Подходы к понятиям «маскулинность» и «феминность»



Критерии оценивания

 

Аспекты

А. Соответствие академическому формату А1 Язык 2/2 А2 Ссылки 2/2 А3 Структура 2/2 А4 Оформление 2/2
B. Соблюдение логики научного познания, правил развития мысли В1 Тема и цель 2/2 В2 Материал 2/2 В3 Логика работы 2/2 В4 Выводы 2/2
D. Исследовательский инструментарий и содержание D1 Контекст 2/2 D2 Методы 2/2 D3 Терминология 2/2 D4 Результаты 2/2
С. Представление работы C1 Презентация 2/2

C2 Выступление

2/2

C3 Ответы на вопросы 2/2

 

Итого: 30/30 баллов

Сайт с подробными критериями - https://school.hse.ru/data/2018/05/30/1149336316/Крит..

 

 

«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

 

Лицей

 

Индивидуальная выпускная работа

Представления о феминности и маскулинности подростков 15-17 лет

 

 Выполнила Щукина Татьяна Викторовна

 

 

Научный консультант:

Воронкова Анастасия Игоревна

 

Москва 2020

 


Оглавление

Введение. 3

Подходы к понятиям «маскулинность» и «феминность». 5

Методология. 11

Анализ данных опроса. 17

Анализ представлений девушек об «идеальной» женщине и «идеальном» мужчине 17

Анализ представлений юношей об «идеальной» женщине и «идеальном» мужчине 23

Заключение. 30

Список литературы.. 32

 


Введение

Во все времена общество  приписывало женщинам и мужчинам разные качества. Традиционно, к женскому относилась домашняя работа и уход за детьми, а к мужскому – обеспечение семьи и защита. Позднее ученые стали выделять такие понятия как «феминность» и «маскулинность». Активно развивались подходы к этим терминам: от биолого-эволюционного до постмодернистского. Ученые также пытались измерить эти понятия, создавая специальные тесты и конструируя различные шкалы, например, тест Термана–Майлз; шкала М–Ф Миннесотского личностного теста – MMPI; шкала маскулинности Гилфорда; тест Сандры Бем[1]. Специалисты так и не пришли к единому мнению о том, как анализировать эти понятия. Термины «маскулинность» и «феминность» все время изменяются, поэтому актуально выяснить, как их интерпретируют сейчас.

По данным Росстата, дети и подростки составляют 22,4% от населения страны[2]. Это достаточно большая социальная группа, которая представляет интерес для исследователей. Принято решение рассмотреть именно индивидов от 15 до 17 лет, потому что они уже завершили основной этап социализации и имеют относительно устойчивые ценности и нормы. Интересно выяснить, какие у этой социальной группы сформировались представления о феминности и маскулинности.

Выбор темы обусловлен проблемой противоречия гендерных стереотипов и реальных представлений о феминности и маскулинности. Люди не склонны говорить, что подвержены стереотипам, в частности гендерным, однако знают об их существовании и незаметно для себя следуют им. Подтверждением этого факта стали интервью, в ходе которых респонденты часто говорили, что «так не считают», но при этом подробно описывали рассматриваемый стереотип.

Таким образом, ключевой вопрос данного исследования: как соотносятся гендерные стереотипы с реальными представлениями о феминности и маскулинности?

Цель исследования – выявить особенности конструирования представлений о феминности и маскулинности у подростков 15–17 лет. Теоретический объект исследования – образы феминности и маскулинности. Эмпирический объект исследования – подростки 15–17 лет. Предмет исследования – представления о феминности и маскулинности у подростков 15–17 лет.

Для того чтобы достигнуть цель исследования, были поставлены следующие задачи:

· Определить категории, необходимые для сравнения феминности и маскулинности в интервью.

· Выявить характеристики феминности и маскулинности в качестве аскриптивных категорий через интервью и классифицировать их.

· Сконструировать усредненные «идеальные образы» феминности и маскулинности посредством опроса.

· Определить, существует ли связь между гендером и структурой представлений о феминности и маскулинности.

