Глава 4. Воспоминания об Александре Пирогове



В своих воспоминаниях Олег Пирогов (сын Александра) писал, что всю жизнь каждое выступление было связано у отца с колоссальным волнением. Даже на рядовое выступление он шел как на дебют.

Одним из ярких воспоминаний стало обсуждение образов отцовских героев. Все началось с Мефистофеля. Олег спросил отца об отношении того к первоисточнику, к Гёте. На что тот ответил: «А причем тут Гёте? «Фауст» Гуно имеет столько же отношения к Гёте, как «Пиковая дама» Чайковского к Пушкину». Для Александра Пирогова первоисточником являлась опера. Насколько композитор сохранял ее идею, настолько сохранял ее и Пирогов. Литературные корни любой оперы необходимо знать, но: «… скажи, пожалуйста, что было бы, если бы я своего обожаемого Германа (Александр всегда безнадежно мечтал об этой роли) стал трактовать по Пушкину? Как бы я мог на романтически приподнятом музыкальном материале Чайковского сделать из Германа маньяка и карьериста, помешанного на картах и вполне закономерно кончающего сумасшедшим домом? Так и с «Фаустом». Естественно, приходится пользоваться прекрасной музыкой Гуно и думать больше о внешней стороне, чем поднимать какие-то философские проблемы».

А вот к ролям исторического плана он относился иначе. Александр Степанович считал необходимым изучить все первоисточники, даже если прямого отношения к сюжету оперы они и не имели. «Возьми хоть Грозного из «Псковитянки». Мей и Римский-Корсаков взяли лишь эпизод из его жизни, причем, эпизод, характеризующий Грозного с положительной стороны, да еще совсем не свойственной для него». Александр Пирогов брал прежде всего человека в данной ситуации, стараясь при этом не забывать об исторической достоверности образа. Он крайне серьезно относился к изучению вспомогательного материала к роли.

Например, готовя роль Свенгали (гипнотизера из оперы «Трильби» А. Юрасовского), он ходил на сеансы гипноза к известному тогда профессору Каптереву. Работая над образом Вакуленчука (опера «Броненосец «Потемкин»» О.С. Чишко), он прочитал все исторические материалы о восстании на «Потемкине», расспрашивал бывшего моряка того времени о морских повадках, однако, имея фотографию Вакуленчука, Пирогов не стремился к портретному сходству. Сценическая условность - великая вещь! С ней необходимо считаться. Александр очень часто любил повторять слова Гете, что «искусство потому и искусство, что не натура».

Еще одно из воспоминаний связано с 1945 годом. Когда отмечали День Победы в Кремле, Пирогов встретился с С.М. Буденным, с которым был в дружеских отношениях. Неожиданно для певца, тот подарил ему лошадь и велел забрать ее в Хамовническом манеже. Лошадь, с кличкой «Рыбак», впоследствии была отправлена в деревню на Оку.

***

Борис Покровский, оперный режиссер, педагог, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий вспоминает о Пирогове следующее: «Чуть ли не в первый месяц работы режиссером в Большом театре, я получил от обожаемого певца урок. Урок на всю жизнь!..»

Вместе с Александром Степановичем они репетировали сцену Гремина из оперы «Евгений Онегин». Репетиция длилась час. Через некоторое время, Покровский случайно подслушал разговор великого артиста. У того спросили мнение о молодом режиссере, на что Пирогов ответил: «Да так…Я снял было пиджак, чтобы «попотеть», потрудиться как следует, поискать что-то новое…  А он отпустил через час. Такие они теперь, молодые: жалеют и себя, и нас, но не жалеют искусства. Спешат!»

С тех пор, как пишет Покровский, репетируя с самыми выдающимися артистами у нас в стране и за рубежом, он придерживается пироговского принципа – не жалеть.

«Я многому научился у Александра Степановича: его отношению к творчеству, требовательности к себе и окружающим, его трудолюбию, умению смотреть на жизнь просто и различать прекрасное в любом, самом малом, незначительном его проявлении».

***

Константин Паустовский является знаменитым современником певца, которому посчастливилось с ним встретиться. Это произошло в конце лета, когда Паустовский возвращался с рыбалки. В своих воспоминаниях он пишет, что два небритых охотника сидели, свесив ноги, в открытых дверях вагона. Поезд вышел в луга и стал виден во всю его ширь тихий закат. И вдруг, они запели…У одного был густой мягкий бас. Он лился свободно, широко, и все сидели, пораженные этим необыкновенным голосом. Когда певцы замолкли, Паустовский стал расспрашивать одного из них, кто он такой. Тот назвал себя колхозным счетоводом из-за Оки. Писатель стал уговаривать его приехать в Москву, чтобы кто-нибудь из крупных певцов и профессоров консерватории прослушал его. «Преступно сидеть с таким голосом в глуши и зарывать свой талант». Он дал ему свой телефон и адрес в Москве, пообещав свести с нужными людьми. Прочитав записку, охотник спросил:

-Вы писатель?

 Получив утвердительный ответ, он засмеялся и сказал:

-Как же, знаю. Читал. Очень рад познакомиться. Но позвольте и мне в свою очередь представиться: солист Большого театра Пирогов. Ради всего святого, не обижайтесь на меня за этот небольшой «розыгрыш». Одно только могу сказать: счастлива страна, где люди так горячо относятся друг к другу. Уверен, что если бы я, действительно, был счетоводом, то вы бы не дали погибнуть моему голосу. Вот за это спасибо!

