Т.5.2. Функции художественной самодеятельности



Тема 5.1.:  Функции самодеятельного творчества.

Термин «функция» заимствован из математики, в буквальном переводе с латинского – «предназначение».

Функции самодеятельности – это её общественное предназначение, обусловленное общественными потребностями и особенностями системы социально-культурной деятельности. Существует огромное количество разных классификаций функций. Рассмотрим классификацию функций самодеятельного творчества Евгении Ивановны Смирновой.

Самодеятельность, организуема культурно-досуговыми учреждениями, является подсистемой трёх больших систем:

1. Организованная самодеятельность для её участников (но не для руководителей) относится к сфере досуга. В силу этого самодеятельность обладает функциями досуга.

2. Разворачиваясь на базе культурно-досуговых учреждений, являясь содержательной частью их работы, самодеятельность сама оказывается социально-культурной деятельностью и поэтому, как часть этого целого, не может не обладать её функциями.

3. Содержательная основа самодеятельности является частью какой-либо из сфер культуры: художественная самодеятельность – часть художественной культуры общества, техническая самодеятельность – часть технической культуры. Поэтому эти связи порождают новые группы функций.

Рассмотрим эти функции поподробнее.

 

 

Функции свободного времени ( досуга).

А). Функции отдыха, или рекреативная функция, - восстановление сил, затраченных на производстве, в сфере труда, смена деятельности, эмоциональное переключение.

Б). Гедонистическая функция (Гедонис – бог удовольствия), или функция развлечения – реализация потребности в радости, наслаждении, положительных эмоций.

В). Функция развития личности – усвоение знаний, умений и навыков.

Функции социально-культурной деятельности.

А). Воспитательная. В самодеятельном коллективе реализуется опосредованно. Руководитель в роли воспитателя через творческую деятельность воздействует на личность, изменяя её качества в лучшую сторону.

Б). Созидательно-творческая. Руководитель самодеятельного коллектива создаёт творческую атмосферу, побуждает участников к творческой деятельности, созданию нечто нового, самобытного и оригинального или хотя бы элементов творчества. Не все виды и жанры самодеятельности являются творческими, многие из них – репродуктивные.

В). Просветительная, или информационно-комментаторская. Получение какой-либо информации, знаний в процессе творческой деятельности с комментариями руководителя коллектива.

Г). Гедонистическая– реализация потребности в радости, наслаждении, положительных эмоциях в процессе занятий любимым видом творчества.

Д). Коммуникативная – функция общения. В самодеятельном коллективе реализуется более качественно, так как здесь происходит общение с людьми, имеющими такие же интересы и потребности в творчестве.

Е). Функция культурного посредничества - участники самодеятельности пропагандируют своим творчеством тот или иной жанр искусства, тем самым являются посредниками между аудиторией, населением и профессиональным искусством.

Частные  функции.

  Рассматривая частные функции, следует отметить, что система взглядов на классификацию явлений культуры, а тем более на функции каждого вида, находится в процессе становления. Однако какому бы виду культуры самодеятельность ни принадлежала, она является подсистемой общей культуры в целом, а общей же направленностью культуры является социализация, гуманизация, «очеловечивание» человека, развитие его сущностных сил и способностей. Содержанием любого вида культуры       (политической или технической) является развитие соответствующих способностей человека (политических или технических).

ВЫВОД: В первых двух случаях определяются общие функции самодеятельности, присущие всем её видам. Что касается третьего, то здесь обнаруживаются функции, присущие одним видам и не свойственные другим. Таким образом, природа самодеятельного творчества полифункциональна.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение термина «функция».

2. Дайте определение понятию «функции самодеятельности».

3. Раскройте  классификацию функций самодеятельного творчества Евгении Ивановны Смирновой.

 

(Цукерман В.С. «Сущность, структура и основные

характеристики художественной самодеятельности»)

Т.5.2. Функции художественной самодеятельности

       О функциях художественной самодеятельности к настоявшему времени написано весьма много. От простого перечисления функций, без соблюдения принципа необходимости и достаточности, когда к предложенному списку без ущерба для целостности кон­цепции можно прибавить еще какой-либо компонент, исследователи перешли к глубокому многоуровневому анализу функциональной структуры изучаемого феномена. Таковы, например, работы Ю.Е.Соколовского и В.Б.Чурбанова.

В концепции Ю.Е.Соколовского привлекает понимание неод­нородной, многозначной природы художественной самодеятельности как явления, с одной стороны, художественной культуры, а с дру­гой – культурно-воспитательной деятельности. Справедливо и де­ление Ю. Е. Соколовским функций самодеятельности на внешние, связанные с ее воздействием на зрителей (слушателей), и внутрен­ние, ориентированные на решение задач внутри самодеятельного коллектива.

В.Б.Чурбанов подходит к структурированию функций самодея­тельности с иных позиций. Он также совершенно справедливо про­водит мысль о многофункциональном характере художественной самодеятельности и необходимости выделения групп функций, каж­дая из которых выполняет свою роль.

