Графическое решение фигуры человека



Освоение графических методов работы над фигурой человека является завершающим этапом изучения реального мира и изображения его на плоскости в технике монохромной (одноцветной) и полихромной (2 — 4 цвета) графики. Фигура человека является наиболее сложной моделью для изображения в любом виде изобразительного искусства, будь то живопись, графика или скульптура.

Как уже говорилось выше, в работе модельера-конструктора одежды фигура человека является той заданной формой, на основании которой решаются художественно-конструктивные, цветовые и пластические задачи при проектировании одежды. Для проработки методов и приемов графического решения сложной формы головы и фигуры человека студенту необходимо попробовать свои силы в коротких зарисовках мягкими материалами — сангиной, углем, соусом, пастелью, мелом на тонированной бумаге. Рисунки выполняются сразу широкой линией с заполнением штрихом темных деталей (рис. 6.29). В краткосрочном рисунке передаются характер движения и обобщенная форма всей фигуры без мелких деталей.

Студенты по мере освоения нового материала и нового подхода к рисунку с удовольствием работают пастелью всей толщиной мелка. Перед каждым рисунком преподаватель напоминает основную задачу: сохранить пропорции модели и усилить передачу движения для большей выразительности. -

Для работы мягким материалом желательно запастись плотной шероховатой бумагой и мягкой резинкой. Для закрепления рисунков, выполненных углем, пастелью, соусом, сангиной, пользуются специальными фиксаторами.

Рис. 6.30. Г. Верейский. Портрет профессора Н. И. Кареева

Графическое решение головы

После краткосрочных рисунков фигуры человека необходимо обратить особое внимание на графическое решение головы.

Работу над графикой головы следует начать с предварительных набросков головы человека с натуры мягкими графическими материалами. Для набросков желательно выбрать модель с короткой стрижкой или волосами, убранными сзади в пучок, и осветить ее верхнебоковым светом (контрастное освещение).

В наброске следует передать самое характерное, а использование мягких материалов (угля, сангины и т.д.) позволит широко обобщить плоскость теневой части лица.

Выполненные натурные зарисовки являются исходным материалом для графического решения головы, когда различные градации тона заменяются на два (черный и белый) или три тона (черный, белый, серый).

В графике головы используют все графические элементы и композиционные средства, о которых мы говорили выше. Штриховой графикой вы-

Рис. 6.29. Набросок фигуры человека. Уголь

Рис. 6.31. В. Хорьков. Фрагмент иллюстрации к повести Н.Леонова «Выстрел в спину»

полнен Г. Верейским портрет профессора Н. И. Кареева (рис. 6.30). Объем и пластика формы переданы живым, динамичным штрихом.

Монументальный образ, построенный на контрасте черных и белых пятен, характерен для работ В.Хорькова (рис. 6.31). Соединением линии, пятна и точки выполнен портрет Б.Л. Пас-

Рис. 6.32. Ю.Анненков. Портрет Б. Л. Пастернака

тернака, созданный известным художником-портретистом Ю.Анненковым (рис. 6.32).

Графическое заполнение рисунка может быть различным и зависит от поставленных задач. Особенность и трудность графического решения головы состоит в определении четких границ черных, белых и, если необходимо, серых тонов. При правильном соотношении тонов форма сохранит целостность. Для достижения этого делают несколько фор-эскизов, где решают задачу заполнения формы тоном. По наиболее удачному варианту делают чистовой графический рисунок.

Решение головы средствами цветной графики — это плоскостное орнаментальное решение. Декоративная форма строится на сочетании локальных цветовых пятен, причем желательно использовать не более 3 — 4 цветов, чтобы не нарушить цельность восприятия и сохранить цветовую гармонию (см. рис. 31 на цв. вкл.). Навыки, полученные при выполнении этого задания, необходимы для дальнейшей работы над эскизами моделей одежды.

Графическое решение фигуры человека в одежде

После работы над графикой головы переходим на следующую ступень: к графическому решению фигуры человека в одежде.

Анализ произведений изобразительного искусства разных времен дает нам наглядный пример решения фигуры человека графическими средствами.

Линейная графика очень сложная изобразительная техника. Неумелая работа линией может привести к схематичности, жесткости и монотонности в рисунке. Минимум средств и условность в линейной графике не означают отказа от максимума выразительности (рис. 6.33, 6.34). Штрих при изображении человека почти всегда соседствует с линией и редко применяется самостоятельно. Задача штриха — передача объема, тона, фактуры и пластики формы (рис. 6.35, 6.36).

