Глава II . Готический стиль в России
Появление готического стиля в архитектуре России
В эпоху правления Екатерины II в Россию пришел готический архитектурный стиль. В нем сочетались элементы европейской готики и русского барокко. [28] Как таковой «чистой» готики в России не было, зато была псевдоготика и неоготика.
Псевдоготика, ложная готика или русская готика – уловные наименования различных межстилевых и внутри стилевых предромантических и романтических течений в русской арихитектуре петровской, екатерининской, николаевской и александровской эпох, основанных на свободном сочетании элементов западноевропейской готики, византийской архитектуры и московского барокко с новациями работавших в этих стилях архитекторов.
Русская готика появилась позднее становления неоготического направления в архитектуре стран Западной Европы (с середины, а в ряде случаев с начала XVIII века), и, в отличие от неоготики, с подлинным средневековым зодчеством русская готика имеет мало общего. В отечественной историографии конца XX — начала XXI века в связи с развитием общей теории стиля вместо термина "псевдоготика", имеющего негативные коннотации, исследователи предпочитают названия типа: романтическое внутристилевое течение такого-то стиля. [29]
В Средние века в России, находившейся в сфере влияния византийской цивилизации, готика практически была неизвестна. Правда, определённое сходство с европейской готикой можно заметить в архитектуре стен и башен Московского кремля. Готическая архитектура проникла в Россию только в эпоху неоготики, то есть в конце XVIII века. [30]
|
|
Еще в XVIII в. работающие в России архитекторы, художники, создатели театральных декораций обращались к образам готики, а к концу XVIII в. готические мотивы приобрели особенную популярность. Примечательно, что в отличие от XIX в. в русском искусстве и культуре XVIII века еще не существовало определения готики как явления, возникшего и развивавшегося исключительно в рамках средневековой европейской культуры. Готика не только не противопоставлялась традициям русской архитектуры, напротив, прилагательное «готический» в значении старинный нередко употреблялось для обозначения форм древнерусского зодчества. Готической в ту пору могла быть названа также и восточная архитектура. Интересно проследить, как на протяжении XVIII в. менялось отношение к готическим элементам, ставшим к концу столетия одним из популярнейших экзотических мотивов. Интерес России к средневековой европейской архитектуре в начале XVIII в. был обусловлен политическими, социальными, экономическими изменениями, связанными с преобразованиями Петра I. До той поры на Руси подлинной готики не было. Причину можно видеть во влиянии церкви и религии на становление искусства и в России, и в европейских странах. Православные зодчие, отторгавшие в эпоху средневековья вместе с католической верой и храмовую архитектуру европейских стран, не могли заимствовать ни формы культового зодчества, ни стилистические особенности гражданских построек Европы.
Архитекторы и художники, работавшие в России во второй половине XVIII века, начали проявлять все больший интерес к эпохам прошлого. Одним из самых привлекательных исторических периодов стало позднее Средневековье. Нужно отметить, что императрица Екатерина II, а позже и Николай I поощряли это направление в искусстве. Обращение к формам европейской готики на первых порах носило характер забавы, маскарада. Готические мотивы стали наиболее популярными среди различных «экзотических» мотивов, которые развивались в искусстве России в рамках классицизма. Причина возросшего интереса к готике кроется в расширении культурных и экономических связей между Россией и европейскими государств. Обращение к готике было в существенной степени связано с воздействием английской художественной культуры. Именно из Англии пришла мода на создание пейзажных парков с возведением в них «готических» руин. Совершая зарубежные поездки, русские путешественники знакомились со средневековой архитектурой европейских городов, их историческими памятниками и народным зодчеством, посещали развалины старинных замков и готические соборы. Вернувшись на родину, многие желали видеть в своих имениях сооружения, напоминающие те, что они видели в Европе. В устраиваемых в России «английских» парках нашли отражение романтические идеи единения природы и человека, ставшие столь популярными во второй половине XVIII в.
|
|
|
|
Элементы готического искусства, заимствованные из стилистики европейского средневекового собора, с 1750-х гг. украшали различные постройки в графских и дворянских усадьбах. К концу 18-го столетия все больше сооружений в «готическом стиле» строилось по заказу царской семьи в царских резиденциях, расположенных в окрестностях северной столицы, являвшейся центром градостроительства, и в пригородах Москвы.[31]
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 260; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!