II . Культура эпохи «трансвеста»



МИР В СОСТОЯНИИ «ТРАНСВЕСТА»

Социально-психологический портрет современной эпохи

I . Человек эпохи «трансвеста»

Прогрессивное, но хаотическое и внеприродное развитие Западного социокультурного мира приводит не только к экологическому хаосу и природной катастрофе. Данный тип развития целенаправленно (и совершенно безудержно) генерирует инновационное «состояние Цивилизации» на Земле - в противовес эволюционному «состоянию Культуры». В орбиту либеральной демократии вовлекаются всё большее число стран, народов и континентов. Причём, зачастую не считаясь с особенностями культуры той или иной страны или региона. 

Современный мир находится уже не столько в «ситуации постмодерна», сколько в состоянии «трансвеста», т. е. «перехода к Западу» ( Transition to West ), перехода к Западным ценностям. Этот термин подразумевает шпенглеровское «Der Untergang des Abendlandes» (Падение Вечерней Земли), т. е. переход к «состоянию заката», увяданию, последнему этапу в развитии культуры. Естественно, обыгрывается и традиционное значение данного слова из области психопатологии. И, наконец, «трансвест» в Восточной интерпретации, который следует понимать как эпоху подавления пассивного женского начала Инь и культивирования активного, мужского начала Ян. Для женщины этот термин буквально означает вхождение в «состояние Запада», на практике  -  эволюцию в «состояние мужчины» (в её внешнем облике), к мужскому началу (в её внутреннем проявлении) и, как следствие, вхождение в «фазу заката» и последующего исчезновения. 

Таким образом, данную макропроблему можно рассмотреть с трёх сторон: с точки зрения Запада (наука, рациональное), Востока (мистика, иррациональное), Женщины (трансвестизм, патологическое). В широком смысле Восток олицетворяютпонятия  Религия, Мудрость, Душа, Недеяние, Начало женское, светлое, генерирующее. Запад - это, соответственно, Церковь, Метод, Разум, Деятельность, Начало мужское, теневое, завершающее. И «конец истории» лежит не во всемирной победе либерально-демократической идеологии, как кому-то может показаться, а в полном исчезновении одного из начал (эта идея проскальзывает в новозаветном Апокалипсисе). В данном случае речь идёт о возможном исчезновении Восточного Начала, Восточного социокультурного типа и всего того, что с ним связано. Современный Восток становится структурой нетрадиционного типа: в его основу закладывается всё больше элементов Западной политической и социально-экономической системы. Запад уже давно завершил мутации от структуры трансцендентного типа к системе рационалистического типа. В последние десятилетия Запад также завершил процесс перехода из «Сферы Культуры» в «Плоскость Цивилизации» и окончательно обрёл  облик «высохшего, неживого дерева».

К сожалению, процесс вестернизации закономерно породил (или же усилил) ряд иных неблаговидных тенденций. И речь идёт здесь не только о Востоке: его мутации в сторону Запада стали очевидными. Речь здесь идёт прежде всего о том, что вхождение человечества в «фазу Цивилизации» на основе тотальной вестернизации породило опасную ситуацию «гендерного слома». Пока гендерные мутации (гендер - социальный пол) характерны в большей мере для Западного общества. Уровень фертильности (репродуктивной способности женщины) в зоне либерально-индустриального Западного мира находится значительно ниже критической отметки 2,15. Та же ситуация и в России: структуре менее развитого, псевдозападного типа. Процесс снижения уровня рождаемости до показателей ниже «порога выживаемости» этноса наблюдается в  индустриальных  и  прединдустриальных  странах  уже во многом нетрадиционного Востока. В связи с этим правомерно поставить вопрос  -  что приводит к патологическим мутациям и патогенному демографическому коллапсу: 1) Западная модель развития; 2) вхождение общества в состояние последнего этапа развития Культуры  -  «состояние Цивилизации»; или же 3) мы всего лишь присутствуем при начале «конца истории» белой расы, или Белой Христианской цивилизации? Не давая прямого ответа, можно констатировать пока только одно: макроисторические и макросоциальные мутации последних десятилетий породили в итоге новый социокультурный феномен: «эпоху трансвеста» - эпоху великих исчезновений и глобальных трансформаций.

Если внимательно наблюдать, можно видеть, как исчезает Религия, трансформируясь в свою противоположность - институт Церкви. Можно видеть, как исчезает Душа (Душа Человека, Душа Культуры), перевоплощаясь в  противоположное  -  хладнокровный, иллюзорно всесильный Ум.  Можно видеть, как Мудрость религиозно-мистического Востока сменяется Методом (рациональной Западной философией), а на смену Принципу Восточного Недеяния приходит одержимая, неконтролируемая Разумом иррациональная Метадеятельность. Постепенно исчезает, переродившись в свою противоположность, феномен понятия Бог  -  его триединое составляющее разрушено: понятия Истины, Добра и Красоты перестали быть тождественными друг другу.

При внимательном наблюдении можно увидеть, как исчезает, уходит, перерождаясь в свою противоположность, Женщина Мира. Её «трансвест», её переход к «фазе заката»  -  в «состояние мужчины»  -  становится всё более заметным. И переход этот  -  не сколько внешний, сколько глубоко внутренний: в «процесс трансвестиции» вовлечены и эмоциональная, и рациональная, и физическая составляющие пока ещё женского организма, а её одежда - не более чем следствие и внешнее проявление глубинных внутренних мутаций. Феномен женского трансвестизма по причине мирового социокультурного «трансвеста» не только не рассматривается как явление патологическое, но не замечается практически никем, даже самой женщиной. С точки зрения Востока, это не удивительно.

