Б) Теория капиталов П.Бурдье.



Естественно, предрасположенность человека к той или иной импровизации во многом зависит от средств, которыми он располагает. С их помощью люди могут проявлять активность и самоорганизацию. Для обозначения средств П. Бурдье вводит понятие "капитал". Капиталы можно представить, как эквивалент понятию "ресурсы", используемого Э. Гидденсом.

Итак, капиталы выступают как своего рода "структуры господства", позволяющие индивидам через импровизации, горизонтальную и вертикальную социальную мобильность реализовывать жизненные стратегии, достигать конкретных целей. Чем больше объем капиталов, чем более они разнообразны, тем легче их владельцам проявлять динамичность в своей организации, достигая поставленных целей.

В работе "Социальное пространство и генезис “классов”" П. Бурдье выделяет четыре основные группы капиталов. Это

экономическим капитал, культурный капитал, социальным капитал и символический капитал [1].

Экономический капитал представляет собой самые различные экономические ресурсы, которые могут быть задействованы агентом — деньги, разнообразные товары и т.д.

Культурный капитал — одна из форм капитала, которая включает в себя ресурсы, имеющие культурную природу. Это: "наследуемые практики" — габитус, манеры поведения, усвоенные в семье; "объективированное состояние" — произведения искусства, книги и т.д.; "институционализированное состояние" — образование, авторитет учебного заведения, который окончил индивид, востребованность его аттестатов и дипломов на рынке труда. Составляющей культурного капитала является и собственно культурный уровень самого индивида, его "легитимное знание".

Социальный капитал — средства, связанные с принадлежностью индивида к конкретной социальной группе. Понятно, что принадлежность к высшему классу дает индивиду больше властных возможностей и жизненных шансов. Данная форма капитала представляет отношения, которые складываются между индивидами, принадлежащими к конкретным социальным группам, что позволяет им иметь доступ к ресурсам других людей, дает властные возможности и жизненные шансы в самых разных социальных нолях. Социальный капитал позволяет сближаться с акторами с аналогичным капиталом и держать на расстоянии нежелательных людей с недостаточным капиталом.

Символический капитал — одна из форм капитала, которая определяется легитимным признанием, общественным авторитетом. Это то, что обычно называется именем, престижем, репутацией. Человек, узнаваемый на телеэкране, обладает большими ресурсами, чтобы добиться своих целей, чем те индивиды, которые популярностью не обладают. Символическим капиталом, считает П. Бурдье, может быть любое свойство (любой вид капитала: физический, экономический, культурный, социальный), когда оно воспринимается социальными агентами, чьи категории восприятия таковы, что они в состоянии узнать (заметить) и признать, придать ценность этому свойству. Из этого следует, что государство, располагающее средствами навязывания и внушения устойчивых принципов видения и деления, соответствующих сто собственным структурам, является исключительным местом концентрации и осуществления символической власти.

Практически все капиталы обладают способностью конвертироваться друг в друга.

Так, обладая символическим капиталом, можно подниматься вверх по социальной лестнице, обретая тем самым и социальный капитал. Экономический капитал прекрасно конвертируется в политический — представители бизнеса имеют возможность либо прямо, либо опосредованно добиваться принятия необходимых политических решений. Только культурный капитал имеет относительную самостоятельность. Даже имея большой объем экономического капитала, не так то просто обрести культурный капитал.

Конверсия капиталов осуществляется по определенному обменному цензу, который зависит от культуры общества, состояния рынка, спроса на нем на тот или иной вид капитала.

Капиталы дают агентам власть над геми, у кого их меньше или у кого их вовсе нет. Естественно, что характер действий у индивидов, обладающих большим объемом капитала, будет иной по сравнению с теми, у кого капитала меньше.

Объем и структуру капиталов не так уж сложно вычислить эмпирически. Этот факт придает теории структуралистского конструктивизма практическую направленность. При этом социолог замечает, что "капитал не существует и не функционирует, кроме как в отношении к определенному полю" [2].


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 1346; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!