Всеобщие специфические функции.



1. Функция всестороннего и гармонического развития личности средствами искусства.). Естественно, что в таком качестве она касается и участников, и реци­пиентов (зрителей, потребителей) самодеятельности. В сущности, если отвлечься от некото­рых особенностей воздействия на публику именно самодеятельного искусства (особого рода контакты с аудиторией, качество испол­нения и т. д.), эта функция совпадает с характеристиками воздей­ствия на реципиентов искусства в целом, в данном случае прогрес­сивного искусства в условиях социализма. Осуществление указанной функции реализуется через ряд подфункций, важнейшие из которых:

а) эстетическая, связанная с эмоционально-чувственным харак­тером искусства, с формированием и развитием эстетических чувств, вкусов, идеалов и т. п., без чего невозможно гармоническое развитие личности;

б) воспитательная. Она связана, в первую очередь, художественным воспитанием трудящихся, но через искусство и его средствами воздействует и на другие направления воспитания - идейно-политическое, нравственное и т. д.;

в) просветительно-пропагандистская. Самодеятельность выступает как одно из средств художественного образования, пропаганды искусства и как форма просвещения, образования и про­паганды вообще;

г) художественно-коммуникативная. Понятно, что поскольку и художественно-творческая деятельность, и восприятие искусства возможны лишь через общение людей, художественная самодея­тельность является и одним из видов коммуникации по поводу искусства. Особый характер коммуникации и делает эту функцию спе­цифической.

 

2. Гедонистическая функция. Художественная самодеятельность доставляет наслаждение, удовольствие ее участникам и зрителям (слушателям). В противном случае ее функционирование 6ыIоo бы невозможно. Поскольку это особое, художественное наслаждение, мы считаем данную функцию специфической.

Все названные выше функции относятся к тем, которые специ­фически присущи именно художественной самодеятельности как явлению художественной культуры. Они не могут быть «безболез­ненно» вычленены из нее, ибо представляют собой не что-то внеш­нее по отношению к самодеятельному художественному творчеству, не инструмент для достижения каких-либо лежащих за пределами искусства целей, а имманентное свойство искусства вообще и ху­дожественной самодеятельности в частности.

 

Всеобщие неспецифические функции самодеятельности . Цели каждой из них могли бы быть достигнуты и другими средствами, помимо художественной самодеятельности. Но она, так сказать, попутно эти задачи, общие для субъекта и объекта самодеятельного творчества.

1. Функция социальной активизации личности. Социально активизирующая роль участия в самодеятельности не вызывает ни­каких сомнений. В этом же качестве, может быть, в меньшей мере она выступает и по отношению к реципиентам самодеятельного искусства. Выступления самодеятельных коллективов, как правило, нацеливают трудящихся на решение определенных народнохозяй­ственных задач, искоренение недостатков (ocoбенно это относится к агитбригадам и подобным им жанрам), подъем культурного уров­ня населения, пропагандируют социалистический образ жизни.

2. Функция обеспечения содержательности досуга. Он, разуме­ется, может быть реализован и иным образом. Участие в само­деятельности и общение с самодеятельным искусством – одна из эффективных форм проведения свободного времени.

3. Рекреационная функция. Она близка к указанной нами выше, хотя и не совпадает с ней полностью. Художественная самодея­тельность предоставляет для ее участников и реципиентов возможности отдыха (более или менее активного) и развлечения, не теряя при этом своей глубокой содержательности и общественной значи­мости. 

 

Общие специфические функции . К ним, как уже говорилось, мы относим те функции, которые специфичны для всех участников художественных коллективов и проистекают из природы самодеятельности как не только социального, но и художественного явления.

1. Функции самореализации, пронизывающие все виды дея­тельности в художественном коллективе. Самореализация, как из­вестно, это такой вид активности личности, когда объектом ее деятельности являются ее собственные сущностные силы. Каковы бы ни были мотивы участия в самодеятельности, ее участники реализуют и развивают свои сущностные силы через искусство в любой сфepe отношений – общения, творчества, удовлетворения престижных запросов (для этого нужно как-то выразить себя, чтобы полу­чить престижную оценку) и др. Самореализация личности осуществляется не только в области самодеятельного творчества, но здесь, как, впрочем, и в других видах деятельности, принимает специфическую форму, воплощаясь через художественно-творческие усилия.

2. Художественно-творческая. Уровень творчества в различных коллективах неодинаков, но элементы его присутствуют обязательно, хотя бы в плане самовоспитания, самообразования и т. п.

3. Художественно-обучающая, которая по-другому может быть названа учебно-тренировочной. Самодеятельный коллектив немыс­лим без учебно-тренировочных занятий: их организация - одно из важнейших условий успешной работы коллектива.

 

Общие неспецифические функции .

1. Функция самоорганизации направленная на оптимизацию всей деятельности коллектива, основанного на добровольных началах. Никакие организационные уси­лия извне со стороны руководителя кружка не принесут успеха, если коллектив не построен на основах добровольной дисциплины инициативы, всеобщей заинтересованности, если он не выступает в качестве самонастраивающейся и самоорганизующейся системы.

2. Коллективистская функция, рассматриваемая как средство обогащения и совершенствования межличностных связей, что в ко­нечном итоге способствует их укреплению и в иных - трудовых и   учебных коллективах.

    3. Аксиологическая, направленная на выработку принятой дан­ным коллективом и, как правило, общественно-значимой системы ценностных ориентаций и предпочтений.

Частные функции . Они подразделяются, в свою очередь, на:

а) функции руководителей самодеятельного коллектива;

б) функции участников.

 

    В первом случае речь идет об организационно-педагогических функциях, осуществляемых данной группой лиц, а именно функциях организации, руководства и управления.

        

       Во втором случае говорится о функциях, которые касаются не всех, а лишь определенной части самодеятельных артистов:

а) функции, связанные с деятельностью некоторых участников данного коллектива - организационная, культурно-воспитательная и пр., осуществляемые активом;

б) функции, xapaктерныe для определенных жанров художе­ственной самодеятельности - развитие способностей, навыков, спе­цифических для различных видов искусства и форм художественной деятельности.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте классификацию функций самодеятельного творчества Ю.Е.Соколовского.

2. Раскройте классификацию функций самодеятельного творчества В.Б.Чурбанова.

 

3. Раскройте классификацию функций самодеятельного творчества В.С.Цукермана.

 

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 68; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!