 

***

Из воспоминаний Ярослава Пирогова (Сын Алексея Пирогова):

Официально мы именовались «Санаторий повышенного типа «Медвежья Голова». Как в любой уважающей себя организации, существовали определенные ранги. Главой был Александр Степанович. Он не только возглавлял, но и практически полностью финансировал наше там проживание. Кроме этого, он был еще и главным виночерпием санатория. Горячительные напитки привозились из Москвы и ставились под дядину кровать, и касаться их мог только он сам. Он имел и другую привилегию, освобождался от всех домашних работ – уборки избы и территории, мытья лодок и посуды, приготовления пищи и т. д…

Известна традиция целовать Оку в день приезда на Медвежью Голову, которая соблюдалась независимо от погодных условий и температуры воздуха.

Существовала и повседневная традиция, соблюдавшаяся при утреннем купании. Дядя строил нас в одну шеренгу и зычным голосом командовал: «Смирно!.. Ша-гом …марш!» Под распев бравурного марша мы входили в Оку.

«Медвеженцы» любили поострить, подтрунивали друг над другом, причем не всегда добродушно. В остротах часто цитировали оперные строки. Однажды, дядя сильно обгорел на июньском солнце. Лицо приняло ярко-красный цвет, в особенности нос, а поскольку бриться он не мог, на подбородке вылезла седая щетина. Живот у дяди был приличным и особенно заметным, когда он сидел. Утром, уставившись на отца, Олег сказал вполне серьезно: «Да ты, отец, настоящий Варлаам!» И перечислил приметы, используя пушкинский текст из «Бориса Годунова»: «А лет ему от роду пятьдесят, борода седая, брюхо толстое, нос красный». Приметы совпадали полностью. Все покатились со смеха. Правда, дядя, по-моему, обиделся.

 

***

В архивах семьи Горбенко сохранилось слово Алексея Пирогова на вечере памяти брата. (1974 год. 75-летие со дня рождения певца)

Я и Александр были не только братьями по крови, но и друзьями в самом высоком смысле этого слова. Недаром товарищи по сцене называли нас Аяксами. За двадцать с половиной лет пребывания на сцене Большого театра и после выхода на пенсию я редко пропускал спектакли с участием Александра. Это вошло в привычку: Александр на сцене, а я – в зрительном зале. По традиции, после спектакля, за ужином я делился с братом своими впечатлениями. Мы обсуждали с ним, что было хорошо, а что требует доработки».

В жизни Александр был весьма принципиален, не признавал в своей артистической карьере окольных путей. В кругу собратьев по искусству был доброжелательным хорошим товарищем, но настоящими его друзьями были люди другой среды, главным образом те, кто соприкасался с Окой. Это были матросы, капитаны, рыбаки, колхозники… Помимо братских чувств, связующим звеном в нашей дружбе была любовь к родным местам, и в особенности к красавице Оке.

Заключение

В заключении проделанной работы хочется сказать, что высочайший вклад, который внесли братья Пироговы в историю отечественного оперного искусства и рязанского края огромен.

Нельзя сравнивать величайших артистов прошлого и современных звезд сцены. Ведь именно с них, с кумиров, мастеров классической музыки, мы берем пример. Именно они становятся для нас эталоном профессионализма. Благодаря им мы учимся прекрасному и «правильному». Современный мир с его темпо-ритмом и упрощенностью формирует не правильное отношение к искусству. Но мы должны помнить, что истинная и настоящая драгоценность - это люди, которые формировали нашу историю. Те, кто стал фундаментом, основой. Те, кого мы ценим за высочайшее исполнительское мастерство.

Александр Пирогов говорил: «Дарование – это нож: пока он остер, все можно резать им. Но, если вы перестанете его точить, шлифовать, чистить, - он затупится, потускнеет, заржавеет и тогда ему грош цена». Преподаватели и студенты Рязанского музыкального колледжа им. Г. И А. Пироговых с уважением относятся к его словам, ведь недаром из его стен вышли певцы, которые с гордостью несут искусство в массы.

Многолетней традицией стало посещение студентами колледжа музея Пироговых в селе Новоселки и участие в конкурсе вокалистов имени Александра Пирогова, а также в областных праздниках народного искусства имени братьев Пироговых.

Рязанцы трепетно относятся к памяти талантливых земляков и гордятся тем, что родились на той же земле, что и великие певцы.

 

Список литературы

1. Максакова М.П. Воспоминания о друге// Журнал «Музыкальная жизнь», 1974, №19

2. Его голос как океан. Александр Пирогов в жизни и на сцене, Рязань, Узорочье, 1999

3. «Знаменитые певцы прошлого братья Пироговы». Режим доступа: http://rybnoe.net/publ/rybnoe/dose_i_biografii/9-1-0-21

4. «С отцом» Воспоминания об Александре Степановиче Пирогове, Рязань, Узорочье, 2004

5. «Голоса – Колокола».   Режим доступа:  https://zen.yandex.ru/media/id/5a2ee247482677487dbeb484/golosakolokola-5b779e2a5d4ed100a9277311

6. Алексеев Б., Карпельцева Е. Музыкальная жизнь Рязани. Рязань: Рязанское книжное издательство, 1961

7. Иванов А.П. Чудо на Оке. М.: Сов. Россия, 1984

8. Ремезов И. «Г. С. Пирогов». М., Л.: Государственное музыкальное издательство, 1951

9. Анисимов А. «Александр Степанович Пирогов» - М.: Искусство, 1953


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 150; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!