Культурно-образовательная деятельность музеев в контексте воспитания личности



Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Курганский государственный университет»

(КГУ)

Институт педагогики, психологии и физической культуры

Кафедра педагогики и методики обучения гуманитарным дисциплинам

Форма обучения: заочная

 

Контрольная работа

по дисциплине «Педагогика и методика социально – культурной деятельности»

 

на тему: «Образовательная деятельность музеев в современных условиях»

 

 Выполнил:

 студент группы ПФЗ - 20219                                      Н. В. Митрофанова                                                                                            

 Направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

 Направленность «Психология и педагогика дошкольного образования»

 

 Проверил:

 канд. пед. наук, доцент                                                Е. А. Казанцева

 

Курган, 2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Культурно-образовательная деятельность музеев в контексте воспитания личности 6
2. Основные формы культурно – образовательной деятельности и их характеристика 10
3. Роль музейной педагогики в формировании личности учащихся 14
4. Практическая культурно – образовательная деятельность музеев 19
5. Виртуальная экскурсия как перспективная форма музейно-педагогической деятельности 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Музей – это живой организм, который собрал в себе и прошлое, и настоящее. Прошлое и наше время, семейные традиции – это те самые корни, которые помогают человеку найти точку опоры, не стать перекати – полем.

Музей — это учреждение культуры, осуществляющие сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства. Он призван организовывать и координировать деятельность людей по сохранению знаний о прошлом и их передаче.

Одним из основных направлений в деятельности музеев на современном этапе является культурно-образовательная деятельность, в ходе которой реализуется воспитательная и образовательная функции. Тенденция последних лет характеризуется активным вниманием к культурно – образовательной деятельности музеев, которые рассматриваются как центры культурной и досуговой жизни общества. Современный музей принимает активное участие в социализации личности, ее адаптации. С помощью своих ресурсов и средств межкультурной коммуникации музей создает музейно - образовательную среду для социальной адаптации современных посетителей и своеобразного тренинга их социальной активности. Понятие «культурно – образовательная» деятельность музея появилось в отечественном музееведении в начале 1990-х годов. Его активное использование и распространение были связаны с формированием новых методов и способов работы с посетителями различных категорий, а также изменением отношения общества к музею, культурно – историческому наследию, когда происходит переосмысление концептуальных моделей развития музея, распространение коммуникационного подхода. Отметим, что до этого употреблялись такие понятия, как «научно-просветительская», «идейно - воспитательная работа», которые отражали сущность и характер взаимодействия музея с обществом. На рубеже 1950 – 60-х гг. к советским музеям стал постепенно возвращаться статус научно - исследовательских учреждений, который был потерян в 30-е годы. Эти процессы привнесли серьезные изменения в музейную терминологию: появился новый термин «научно – просветительская работа», содержательная сторона которого состояла в том, что музей, осуществляя образовательную функцию, распространяет знания, основу которых определял музейный предмет. Однако, несмотря на это, музей по-прежнему рассматривался как средство «идеологической пропаганды», формирования «коммунистического мировоззрения», распространения идей интернационализма и патриотизма. Период перехода нашей страны к рыночной системе хозяйствования ознаменовал кардинальные изменения не только в социально – экономической, политической, но и культурной сферах жизнедеятельности общества. Отказ от прежней идейно – информированной политики меняет характер и принципы взаимодействия музейного социума с посетителями. Более того активное распространение культурно – коммуникативного подхода в музейной деятельности способствует тому, что посетитель рассматривается как равноправный собеседник и участник диалога, происходящего в стенах музея. В связи с новым понимаем сути взаимоотношений со зрителем возник термин «культурно – образовательная деятельность», подразумевавший образование в культурном пространстве музея. Дальнейшая демократизация музея привела к тому, что в его дефиниции стала подчеркиваться информационная открытость, общественная доступность и ориентированность на все слои населения, а само понятие «образование» в музее включало в себя не только получение знаний, расширение кругозора или развитие интеллектуальных способностей, но и обращение к внутреннему миру человека с помощью воздействия на его чувственно – эмоциональную сферу.

Вторая половина ХХ столетия стала временем больших концептуальных изменений в музейном мире, когда активные поиски путей обновления и демократизации традиционного музея способствовали его качественной трансформации: стали возникать новые типы музеев, которые занимались собиранием, хранением и популяризацией предметов материального и нематериального культурно-исторического наследия, способствуя сохранению традиционной культуры своего народа; появление новых способов и приемов подачи материала привели к разработке и дальнейшей реализации культурно - образовательных программ, направленных на привлечение различных социальных групп и категорий посетителей.

Социальная направленность музея стала способствовать более глубокой интеграции музея в современный социум, демонстрируя уникальные возможности этого социокультурного института. На разных этапах своего развития культурно – образовательная деятельность видоизменялась, наполнялась новыми смысловыми аспектами в соответствии с изменениями, происходящими в социокультурном пространстве общества.

 

Культурно-образовательная деятельность музеев в контексте воспитания личности

Неотъемлемой частью образования является воспитание, взаимосвязанное с обучением, но осуществляемое и как самостоятельная деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей. Семья и школа выступают здесь ведущими институтами, однако существуют и иные учреждения, среди которых особое место занимает музей.

На современном этапе значимость воспитания подчеркивается в различных государственных документах, среди которых Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. В Стратегии указывается, что приоритетным направлением гражданского и патриотического воспитания в России является формирование у детей целостного мировоззрения, российской идентичности, уважения к своей семье, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям, к национальному культурному и историческому наследию и стремления к его сохранению и развитию.

Данный тезис утверждается в федеральных стандартах, ориентированных на становление личностных компетенций выпускника: любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; владеющий основами научных методов познания окружающего мира; креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; мотивированный на творчество и инновационную деятельность и др.