ХХ век сделал серьёзную ошибку: он предоставил (по крайней мере, в зоне Белой Христианской цивилизации) все права женщине. Все, или почти все. Потому что в реальности Женщина Мира всё ещё не является равной мужчине. Она по-прежнему на втором плане. И не только в мусульманском мире, в котором женщина - фигура, быть может, и почитаемая, но всё же «декоративно-вспомогательная». Тем не менее, женские «освободительные движения» ХХ столетия (активизированные с 8 Марта 1911 г.) сыграли, помимо позитивной, и свою отрицательную роль. Женщина увлеклась борьбой. Перед ней замелькал призрак полного равенства с мужчиной. И, чтобы окончательно победить, ей, полагает она, следует развить то, что заложено у неё внутри. 

Внешне, на периферии, она - женщина; внутри, в центре, она - мужчина. (Восток: «Ян существует внутри Инь»). Внешне она пожелала воплотить в жизнь свою многотысячелетнюю мечту: достичь равенства с «ним». Внутренне - она возжелала сама стать «им». Кто-то  -  сознательно и целенаправленно. Кто-то  -  бессознательно, «сама того не ведая». Данный процесс  -  как следствие развития цивилизации Запада, как следствие расширения рамок её экспансии, как следствие глобального, качественного развития внутренних элементов Западного социокультурного типа. ХХ век стал эпохой, когда идеи свободы и демократии достигли пределов белой, Западной женщины.

Вопрос в том, как в цивилизации Запада вместе с идеей эмансипации появилось и мнение о том, что женщина должна быть не просто свободной, но она должна быть похожа на мужчину, в  том числе внешне, в одежде. И, прежде всего, носить брюки. Прежний Образ: тот, что возвышал женщину, приближал её к Небу, создавал ощущение не просто движения, но реальности её полёта, создавал ощущение её внутренней и внешней открытости  -  постепенно стал уходить в прошлое. Известный лозунг глобальной Западной трансформации - «Свобода, равенство, братство» - был применён и по отношению к женщине, применён на женщине. Теперь она может делать, что пожелает (включая право быть или не быть женщиной). Она  стала свободной, де-юре равной мужчине, стала его «метафорическим братом».

По этой причине женщина стала терять округлость, которая всегда была её характерной чертой. Постепенно она становится прямой, плоской. С точки зрения Востока женщина всегда должна оставаться женщиной, мужчина - мужчиной. Женщина не ниже мужчины, она просто другая. Поэтому не должно быть равенства между двумя разными Вселенскими структурами. Чтобы не разрушить себя, она не должна подражать ему. Она должна «быть собой», сохраняя собственную уникальность и загадочность. Подражая мужчине, женщина перестаёт быть собой, становясь неестественным суррогатом. Подражая мужчине, в брюках или джинсах, рубашке или пиджаке, с сигаретой и жвачкой, с короткими волосами и в кроссовках, она выглядит сегодня очень странно: как самое странное существо на Земле. Подражая мужчине, она выбирает чёрный цвет - «цвет поглощения» - который наряду с её во многом мужской одеждой символизирует собой отказ: отказ от красоты, от жизни, от самой себя. Может настать время, когда наличие некоторых предметов дамской одежды на ней и некоторых физиологических признаков могут перестать быть поводом считать данное существо женщиной.

Женщина Востока пока сохраняет себя, свою уникальность и загадочность. Её тайна всё ещё притягивает. Что может притягивать в  Женщине Запада? Она абсолютно прозрачна. Известно, что она скажет, о чём она думает. Она уже не размышляет, как женщина. Она именно думает: думает, как мужчина. Она точно такая, какой выглядит в своей мужской одежде. В ней уже нет скрытой загадочности, и сама она теперь «закрыта», словно ей «некому дарить себя». Она перестаёт стремиться к «Образу Солнца» (которое «безусловно и беспричинно», и непрерывно светит для всех) и формирует «Образ Лампы»: она прагматично выбирает - как, кому и когда «светить». Теперь она, как и мужчина - Делец. «Мир Прагмы» заставляет её отказаться от традиционного, природного языческого принципа «любить того, кто любит тебя», и она начинает «любить только то, что выгодно». В ней торжествует принцип тривиального конфуцианства: принцип адекватного «Ответа на Вызов»  -  отвечать на «зло» вольно трактуемой «справедливостью».

Это внутреннее желание - надеть одежду чужого пола, примерить иной стиль жизни  -  оно было у человека всегда. Этот переход  -  трансвест глобальный и трансвест локальный, в одежде  - как Путь, на котором человек теряется, забывает самого себя, забывает «дорогу домой». О том, что «хорошо там, где меня нет» не думает только тот, кто «пробуждён и просветлён», кто живёт в настоящем: здесь и сейчас. Такой человек является самим собой, он находится в центре своей истинной Сущности. Однако сегодня Человек Земли настолько растерян, настолько потерян, настолько связан - самим собой; настолько «наркотически» повязан  -  ненужными ему вещами, что уже сложно узнать его. Когда мы смотрим на него, мы не узнаём его. Он уже не тот, он уже другой. Он неживой, механический. Она - неживая, и мы не узнаём её: мы не узнаём её даже по полу. Мы смотрим на это странное Существо и пытаемся понять  -  какого Оно пола? Кругом мы видим только мужчин. И только при явном приближении выясняется, что перед нами иногда женщина.

