Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 150 страница



той мере, в какой нас интересуют рабы, работающие на благо нашей культуры. Сколько русских баб погибнет при постройке противотан­ ковых окопов — тысяча или десять тысяч, — волнует меня лишь в том смысле, что я хочу знать, когда будет готов этот противотанковый рубеж для обороны Германии. И мы никогда не проявим грубости или бессер­ дечия, если в этом не будет необходимости... (2, 1970, с. 153. Курсив мой.

 

— Э. Ф.).

 

 этих высказываниях уже в полную меру виден садист. Он намерен похитить чужих детей, если у них хорошая кровь. Он собирается исполь­ зовать взрослых как ’’рабов”, и, умрут ли они или выживут, его не интересует. Окончание речи типично для нацистских фарисеев. Он жонг­ лирует общечеловеческими ценностями и заверяет слушателей (и себя самого), что совершает жестокости лишь там, где избежать этого невоз­ можно. Это опять типичная рационализация, которую он использовал, угрожая Пауле: ”Я натяну совсем другие струны, если меня к этому кто-нибудь принудит” (249, 1971, с. 151).

 

Гиммлер был трусливым человеком, и потому ему всегда была нужна рационализация, чтобы оправдать свою жестокость. Карл Вольф сообщает, что поздним летом 1941 г. Гиммлер присутствовал при массовом расстреле в Минске и был изрядно потрясен. Но он сказал: ”Я считаю все-таки, что мы правильно сделали, посмотрев все это. Кто властен над жизнью и смертью, должен знать, как выглядит смерть.

в чем состоит работа тех, кто выполняет приказ о расстреле” (282, 1961, с. 25). Многие из его эсэсовцев не выдерживали массовых рас­ стрелов: одни падали в обморок, другие сходили с ума, третьи кончали жизнь самоубийством.

 

Нельзя говорить о садистском характере Гиммлера, не остановив­ шись на том, что часто называли его ’’дружелюбием”. Мы уже упомина­ ли, что в студенческие годы он пытался завоевать расположение товари­ щей, навещая больных, делая подарки и т. д. Нечто подобное он совершал и при других обстоятельствах. Например, он мог дать ка­ кой-нибудь старухе кусок хлеба или булку и записать в своем дневнике: ’’Если бы я мог сделать больше, но мы сами ведь бедные черти” (что, между прочим, неправда, так как его семья принадлежала к зажиточ­ ному среднему сословию и они ни в коем случае не были бедняками). Он организовал совместно со своими друзьями благотворительное пред­ ставление, сбор от которого был передан детям Вены. Многие утверж­ дали, что для эсэсовцев он был ’’отец родной”. Однако у меня создается впечатление, что большинство этих дружеских актов не были искрен­ ними. Просто у него была потребность компенсировать свою душевную ущербность, равнодушие и отсутствие чувств, он хотел убедить и себя самого, и других, что он был не тем, кем он был в действительности. Другими словами, он хотел испытать то, чего он в реальности не испытывал. Он стремился опровергнуть свою жестокость, равнодушие к людям тем, что намеренно демонстрировал доброту и участие к ним. Даже его отвращение к охоте нельзя считать серьезным, ибо в одном из писем он предложил разрешить эсэсовцам охоту на крупную дичь в на­ граду за хорошую службу. Говорят, что он был приветлив с детьми и расположен к животным, но даже и здесь уместно сомнение, потому


 

275


что этот человек почти никогда не делал того, что не способствовало его карьере. Конечно, даже такой садист, как Гиммлер, мог бы обладать некоторыми положительными качествами, как, например, сердечность, внимательное отношение к определенным лицам в определенных ситу­ ациях и т. д. Однако абсолютная расчетливость Гиммлера и эгоцент­ ризм практически не позволяют поверить в наличие этих черт в его характере.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 88; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!