В этой связи в современной образовательной политике России большую популярность получили идеи по формированию единого образовательного пространства, основанного на региональном компоненте с опорой на музей и музейную педагогику. Геополитические и социокультурные изменения, усиление самостоятельности общественного и культурного развития регионов и одновременное возникновение во многих их них социально-экономических, демографических и миграционных проблем, актуализируют рассмотрение региональной культуры как варианта общенациональной культуры и одновременно как самостоятельное явление, обладающее собственными закономерностями развития и логикой исторического существования.

Обращение к культуре как системообразующему фактору существования конкретной территории позволяет, по мнению И. Я. Мурзиной, ввести понятия «региональной идентичности» и «регионального самосознания». Первое в большей степени связано с самоощущением человека, второе - тяготеет к рефлексивно-осознанной деятельности. Так как данные понятия имеют очень тесную связь, в нашем исследовании остановимся на формулировке: региональное самосознание, под которым автор понимает связь, которую ощущает житель определенной территории (региона) с местом его жизни, и тип личности, который формируется на данной территории и в деятельности которого находит выражение «дух региона».

Другой исследователь, Г. С. Корепанов, использует синоним «провинциальное (региональное) самосознание», определяя его как переживаемые и осознаваемые смыслы и ценности «своей» локальной общности, формирующие практическое чувство (сознание) территориальной принадлежности индивида и группы.

Региональное самосознание создает возможность для человека осознать собственную значимость, в том числе и как, части определенного сообщества, ощутить свою принадлежность к малой и большой Родине. В настоящее время наблюдается кризис как национального, так и регионального самосознания, особенно в молодежной среде, связанный с ценностно-нормативной неустойчивостью и социально-экономической нестабильностью, характеризующийся разрушением основ патриотизма, вызванный, в том числе, попытками фальсификации исторических фактов, деформацией механизмов передачи ценностей от старшего поколения к младшему. Вот почему формирование регионального самосознания напрямую связано с воспитанием и развитием культурной личности, что становится, согласно Н. В. Бутенко, актуально значимым вопросом современного образования, которое включает в себя не только получение определенных знаний, но и освоение личностью культурных форм, ценностей и социального опыта.

Наиболее значимым социальным институтом, в силу своей специфики обладающим огромными потенциальными возможностями в развитии и социализации личности, является музей. Местный музей в свою очередь является еще и средоточием истории и культуры отдельного региона, наиболее полно отражает его специфику, осуществляя отбор и сохранение образцов культуры, воплощающих ценности, особо значимые для местного сообщества, главным инструментом трансляции которых является культурно-образовательная деятельность, теоретическую основу которой составляют принципы музейной педагогики.

Согласно Российской музейной энциклопедии в качестве самостоятельного направления работа с публикой выделилась из других сфер музейной деятельности в конце XIX – начале XX вв., получив название «культурно воспитательная работа». В этот период получают развитие экскурсии, лекции, позже названные традиционными формами музейной работы. Начинает формироваться отечественная экскурсионная школа, совершенствуется экскурсионное дело. Наиболее четко продумывается и решается проблема взаимодействия со средними учебными заведениями: школами, гимназиями, училищами.

Со второй половины 1920-х гг. музей, в связи с общими тенденциями политизации и идеологизации, начинает рассматриваться как центр политпросвещения, появляется новый термин для обозначения взаимодействия музея с аудиторией – «политико-просветительная работа».

С 1930-х гг. термин звучит как массовая политико-просветительная работа, основной задачей стало внедрение марксистско-ленинской государственной доктрины в общественное сознание, а главным критерием всей работы с посетителем – массовость охвата населения. Задачи провинциальных музеев, получивших название краеведческих, также определялись задачами общей культурной политики, нивелировавшей региональное своеобразие.

Музейно-педагогическая работа в данный период сводилась к помощи школе в расширении учащимися знаний и носила преимущественно информационно-ознакомительный характер. Особое место занимает кружковая работа, рассматривающаяся как средство приобщения к краеведению и подготовки будущих музейных сотрудников.

На рубеже 1950–60-х гг. получает распространение термин «научно-просветительная работа», что объясняется усилением внимания к музейному предмету и исследовательской работе в этом направлении. В этот период в работе с аудиторией наблюдаются значительные изменения в развитии новых форм музейной работы: факультативов, абонементов, устных журналов, уроков мужества, фестивалей, праздников, клубов и др., а также методических приемов экскурсионной работы. Вводится вопросно-ответная, игровая методика, применяется театрализация. Получают развитие цикловые формы работы с аудиторией.

В 1960–1980-е гг. музейная деятельность продолжала строиться в русле информативной модели, в соответствии с которой главной задачей считалась передача научной информации об экспонатах в доступной для детей форме. Благодаря отдельным энтузиастам в музеях открыли факультативы и абонементы для школьников. Музей все больше стал ориентироваться на школу и разрабатывать детские программы. На этот период пришелся рост числа школьных музеев.

Понятие «культурно-образовательная деятельность» появилось на рубеже 1980–90-х гг., ее основой стало формирование у посетителя ценностного отношения к культурно-историческому наследию, основанное на реализации эмоциональной сферы личности.

Музей, как отмечает М. Ю. Юхневич, рассматривается как фактор развития человека – его эстетического вкуса, воображения и фантазии, познавательного и творческого потенциала. Меняется подход к аудитории, которая начинает восприниматься как равноправный участник коммуникативного процесса, осуществляемого в музейной среде. Происходит объединение разнообразных форм культурно-образовательной деятельности в систему, элементами которой стали программы для различных категорий населения, но наиболее активно развивалось детское направление музейной работы.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 225; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!