Средства выразительности сценария культурно –досуговой программы



Этапы создания сценария

 

1.Определение сценарного замысла

2.Сценарный план – это структурно-драматургическая основа, набросок композиционного построения сценария с определенным автором идейно-тематическим замыслом и характеристикой аудитории. Это – общее видение будущей досуговой программы, ее основных эпизодов, номеров внутри эпизода и характер их чередования.

Графически сценарный план сценарный план представляет собой следующую конструкцию:

1. Название досуговой программы

2. Форма программы

3. Характеристика аудитории

4. Место и время проведения

5. Композиционное построение сценария

Следующий этап – написание литературного сценария.

3. Литературный сценарий – подробная литературная разработка идейно-тематического замысла с полным текстом, описанием места и времени действия, сценографии, музыкального и светового оформления, сюжета хореографических и пластических композиций, иных средств художественной выразительности.

На этом этапе уточняется общая структура и динамизм драматургического действия, темпо-ритм программы.

4.Заключительный этап сценарной работы – составление монтажного листа или рабочего сценария. Монтажный лист представляет собой режиссерскую партитуру культурно-досуговой программы, в которой точно расписаны все компоненты каждого эпизода и номеров внутри эпизода, а также выразительные средства их обеспечения.

Замысел сценария

Замысел сценария – это внутреннее представление о будущей драматургической разработке концерта. В процессе его формирования определяется: тема, вид концерта (театрализованный, сборный); место проведения (сцена, площадь, лесная поляна); будущие участники - зрители.

 

В основе сценарного замысла культурно-досуговой программы прежде всего лежит правильное определение темы, то есть тот круг вопросов, о чем автор хочет поведать, рассказать зрителю. Работая над замыслом культурно-досуговой программы, из всего многообразия окружавших автора жизненных явлений и всего многообразия свойств каждого из них он выбирает лишь некоторые. Через тему автор доносит главную мысль сценария до зрителей, поднимая целый ряд вопросов, волнующих аудиторию, отвечающих ее интересам, поскольку сценарий культурно-досуговой программы не пишется абстрактно, а всегда рассчитан на определенную конкретную аудиторию.

Определенность и ясность выбранной темы культурно-досуговой программы неразрывно связаны с идеей, постановкой проблемы, требующей ответа на вопрос "что я хочу сказать зрителям?", "к каким обобщениям он придет, побывав на предполагаемой программе? какое отношение у него (зрителя) сформируется от увиденного и услышанного?, то есть, ради чего и с какой целью раскрывается автором тема и каково будет ее воздействие на зрителя?

 

Следующая важная конструктивная деталь замысла - содержание и форма.

 

Многообразие форм культурно-досуговых программ: театрализованные представления, праздники, гала-концерты и просто разнообразные концерты, литературно-музыкальные композиции, игровые и конкурсные программы, ток-шоу и т.п., диктует и свои законы в выборе соответствующего драматургического решения. Например, литературно-музыкальная композиция предполагает включение в канву сценария произведений художественной литературы - поэзии, прозы, публицистики, документальных материалов, инструментальной музыки, хорового и сольного пения, взаимодополняющих и усиливающих восприятие друг друга. Тогда как гала-концерт раскрывает содержание через отдельные эстрадные номера, являющимися основными конструктивными составляющими, несущими основной смысл концерта. Активно развивающиеся формы авторских программ развлекательных ток-шоу, к примеру, таких как телевизионные программы "Угадай мелодию", "Я сама", предполагают каркасную разработку формы, рассчитанной на конкретного ведущего - автора программы, а строгая периодичность выпуска формирует свою аудиторию и позволяет системно воздействовать на развитие культурных интересов зрителей.

 

Поиск художественного зримого образа будущей программы становится следующей важной составляющей в конструкции сценарного замысла. Художественный образ программы формируется в недрах фантазии и может быть выражен в театральной символике через метафору, когда музыка, свет, цвет становятся лейтмотивом, создавая ту или иную атмосферу, через аллегорию, когда удачно выбранный символ становится основным смыслом программы, концерта.

Художественный образ культурно-досуговой программы создается на основе синтеза фактов жизни и фактов искусства, документов, реальных героев событий, произведения искусства в единое зрелище, в котором образность становится доминантой донесения идейно-тематического замысла. Свет, цвет, музыка, пластика, светозвукотехника, документы, письма, кадры кинохроники, герой, их переживания, явления природы, социальные катаклизмы, художественно-декоративное решение становятся яркими мазками общей палитры авторского воображения в его стремлении донести художественный образ программы до зрителей.

Эпизод

Эпизод - единица действия, имеющая законченное решение и строящаяся по законам композиции.

 

Составной частью эпизода, его основным слагаемым преимущест­венно является тот или другой номер (имеющийся или специально го­товящийся) . Причем, до включения его в ткань эпизода номер чаще всего существует, как самостоятельное, небольшое сценическое произведение, выраженное средствами определенного вида искусства драмы, музыки, хореографии, художественного слова, пантомимы, цирк, и т.д., со своей завязкой, развязкой кульминацией. Включенный в ткань эпизода, не теряя своей жанровой основы, номер, становясь звеном эпизода, обретает ту же функцию, какую в театральной драматурга несут отдельные реплики, фразы, явления. И в то же время, и это очень важно, именно номер, вернее цепь номеров в эпизоде, больше всех других слагаемых становится его действенно-зрелищным началом.

 

 

Цепь эпизодов раскрывает содержательную сторону события, которому по­священо данное действо. При этом каждый его эпизод имеет свой соб­ственный сюжетный ход, свою завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. А его содержание выражается сплавом самого разно­родного материала, который в драматургическом действии раскрывает режиссерско-авторскую мысль, чаще всего через образную метафору. Причем, каждый эпизод и каждый элемент в эпизоде, находясь в тесной связи, постоянно взаимно влияют друг на друга.

 

- каждый эпизод самостоятельная единица концерта

- взаимосвязь эпизодов между собой

- логика раскрытия идейно-тематического замысла концерта

- соподчинение теме концерта

 

 

Средства выразительности сценария культурно –досуговой программы

Режиссер обязан помнить: любые постановочные приемы и средства выразительности (мизан­сцены, свет, музыка, кино, оформление и т.п.) должны служить глав­ному - созданию такой эмоциональной обстановки на сцене, которая поможет участникам наиболее выразительно исполнить свой номер, эпизод, а зрителям воспринять их не только умом, но и сердцем.

Одним из важных этапов написания сценария является подбор материала.Материал бывает художественный и документальный.

 Художественный материал – это совокупность всех видов искусств.

Художественный материал включает в себя большое разнообразие жанров и эмоциональных средств выражения. К ним относится:

· литературный жанр (поэзия, проза, тезисы, изречения, образное слово)

· музыкальный жанр (песни, инструментальная музыка, хор)

· хореографический (танец, пантомима)

· кино-видео-фото материалы

· театральное действие

· шумы

· декорации, костюмы, свет.

Функции художественного материала в сценарии:

· Раскрытие идейного содержания мероприятия

· Эмоциональное воздействие на зрительскую аудиторию

· Заставляет задуматься, сопереживать, духовно обогащать зрителей

· Монтаж документального материала


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 1527; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!