Художественный язык черно-белой пятновой графики строже, сдержаннее, чем у других графических техник, он более лаконичен. Черное пятно на белом фоне имеет особые законы построения, свою специфику. В плоском черном силуэте художник должен выразить не только формы, подразумевающиеся в нем, но и характер модели, сюжетную ситуацию. При работе в технике силуэта важно иметь развитое чувство острого видения натуры (рис. 6.37, 6.38).

При постановке натуры для студенческих работ необходимо учитывать ту задачу, которая будет решаться. Для выполнения рисунков линией или пятном надо подобрать модель в одежде, подчеркивающей фигуру, но не облегающей ее. Для штрихового рисунка лучше подойдет модель в одежде из 2 — 3 разных по тону деталей с простым геометрическим орнаментом: полоской или клеткой. Для выполнения заданий студентам понадобятся все знания, умения и навыки, полученные при изучении курса рисунка и живописи. Приобретя опыт работы графическими материалами при графическом решении натюрморта и головы, студенты могут приступать к графике фигуры человека в одежде.

Начинать следует с краткосрочных рисунков с натуры как графитным карандашом, так и другими графическими материалами. Необходимо выполнить с натуры и по представлению серию набросков, используя различные графические решения. Наиболее удачные из них выполняются в чистовом варианте (рис. 6.39, 6.40, 6.41).

В отличие от живописи цветная графика ограничена в цветовых решениях. Цветовые сочетания в графике более конкретны, понятны и легко прочитываются, так как цветовое пятно здесь локально, плоско, без очевидных переходов от теплых к холодным оттенкам (см. рис. 32 на цв. вкл.).

Цвет, включенный в черно-белое решение костюма, придает листу особую выразительность и является наи-

Рис. 6.37. М.Добужинский. Мадригал

Рис. 6.38. Н. Ильин. Иллюстрация

Рис. 6.39. Варианты линейного решения фигуры человека в одежде

Рис. 6.40. Графическое решение фигуры человека путем сочетания линии и пятна

Рис. 6.41. Варианты пятнографического решения фигуры человека в одежде

более активным пятном, подчеркивая важность данной детали костюма (см. рис. 33 на цв. вкл.).

Основы проектной графики

Два полушария нашего мозга работают в двух направлениях — логическом и образном. Образное мышление автора, создающего одежду, подпитывают произведения писателей, музыкантов, художников, впечатления от окружающего мира. Художественный образ — это идея, сформированная фантазией творческого человека. Для развития образного мышления необходимы свежие впечатления, смена точек зрения на уже привычные явления. Поиск новых форм и открытия характерны для любой творческой профессии.

Художники, дизайнеры, модельеры и конструкторы, работающие в легкой промышленности, создающие новые ткани, одежду, обувь, головные уборы и аксессуары, решают очень важную задачу формирования внешнего вида человека, воспитания культуры потребления, вносят изменения в стиль жизни.

Одежда проектируется как объемная форма, имеющая в пространстве три измерения. При этом вся проектная часть работы выполняется на плоскости в условиях двухмерной площади формата. Модельер при поиске новой формы работает как с объемами, так и на плоскости. Он должен хорошо понимать особенности фигуры человека, для которого он создает новую одежду, решая как практические, так и эстетические задачи: идеальную посадку изделия на фигуре, подчеркивание достоинств, сглаживание недостатков.

Надежда Петровна Ламанова (1861 — 1941), ведущий модельер России с 80-х гг. XIX в., поставщик Императорского двора, позже — ведущий модельер 1920— 1930-х гг., в Советской России проявила себя как ученый-исследователь и отличный художник-практик. Она выдвинула концепцию нового подхода к одежде и создала свою школу моделирования. Разработанные ею принципы моделирования актуальны в н^ши дни и до сих пор являются основополагающими. Кратко

Рис. 6.42. Линейно-пластическое решение вариантов одежды

Рис. 6.43. Тонально-пятновое решение вариантов одежды

Рис. 6.44. Примеры выполнения эскизов моделей-аналогов

она их сформулировала так: «Для чего создается костюм, для кого и из чего».