Также были выдвинуты некоторые гипотезы:

· Во всех составленных образах будет больше характеристик, свойственных обоим полам (андрогинных), чем маскулинных или феминных.

· Все респонденты не склонны выбирать крайние характеристики во всех образах.

· Маскулинный образ будет иметь меньше вариаций, чем феминный.

· Образы, составленные девушками, будут более вариативными, чем образы, составленные юношами.

 

 


Подходы к понятиям «маскулинность» и «феминность»

Центральное понятие исследования – понятие «гендера». Согласно словарю гендерных терминов, «гендер – совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола»[3]. Эти нормы способствуют появлению гендерных стереотипов. Определение данному понятию дает Наоми Эллемерс в работе «Gender Stereotypes». «Гендерные стереотипы – социальный конструкт, не только описывающий отличия мужчин от женщин, но и предписывающий, как мужчины и женщины должны себя вести в соответствии со своей гендерной идентичностью»[4]. Гендерные стереотипы делятся на мужские (маскулинные) и женские (феминные). 

Существует несколько основных теорий феминности/маскулинности: биологическая, психоаналитическая, социально-конструктивистская и постмодернистская. Первые две парадигмы можно отнести к эссенциалистским, потому что они основываются на биологической разнице между мужчинами и женщинами. Последние – к конструктивистским, потому что они рассматривают маскулинность и феминность как социальный конструкт[5].

Биолого-эволюционный подход

Маскулинность и феминность – совокупность природных качеств, отличающих мужчин от женщин. Согласно «Эволюционной теории пола» В.А. Геодакяна, благодаря разделению пола информация о популяции сохраняется и изменяется. Мужской пол следует оперативной тенденции (изменчивости), а женский – консервативной (наследственности). Оперативная тенденция предполагает активные изменения в ходе эволюции. Мужской пол «мутирует» раньше и чаще женского, имеет высокую любознательность и активность, получает больше экологической информации. Получение этой информации позволяет изменять популяцию. Женский пол является носителем консервативной тенденции. Это позволяет сохранять популяцию в жизнеспособном состоянии и не подвергаться необдуманным изменениям. Потом, когда изменяемый признак становится «проверенным», он появляется у следующих поколений. Таким образом, для мужского организма характерно новаторство, а для женского – конформизм, что биологически предопределяет первенство мужчин во всех сферах жизни[6].

Психоаналитический подход

Различия между полами обусловлены индивидуальным развитием человека в обществе. Существуют разные взгляды внутри этой теории. Два основных – фалоцентрический и гиноцентрический. В первом гендерная идентичность формируется на сексуальном влечении к родителю противоположного пола, что проявляется в комплексе Эдипа. Мужская идентичность здесь первична[7]. Во втором первична женская идентичность. Ребенок в первые годы жизни идентифицирует себя с матерью, затем обособляется от нее и формирует свою гендерную идентичность[8]. Маскулинность и феминность приписываются определенному полу и считаются неизменными. Однако меняется представление о том, как индивид усваивает эти нормы. Если в биолого-эволюционном подходе мужчины и женщины изначально предназначены для разных функций, то в психоаналитическом акцент делается на гендерной идентификации. Таким образом, маскулинность и феминность начинают терять свою биологическую сущность.

Социально-конструктивистский подход

Основа подхода – теория социального конструирования реальности
П. Бергера и Т. Лукмана. Социальная реальность носит объективный и субъективный характер. Объективность существует независимо от представлений индивида о социальной реальности. А субъективность конструируется индивидом в процессе обыденного взаимодействия[9].

Гендерные отношения также рассматриваются с двух сторон. С одной – эти отношения объективны и только воспринимаются индивидом, с другой – могут конструироваться и изменяться. Социально-конструктивистская теория определяется как «представления, что статус женщины и кажущееся естественным различие между мужским и женским не имеют биологического происхождения, а скорее, являются способом интерпретации биологического, легитимным в данном обществе»[10]. Получается, что гендерные отношения зависят от социальной реальности. Она формируется не только разделением труда, социализацией, структурой общества, но и действиями индивидов.

