Методологические подходы к проблеме соотношения права и государства



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

 

 

Реферат по дисциплине: «Правоведение»

на тему: «Соотношение государства и права»

 

 

Выполнил студент: Тишкин Д.В.

Группа: 20ИПО1

Проверил: Доцент Ефремкин А.М.

 

 

2021

 

Оглавление

 

 

Введение……………………………………………………………....……………..3

 1. Методологические подходы к проблеме соотношения права и государства…………………………………………………………………………...6

2. Воздействие государства на право. Роль государства в обеспечении права ……………………………………………………………………………...........…..16

 3. Воздействие права на государство. Связанность государства с правом……………………………………………………………………………….23

 

Заключение……………………………………………………………......……….31

 

Список использованных источников и литературы.........................………….33

 


Введение

Актуальность темы. Фундаментальная проблема соотношения государства и права в юридической науке является одной из наиболее острых и обсуждаемых. Вопрос о взаимоотношениях государства и права, играет ли государство высшую роль по отношению к закону или подчиняется ему, имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение.

Проблема взаимоотношений государства и закона имеет глубокие исторические корни и с тех пор не теряет своего значения. Учитывая, что государство, действующее как универсальная политическая единица и развившееся вместе с обществом, не сомневается в философах или политиках, но при изучении прошлого опыта выявляются его нюансы таким образом, который связан с особенностями взаимодействия и функционирования государства, и прав. Это фундаментальное изменение приоритетов в конкретной стране, которое радикально влияет на существо и, следовательно, на функционирование государства и права в конкретной стране, в зависимости от концепции, которая конкретно считается основой. Поэтому проблема соотношения государства и права стоит не только в сфере научных дискуссий, но и содержит большой политический и идеологический потенциал.

Происходит это в силу некоторых факторов. Во-первых, потому что с поступательным развитием общества всё многообразие правовых и государственных отношений постоянно видоизменяется и преобразуется в более совершенные формы, а следовательно, изменяются и их соотношения. Во-вторых, в каждой стране развитие и взаимодействие государства и права складывается с особой спецификой, так как в различных регионах существенно отличаются культура народов, моральные и нравственные ценности, историческое развитие, иными словами, традиционный уклад жизни, что заметно влияет на соотношения вышеуказанных категорий.[1]

 

Актуальной методологической проблемой является также определение взаимосвязи теоретических основ государства и права и их взаимодействия. Игнорирование этих связей может привести к полной идентификации или противопоставлению государственных и правовых институтов и, следовательно, против государства и общества в целом, когда, например, подчеркивается понятие «неправильного права» (в рамках концепции исторического материализма или либертарианства) или абсолютного превосходства государства над По закону индивид, общество, что приводит к недоверию индивида к законам и государству в целом. Поэтому изучение проблем соотношения, взаимодействия и взаимовлияния государства и права должно во многом быть направлено на поиск наиболее рациональных способов перевода абстрактных концепций права в конкретные жизненные отношения.

.

Целью данной работыявляется теоретическое исследование характера и особенностей соотношения права и государства, форм их взаимодействия в современной действительности.

Для достижения заявленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

- охарактеризовать основные современные научные подходы к исследованию проблемы;

- определить наиболее актуальные методологические подходы к анализу соотношения права и государства, обосновать их практическую значимость;

- оценить характер и степень взаимодействия и взаимовлияния право и государства;

- выявить принципы соотношения права и государства, которые могут послужить основанием для формирования теоретической модели их позитивного соотношения и эффективного взаимодействия в современной России.

Объект исследования - право и государство как социально-правовые институты.

Предмет исследования - характер и особенности государственно-правовых процессов, теоретические государственно-правовые концепции отечественных и зарубежных ученых.

Методологической основой исследования послужил комплексный подход, аккумулирующий различные методы анализа: историко-правовой, формально-логический, аксиологический, культурологический, системный, философский, сравнительно-правовой.

 


Методологические подходы к проблеме соотношения права и государства

 

В современной юридической науке методология исследования государства и права рассматривается как применение обусловленной философским мировоззрением совокупности определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования государственно-правовых явлений.[2]

Традиционно в зарубежной и отечественной юридической науке различаются два основных подхода (концепции) к проблеме соотношения государства и права (этатический и естественно-правовой).

Первый подход распространяется и на понимание процесса происхождения права. Считается, что право возникает одновременно с государством, на идентичной социальной основе, в силу одних и тех же условий и закономерностей, следуя, как «тень» за государством.

Второй подход к исследованию проблем соотношению государства и права утвердился в русле естественно-правовых воззрений. Сторонники школы естественного права, выводившие понятие государства из общественного договора, исходили из ограничения государством права, что вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида.