Какова причина этого парадоксального явления? Когда что-то происходит неожиданно, внезапно, человек это замечает и реагирует. Но если явление происходит эволюционно, крайне замедленно  -  человек постепенно привыкает к нему, переставая реагировать. Далее он уже не замечает, рассматривая это не только как данное, но уже и как естественное и неотвратимое. Пока мало кто видит то, что произошло; то, что происходит. И ещё меньше понимает - что может произойти. Люди «эпохи Цивилизации» перестали видеть и чувствовать друг друга: «связь людей» прекратилась. Теперь они видят только вещи и стремятся только к вещам и всему тому, что лежит на «плоскости». В представлении человека, оставившего трёхмерную «Сферу Культуры» и осевшего вкомфортной, но двумерной «плоскости Цивилизации», и «женщина плоскости» должна быть «плоской».

Пока человек не реагирует на «акт трансвеста», совершённый подавляющим большинством женщин Запада, псевдо-Запада и частью женщин трансвестирующего Востока. Человек не наблюдателен. Он, говоря на языке Востока, не Видящий, не Наблюдающий, Он - Спящий. Однако если бы «акт трансвеста» совершил мужчина, мир увидел бы это. Одна его часть - иронизировала бы (в силу неразвитости ума), другая - осуждала бы (в силу неразвитости Души). Но это сделала женщина. Значит, у неё серьёзные проблемы. Никто не иронизирует, и мало кто осуждает. И то, и другое  -  правильно. Ведь если женщина не хочет быть женщиной, тем, кто она есть, то вполне очевидно, что это является показателем глубокой психической патологии. 

С точки зрения глубинной психологии внутренняя причина данной метаморфозы лежит не столько на «видимой стороне Луны»: в сфере сознания, сколько на «тёмной стороне Луны»: в сфере бессознательного. На бессознательном уровне женщина всегда стремится подражать мужчине. Это «комплекс зависти». Свой «трансвест» в одежде она объясняет поиском удобства (удобство, как ни странно, найдено в неестественно-противоположном) и безопасности («закрытый образ» - как «комплекс бессознательной мести» за испытанное чувство страха). Причина внешняя  -  это темпы и вектор развития современной Цивилизации. Высокий темп разветвлённой жизни индустриального общества требует от всех и каждого высокой мобильности во всём: и в действиях, и в мышлении, и в передвижении. Человек Цивилизации перестаёт не только думать, он перестаёт даже ходить. Он либо ездит, либо бегает.Индустриальное обществопотому и решило «выдать» всем полуспортивную рабочую униформу - джинсы: дешёвую американскую рабочую одежду, датируемую 1865 г. Получилось, как в тоталитарной системе - у всех всё одинаковое: и думают, и делают всё одинаково; и ходят, и бегают все одинаково; и носят всё одинаковое и одинаково.  

Поэтому, на макроуровне, женщина, как существо слабое, подвластное мужчине, не виновна в том, что с ней случилось. Она такова, какой её ожидают видеть; она такова, каковы требования не вполне моральной, но вполне безответственной Среды. В современном мире ей приходится думать. Для неё это непросто, потому что женщине свойственно размышлять . В отсутствие мужчины, как сильного, активного начала, она стала исполнять его функции и стала думать, как существовать одной в новых условиях. Легко догадаться, кто должен помочь женщине перестать мучительно думать и стремительно бегать. Однако, тот, кто должен ей помочь - мужчина-рыцарь, мужчина-воин, мужчина-добытчик - сам стал исчезать с исторической арены и как социальный пол, и как вид. А в природе принято: в случае образования разрежения или же вакуума в какой-либо системе этот пробел заполняется чем-то другим.

Слабая половина человечества тогда есть, когда она слабая и, следовательно, истинная. Слабая половина тогда есть, когда есть половина сильная. Сильная и, следовательно, истинная. Чтобы человек сумел сохранить жизнь на Земле и сумел сохранить самого себя, обе его составляющие должны сохранить (или же обрести) свою истинную Сущность. И если роль религии заключается в напоминании людям о том, что есть инойПуть («светлый, высокий, узкий»), которым следовало бы идти, то роль психологии (и медицины в целом) должна заключаться в напоминании обеим составляющим Человека Земли о том, что этот Путьдолжен быть разным: у мужской «половины»  -  в сторону развития сильного, активного, созидающего начала; у женской «половины»  -  в сторону развития мягкого, генерирующего и оберегающего начала.

Человеку стоит также напомнить, что само слово человек - красиво во всех отношениях, как и сам человек. Оно означает «Обладающий полной силой»; или - в прямом переводе со старославянского «Сила, возвышающаяся над»… т.е. «высшая сила». Получается, лингвистически - Человек, как Бог - «господствующий, властвующий над Миром». Слово женщина восходит к древнему индоевропейскому корню и значит «Рождающая». Это прекрасно, и это - истинно. Однако русская языковая культура допустила ошибку. Та, что «Рождающая, дающая жизнь, генерирующая жизнь», она божественна, она - и есть Богиня. (Дама - в истинном переводе - это Богиня). Но Богиня не может иметь в своём имени нисходящий звук и букву щ. Этот звук не божествен, он унижает её и позволяет мужчине быть пренебрежительным к той, в имени которой нисходящий звук щ. Та, что «рождает мир и его самого», должна иметь более достойное, благозвучное имя. Самое подходящее слово для неё - это Дева: та, что чиста и кристальна, как Небо; та, что Богиня, не затронута и не задета.