Э. Дюркгейм видит причину изменения положения полов в развитии общества и разделении труда. Женщины овладевают эмоциональными функциями, а мужчины – интеллектуальными[11]. Этому способствуют природные различия между полами[12].

К. Маркс утверждал, что гендерные отношения являются частью производственных отношений и связаны с эксплуатацией. При этом половое разделение труда кажется естественным и необходимым для продолжения рода. «Развивается и разделение труда, которое вначале было лишь разделением труда в половом акте, а потом – разделением труда, совершавшимся само собой или «естественно возникшим» благодаря природным задаткам (например, физической силе), потребностям, случайностям и т.д.»[13].

Т. Парсонс и Р. Бейлс – основатели полоролевого подхода. Они рассматривали отношения между полами в контексте нуклеарной семьи, в которой мужчина выполняет инструментальную роль, а женщина – экспрессивную. Инструментальная роль понимается как маскулинная роль защитника и добытчика. Она регулирует отношения семьи с другими социальными структурами. Экспрессивная роль – это феминная роль, обеспечивающая заботу и психологический баланс в семье. Обычно это роль домохозяйки. Данные роли усваиваются в процессе социализации[14].

 

Постмодернистский-подход

Постмодернистская концепция критиковала все предыдущие.
Р. Коннел берет за основу понятие гендера как «социального факта и исторического процесса»[15]. Маскулинность и феминность не только продукт, но и часть процесса взаимодействия людей. Они – социальный конструкт, поэтому их огромное количество. «Не существует единого образа маскулинности, который обнаруживается всюду. Мы должны говорить не о маскулинности, а о «маскулинностях»[16].

Всегда существует «гегемонный», или «доминантный», тип маскулинности, называемый традиционным. Для него характерно утверждение мужской власти над женщинами и подчиненными мужчинами, культ физической силы, склонность к насилию, эмоциональная невыразительность и высокая соревновательность[17]. Однако не все мужчины соответствуют «гегемонному» типу маскулинности. Поэтому Коннел выделяет «соучастническую» маскулинность, при которой индивид не достигает иерархической вершины, но все равно более привилегирован, чем другие[18]. Однако этого деления все равно недостаточно для определения всех применяемых на практике типов маскулинности[19].

Отличие постмодернистского подхода – анализ маскулинности и феминности не как различий между мужчинами и женщинами, а как различий между социальными конструктами[20]. Причем все факторы формирования социальных конструктов одинаково значимы. Постмодернисты не признают однозначности явлений.

Из-за существования множества подходов к трактовке понятий И. Кон предложил рассматривать феминность и маскулинность в трех категориях.

«1. Маскулинность/феминность как дескриптивные, описательные категории, обозначающие совокупность поведенческих и психических черт, свойств и особенностей, объективно присущих мужчинам и женщинам.
2. Маскулинность/феминность как нормативные (прескриптивные) категории, обозначающие совокупности идеальных, желательных образов того, какими должны быть мужчины и женщины.
3. Маскулинность/феминность как аскриптивные категории, обозначающие один из элементов символической культуры общества, совокупность социальных представлений, установок и стереотипов о том, какими являются мужчины и женщины в действительности[21]».

В данном исследовании маскулинность и феминность будут рассматриваться как нормативные категории и как аскриптивные категории. Исследование «элементов символической культуры общества» позволит выявить «гегемонные» типы маскулинности и феминности, а исследование «идеального образа» позволит увидеть динамику их развития.
Изучение дескриптивных категорий слишком глобально, поэтому будет трудно объяснить результаты.

Результаты исследования будут объясняться с помощью постмодернистского подхода. Он является самым современным и репрезентативным и отражает социологический взгляд на факты. Предыдущие теории критиковались многими авторами.


