею всей Цивилизации. В результате цивилизации погибали, они сами «оканчивали жизнь самоубийством». Современное состояние отличается от прошлого тем, что в условиях процессов глобализации и тотальной интеграции по ряду параметров данный кризис носит всеобщий характер, поэтому «конец истории» может наступить не для одной или нескольких цивилизаций, континентов, рас или этносов, «конец истории» может наступить для человечества в целом. Эти параметры проявляются всё яснее, принимая необратимый характер:

1) налицо ошибочный, прозападный (патологически инновационный) вектор политического и экономического развития (по пути демократии и капитализма) всего мирового сообщества, ведущего к постепенному экологическому и патологическому коллапсу, исчезновению Востока как типа исторического развития;

2) налицо ошибочный, прозападный вектор социального и культурного развития по пути тотальной вестернизации, либерализации и унификации. Этот вектор стимулирует процессдеформации полов (ликвидируя «женский тип поведения», Запад ликвидирует женщину как пол, как биологическое составляющее человека), создавая ситуацию «гендерного слома» и последующего патогенного демографического коллапса. Этот путь ведёт к «выветриванию» уникальных Восточных культур и последующему исчезновению с исторической арены Востока как мировой социокультурной составляющей.

В связи с этим возникает вопрос: является ли Запад прогрессом по отношению к Востоку? Запад создал и реализовал идеи либерального общества, либеральной демократии, либеральной экономики. Однако, проповедуя идеи свободы, Запад остался верен традиционному имперскому принципу:«разделяй и властвуй». (Цивилизации германо-романского Запада - от Древнеримской до современной во главе с США - были и остаются агрессивно-имперскими по отношению к внешнему миру). Проповедуя идеи толерантности, Запад так и остался на уровне древних и средневековых варваров, и по сей день разрушая иные культурные ценности. (За 2,6 тысячи лет своего развития так называемый «культурный» Западный мир разграбил и уничтожил несметное количество культурных ценностей и их носителей по всему миру). Осуждая тоталитарные идеологии (включая нацизм и расизм), Запад на практике реализовывал прежде и реализует сегодня колониальные принципы «евронацизма» и «еврорасизма»:жить и процветать за счёт иных, «внезападных» наций и рас. Запад практикует либеральные, «светлые» принципы только внутри самого себя, сохраняя прежние колониальные, «теневые» принципы в отношениях с «внезападным» миром. (Продукты категории А (высшее качество) - для себя, продукты категории В (высокое качество) - для Западных собратьев, продукты категории С (низкое качество, опасный суррогат) - для внезападного мира, для «чужих»). Как видим, Запад двуличен. Он является слепком обычного человека, в котором живёт два образа: добра и зла, света и тени, жизни и смерти. И в этом смысле Запад ни религиозен, ни просветлён, ни морален. И в этом смысле Запад не является прогрессом: ни отношению к обычному, аморальному человеку, ни по отношению к Востоку, создавшему религиозную мораль.

В эпоху дохристианского «осевого времени» Человек Земли в лице Греко-Римской Западной цивилизации создал внеприродный, прогрессивный метод развития общества. В эпоху Нового времени этот метод был реанимирован новой Христианской Западной цивилизацией на новом, более высоком уровне. В ХХ столетии этот метод вошёл в историю как признанная, или же навязанная общечеловеческая ценность. Однако этот метод привёл к тому, что природно-экологические проблемы становятся необратимыми. Этот метод привёл к мутации книжно-христианской цивилизации Запада и её трансформации в новую экранно-техногенную атеистическую цивилизацию, экспансия которой приобрела всемирный характер. Этот метод привёл к мутации Мира Культуры, к трансформации Состояния Культуры в Состояние Цивилизации, ситуации постмодерна  - в ситуацию трансвеста. Этот метод привёл к мутации Мира Востока, к трансформации Состояния Востока в Состояние Запада. Этот метод привёл к мутации Мира Человека, к трансформации Состояния Человека в состояние человека-машины, человека-компьютера, человека-телефона. Этот метод привёл к трансформации человека в «средний пол». В перспективе нас ожидает если не очевидное, то вероятное ускорение процессов психологического и биологического разрушения человека и исчезновение его как вида.

Чтобы хотя бы приостановить все эти негативные процессы, необходимо приостановить темпы роста мировой экономики, приостановить научно-технический прогресс. Однако этого никто и никогда не сделает: человек Земли слишком иррационален. Чтобы остановить все эти негативные процессы, необходимо отказаться от жизненно эффективного, но смертельно опасного Западного метода развития общества. Однако этого никто и никогда не сделает: инстинкты жизни человека слабее инстинктов смерти.

Человек достиг значительной вершины в своей эволюции. Прежние великие цивилизации погибали, достигнув пика своего развития, входя в состояние психологической усталости от успехов и от самой жизни. Современная Россия - это психологически усталая, меланхоличная страна-личность, уставшая от своих вековых катаклизмов и самой жизни. Современный мир (Запад и псевдозапад, других миров уже, видимо, нет) - это психологически взвинченное, одержимое холерическое сообщество индивидов-машин, олицетворяющее больное животное, уставшее быть Человеком, уставшее просто быть.  

Эволюция жизни на Земле привела к появлению человека. Со временем человек стал Человеком и, возможно, самым феноменальным явлением Вселенной. То, что он появился на Земле, адаптировался и выжил как вид - это случайный результат космической эволюции. Если он сумеет выжить как вид хотя бы в ближайшие столетия - это тоже станет отнюдь не закономерностью, это станет ещё одной случайностью. Пожелаем ему удачной судьбы на его пути по беспредельному мировому пространству. Пусть он всегда помнит: что бы там ни было, что бы о нём ни говорили, он - единственно живое, истинно живое Существо во Вселенной. И, возможно, единственно видящее и знающее её.

 

О. Киршин, НГАХА, 2005.

(Текст дополнен в 2007 и 2010 гг.)


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!