Памятники готической архитектура в России



Появление неоготики в России связано с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтена. Неподалёку от Санкт-Петербурга по его проекту были выстроены неоготические Чесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь (1777—1780).                                                                                  Одним из типичных образцов неоготики в Москве можно считать Римско-католический собор Непорочного зачатия Девы Марии, построенный в 1901—1911 годах.

 

[32]

Рис.9  Римско-католический собор Непорочного зачатия Девы Марии.

 

     Ряд культовых сооружений, построенных в стиле неоготики имеется и в восточной части России. В частности, в этом стиле выстроены католический храм Святого сердца Иисуса в Самаре (1906), собор Успения Пресвятой Девы Марии в Иркутске (1881—1884) и др.

Образцы средневековой готики на территории России можно увидеть в Калининградской области (бывшая Восточная Пруссия). Здесь сохранилось около двадцати замков и большое количество церквей, но большинство из них — в разрушенном состоянии. В самом Калининграде сохранился средневековый Кафедральный собор и большое количество неоготических памятников. Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области.[33]
    Первым русским архитектором, перенесшим особенности готического стиля на русскую почву, стал Василий Иванович Неелов. В 1771 году он вернулся из путешествия по Англии, куда отправился по приказу Екатерины II для изучения местной архитектуры. В 1772 году зодчий приступил к строительству небольших павильонов для Царскосельского парка — Адмиралтейства и Эрмитажной кухни. Кухня, где готовили ужин для приемов в павильоне Эрмитаж, была построена в стиле рыцарского замка и напоминала средневековое укрепление. Ее украшали зубцы и башенки — правда, соседствовали они с вазами и цветочными гирляндами в стиле рококо.

В 1770 году в Чесменской бухте состоялось решающее сражение русско- турецкой войны. Отечественный флот нанес туркам жестокое поражение. Императрица Екатерина II повелела в честь этого события построить Путевой дворец и Чесменскую церковь. [34]

Чесменская церковь вместе с «одноименным» путевым дворцом составляет архитектурный ансамбль, который при всем своем небольшом «размерном» масштабе является самым значительным и крупным памятником удивительного петербургского стиля - неоготики 18 века. [35]
Юрий Фельтен создал дворец Ла Гренуйер (с франц. «обиталище зеленых лягушек»), который впоследствии был переименован в Чесменский дворец, находящийся в Санкт-Петербурге.

По бокам треугольного здания находились две башенки — как в средневековом замке, впечатление усиливал вырытый по периметру дворца ров. Считается, что источником вдохновения Фельтена мог послужить шотландский замок Инверари Роджера Морриса, Робера Мили и Джеймса Адама.
     Необычен план дворца в виде равностороннего треугольника. Небольшой по размерам дворец, каждая его стена длиной немного более 40 м, очень выразителен своим компактным силуэтом. Здание отдаленно напоминает средневековую крепость благодаря использованию в обработке фасадов некоторых элементов готической архитектуры. Массивный объем дворца прорезан по фасаду стрельчатыми окнами с тонкими наличниками. Над центром возвышалась башня с овальными окнами-бойницами, украшенными гладкими полукруглыми сандриками. Небольшие угловые башенки с удлиненными окнами, фонарями с полусферическими куполами и изящными зубчатыми парапетами придавали всему зданию романтичность и таинственность. В башнях Фельтен сделал машикули в виде значительно выступающих карнизов, покоившихся на кронштейнах и арочках, с устроенными на них зубчатыми парапетами. Все три фасада Чесменского дворца были одинаковыми и имели простую отделку. Первоначально нижний этаж был обработан рустом, выше же оставалась обнаженной кирпичная кладка стен. Помещения располагались по периметру здания. В центре на первом и втором этажах находились круглые залы, верхний был увенчан куполом. В каждом углу внутреннего треугольника были устроены небольшие круглые комнаты.[36]

[37]

Рис.10  Чесменский Дворец

Ещё одной составляющей своеобразного «ансамбля» с Чесменским дворцом является Чесменская церковь, которая отличается невероятной красотой и архитектурной легкостью: кажется, что она рвется ввысь, в небо. Архитектором этого чудесного храма также является Юрий Фельтен Огромные окна Чесменской церкви прикрыты коваными решетками с потрясающим орнаментом из переплетающихся листьев и цветов.