Современная, так называемая демократическая культура, создаёт неверные образы. Сегодня можно без видимых усилий представить женщину в брюках и прочих не соответствующих ей образах. Потому что это всего лишь женщина, и они все так ходят, исчезая как пол. Однако невозможно представить Деву - Богиню Небес - в брюках. Сумеет ли когда-нибудь человек достичь стадии духовной зрелости, чтобы сделать женщину не только истинно равной себе, но поставить её выше себя самого? Современный мир находится в ситуации незрелости , в основе которой лежит нисходящее, патологическое желание малого человека опустить кого-либо или что-либо, «взять к себе, вниз». В основе состояния зрелости  -  восходящее, естественное стремление большого Человека поднять кого-то или что-то, «взять к себе, наверх».

В эпоху классической Древности «Осевое время» положило начало становлению человека как внеприродной и надприродной структуры. Человек в начале Пути, который «до конца не может быть пройден». И Человек на Земле тот, кто встал на этот Путь, ведущий его к истинной Сущности. Человек -  это берущий к себе, наверх. Таким был, в частности, один известный врач-психотерапевт с Ближнего Востока, член одной из иудаистских сект. Многие знают его: Он положил начало одной из мировых религий. Однако Мир прагматичного, утилитарного Запада трансформировал его «неудобные» идеи, равно как и его самого в удобную бизнес-машину, в феноменальную власть-машину: Церковь. Этого врача и по сей день помнят и почитают, однако мало кто желает жить и поступать так, как жил и поступал Он.

Человек должен быть напоминанием: и Женщине, кто Она есть, и самому себе, кто Он есть. Ему стоит исправить ещё одну ошибку русской языковой культуры. Его имя  -  Мужчина  -  содержит нечитаемое жч, неблаговидно произносимое как щщ; слово мущщина некорректно, по структуре оно  -  женского рода. Человеку-Мужчине целесообразно всегда помнить, кто Он, и быть и Существом, и существительным второго, «сильного, мужского склонения». Однако в связи с началом процесса «исчезновения» женщины начался аналогичный процесс «исчезновения» мужчины. Ситуация «гендерного слома» касается обоих полов и значительной части населения индустриального мира. Сегодня «гендерные мутанты» составляют уже подавляющее большинство населения России. Не только та, что прежде была «Она», стремится стать «Он»: активным началом, «добытчиком», но и тот, что прежде был «Он», стремится стать «Она»: пассивным началом, «хранителем». Налицо гендерная революция (революция - как радикальное, качественное изменение в какой-либо постоянно эволюционирующей системе), т. е. «переворот полов». Он проявляется у «гендерных мутантов» как во внутренней ментальности, так и во внешних признаках  -  внешнем образе и социальной деятельности. Тенденция такова, что пройдёт ряд десятилетий, пройдёт столетие, и жизнь на Земле может стать экологически невозможной, а все человеческие существа  -  могут трансформироваться в один, «средний пол». Ещё древние греки предполагали, что «конец истории» может наступить именно в результате деформации полов и их последующей трансформации в свою противоположность.

В течение уже двух с половиной тысяч лет Мир Запада бессилен принять новую, неязыческую, «осевую» версию понимания Бога. Запад воспринимает понятие Бога только в древнем, языческом контексте. Это понятие принципиально несовместимо с Западными инновационными и рациональными тенденциями. Сегодня на Западе Бог практически исчез, и кому-то даже показалось, что «Бог умер». Так появился человек, которому стало «всё позволено». Сегодня стало «всё позволено» даже той, что не считалась полноценным человеком в эпоху демократичной Античности. Тем не менее,самое главное - политическую и экономическую власть  -  мужчины сохранили за собой. И чтобы овладеть ей, у женщины есть только один путь. Если Восток понял: догнать Запад можно только в случае, если самому стать Западом, то женщина поняла: всецело сравняться с мужчиной можно, только если самой стать мужчиной.

И сегодня женщины успешно входят в это «сообщество мужчин». Пусть в качестве «второсортных мужчин», но входят. Те, кто внутри - не-женщины, обычно предпочитают мужской круг общения, перенимая многие внешние и внутренние мужские признаки. Впрочем, скорее не перенимают, а развивают свой внутренний, мужской агрессивный центр. Формально они не отрицают свою принадлежность к миру женщин, однако причисляют себя к его высшей категории. Словно подражая древнеиндийской традиции, они подразделяют мир женщин на своего рода «варны», в состав которых включают отдельные «касты», названия которых берут от имён представителей мира фауны. 

Обратите внимание, что не только мужчины рассматривают женщину не как человека (литовец, болгарин, финн, вьетнамец и т. д. - это люди; а литовка, болгарка, финка, вьетнамка - это вещи). Называя «категории» женщин именами животных, называя своего друга «молодым человеком», а себя - «его девушкой», женщины таким образом сами отказываются именовать себя «человеком», позволяя после свадьбы вносить себя в дом как «самую дорогую вещь». Поставив себя выше (как в своё время мужчина поставил себя выше женщины, а человек - выше животных), «сильные женщины» дали имя и себе, и всем тем, кто ниже, кого они поставили ниже. Они - сильные, властные, целеустремлённые натуры, «бизнес-леди» везде и во всём. Они не уважают мужчин - носителей женского типа поведения: людей религии, науки, искусства, и просто слабых, с их точки зрения. Ещё меньше они уважают женщин - носительниц женского типа поведения. Они готовы подвергнуть их агрессии даже в первую очередь. И только затем - реализовать давнюю «идею матриархата»: вывести из сферы бессознательного и воплотить в жизнь многотысячелетнюю внутреннюю женскую агрессию по отношению к мужчине. 