Однако в современной науке появился и третий подход, позволяющий интегрировать все взгляды и в то же время избежать крайностей в оценке связи государства и права. Согласно ему соотношение между государством и правом не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право или из права рождается государство). Связь государства и права видится более сложной и носит характер двухсторонней зависимости: государство и право не могут существовать друг без друга, а значит, между ними имеется функциональная связь. Государство находит в праве порядок, а право в государстве — власть, которую она утверждает.[3]

Третий подход позволяет выявить глубинные связи между государством и правом, избежать односторонности, понять, что дает право государству, и выяснить истинную роль государства в обеспечении права.

Право возникает и действует вовсе не потому, что существуют государство и его правотворческие органы, а потому, что «определенные общественные отношения, потребности, интересы не могут быть выражены, структурированы, реализованы нормально вне и помимо правовых форм. Они являются первой объективной и исторически-логической причиной возникновения, существования и функционирования права».[4]

В основе происхождения и действия права лежат не только экономические и социальные причины, но и этнические, духовные и многие иные жизненные обстоятельства. На функционирование права влияют различного рода интересы, потребности, идеи, побуждения, мотивы, ценности, порождаемые и отражаемые общественной жизнью, волей людей. [5]

В зависимости от понимания права В.И. Кудрявцев обоснованно выделяет три модели соотношения государства и права: тоталитарная, либеральная и прагматическая.

Тоталитарная модель: государство как суверенная организация выше права, создает право своей волей. Эта модель вытекает из взглядов, и прежде всего из крайнего проявления юридического позитивизма и вульгарных последователей марксизма.

Либеральная модель: право выше государства и связывает это. Государство не создает право, а в лучшем случае обнаруживает его, чтобы выразить в положительном законе. Эти модели вытекают из взглядов, различающих право и закон, и прежде всего из естественно-правовых и аналогичных им. Конечно, это прекрасная модель, если бы она соответствовала реальности.

Прагматическая модель: право — это система норм. создаваемых государством, но в то же время само государство связано правом. Право — это не произвол государства, не голый приказ. Воля, выраженная в праве, социально и политически обусловлена системой отношений, сложившихся в обществе, соотношением социальных сил. Связанность государства правом выражается в том, что органы и должностные лица государства действуют в рамках права и не могут произвольно их изменять и нарушать нормы нрава. Напротив, государство обеспечивает соблюдение права как нормативную основу своего собственного существования. Изменение норм допустимо только согласно процедуре, предусмотренной правом. Высшими нормами являются лить те, которые создаются высшим представительным органом, избираемым населением. [6]

Н.А. Бердяев различал два типа учений об отношениях права и государства. Первый тип он называл государственным позитивизмом, который видит в государстве источник права (теория и практика самодержавия, абсолютизма). Противоположный тип признает абсолютность права и относительность государства: право имеет своим источником не то или иное положительное государство, а трансцендентную природу личности. Не право нуждается в санкции государства, а государство должно быть санкционировано правом, судимо правом, подчинено праву, растворено в праве.[7]

 Здесь выражен, с одной стороны, этатистский подход к взаимосвязи государства и права, который безраздельно господствовал в советской политико-идеологической практике, а с другой – естественно-правовой, который основывается на признании прав человека как изначальной и непреложной ценности. Он только сейчас взят на вооружение и законодательно закреплен в новой российской Конституции.[8]

При изучении проблемы соотношения государства и права имеет смысл выделить факторы, которые обычно указывают в качестве значимых для систематизации и описания этих явлений.

На факторы субъективного совета можно отнести отнестись к наконечнику правопонимания, из которого исходит исследование.

Юридический позитивизм предлагает формальное определение права, как совокупность правовых норм, становленных или санкционированных государством. В рамках юридического позитивизма выделяется легистское (позитивистское и неопозитивистское) и социологическое понимание права и государства.

Легистский позитивизм отождествляет право и закон. Право - это оно, что свидетельствует о государстве, а государство - это законодательство по вопросам организации, полномочий и осуществления суверенной принудительной родины. Поэтому этому подкаталогу часто относят к этатическим (этатическим) т.е. государственному, согласному тому государству первично, право вторично.

Право рассчитывается как продукт и следствия государственной деятельности. Этатический подход широко распространен в отечественной юридической литературе. Считается, что право находиться в подчиненном государстве отношения, выстает в качестве особого придатка, приписывается государству, обязательного приложения к государственной родине. Теоретической предпозиционной служит формально-догматическое отношение к понятию права как к совокупности норм, издаваемых государством.

Легистский неопозитивизм предлагает определение права как иераргической системы норма, основанной на других принудительных нормах, снабженных санкциями.

Субъективные факторы включают тип юридического понимания, на котором основывается исследователь. В этом выпуске были проведены два основных направления исследований: позитивистское и неположительное.

Правовой позитивизм предлагает формальное определение права как совокупности правовых норм, установленных или разрешенных государством. В рамках правового позитивизма проводится различие между правовыми (позитивистскими и непозитивистскими) и социологическими концепциями права и государства.