 


     Рис.11  Чесменская церковь

     Стрельчатые окна добавляют церкви изящества, зрительно увеличивая его высоту. Крыша здания украшена башнями-пинаклями с остроконечными фиалами. Храм больше похож на средневековый замок, чем на традиционную русскую церковь. На шпили каждой башни водружены тонкие кресты весьма необычного вида. В центральной башне находится звонница с колоколом весом в 100 килограммов и еще семью небольшими колоколами. Внутренняя планировка Чесменской церкви полностью соответствует стилю псевдоготика. К большому квадратному помещению, накрытому центральным куполом, примыкают несколько полукруглых помещений-апсидов. Воедино все залы храма соединяют стрельчатые арки.
     Екатерина II любила церковь и посещала ее на каждой Масленой неделе. Это серьезный жест в сторону небольшого храма, стоящего в то время на отшибе.

Для императрицы здесь даже было установлено специальное царское место под балдахином из красного бархата, увенчанное двуглавым орлом.
После литургии устраивался пышный обед, летом – катание на лодках под музыку в сопровождении свиты, зимой – катание на санях, многолюдные ярмарки, фейерверки.[38]

Одна из самых необычных российских церквей была построена по заказу владельца усадьбы Быково Михаила Измайлова во имя иконы Владимирской Божией Матери.

По мнению исследователей, архитектором сооружения был Василий Баженов, который возвел на месте старой деревянной церкви новый готический храм. Здание было построено из белого камня, его венчали готические башенки, а фасады украшали скульптуры. Самой же Владимирской иконе Божией Матери был посвящен только верхний, летний храм. Нижний был освящен в честь Рождества Христова.
Шливека, менялись хозяева имения, строились новые здания взамен старых, но самую яркую страницу в истории усадьбы было суждено открыть Михаилу Михайловичу Измайлову, московскому генерал-губернатору и сподвижнику Екатерины II. В 1775 году императрица, объезжая подмосковные усадьбы, заглядывает и в Быково. Она отмечает, что владения Измайлова ничем не отличаются от других и даже выглядят несколько бледновато. Такая, мягко говоря, нейтральная императорская оценка задевает хозяина, и Измайлов решает полностью перестроить свои владения, чтобы они были красивее всех окрестных. Для этого он приглашает архитектора Василия Ивановича Баженова, вместе с которым служил в Экспедиции кремлевского строения. И не прогадал - талант Баженова создает из обыкновенной усадьбы архитектурную жемчужину Подмосковья.

    Владимирская церковь строилась в честь умершей супруги Измайлова, о ней же напоминает второе название имения – Марьино, которое сегодня используется неофициально и крайне редко.

[39]

Рис.12 Церковь в Быково

Церковь в Быково – действительно, уникальное строение. По словам специалистов, это единственный в России храм овальной формы, построенный в стиле псевдоготики, или неоготики.

Церковь двухэтажная: верхний занимала летняя церковь в честь иконы Владимирской Божией Матери, а нижняя, зимняя, была освящена в честь Рождества Христова. На второй этаж ведет живописная изогнутая лестница, которая также придает храму неповторимость. Привлекают взгляд и парные колокольни по бокам от фасада церкви, на одной из которых раньше были часы.
    По приказу Екатерины II зодчим Матвеем Казаковым в 1776-1780 годах был построен Петровский путевой дворец в Москве. Строительство было затеяно в честь успешного завершения Русско-турецкой войны 1768—1774 годов. Дворец предназначался в качестве резиденции для отдыха знатных особ после долгой дороги из Петербурга в Москву. Отсюда и его название — «путевой». Здесь во дворце несколько дней базировалась ставка Наполеона, отсюда он наблюдал, как горит так и не доставшийся ему город.
     При Николае I дворец был восстановлен. В 1896 году во время коронации императора Николая II произошла сильная давка на Ходынском поле, расположенном напротив дворца, погибло много людей. После 1917 года во дворце располагалось общежитие, а в 1920 году он был передан Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского. С 1997 года здание находится в ведении администрации города Москвы. В 1999 году памятник истории и архитектуры вернули городу. Во Дворце началась полномасштабная "лужковская" реставрация, длившаяся десять лет. Сейчас дворец открыт для приемов, дорогих свадеб и редких экскурсий.[40]

[41]

Рис.13. Петровский дворец

Петровский и Царицынский дворцы считаются первыми зданиями в России в стиле романтической псевдоготики: сочетание древнерусской, готической и восточной архитектуры. Влияние нарышкинского барокко можно разглядеть в белых декоративных элементах на фасаде, стрельчатые арки, башни и окна выполнены в готическом стиле, а бочкообразные колонны — это отголоски древнерусского стиля. Большая часть интерьеров в стиле ампир не сохранилась. Сегодня посетители Петровского дворца могут погулять по вестибюлю, гостиной и колонному залу на первом этаже — раньше там также располагалась приемная монарха и комнаты членов императорской семьи. Главное пространство дворца — круглый зал с шестнадцатиметровым куполом на втором этаже. Зал окружают четыре гостиные: Кавалерская, Петровская, Парковая и Дворцовая — там проводились "дамские игры", стояли "фортунки" (лотерейные ящики) и играли на фортепьяно. До революции на втором этаже были библиотека, императорские покои и спальня наследника престола.[42]

 В 1775 году императрица Екатерина II посетила Москву в честь празднования Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией. Местом проведения торжества было выбрано Ходынское поле в царском селе Чёрная грязь. Императрице настолько понравился местный ландшафт, что она пожелала построить здесь дворец.