Почему женщина «высшей, активной варны» (в её составе - две «касты») не признаёт в первую очередь себе подобных из «низшей, пассивной варны»? На сознательном уровне - по причине цинизма и высокомерия. А на бессознательном, глобальном уровне? Аналог данной ситуации уже был в истории. Германо-романский Запад в течение многих веков испытывал патологическое неприятие грекоязычной Византии, а затем Руси и России, как центрам родственного христианского, но иного, греко-православного мира. Этот мир был по-восточному ортодоксален, а Запад избрал иной путь: уход от трансцендентных начал Греческой цивилизации, уход от трансцендентных Истоков Основателей Веры, отказ от истинной религиозности, от всего того, что отдаёт размеренностью, естественностью, традицией, женским типом поведения. Запад предал анафеме свою православную «сестру-цивилизацию» и организовал многовековое давление и насилие против неё, чтобы тем самым катализировать процесс собственной транссексуальной мутации и трансформации в нетрансцендентную «цивилизацию-брата» - носителя иного «пола», иного «типа поведения».

Для начала и успешного развития процесса мутации внутри макро- или микроорганизма необходимо «убить» истинного носителя данных качеств вовне: истинно христианских, или истинно женских. И, если не уничтожить, то хотя бы творить над ним насилие, либо - просто ненавидеть. Поэтому те, кто думает и действует «по-мужски», относя себя к «высшей варне», в первую очередь отрицают свою полную противоположность: «мягкое и податливое» женское начало. Они с антипатией относятся к женщинам из слабого, «третьего склонения», и более нейтрально относятся к женщинам «средней варны», многие представители которой претендуют на переход в «высшую варну».

Женщина «высшей варны» -  структура «среднего рода» и, следовательно, «второго склонения». Она активно стремится к структурам подобного типа. Она  - гомосексуальна духом , а иногда - гомосексуальна телом. Её союз, или же брак (который всегда - «брак», дисгармония) обычно заключается с представителями своей «варны»: мужчинами, подобными им  -  из «жёсткого, второго склонения». Казалось бы, эти мужчины - структуры сугубо мужского типа, однако такой брак (с подобными по духу) является гомосексуальным по духу. Союз такого рода - это и расчёт (брак-прагма), и будущее взаимонасилие двух равновеликих «мистических натур»:  «ведьмы-суккуба» и «демона-инкуба».

Ситуация «трансвеста»  -  как следствие того глобального перехода (от фазы Культуры к фазе Цивилизации), который наблюдался на протяжении ХХ столетия. Внутреннее развитие и тотальная внешняя экспансия Западного социокультурного мира имеет, возможно, вторичное значение, которое резко усиливает «процесс трансвеста». Уход из «Состояния Культуры» - это не только отказ от приоритета творческого поиска во имя Духа. Прежде всего, это отказ от внутренней женственной, творящей составляющей Человека - как Мужчины-Творца, так и Женщины-Матери. Мужчина отказывается идти к своему Центру, к феминизации Духа (Духа - как жёсткого, мужского начала). Он отказывается быть Человеком одухотворяющей Культуры, «быть Мастером». Он отказывается творить великие Вещи во имя Неба, во имя Бога, во имя Любви. Он желает быть (либо Среда заставляет его делать это) человеком вещетворящей Цивилизации, быть Дельцом. Он устраивает карьеру таким образом, чтобы максимально успешно «смонтировать» своего «Золотого Тельца».

Женщина также стремится влиться в Мир «цивилизационной Прагмы»: она отказывается не только «быть с Мастером», она отказывается быть Любовью (в значении Бог, или Agape). Самое трагичное, что она отказывается (либо Среда заставляет её сделать это) быть самой собой, т. е. женщиной, встав на пагубный для себя и для Мира Путь маскулинизации Души (Души - как мягкого, женского начала). Дело в том, что обычная женщина не вполне подходит Миру Цивилизации, в котором приоритетны не Душа и Дух, но приоритетны тело и ум, темп, время, власть, деньги, вещи, связи и всё то, что связано с миром материи. Поэтому современная женщина отказывается играть традиционную женскую роль. По этой причине одна часть женщин (с выраженной маскулинной наклонностью) всецело приспосабливается к миру Цивилизации, вливаясь в него; другая, противоположная часть - входит в процесс дезадаптации, деперсонализации (потери собственного Я) и бессознательного суицида.

Первая, сильная группа («варна») спокойна и уверена в себе, она целенаправленно обрела внешние мужские атрибуты (внутренние она уже имела их), и в своём сугубо мужском облике она наравне с мужчинами успешно тянет воз проблем современности. Вторая, слабая группа («варна») растерянна, чувство потерянности нарастает. «И наша мужская одежда на нас - как проявление чувства суицида» - цитата, не известная Миру Цивилизации. Женственным представительницам этой «мягкой и податливой» группы приходится либо подражать большинству, либо следовать порочной моде. Подражать - из страха. Следовать - из растерянности. В результате женщина радикально усиливает свой «эффект неприсутствия».

«Состояние Присутствия»  -  как реальность, жизнь в самом Существовании, ощущение дыхания своего тела, тотальное присутствие в своей жизни. Это - истинное Существование в Сфере Востока. «Состояние неприсутствия» - как летаргия, жизнь вне Существования, состояние отсутствия: неощущения, невидения самого себя. Это  -  мнимое существование в «плоскости Запада». Женский трансвестизм, рождённый внешней средой, чувством потерянности, состоянием бессознательного суицида, бесконечно усиливает состояние неприсутствия, которое является своеобразной патологической нормой практически для всех. Эффект неприсутствия Женщины как Человека резко усиливается эффектом неприсутствия Женщины как Женщины.