Основной замысел первичной идеи костюма начинается с фор-эскиза. Это очень быстрый набросок фигуры с передачей основных объемов одежды. Он дает представление о пропорциях одежды на фигуре человека. Определив основные пропорции, студенты могут приступать к поиску вариантов одежды, уточнению силуэта, пропорциональных соотношений. При этом можно использовать как линию, так и пятно. Возможные варианты представлены на рис. 6.42 и 6.43.

Остановившись на одном из возможных вариантов, можно приступать к его проработке. Уточняется форма и пропорции изделия, ведутся поиски цветовых вариантов.

При работе над курсовым и дипломным проектами для пояснительной записки студенты выполняют 5 — 6 эскизов моделей-аналогов. Модели-аналоги — это лучшие образцы реально существующих изделий одного функционального назначения. При этом они могут иметь различные силуэты, конструкции и фасонные элементы. Варианты моделей-аналогов подбираются по рекламным каталогам и журналам мод. Темы курсовых и дипломных проектов определяются спецификой учебного заведения, ориентацией на серийное или индивидуальное производство. Эскизы моделей-аналогов выполняются на листах формата А-4 в технике чер-но-белой графики. Предпочтительна статичная поза фигуры, которая позволяет более точно передать особенности модели. С правой стороны листа приводится уменьшенный вид модели со спины (рис. 6.44).

После письменного анализа эскизов моделей-аналогов выбирается базовая конструкция и на ее основе разрабатывают 5 — 6 вариантов новых моделей-предложений. Рисунки моделей-предложений выполняют на формате А-4 также в черно-белом варианте

Рис. 6.45. Примеры выполнения эскизов моделей-предложений

изображения. Это также вид спереди и уменьшенный вид со спины (рис. 6.45). Из представленных моделей-предложе-ний выбирают лучший вариант для разработки проекта изделия.

Качество изображения моделей-предложений должно отвечать требованиям, предъявляемым к техническому рисунку:

- технический рисунок должен быть выполнен четко и чисто на листе формата А-4, техника исполнения: карандаш, тушь, гелевая или шариковая ручка, акварель;

- лист должен быть грамотно скомпонован;

- модель изображают на пропорционально сложенной фигуре; выполняют вид спереди и вид сзади; поясные изделия рисуют отдельно, если они частично или полностью закрыты (в комплектах); одну руку фигуры изображают согнутой или отведенной в сторону;

Рис. 6.46. Технический рисунок проектируемой модели

- модель должна отвечать современному направлению моды;

- технический рисунок должен давать максимальное представление о модели: о силуэте и форме; о покрое, оформлении плечевого пояса и проймы; о пропорциях изделия в целом;

- узлы и детали должны быть четко проработаны, показаны отделочная строчка, количество и местоположение пуговиц и петель;

- технический рисунок должен давать представление о технологической обработке;

- характер линий должен передавать пластику ткани;

- если выполняется рисунок модели из конкретной ткани, образец ее должен быть прикреплен к рисунку;

- в правом нижнем углу должна стоять подпись студента.

Технический рисунок является документом, необходимым для пояснительных записок на курсовом и дипломном проектировании (рис. 6.46). По нему строятся чертежи и отшивается изделие.

Наиболее наглядной формой изображения модели является художественный эскиз. Он, как правило, выполняется на листе формата А-3 или А-2 и является рекламным плакатом при защите курсовых и дипломных проектов, а также может быть использован в журналах или на выставках творческих работ, так как является художественным произведением черно-белой или цветной графики. Технику исполнения выбирает автор. Это могут быть акварель, гуашь, темпера, пастель, фломастеры, тушь, перо, кисть, аппликация и коллаж.

Ведущим мастером журнальной графики в России последние тридцать лет является Вячеслав Зайцев. Его легкая, изысканная манера рисунков пером и удивительно красивая по колориту цветная графика долго будут служить эталоном художественного эскиза для студентов (см. рис. 33 на цв. вкл.).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Примеры рисования обуви

Примеры схематичного рисования человеческих фигур при различном характере

движений

Рисунки воротников: а — вид спереди; б — вид сзади

Рисунки жакетов различных фасонов

Примеры рисования моделей детской одежды на фигурах детей

Примеры рисования женской верхней одежды на фигуре

Примеры рисования головных уборов

Этапы рисования мужской одежды на фигуре с использованием пропорциональных

схем

Рисунки моделей мужской одежды на фигуре

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 587; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!