Методология

В данном исследовании феминность и маскулинности понимаются с точки зрения постмодернистского подхода, т.е. как социальные конструкты. Существует множество социальных конструктов, и именно поэтому было решено провести «разведывательный этап» – интервью, в котором выявлялись характеристики «доминантных» типов маскулинности и феминности, характерные для подростков 15–17 лет. Другими словами, «доминантные» типы маскулинности и феминности отличаются в зависимости от структуры общества и исторического контекста, поэтому исследование проводилось в два этапа. Социальная группа «подростки 15–17 лет» является очень масштабной, поэтому круг респондентов был конкретизирован до проживающих в Москве.

На данный момент существуют разные тесты для измерения феминности и маскулинности, однако ни один из них не дает исчерпывающей информации. Следует учитывать, что уже разработанные тесты оценивают феминность и маскулинность с точки зрения мирового сообщества в целом, а не конкретной социальной группы.

В данном исследовании использовались два метода сбора данных – качественный и количественный.

На первом этапе было проведено полуформализованное интервью. Оно позволило выявить основные характеристики, по которым можно разделить понятия «маскулинность» и «феминность», а также обозначить «доминантный» тип. Было выбрано именно полуформализованное интервью, потому что оно дает возможность респонденту не отклоняться от темы, подробно отвечать на вопросы и делать дополнения. Вопросы были разделены на несколько категорий: «внешность», «отношение к себе», «поведение в обществе», «отношение к вещам». В ходе интервью понятия «маскулинность» и «феминность» часто заменялись понятиями «мужественность» и «женственность», потому что респонденты чаще апеллируют этими понятиями в обычной жизни, из-за чего им проще понять суть исследования. Феминность и маскулинность на этом этапе рассматривались как аскриптивные категории (совокупность социальных представлений, стереотипов), потому что это позволяет выявить главные качества, по которым дифференцируют эти понятия.

Подробнее с гайдом интервью можно ознакомиться в приложении[22]. В ходе беседы вопросы могли менять формулировку и дополнятся. Также были включены вопросы, направленные на самостоятельное дополнение респондентом ответа.

Был проведен пилотаж, в ходе которого выяснилось, что респонденты часто путают «идеальный образ» с гендерными стереотипами и описывают сразу оба явления. Пилотаж проводился в виде свободного интервью, что позволило установить непригодность этого вида интервью для данного исследования, потому что респонденты сильно отклонялись от темы.

Выборка респондентов осуществлялась на основе их биологического пола, возраста (от 15 до 17 лет) и региона проживания (Москва). Были опрошены 4 респондента женского пола и 4 респондента мужского пола, что позволило составить симметричную систему характеристик. В интервью участвовали 8 респондентов, потому что произошло «насыщение поля» – респонденты стали повторяться в своих высказываниях, и их ответы перестали привносить новые характеристики в образы.

 

Дата интервью Продолжительность Пол Возраст Род деятельности Регион проживания
1 01.10.2020 1 час 09 минут Женский 17 Школьник Москва
2 03.10.2020 43 минуты Женский 17 Школьник Москва
3 06.10.2020 52 минуты Женский 17 Школьник Москва
5 06.10.2020 1 час 54 минуты Мужской 17 Школьник Москва
6 08.10.2020 1 час 20 минут Мужской 16 Школьник Москва
4 09.10.2020 1 час 02 минуты Женский 16 Школьник Москва
7 10.10.2020 55 минут Мужской 16 Школьник Москва
8 11.10.2020 56 минут Мужской 17 Школьник Москва

 

Для анализа данных был применен метод составления транскрипта интервью, с которым можно ознакомиться в приложении[23]. Еще одним методом для анализа интервью стало составление таблицы кодирования, с которой можно ознакомиться в приложении[24]. Ниже представлены все характеристики, выявленные на данном этапе.

