Невербальный этикет абхазов в речевой коммуникации.



«В зависимости от социальной организации и господствующих ценностей в культуре, она привязана к определённому стилю общения. Национальный стиль коммуникации — это такая же объективная данность, как и национальный язык»[20].

Однако, прежде чем приступить к рассмотрению невербального этикета абхазов, необходимо внести ясность, что вообще такое - невербальная коммуникация. Так как, понятие коммуникативного сообщения понимается достаточно широко, процесс коммуникации рассматривается в том числе и как проявление особой системы знаков. Это могут быть вербальные знаки, порождённые языковой культурой, или невербальные.

Понятие невербальной коммуникации в целом, как процесс коммуникации, выделяется в теории коммуникации как отдельная семиотическая система.

Невербальная семиотика - это лингвистическая наука о несловесном знаковом выражении эмоций и коммуникативном поведении человека в различных дискурсивных практиках. Объектом исследования невербальной семиотики является невербальный знак как компонент подсистем невербальной семиотики (паралингвистического, кинесического, проксемного т.п.) или как единицы семиотического пространства дискурса - соматикона.[21]

 Итак, в традиционной культуре общения абхазов существуют как вербальные, так и невербальные способы коммуникации. Кроме основной, словесной формы приветствий, есть, как известно приветствия и в форме разных жестов, получившие у абхазов также широкое распространение. К ним относятся, например, рукопожатия. Обмениваются рукопожатием близкие, знакомые, родственники. Традиционно такой вид приветствия исключен между мужчиной и женщиной, тем более малознакомыми. Распространенным жестом приветствия среди малознакомых людей, между мужчиной и женщиной является медленный наклон головы книзу, а затем кверху, при этом женщина потупляет глаза.

 Если встретились близкие родственники младший прикладывался к плечу, груди старшего. Последний, в свою очередь, отвечал прикосновением ко лбу, к плечу младшего.

В молодежной субкультуре, среди мужчин (в основном ровестников), исключались приветственные поцелуи. В процессе развертывания коммуникативного ряда приветствия и прощания немаловажное значение имеют применение и последовательность, динамика и стратегия поведенческих действий с помощью вербальных и невербальных средств и атрибутов общения, а также фатической коммуникации (акты привставания, спешивания ранее с коня, ныне – с автомобиля, приглашения в дом, выхода человека навстречу другому, пропускания вперед и т. д.).[22]

Традиционный этикет предписывал быть сдержанными в эмоциональных проявлениях, что принято до сих пор. Умеренность присутствовала во всём. Хотя, стоит отметить, что жестикуляции абхазов, отличаются необычайным многообразием и выразительностью, они часто четко выражают собой настроение и душевный настрой, но вместе с тем в народе резко отрицательно относятся, к всякого рода кричащим жестам, особенно в присутствии старших. Это связано с тем, что для кавказской культуры характерно соблюдать некую дистанцированность в общении и не нарушать границу личного пространства.

Следует отметить также способы коммуникации, в выражении своей симпатии или неприязни друг к другу посредством атрибутов невербального общения.

К примеру, в первый визит парня к девушке, если последняя ему не понравилась, он показывает это своим друзьям за столом, определенным наклоном ножа.

Если девушке, напротив, парень не понравился, то она демонстрировала свое восприятие посредством наизнанку надетого передника, либо крапивой, которую подкладывала под простыню оставшимся на ночь молодым людям.

Средства общения, в данном случае, подвергаются различным манипуляциям, информацию несет не предмет сам по себе, а единство коммуникативно-значимого предмета и операции с ним, выступающие часто в виде игровых шуточных элементов, в форме загадок и т.д.

Если девушка, накрыв на стол, сразу же уходила, не присутствовала при гостях или не подавала молодому человеку полотенца, то последний расценивал это послание как отказ молодой от дальнейших встреч.

 Помимо обмена информацией (коммуникативно-информационный аспект общения) здесь присутствует перцептивный невербальный модус, который означает восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

 Средства общения, в данном случае, подвергаются различным манипуляциям, информацию несет не сам предмет сам по себе, а единство коммуникативнозначимого предмета и операции с ним; выступающие часто в виде игровых шуточных элементов, в форме загадок и т.д.[23]

Помимо вышеперечисленных средств общения существовали и другие его негласные и гласные формы, с помощью которых парень или его родственники могли «проинформировать» девушку о своих симпатиях к ней.

Здесь следует сказать, что осознание причин различий в коммуникативном поведении, в частности невербальном, знание основных черт коммуникативных стилей позволяет не только лучше понять другую культуру, но и самих себя, что способствует взаимопониманию людей в целом.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 209; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!