Графическое решение натюрморта



В начале XX в. жанр натюрморта занял почетное место не только в живописи, но и в графике, как иллюстративной, так и станковой.

В иллюстрации Георгия Нарбута к басне «Котенок и Скворец», выполненной в 1913 г., пятно и линия контрастны по площади, но равноправны по смысловой нагрузке. Клетка нарисована четко, по правилам перспективы, но не создает иллюзию пространства, оставаясь для зрителя в пределах плоскости. Художник проявил изобретательность в выборе композиции и декоративном решении сюжета, организовав при помощи пятен психологические акценты натюрморта (рис. 6.25).

Илларион Голицын в натюрморте с ножницами (рис. 6.26) ищет связи вещей, раскрывая смысл каждой из них в сложном взаимоотношении с другими. Обращаясь к миру знакомых вещей, он выявляет возможности композиции из разнохарактерных и разновеликих предметов. Лист бумаги уподобляется сценической площадке, где каждый компонент стремится выразить свою самостоятельность. Художник усиливает асимметрию в динамике линий, чередовании плоскостей, силуэтов и форм. Здесь все продумано и взвешено. Необычный ракурс создает ощущение глубины, протяженности и подвижности пространства.

Рис. 6.24. И. Билибин. «Так проходит мирская слава». Рисунок для журнала «Жупел»

Рис. 6.25. Г.Нарбут. Иллюстрация к басне

И.А.Крылова «Котенок и Скворец»

Для освоения темы «Художественная графика» студенту необходимо понять особенности графического решения академического рисунка. В начале курса обучения рисованию студенты изучают форму, пропорции, пластику и объем на примере натурных постановок, натюрмортов.

Учитывая общий уровень знаний студентами законов зрительного равновесия и степень развития у них объемно-пространственного мышления, преподаватель может разделить процесс

Рис. 6.26. И. Голицын. Натюрморт с ножницами

обучения на несколько этапов. Для начала нужно взять несколько бытовых предметов и показать на доске варианты решения каждого, применяя изобразительные средства черно-белой графики: точку, пятно, штрих и линию, пятно и точку и т.д. Предложить студентам выполнить это упражнение, не срисовывая с доски, а придумывая свои варианты решения. На следующем этапе можно показать студентам образцы декоративных тканей — в крупную и мелкую полоску, в клетку, с простым набивным рисунком, с темным и светлым горошком и т.п., и дать им задание выполнить орнаментальную композицию с помощью линии, точки, пятна и штриха.

Работа над основным графическим листом начинается с постановки натюрморта. Преподаватель подбирает по тону и цвету декоративно оформленные предметы и драпировки и помещает наиболее выразительные из них в композиционный центр постановки. Этот главный предмет или группа родственных предметов, ясных по форме и цвету, должны хорошо прочитываться на фоне драпировки. Если натюрморт построен в основном на вертикальных движениях форм, то и пропорции листа будут вытянуты по вертикали. Драпировки желательно подобрать разные по тону и рисунку и не увлекаться объемными складками, помня, что графика — условное, орнаментально-декоративное искусство.

При пропорциях натюрморта, близких к квадрату, композиционный центр, как правило, находится ближе к центральной части листа. При явно горизонтальном расположении предметов натюрморт выглядит более устойчивым, солидным и повествовательным.

В графике, как и в живописи, натюрморт является наилучшей темой для начала творческих поисков, экспериментов. Предметы долго стоят на определенным месте, с тем чтобы студенты могли сделать несколько рисунков с разных точек зрения. В творческих эскизах предметы можно менять местами, деформировать, менять пропорции, цвет, тон, орнаментальную насыщенность и форму. Студенты, трансформируя составляющие натюрморта, создают варианты изображения знакомых вещей, добиваясь их графической выразительности.

Каждый студент в силу своего характера, творческой фантазии и темперамента решает графические задачи методом приближения натуральных форм к своему авторскому толкованию. Степень узнаваемости реальных форм колеблется от почти полного сходства до далекой схематической ассоциации.

Первые эскизы у большинства студентов реалистичны, но впоследствии при поиске больших тональных отношений и применении различных графических средств и приемов студенты находят интересные варианты под руководством преподавателя. Утвердив наиболее удачный эскиз, студенты приступают к выполнению основного графического листа. Обычно это 1/4 или 1/8 чертежного листа (рис. 6.27, 6.28).

Натюрморт, построенный по представлению, выполняется в цвете. Студенты самостоятельно решают, какие бытовые предметы, драпировки, овощи, фрукты и т.д. они будут рисовать, и располагают их изображения на эскизах по своему усмотрению. Выбирают общую гамму — теплую или холодную. Определяют основной колорит — лирический светлый, спокойный приглушенный, контрастный драматический или насыщенный чистый. Цвет берется локальный без обозначения источника света, без собственных и падающих теней.

Работа в технике цветной графики развивает чувство цветовой гармонии.

Рис. 6.27. Графическое решение натюрморта с помощью пятна

Поиски композиционных решений на фор-эскизах проводят путем сочетания основных цветовых пятен натюрморта. Определяют количество предметов, связанных тематически, количество основных цветов (3 — 4 цвета), пропорции листа (квадратный, вертикальный или горизонтальный), выделяют композиционный центр, прослеживают предметные связи.

Наиболее удачный вариант выполняют гуашью на основном листе (см. рис. 30 на цв. вкл.).

4. Постройте композицию натюрморта по представлению и решите его в технике цветной графики:

а) с включением комнатных растений;

б) из предметов мастерской художника;

в) с включением вазы с цветами;

г) со стеклянной посудой разного цвета;

д) с предметами чаепития и выпечкой;

е) с любимой игрушкой из вашего детства;

ж) придумайте свой вариант натюрморта.

Рис. 6.28. Примеры графических решений натюрмортов с использованием комбинаций различных изобразительных средств графики


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 218; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!