Легистический позитивизм определяет закон и закон. Закон предписывается государством, а государство является содержанием законов об организации, полномочиях и осуществлении суверенной принудительной власти. Поэтому этот подход часто называют статистическим, т.е. статистика, согласно которой государство является первичным, а закон вторичным.

Закон считается продуктом и следствием действий государства. Статический подход широко используется в отечественной юридической литературе. Предполагается, что закон находится в подчинении государства, действует как специальная поправка, атрибут государства, обязательное применение к государственной власти. Теоретическое допущение представляет собой формальное догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством.

Легистический нео-позитивизм предлагает определение права как иерархической системы норм, основанных на других принудительных нормах с санкциями.Социологический позитивизм, видит в праве реальные социальные отношения, имеющие юридические последствия. Государством с позиции социологического позитивизма называется любая организация публичной политической власти в любой форме и с любым содержанием. «Общей чертой социологического понятия государства ... является отрицание юридической природы государства, рассмотрение в качестве основы государства не формально юридических, а фактических социальных ... явлений властвования».

Закон имеет безусловный приоритет по сравнению с государством. Он возникает до создания государства, «старше, чем государство», «ни источник, ни власть не являются первоисточником закона». Такой подход имеет несомненные преимущества при анализе проблем соотношения государства и права. Это философская платформа для утверждения верховенства закона в политической и государственной практике.

Неопозитивизм подчеркивает этические и правовые концепции права и соответствующее понимание государства.

Этическое направление различает право и право по содержанию, а право объясняется концепцией справедливости. Этическая концепция права традиционно использовалась в доктрине естественного права, согласно которой право вытекает из разума или природы общества и человека, а люди предписывают врожденные и неотъемлемые права, которые существуют независимо от государства и предшествуют ему.

Правовая концепция объясняет право как самостоятельное явление, которое не может быть сведено к его официальной форме или морально-этическим представлениям о правильном содержании законов. Закон - это нормы и полномочия, которые выражают и обеспечивают свободу личности во взаимоотношениях и государственной власти. Это философское понимание сводит закон к принципу свободы, определяет его мир, сферы и границы, воспринимает свободу как соответствующее социальное поведение.

Смысл юридического понимания государства выражен в определении, предложенном В.С. Нерсесянцем: «государство - это правовая форма организации и функционирования публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина».

Как видно из приведенных выше положений, понятие «государство» невозможно раскрыть без конкретизации понятия «право», и наоборот. С учетом того, что оба эти понятия в юридической литературе раскрываются неоднозначно, их сопоставление представляется достаточно сложным.[9]

Среди объективных факторов, которым обычно придается значение в юридической литературе, значится вопрос о соотношении политической и правовой систем. В этой связи сущность сложившихся отношений между государством и правом увязывается с господствующим в данной стране политическим режимом. Немаловажными представляются и те исторические условия, в рамках которых производится сопоставление систем «государство - право».

Советская правовая доктрина вопрос о соотношении государства и права изучала с учетом их общего надстроечного характера над экономическим базисом. Среди трудов ученых этого периода самым значимым является монография М.А. Аржанова «Государство и право в их соотношении», изданная в 1960 году. Работа выдержана исключительно в духе классовой борьбы, противопоставления государств социалистического типа государствам буржуазным. В этой связи указывались такие общие черты государства и права, как их политический характер, возможность применения принуждения, одномоментное возникновение и неминуемое последующее одновременное отмирание, невозможность существования права без государства и государства без права и т. д

Все последующие исследования, обозначенной темы, вплоть до начала 80-х годов XX века, так или иначе выполнены в идейном соответствии работе М.А. Аржанова. В основном, государство и право рассматривались по параметрам единства, различия и взаимодействия.

Н. Неновски пишет, что единство государства и права составляет их происхождение, типология, детерминированность экономическими условиями, общность исторической судьбы, политическое содержание, культурные и иные условия. Причем, это единство двух различных, многообразных в своих проявлениях и относительно самостоятельных явлений, что служит основой взаимного влияния и взаимодействия. Связи и взаимоотношения между правом и государством развиваются внутри единого целого, частями которого они являются. На институциональном уровне единство проявляется в единстве государства как аппарата и права как законодательства. На субстанциональном и атрибутивном уровне единство государства как всеобщей в территориальном отношении суверенной политической организации всего населения и системы государственно-политических отношений и взаимосвязей в масштабе всего общества, и права как всеобщей, реально действующей системы правовых норм, которая претворяется во всеобщем правопорядке, воплощающем юридическое устройство данной территории и данного населения.

В общем смысле государство и право выступают средствами социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности.