 

Феминность Маскулинность

Внешность

· «Стройная фигура» · «Средний рост» · «Длинные волосы» · «Ухоженность» · «Женственная одежда, которая подчеркивает достоинства» · «Невульгарная женственная одежда»   · «Спортивная фигура» · «Короткие волосы» · «Бородатость» · «Сдержанная мужественная одежда» · «Высокий рост» · «Ухоженность» – в значении «чистота», «опрятность» · «Дорогая одежда»  

Отношение к себе

· «Самооценка чуть выше среднего» · «Уверенность в себе и своих действиях» · «Скромность» · «Высокая самооценка»/ «самооценка чуть выше среднего» · «Сильная уверенность в себе и своих действиях» · «Небольшой нарциссизм»

Поведение в обществе

· «Конформность» · «Экспрессивность» · «Умеренная грубость/агрессивность» · «Скрытие эмоций» · «Функция защитника» или «Альтруистичность»

Отношение к вещам

· «Способность наводить чистоту» · «Владение большим количеством вещей» · «Опрятность вещей» – меньшая степень «способности качественно убираться дома», чем у феминного образа · «Статусность вещей»

Другое

·  «Малое количество партнеров» · «Главная цель – создание семьи, а не карьера»   · «Большое количество партнеров» · «Способность делать что-то своими руками, чинить»

Данные характеристики были переработаны в шкалы, необходимые для проведения следующего этапа – опроса.

Характеристики, которые сами респонденты описывали как противоположные:

1. «Длинные волосы» – «короткие волосы»;

2. «Эмоциональность» – «скрытие эмоций»;

3. «Малое количество партнеров» – «большое количество партнеров».

Уникальные характеристики, дополненные антонимами:

4. «Бородатость» – «отсутствие бороды» – эту шкалу было решено не включать опрос, потому что она является специфической и в подавляющем большинстве случаев принадлежит представителям мужского пола.

5. «Скромность» – «гордость»;

6. «Конформизм» – «нонконформизм» или «следование правилам» – «следование собственным идеям»;

7. «Способность наводить чистоту» – «отсутствие навыка наведения чистоты» (сюда же включена «опрятность в отношении вещей» как «хозяйственность»);

8. «Владение большим количеством вещей» – «минимализм»;

9. «Самопожертвование» – «эгоизм»;

10. «Самовлюбленность» – «самокритичность»;

11. «Агрессивность» – «миролюбие».

Неполярные, или общие, характеристики, переведенные в шкалы:

12. «Низкий рост» – «средний рост» – «высокий рост»;

13. «Низкая самооценка» – «высокая самооценка»;

14. «Неуверенность в себе и своих действиях» – «уверенность в себе и своих действиях»;

15. «Главное – создание семьи» – «главное – карьера».

Смежные понятия, объединенные в одну шкалу:

16. «Ухоженный внешний вид» – «запущенный внешний вид»;

17. «Открытая одежда» – «сдержанная одежда»;

18. «Дорогая одежда» – «недорогая одежда» – эту шкалу было решено не включать в опрос, потому что каждый человек по-разному понимает понятия «дорого» и «дешево».

19. «Покупка брендовых вещей» – «покупка обычных (небрендовых) вещей»;

20. «Способность чинить вещи/мастерить что-то своими руками» – «отсутствие навыка что-то чинить/делать своими руками».

Таким образом, было выявлено 18 шкал, на основе которых был сконструирован и проведен опрос. Подробнее со структурой опроса и результатами можно ознакомиться в приложении[25].В опросе феминность и маскулинность рассматривались уже как нормативные категории («идеальные образы»). Конструирование «идеальных образов» позволило узнать, какие именно представления у рассматриваемой социальной группы.

Также был проведен пилотаж опроса. Его прошли 4 респондента, которые дали свои комментарии и одобрили этот метод. Было признано, что формулировки являются нейтральными, насколько это возможно. Один из респондентов утверждал, что показатели характера не являются определяющими для феминности и маскулинности, однако это суждение было опровергнуто на первом этапе исследования. К феминности и маскулинности также относятся и нефизические характеристики.

В опросе приняли участие 110 человек в возрасте от 15 до 17 лет. Для того, чтобы результаты были одинаковыми, было опрошено 55 лиц женского пола и 55 лиц мужского, которые проживали в Москве и подходили по возрасту.

Для интерпретации результатов был использован метод описательной статистики.


Анализ данных опроса


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 375; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!