По приказу Екатерины II в 1776 году началось строительство усадьбы Царицыно. Автором проекта был назначен придворный архитектор Василий Баженов. Императрица велела построить дворец в готическом стиле для проведения торжественных встреч. Постройка длилась почти 10 лет и когда Екатерина II приехала на ревизию готового дворцового ансамбля – осталась недовольна. По мнению императрицы, усадьба Царицыно не соответствовала ее пожеланиям, после чего она приказала заменить архитектора на М. Ф. Казакова и заново начать строительство.

В 1786 году почти все постройки Баженова были разобраны и дальнейшее строительство возобновилось по проекту Казакова. Но и его постигла неудача, спустя 4 года финансирование прекратилось и работы замедлились, а со смерти императрицы и вовсе остановились. С тех пор Царицыно подвергалось только запустенению, без должного ухода постройки усадьбы стали зарастать зеленью, сады засыхать, а крыша Большого дворца частично обрушились.

Первые реставрационные работы в Царицыно начались только в 1927 году и частично продолжались на протяжении десятилетий. В 1984 году усадьба Царицыно приобрела статус Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР.

 

[43]

Рис.14 Царицынский дворец

 

 Главная изюминка парка «Александрия» и причудливый нюанс всего Петергофа — это домовая церковь императорской семьи, освященная в честь Александра Невского. Поверьте, ничего подобного на территории нашей страны вы, скорее всего, не видели. Построенный в 1831—1834 гг. Менеласом и Шарлеманем, храм в стиле неоготики можно назвать редчайшей жемчужиной православного зодчества. Его, кстати, чаще называют Капелла. [44]

В 1834 году строительство Капеллы было закончено, и в этом же году состоялась торжественная церемония освящения церкви во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Обряд провел тот же протопресвитер Николай Музовский в Высочайшем присутствии. Храм представлял собой домовую церковь императорской семьи, и богослужения в нём проводились только летом.

В 1918 году Капелла была закрыта. В 1920 году здесь был открыт музей, но вскоре его закрыли. В 1933 году после капитального ремонта в церкви была открыта выставка, посвященная истории парка Александрия. Во время Великой Отечественной войны здание серьезно пострадало. В 1970-1999 годах здесь были проведены реставрационные работы, и вновь в здании церкви был открыт музей.

Храм был освящен, но службы в нём не проводились. В 2003 году в здании вновь были начаты реставрационные работы, по окончании которых в начале июня 2006 года церковь торжественно освятил митрополит Санкт- Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров). В конце сентября 2006 года в Капелле на несколько дней был выставлен гроб с телом государыни Марии Фёдоровны, привезенный из Дании с целью последующего перезахоронения в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга.
     Храм стоит на открытом возвышенном месте. Он построен в неоготическом стиле. Отсюда его второе название – Капелла. В плане здание – квадратное, имеет 3-ехгранный выступ алтарной апсиды, по углам расположены 20-тиметровые восьмигранные башни с чугунными шпилями, увенчанными золочёными крестами.

Около 1000 художественных элементов украшают храм. Они были отлиты из чугуна в 1832 году на Александровском литейном заводе по образцам М. Соколова, а по моделям скульптора Василия Ивановича Демут-Малиновского из медных листов были изготовлены 43 статуи евангелистов, апостолов, ангелов, Марии с Младенцем. Над каждым порталом находится круглое окно-роза с витражом, изготовленным на Санкт-Петербургском стеклянном заводе. Над каждым окном можно увидеть фигуру ангела. В стрельчатые окна вставлены цветные стёкла. [45]

 

[46]

 

Рис.15 Капелла 

Заключение

Готический стиль несомненно является потрясающим и поистине интересным. Автор изучил множество источников, рассмотрел примеры готических сооружений, а также изучил историю появления готического стиля в мире и его проникновения в Россию.

Основываясь на изученном материале автор создал презентацию «Готический стиль в архитектуре России» для проведения уроков истории и МХК.
    В дальнейшем автор продолжит изучение этой темы, углубившись в изучение архитектуры своего родного города – Иркутска.

