Слово и его применение в сценарии



Живое слово, создающее образы, которые могут непосредственно воплощать и передавать действия, чувство, настроение и переживания людей. Именно живое слово создает атмосферу общения между сценической площадкой и любой аудиторией. Кроме того, оно несет конкретный материал.

Речь ведущего, которая заключает в себе важную мысль, соединяет эпизоды. За основу для создания образа ведущего берутся персонажи истории, персонажи собирательного образа: земля, книга, учитель и др. Действенным средством для сценариста служит также и поэтическое слово.

Лаконичность. Работая над текстом, режиссеру полезно выверить его с точки зрения зрительского восприятия, ставить себя на место зрителя и проверять, где внимание обостряется, где начинает сгорать. Важно уметь чрезвычайно экономно обращаться со словом.

Документальный материал– это информация о людях, явлениях, событиях, имеющих место в реальной действительности.

Документальным материалом сценариев могут служить:

• документально-исторические источники (указы, постановления, декларации, биографии конкретных людей)

• литературно-документальные источники (мемуары, очерки, публицистические статьи)

• эпистолярные материалы (дневники, письма, фото - кинодокументы)

• подлинные вещи (личные документы, одежда, оружие, награды)

Предпочтение сценарист отдаёт тем документам, которые, по его мнению, будут интересно стыковаться с другим фактическим материалом, дадут неожиданные рефлексии при встрече с художественными номерами.

После тщательного отбора необходимого документального материала перед сценаристом возникает задача - найти художественное решение каждому документу, жизненному факту и определить ему место в общей структуре сценария, чтобы возник образно-смысловой ряд, который и будет прочитан и прочувствован зрителем в процессе его восприятия. При этом необходимо помнить, что художественный вымысел, который использует сценарист в процессе решения документального материала, ни в коем случае не лишает конкретности те факты и явления, на основе которых выстраивается сценарий.

Функции документального материала:

1. Придание сценарию достоверности

2. Окрашивание сценария реальными эмоциями

3. Наполнение сценария содержательностью

4. Вызывание интереса аудитории

В театрализованных представлениях именно сочетание двух линий – документальной и художественной образности - придает сценарию масштабность, выразительность и глубину. В одних случаях линия художественных образов не соединяется с линией документальной, а проходит вторым планом, в других - художественный и документальный материал синтезируются в рамках единого действия.

Принципы подбора материала для сценария:

- общественно-политической актуальности материала;

- соответствия материала идейно-художественному замыслу сценария (его теме, идее, жанру, сценарно-режиссерскому ходу);

- соответствия выразительных средств цели художественно-педагогического воздействия сценария;

- художественно-эстетической ценности материала;

- достоверности документального материала;

- новизны документального и художественного материала;

- расширения эмоционально-выразительных средств;

- соответствия художественного (репертуарного) материала творческим возможностям коллектива и возможностям площадки;

- соответствия требований к образному решению сценарного материала финансовым возможностям предстоящего действа;

- соответствия художественному решению документального материала.

Монтаж

Монтаж – (с фр.montage “сборка”, “соединение”) – художественный метод соединения разножанрового материала.

 

Монтаж является сборкой различных и разнородных элементов. Поэтому сценарий выстраивается скорее по спирали, где каждый эпизод или номер – это самостоятельное её кольцо, и одновременно они устремлены по вертикально восходящей линии к вершине спирали, т.е. к смысловой кульминации сценария.

Драматург же концертного действия добивается синтеза самых различных жанров различных видов искусств – театра, кино, эстрады и цирка. Эта жанровая многоплановость является сильной стороной концертной драматургии и одновременно представляет большие трудности для драматурга. Всю жанровую многоплановость он должен ввести в единое русло действия сценария, где каждый эпизод и номер необходимо логически оправдать и «завязать» с общим драматургическим «ходом» сценария. Возникает так называемый стык» разнородного материала друг с другом. Поэтому сценарист и режиссер должны все эти моменты предусмотреть и просчитать. На этом этапе работы и пригодится знание приемов монтажа.

Виды монтажа

1. Хронологический монтаж предполагает расположение материала в хронологической временной последовательности.

2. Ретроспективный : из любого эпизода композиции возвращает зрителя в тот или иной эпизод прошлого, дает представление о событии, о котором ведется речь в композиции.

3. Ассоциативный - самый сложный вид монтажной структуры концертного зрелища. Стык эпизодов происходит таким образом, чтобы вызвать у зрителя те или иные ассоциации. Сложность этого приема заключается в том, что в зале сидят зрители с разным интеллектуальным уровнем и жизненным и культурным опытом. Однако, этот прием дает зрителю большие возможности полета фантазии и поэтому встречает живой отклик в зале.

Приёмы монтажа.

Контрастность – сближение противоположных, контрастирующих по смыслу элементов художественного произведения. По контрасту можно строить не только эпизоды, но и номера, и части эпизодов..

Параллелизм – параллельно развиваются два сюжета, две линии, две судьбы, как будто внешне не связанные, но имеющие внутренний контакт.

Одновременность – действие одновременно происходит на нескольких площадках.

Лейтмотив (напоминание) – подчёркивание основной мысли (музыкой, голосом, светом, мизансценой). Чаще всего напоминание бывает комплексным, в нем принимают участие все средства художественной выразительности.

Последовательность – один из основных монтажных приемов и одновременно одна из особенностей драматургии театрализованного представления. Этот монтажный прием предполагает формирование материала в хронологическом порядке, исторически последовательно, природно-обусловлено, логически-поступательно.

Функции монтажа:

Организация материала (эпизодов, номеров)

Воплощение сюжета

Средство художественной выразительности

Определения темпо-ритма

Формы организации зрительского восприятия

Принципы монтажа:

Раскрытие идейно-художественного содержания произведения (смысловое подчинение теме, идее концерта)

Логичность построения (жанровая, сюжетная)

Единство блоков, эпизодов, номеров (внутренняя взаимосвязь отдельных частей произведения)

Активизация аудитории

 

Сценарий праздничных массовых культурно-досуговых программ обязательно предусматривает способы активизации посетителей учреждений культуры. Необходимо, чтобы они чувствовали себя не зрителями, а соучастниками программы. Для этого используют различные сценарные ходы и решения. Это могут быть вопросы, обращенные к залу, коллективное исполнение песен, разбрасывание в зале листовок, выход актеров в зрительный зал и т.д.

Основными приемами активизации аудитории в процессе театрализованного действия являются: вербальная активизация, дающая участникам возможность самовыражения посредством слова; физическая активизация, побуждающая массу к движению, перемещению и другим физическим действиям; художественная активизация, стимулирующая эмоциональную сферу участников.

В качестве приема, активизирующего аудиторию культурно-досуговых программ, специалисты используют и так называемую подсадку. Прием заключается в следующем: в зрительном зале находятся несколько активистов или участников художественной самодеятельности, которые задают ведущим заранее подготовленные вопросы, вступают с ними в спор, побуждая зрителей высказать свое мнение о вопросах, затрагиваемых в программе.

РИТУАЛЬНЫЕ И ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – выработанное обычаем – минута молчания, возложение венков и др.

 


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 407; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!