Различия вытекают уже из определений этих понятий, их онтологического статуса и общественной природы. С.С. Алекссев писал по этому поводу следующее: «Если право призвано выражать нормативные начала общественной жизни, её стабилизирующие, упорядочивающие потребности, то государство во всех случаях неизменно остается институтом организованной политической власти, инструментом её реализации, воплощения в жизнь. Государство на определенных этапах развития общества становится носителем и обителью демократии, с которой напрямую связан прогресс и в сфере права».

В соотношении государства и права следует усматривать единство, различия и взаимодействие, что позволяет рассматривать государство и право как важнейшие общественные феномены. Они параллельно функционируют, обусловливают и дополняют друг друга, сохраняя при этом специфические, автономные особенности и свойства.

Государство и право в ходе своего многогранного функционирования находятся в состоянии постоянного и многоаспектного взаимодействия, в котором можно выделить два момента. Первый состоит в своеобразной зависимости права от государства. В этом качестве объективное (позитивное) право предстает как государственно-официальное, публичное явление. Второй момент касается зависимости государства от права. Государство может эффективно и с пользой для общества и личности осуществлять свои функции только с опорой на законы и конкретные юридические нормы. Благодаря законам, правовым нормам достигаются всеобщность и обязательность велений самого государства.[10]

В условиях становления правовой государственности в современной России право становится той мощной силой (непреходящей ценностью), с помощью которой гражданское общество может разумно воздействовать на функционирование и развитие государства, направлять его в правовые параметры.

При изучении методологических подходов в исследовании проблем соотношения государства и права следует учитывать особенности современного развития государства и права. С.С. Алексеев отмечает: «Во-первых, система юридических норм, будучи инструментом государственной власти, в то же время в результате всеобщности законов со временем все более упорядочивает, ограничивает и связывает деятельность ее органов. В ходе развития цивилизации, демократии и культуры законы становятся носителями права, которое как бы меняется местами с государственной властью и, оставаясь в какой-то мере ее инструментом, приобретает значение фактора, призванного упорядочивать, ограничивать и связывать «саму» власть, подчинять ее функционирование строго определенному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и начинает складываться правовое государство… Во-вторых, в праве существуют и по мере развития цивилизации все более развертываются собственные функции, выражающие логику права, его смысл и предназначение в обществе и не связанные с его ролью инструмента государственной власти… Но именно эти собственные функции права, предопределяющие его место и самостоятельную ценность в жизни людей… призваны обогатить государство великими общечеловеческими, духовными началами, наполнить положение о правовом государстве глубоким гуманитарным смыслом, расширить и возвысить его до признания необходимости «правового общества». [11]

Государство не связано абсолютно правом, не становится его «тенью». В интересах общества важно, чтобы государство сохраняло свою самостоятельность, свой мощный потенциал, особые функции и специфические формы деятельности, но при этом постоянно подпитывалось правом.[12]

Более точным и верным в теоретическом и практическом плане является подход, который рассматривает соотношение государства и права как взаимодействие равнозначных, равноценных общественных феноменов, регламентирующих различные аспекты жизни современного общества.

В демократическом обществе полноценно действует не одно самостоятельное общественное явление — государство, а проявляет весь свой социально-ценностный потенциал и другое сугубо автономное общественное явление — право как жизненно необходимое нормативно-регулятивное системное общественное образование. Государство и право — два кардинальных взаимодействующих общественных явления. Они в равной степени несут свои жизненно важные функциональные нагрузки и своим потенциалом воздействуют на соответствующие общественные отношения, достигая в конечном счете того совместного результата, в котором заинтересовано общество.

Соотношение государства и права проявляется в том, что государство не порождает право, не производит его, а является, с одной стороны, зависимой, подчиненной ему силой, а с другой — мощным средством, поддерживающим и усиливающим мощь права, его потенциал в общественной системе. Государство использует право в качестве средства управления общественными процессами, но лишь в той мере, в какой само право ему это «позволяет». Право как явление и важнейший институт современного общества оказывает огромное влияние на жизнь людей. Без него ни одно государство не может функционировать и распространять свою власть на граждан.

В современной юридической науке право рассматривается и как универсальный беспристрастный механизм, жесткая нормативная система, воплощенная в законе. Право выделяется в ряду других форм социального упорядочивания тем, что общеобязательно и опирается на силу государственного принуждения. Право в отличие от произвола отдельной личности или группы людей легитимно, основывается на авторитете государства. Для права государство не только средство совершенствования и развития законодательства, но и гарант успешной реализации юридических предписаний. В свою очередь, в праве государство находит для себя ту надежную и эффективную основу, которая позволяет достигать реализации государственных функций, целей и задач.

Таким образом, соотношение государства и права проявляется в их взаимосвязи и взаимодействии, в процессе которого государство и право объединяют свой потенциал для позитивного, полезного, необходимого воздействия на наиболее значимые стороны жизни современного общества.[13]


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 304; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!