Роль музейной педагогики в формировании личности учащихся



 

Для развития музейной педагогики в современной России сложилось как социальные, так и педагогические условия.

Произошли значительные изменения в социокультурной среде в российском обществе, поставившие музеи на грань выживания, он осуществляет поиск основ своей последующей деятельности; школа утратила такие воспитательные структуры как пионерская и комсомольская организация, и учителя ищут им замену; проходит первые этапы своего развития система дополнительного образования, имеющая в своей структуре музеи и возможности сотрудничества с музеями страны; сложился и апробирован более чем 60-летний опыт зарубежных стран в области музейной педагогики; отечественная наука сформулировала требования к музейному педагогу как субъекту профессионально-педагогической деятельности; есть многолетний опыт подготовки музейных кадров, как в России, так и за рубежом.

Преобразования в области отечественного образования и акцент на роли музеев в жизни современного общества заставляют переосмыслить отношение к культурному наследию, накопленному человечеством, и сформировать у подрастающего поколения потребность в общении с ним. Эта задача успешно решается в рамках нового направления в педагогике – музейной педагогике, которая рассматривает обучение и воспитание подростков на музейном материале.

Сегодня можно говорить о возрастающей роли музеев для современного общества. Музей всегда являлся одним и ключевых инструментов внешкольного образования; музейная педагогика, являя особой областью знаний и исследований, изучает опыт педагогических учреждений, выполняет функции дополнительного образования. С 1992 года именно в музеях дополнительное образование нашло территорию и условия для осуществления и разработки ряда своих программ.

Как таковая система дополнительного внешкольного образования представляет собой копилку опыта и знаний многих поколений педагогов в области органичного становления процесса жизнедеятельности детей, но, несмотря на это, до сих пор не имеет научно-педагогического фундамента. Единственный системный труд Е. Н. Медынского "Энциклопедия внешкольного образования", выпущенный в 1923 г., содержал в себе элементы методологии, но должного воплощения не получил.

Современное состояние музейной педагогики можно охарактеризовать следующими тезисными утверждениями:

- выполнение одинаковых функций:

а) информационной;

б) культурообразующей;

в) социальноадаптивной.

- создание общих условий для:

а) формирования национального исторического самосознания;

б) формирования общей культуры;

в) адаптации к жизни в обществе.

- одинаковые новообразования;

а) детская информационная политика. "Программы "Музей и культура";

б) использование различных языков культуры;

в) "сопровождение" ребенка;

- единые образовательные доминанты на территории музея.

Исходя из современных задач, возлагаемых на музеи и на музейную педагогику, можно сформулировать и миссию музея сегодняшнего: музей стремится стать лабораторией, новым явлением, местом эксперимента, несущим образовательную ответственность. Образование - было социальной ответственностью музеев, и это должно остаться его основной миссией.

Так, миссия музея перетекает в определение музейного концепта, который состоит в следующем: музейный педагог не преподносит знания, а вовлекает детей в процесс обучения, музеи реализуют практически все виды деятельности (общение, учение, игра), а также самовыражение личности в момент "активного посещения".

Для реализации миссии современного музея, как института дополнительного образования, можно выдвинуть следующие задачи:

Задачи современного обещающего музея состоят в следующем:

· Всестороннее гармоничное развитие каждого ребенка на основе комплексного подхода к его воспитанию.

· Формирование творческой активности ребенка, его эстетических чувств, вкусов, идеалов с помощью музейных средств.

· Развитие у детей эмоций, воображения и фантазии.

· Формирование исторического сознания, навыков осмысленного участия в документировании явлений, процессов и событий истории природы и общества для выработки научного мировоззрения.

· Воспитание музейной культуры.

Методология музейной педагогики как способ познания сущности музейно-педагогического процесса, по сути, соответствует методологии педагогики и музеологии. Основные методологические подходы следующие:

1. Личностный (Ш. А. Амонашвилли, И. А. Зимняя, К Роджерс и др.). Известно, что художественная потребность - личностная, выступает как отношение индивида, которое определяется качеством, объемом и силой чувств, жизненных ценностей индивида, объективируемых искусством. Искусство лишь пробуждает чувственные силы субъекта, а не предопределяет их возникновение. Жизненная задача художественной потребности - естественным для данного индивида образом пробуждать в человеке огромный потенциал жизненных сил, подталкивать духовное развитие личности, ее ценностных ориентаций, отношений и чувств.

2. Деятельностный (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.Б. Ворожцова). В основу воспитания положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя сводится к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность.

3. Диалогический, коммуникативный - с музейными вещами, педагогом; диалог культур, музейная коммуникация (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Д. Камерон, Г.С. Трофимова).

4. Культурологический (Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, Н. Б. Крылова), использующий положения аксиологической философии.

5. Системный (Н. В. Кузьмина, В. А. Якунин), рассматривающий педагогический процесс как систему.

6. Средовой (Ю.С. Мануйлова, Л. И. Новикова, А. В. Петровский) подход в образовании есть совокупность теоретических положений и действий со средой, превращающих ее в средство управления процессами формирования и развития личности.

7. Компетентностный (О. Е. Лебедев, Г. Н. Сериков, А. С. Хуторской). Компетентностный подход в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимых к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к разрешению разного рода проблем, к деятельности. Эти образовательные результаты, называемые компетентностями, рассматриваются, как способность личности решать сложные реальные задачи - профессиональной и социальной деятельности, самоопределения, мировоззренческие, коммуникативные, личностные.

Опираясь на изложенные методики, можно сделать общий вывод о том, что музей как символ культуры и как образовательное учреждение играет важную роль в воспитании молодых людей. Имея своей целью сохранение и трансляцию материальных свидетельств опыта творческой деятельности, культурных эталонов, музей, создав уникальное художественно-временное пространство, "погружает" воспитуемого в культуру прошлого, связывая ее с ценностями текущего времени, вовлекая в диалог с ними. В этом пространстве можно не только испытать эмоциональный подъем, но и, прикоснувшись к минувшим эпохам, почувствовать свое место в культурном потоке, чего не могут дать другие образовательные институты.

Чтобы приобщить ребёнка к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, нужно погрузить школьника в культурно-историческое пространство. Особая роль в этом принадлежит музею, именно он приходит на помощь образованию. Он выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. Поэтому очень важен процесс интеграции музейного дела, образования и культуры. Сливаясь в единое цело, музей и образование формируют духовность человека.

Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более востребованной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и школы, составляет основу новой образовательной парадигмы XXI века.

Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и учащиеся.

Музей начинает рассматриваться и как наиболее эффективное средство «введения» подрастающего поколения в культуру, которая именно в его художественно-временном пространстве открывает все богатство своих смыслов и драматических коллизий, противоречий и достижений. Не случайно в гуманитарных кругах возникает дискуссия: чем является музей в современном мире — храмом или форумом? Музей, подобно храму выполняет вневременную и универсальную функцию, используя структурный образ реальности не просто для ориентира и справки, но в качестве объективной модели для сопоставления с индивидуальными представлениями. В противоположность этому музей форум — это место для конфронтации, экспериментов и дебатов.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 83; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!