Первую группу, по его мнению, составляют автоцелевые функции, то есть такие, по отношению к которым художественная самодеятельность выступает как самоцель - функция, осуществле­ния трудящимися права на художественное творчество и функции эстетического воспитания как стороны всестороннего и гармонического развития личности.

Вторая, более обширная группа – инструментальные функции, направленные на идейно-политическое воспитание как участников самодеятельности, так и ее зрителей и слушателей.

И, наконец, «третья группа функций художественной самодея­тельности - разрешение некоторых социальных проблем, лежащих за пределами собственно искусства. К таким проблемам относятся, к примеру, обеспечение содержательности досуга...; обогащение межличностных связей» и т.д.

В классификации, предложенной В.Чурбановым, особенно ценно выделение специфических и неспецифических функций художественной самодеятельности, понимание ее полифункционального характера, выход к таким проблемам, которые, как правило, не рассматриваются при анализе функций самодеятельного твор­чества.

В целом, однако, концепции Ю.Е.Соколовского и В.Б.Чур­банова страдают рядом недостатков. Их классификациям явно не хватает «объемности»: функции самодеятельности существенно различаются по уровням, по степени их всеобщности и частности. Не­обходимо, на наш взгляд, разграничить по возможности функции, характеризующие всю художественную самодеятельность, и те из них, которые связаны либо с участниками, либо со слушателями и зрителями; следует установить иерархию функций, особенно приме­нительно к главному «блоку» самодеятельности – ее участникам – и, наконец, охватить эти функции наиболее полно. В известной мере выявлению функций самодеятельности помогает анализ моти­вов участия в ней.Мотивы участия в самодеятельности перепле­тены между собой, и трудно найти человека, который руководство­вался бы только одним из них.

Ведущими являются те мотивы, которые связаны с художественными интересами опрошенных. Ин­тересы эти, как правило, не связаны с какими-либо целями, дости­жение которых возможно лишь за пределами самодеятельного коллектива (лишь немногим более одной десятой опрошенных рассчитывают в будущем на профессионализацию в сфере искусства). Характерно, что только четверть участников опроса предполагает у себя наличие выраженных художественных способностей, и это верно, ибо, по справедливому замечанию В.В.Савельева, «не развитая способность – условие участия в творческой деятельности, а, напротив, участие в самодеятельности – условие развития способностей».

    Вторая по распространенности группа мотивов связана с ориентацией на самодеятельный коллектив как центр общения, глав­ным образом по поводу и в связи с искусством.

Третья мотивы рекреационного плана. Их также нельзя пол­ностью сводить только к стремлению отдохнуть, развлечься и т. п. Ведь существуют и другие, менее напряженные, требующие мень­шей самоотдачи и трудовых затрат формы отдыха. Поэтому в дан­ном случае речь идет не столько об отдыхе и развлечении вообще, сколько о таком отдыхе, который связан с активной деятельностью в сфере искусства в близком человеку по духу и интересам кол­лективе.

Четвертая группа мотивов направлена на реализацию престиж­ных потребностей личности и получение тех или иных льгот, кото­рыми может стимулироваться участие в самодеятельности. И по отношению к этим мотивам было бы неверным, на наш взгляд, суждение, относящее их только к внехудожественным и своекорыст­ным. Вернее было бы сказать о какой-то особой стороне отношения к самодеятельности у данной группы лиц, не исключающей и худо­жественно-творческих моментов участия.

К пятой группе мы бы отнесли мотив компенсаторского характера, выражающиеся в ответах типа «увидеть и пережить то, что не могу увидеть и пережить в жизни».

    Исследование мотивов участия в самодеятельности, а также тео­ретический анализ сущности и содержания художественной самоде­ятельности позволяют выделить ее функции.

 

Деление функций целесообразно, во-первых, по степени их все­общности, а, во-вторых, с точки зрения их специфичности именно для художественной самодеятельности. В этом плане мы подразде­ляем функции на:

- всеобщие, характеризующие художественную самодеятельность в целом и относящиеся как к ее участникам, так и к лицам, воспринимающим самодеятельное искусство,

- общие, ко­торые специфичны, для всех членов самодеятельных коллективов,

- частные, касающиеся не всех, а лишь какой-то группы участников самодеятельности или отдельных ее жанров.

В свою очередь, к спе­цифическим мы относим функции, проистекающие из своеобразия самодеятельности, как единого в своей целостности социально-худо­жественного феномена,

а к неспецифическим – те из них, которые характеризуют деятельность всякого, а не только художественного самодеятельного коллектива или цели которых могли бы быть до­стигнуты и иными средствами, помимо художественной самодея­тельности.

 

Руководствуясь этими соображениями, мы представляем сле­дующую схему иерархии и соотношения функций художественной самодеятельности. (В.С. Цукерман).


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 76; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!