Символ «современной женщины» теперь уже не Дом. Она не желает более быть «хранительницей». Теперь её Домом (как и для мужчины) становится весь Мир. Революция полов изменяет ментальность, социальную роль, искажает психосексуальную идентификацию женщины. Как результат - начало духовного распада человека. Человек стал терять одну из своих составляющих: Женщину-Мать, Женщину-Любовь, Женщину-Цветок. Как следствие безудержной экспансии Западного мира - начало исчезновения Востока: как социокультурного мира, как одной из составляющих Цивилизации. Земля теряет свои Полюса. Человек теряет свои Центры. Развитие этой тенденции может только ускорить приближение «конца истории» Человека Земли.

 

II . Культура эпохи «трансвеста»

 

Человек Земли радикально изменил визуальную среду. В современной архитектуре преобладают гомогенные и «агрессивные» поля, тёмно-серый цвет, прямые линии и углы, здания в основном статичны и имеют множество больших плоскостей. В гомогенной видимой среде отсутствуют видимые элементы, либо их количество резко снижено. В агрессивной видимой среде наблюдается тусклое, но маниакальное однообразие. С экрана на человека воздействуют внеприродная частота строк и кадров, внеприродная цветовая гамма и те же самые прямые линии и прямые углы. Так растущая в геометрической прогрессии патогенная индустриализация и урбанизация отторгла человека от естественной природной среды и поместила его в искусственный «каменный лес».

Этот «лес» совсем не тот, что природно-естественный. Здесь множество монотонных стен и окон. Здесь уже нет и не может быть полноценных глаз. При взгляде на такой «пейзаж», на такую архитектуру глазу совершенно не за что «зацепиться»:  нет элементов для фиксации взгляда.  Вслед за архитектурой потянулись другие сферы искусства и человеческой деятельности. Люди стали и соответственно одеваться: пошло, безвкусно, в прямое и плоское, гомогенное и агрессивное, тотально однообразное, где глазу не за что «зацепиться». Человек исчез, так и не явившись миру в своём истинной свете. Вместо человека - гигантомания, стекломания, телефономания, компьютеромания, гомогенизация… и как следствие - тотальный «трансвест», исчезновение человека в «тени заката». Он не может разобраться в современной ситуации. Он введён в заблуждение самим собой, своим собственным техническим прогрессом, который подавил его естественно-культурное развитие. Человек гомогенизировал не только мегаполисы, не только окружающий его мир. Он гомогенизировал прежде всего самого себя. Он сотворил из природы и самого себя громадное количество одинаковых элементов, создав агрессивную видимую среду. Человек растерял красоту природы, растерял красоту поэзии, красоту архитектуры. Он растерял красоту самого себя и, прежде всего, её красоту: женскую красоту.

Так человек вступил из «ситуации культуры постмодерна» в «эпоху культуры трансвеста». Здесь даже женщина - Олицетворение Красоты Вселенной, Причина высокого Искусства - стала агрессивной видимой средой. Теперь в ней сосредоточено множество монотонных элементов, видимых одновременно. Теперь её изображения, полученные глазами, невозможно слить в единый зрительный Образ. Её поле становится агрессивным. Автоматика колебаний глаза (саккад) не может полноценно работать при встрече  человека с таким агрессивным полем. Глаза не могут «зацепиться» за что-то одно (которого нет) и минимизировать амплитуду своих саккад. Человек уже не может определить, какую часть Образа он фиксировал до  саккады и какую часть он фиксирует после её завершения. Частей так много (к примеру, брюки - на всех людях, окна - на всех зданиях) и все они настолько одинаковы, что нарушается основная функция зрения: определение, куда смотрят глаза и что они видят. Однако когда человек находится в естественной среде, он всегда знает, на какой предмет смотрят его глаза. Меняется его восприятие мира, - меняется и мир вокруг. Здесь нет повторов, здесь ежесекундно всё новое. В великой архитектуре нет повторов и трафаретных тривиальных форм - здесь форма сменяется формой, узоры сменяются узорами - вышитыми сказочно-цветочным женским восприятием мира.

Казалось бы, любой вид подлинного Искусства является Творением гениального мужского Разума, потому что во все времена и во всех регионах Земли все гениальные Творцы - мужчины. Тем не менее, правомерно поставить вопрос: кто создаёт плавные, мягкие, женственные узоры из голосов и звуков (рождая гармонию пения и музыки), из камней и дерева (рождая гармонию скульптуры и архитектуры),  из воды и красок (рождая гармонию живописи)? Ни один подлинный, так называемый настоящий мужчина, не сможет создать произведения великого Искусства по той простой причине, что он мужеподобен и не в состоянии раскрашивать мир «цветами архитектуры, цветами музыки, цветами скульптуры, цветами живописи». В нём нет и не может быть цветов. По этой причине он не порождает и не может породить «цветы высокого Искусства». Подобное порождает Подобное. Цветы - порождают Цветы.

«Светлый» Творец высокого Искусства всегда стремится к «Цветам Жизни» и сампорождает «Мир Цветов»,  раскрашивая  его  собой.  «Светлый» Творец - носитель феминизированного Духа: женственной Души. Он развил свой «внутренний центр» и сам стал «внутренним Цветком». (Восток: «Инь существует внутри Ян»). Когда он творит Великое, его Разум направлен на цветы, на цветок, на неё.  Если это будет не так, великая, одухотворяющая Вещь не будет создана, и высокое Искусство не состоится: оно переродится, станет сухим и утилитарно-прагматичным, станет жёстким и рационально-однообразным.  