   Информационные источники:
1. Толковый словарь Ожегова - http://endic.ru/ozhegov/Gotika-6056.html
2. https://works.doklad.ru/view/SDZN39LnLRI.html
3. http://crossmoda.narod.ru/CONTENT/art/midle/gotica/gotica_period.html
4. https://works.doklad.ru/view/SDZN39LnLRI.html
5. http://www.facade-project.ru/spravochniki/razdel_statej/fasadnyj_dekor_v_stilyah_arhitektury/goticheskij_stil_v_arhitekture/
7. https://works.doklad.ru/view/SDZN39LnLRI.html
8. https://bugaga.ru/interesting/1146742188-top-10-uvlekatelnye-primery-goticheskoy-arhitektury-v-mire.html#ixzz691OgJOYe
9. https://frenchparis.ru/abbaye-de-saint-denis/
10. https://frenchparis.ru/abbaye-de-saint-denis/
11. https://teleprogramma.pro/afisha/air/561258-rano-stavit-krest-na-sobore-parijskoy-bogomateri-5-pamyatnikov-arhitektury-3423/
12.http://www.facade-project.ru/spravochniki/razdel_statej/fasadnyj_dekor_v_stilyah_arhitektury/samye_izvestnye_goticheskie_hramovye_zdaniya_i_chastnye_osobnyaki/
13.https://venagid.ru/350-sobor-svyatogo-stefana-v-vene
14. https://parisgid.ru/notre-dame-de-paris2/ 15.https://bugaga.ru/interesting/1146742188-top-10-uvlekatelnye-primery-goticheskoy-arhitektury-v-mire.html#ixzz691OgJOYe
16.https://putidorogi-nn.ru/evropa/182-kelnskii-sobor
17. https://bugaga.ru/interesting/1146742188-top-10-uvlekatelnye-primery-goticheskoy-arhitektury-v-mire.html#ixzz691OgJOYe
18.https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:856MilanoDuomo. JPG
19.http://www.blogoitaliano.com/goroda-italii/milan/milanskij-sobor-istoriya-interesnye-fakty-i-kak-posetit.html
20. https://turbina.ru/guide/Burgos-Ispaniya-122733/Zametki/Burgos-eto-Sobor-75587/photo1995257/
21. https://turizm.world/vestminsterskoe-abbatstvo-v-londone.html
22.https://putidorogi-nn.ru/100-chudes-sveta/370-shartrskiy-sobor-bogomateri
23.https://bugaga.ru/interesting/1146742188-top-10-uvlekatelnye-primery-goticheskoy-arhitektury-v-mire.html#ixzz691OgJOYe
24.https://tonkosti.ru/%D0%A8%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80
25. https://fishki.net/2001972-starye-zamki-kotorye-sohranilis-do-nashih-dnej/gallery-3532032-zamok-rejnshtajn-germanija-postroen-v-1316-godu-photo.html
26. https://bugaga.ru/interesting/1146742188-top-10-uvlekatelnye-primery-goticheskoy-arhitektury-v-mire.html#ixzz691OgJOYe
27.https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=19712
28. https://www.culture.ru/materials/204508/gotika-prosvesheniya
29.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0
30. https://www.culture.ru/materials/204508/gotika-prosvesheniya
31.https://cyberleninka.ru/article/n/goticheskie-motivy-v-russkom-iskusstve-xviii-v/viewer
32.https://www.culture.ru/objects/1871/rimsko-katolicheskii-kafedralnyi-sobor-neporochnogo-zachatiya-presvyatoi-devy-marii-v-moskve
33. http://www.woldculture.ru/woculs-1098-1.html
34.https://saint-petersburg.ru/m/history/emtsov/371838/
35. http://www.peterburg.biz/chesmenskaya-tserkov.html#ixzz69CTvBbJZ
36. http://petersburglike.ru/2014-08-13/chesmenskij-dvorec-v-sankt-peterburge/
37. https://www.culture.ru/materials/204508/gotika-prosvesheniya
38. https://saint-petersburg.ru/m/history/emtsov/371838/
39. https://zoopunks.livejournal.com/150018.html
40.https://deadokey.livejournal.com/134376.html
41. https://www.culture.ru/materials/204508/gotika-prosvesheniya
42. https://www.admagazine.ru/architecture/usadby-moskvy-v-detalyah-istoriya-petrovskogo-putevogo-dvorca-i-arhivnye-fotografii
43. https://planetofhotels.com/rossiya/moskva/muzey-zapovednik-caricyno
44.https://tonkosti.ru/%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B0_%D0%B2_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%BE%D1%84%D0%B5  
45. https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=10451
46. https://fortuna-travel.ru/html/petergof-info-kapella.shtml

 

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!