Как выглядит искусство «трансвеста» - искусство «теневого творца» - «однополого, подлинного мужчины», не развившего или же подавившего свой внутренний центр? Уже не великого и не с большой буквы. Ваши глаза сколь­зят по его творениям (уже не с большой буквы) вправо-влево, вверх-вниз, не находя опоры для взгляда. Агрессивные поля его композиций ударяют по глазам и ушам, не давая возможности остановиться на чём-либо. Однако останавливаться нет смысла: каждая тривиальная композиция прозрачна с первого взгляда. Искусство «однополого, подлинного мужчины» сделало визуальную среду противоестественной, усилило воздействие раздражителей, порождая патологические состо­яния, преумножая агрессию. Рост агрессивности, помимо прочего, вызван ритмизацией сигналов, идущих на входы двух основных сенсорных систем: зрения и слуха. На зрительный вход поступают ритмические сигналы от агрессивных полей, состоящих из однообразных элементов, а на слуховой вход  -  от ритмичной музыки, состоящей из однотонных звуков. 

Данная искусственная ритмика порождена, вероятно, чисто мужскими составляющими: логикой, механикой, техникой, законом, наукой. Всё это порождает чисто мужское, «однополое псевдоискусство»: мир порнографии, в котором Любовь - как небесное слияние Духовного и Душевного - полностью исчезает. Искусство эпохи «трансвеста» агонизирует и становится всецело «порнографичным по духу». Покинув Сферу Любви, «теневое» искусство, вместе с его «теневыми» творцами, реализуя концептуальную идею Нового Завета (вне Любви всё - ничто), превращается в «ничто». В результате визуальная среда перестаёт быть комфортной. Уходит живая природная цветовая палитра. Уходит радовавшая живой глаз разно-Образность. Уходит мягкая пластичность и узорчатость линий. Уходит сгущение и разрежение видимых элементов. Уходит «великое таинство» и «великая непрозрачность». Органы восприятия устают от однообразия и одно-Образности. «Двери восприятия» постепенно закрываются: в этом неживом мире им более нечего воспринимать. Кругом - прямые, неживые линии «плоскости трансвеста», где живому глазу уже совершенно «не за что зацепиться».

Красота, женское начало исчезли из внутреннего центра Homo Masculinus - и его, как «Художника, раскрашивающего собой мир», не стало. Вслед за ним - потускнели «краски высокого Искусства». Потускнел и он сам, став безликим и без-Образным. Лишённое истинного Образа - Образа Любви - его искусство переродилось. Оно перевоплотилось в сугубо мужское вовне и внутри: монотонное, гомосексуальное, где ни глазу, ни иным сферам восприятия «не за что зацепиться».

Красота, женское начало исчезли и из неё самой: из периферии Homo Feminus  -  и её, как «Цветка, раскрашивающей собой мир», не стало. И вслед за ней - потускнели «краски Земли». Потускнела и она сама, став безликой  и без-Образной. Лишённая женского Образа, Земля переродилась.  Она трансвестировала в сугубо мужское вовне и внутри: монотонное, гомосексуальное, где ни глазу, ни сердцу уже «не за что зацепиться».

Как результат - увядание Сферы Восприятия (атрофия органов чувств, угасание высоких чувств и аффектов), исчезновение Сферы Вдохновения и Присутствия. Как следствие - исчезновение одухотворяющего много-Образного Мира Эстетики и вхождение в агрессивные, гомогенные «поля без-Образности». Культура уходит: человек перестал заимствовать формы у Земли и Космоса. Культура трансформировалась в безбрежное тёмно-серое агрессивное гомогенное поле, на котором сосредото­чено большое число одних и тех же элементов, лишённых Образа.

Это состояние отразилось и в развитии языковой культуры. Так, в русском языке уже несколько лет повсеместно используется слово-паразит «как бы», ставшее и артиклем, и приставкой, и предлогом, и обозначением ситуации в обществе. Неосознанно включая «артикль» «как бы» в свою речь, миллионы носителей русского языка по всему мира, сами того не ведая, дали оценку тому миру, в котором они живут: «как бы кино», «как бы литература», «как бы музыка», «как бы образование», «как бы учимся», «как бы работаем»… Тем самым было верно подмечено, что современная литература - это уже не литература, современное кино - это уже не киноискусство. В современном мире всё стало ненатуральным, неестественным, ненастоящим, мы теперь живём в мире «как бы искусства», «как бы науки», «как бы товаров», «как бы продуктов», «как бы мужчин», «как бы женщин», «как бы президентов», «как бы людей»…

Общество, конечно же, надо, если не любить, то уважать. Но не стоит забывать: оно состоит из людей, а мы знаем, что есть каждый человек в отдельности. Общество не временами в кризисе, не временами аморально, как кому-то может показаться. Общество всегда в кризисе. И оно всегда аморально. Оно может быть только более или менее быть аморальным. Если бы это было не так, не появились бы в глубокой Древности государства - как силовые структуры по обузданию общества, а позже, в «осевое время»  -  первые религиозно-этические системы: уже не как наивные первобытные языческие сказания о Неведомом, а как кодексы новой морали, смысл которой  -  обрести мораль в рамках (или вне рамок) аморального общества.

Индустриальное общество стремится к тому, чтобы у каждого человека был сотовый телефон. Однако общество мало интересует, что эта карманная игрушка-компьютер может разрушить человека  -  и даже всё человечество  -  на молекулярном и психическом (мобиломания) уровне. Общество техногенного капитализма- это мир аморального и аномального рекламного «трансвеста». В этом мире кто-то стремится реализовать себя на уровне тела (в индийской интерпретации - «шудры»), кто-то - на уровне эмоций («кшатрии-поэты»), кто-то - на уровне ума («брахманы-интеллектуалы»). И первых, и вторых, и третьих объединяет одно: все они принадлежат к страте «вайшьев-торговцев». Цель жизни человека техногенного общества  - покупка, продажа, торговля. И эта цель становится патологической нормой.Настанет время, и реклама в средствах массовой информации станет доминирующим, первичным материалом, всё остальное - сопутствующим, вторичным. Настанет время, когда архитектура, скрытая сегодня за щитами рекламы, сама станет рекламой, как стала рекламой (прежде всего пошлости и агрессии) современная кинематография. Реклама, как сорняк, недостойный Человека, может исчезнуть только с крахом эпохи Цивилизации и возрождением эпохи Культуры.

Эпоха Цивилизации, в отличие от эпохи Культуры, всегда тривиальна. Она всегда слепа, потому что живёт в свете иллюзии внешнего благополучия. Так всегда было в прошлом (в эпоху великих цивилизаций прошлого), так есть и сейчас. Современная Цивилизация отказалась от двуполушарного, двуполюсного развития, она отказалась от Пути Востока, и даже то, что она использует (к примеру, Восточный метод фэн-шунь), она трансформирует, адаптирует это к Западным ценностям, и тот же фэн-шунь становится уже Западным методом достижения успеха (естественно, в Западном понимании слова «успех»), становится литературой«позитивного Дьявола». И цель деятельности в таком случае, и цель жизни теперь одна: не сойти (с «лестницы успеха», или «колеса Сансары»), но наоборот: взойти  - на «лестницу карьеры», на «колесо Сансары» и занять свою нишу в нём. И теперь достоинство заключается уже не в том, чтобы «просто быть» и «быть вне суеты сует», но достоинство теперь в том, чтобы «много иметь» и «быть в центре суеты сует».

Будущее Мира, его благополучие лежит не в победе одной из сторон: Востока или Запада, Женщины или Мужчины, Мудрости или Метода, но во встрече и синтезе их. Пока в большей мере, по причине психической и интеллектуальной незрелости человека господствует традиционный метод: метод агрессии, экспансии, поглощения. Так принято в природе, где всё, что когда-то родилось, подлежит разрушению. Человечеству в обозримом будущем не угрожает снижение уровня собственной агрессивности, ему пока не удалось подняться над природой, поэтому его (на бессознательном уровне) из двух базовых потребностей - в Любви и Смерти - более привлекает Смерть. Человек выбирает путь, предлагаемый ему окружающей его космической Средой. Любовь  (Жизнь - на обычном языке, или Бог - на языке Востока) - вероятно, всегда останется уделом немногих. Pragma , Mania , Ludus , Eros - это не «цвета Любви», как кому-то может показаться, это Тени Любви, ведущие к распаду традиционных микро- и макросистем Земли.  

В случае позитивного варианта развития событий, альтернативная Цивилизация будущего, контуры которой стремилась проявить эпоха постмодерна, могли бы быть созданы из позитивных, синтезированных элементов Запада и Востока. Процесс синтеза становится заметным, к примеру, в некоторых видах искусства, в частности, в музыке, где на смену контркультуре второй половины ХХ века (тяжёлому, теневому рок-музыкальному «трансвесту») постепенно приходит, написанная словно Богом, мягкая, светлая музыка, в основе которой - синтез культур Востока и Запада.

Западный метод (как и Церковь) приходит за человеком, но не ради него самого; он не спасает и не освобождает человека. Западный метод - это стремление структурировать «колесо Сансары», адаптировать индивида к Среде, оторвать его от самого себя и «вмонтировать» на одну из ступенек государственной пирамиды. Как результат: страны Запада всё более обретают механические, тоталитарные оттенки. Западный метод  -  это экстравертный, левополушарный, чисто «мужской» подход. В основе его  -  экспансия и деструкция. Экспансия, как наука , цель которой: найти метод понимания и познания Вселенной с целью овладеть ей. (На бессознательном уровне Вселенная, естественно, олицетворяет собой запредельную, мистическую, непостижимую Женщину). Экспансия, как силовое проявление мужских качеств (обрести призрачную власть над Миром, над Женщиной), неизбежно порождает второй этап: деструкцию, как разрушение существующих систем и структур.

Спасает и освобождает человека, возвращая его самому себе, интровертный Восточный Путь. В основе его - религия и недеяние. Религия, как мистика, цель которой - встать на Путь понимания и познания собственного Я и состояния не-Я с целью «возвращения к самому себе». Мистика, как стремление обрести истинную власть - над самим собой - неизбежно порождает второй этап в развитии Человека: недеяние. Недеяние - как отказ от деятельности, приводящей к разрушению природной естественности, к деструкции. Путь Востока, обретая «третий глаз, смотрящий вовнутрь», тем самым сдерживает экстравертные инстинкты человека (стремление выйти «вовне», оторваться от самого себя), ограничивает опасный «прогресс», давая шанс сохраниться Культуре, давая шанс продлить жизнь Цивилизации: существующим системам и структурам. Вопрос в том, как совместить, синтезировать два этих метода, два миропонимания, два мироощущения - во имя  того, чтобы произошла встреча Миров и встреча Человека - с самим собой.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 62; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!