Алексей Степанович Пирогов - Окский



РЕФЕРАТ

БРАТЬЯ ПИРОГОВЫ – СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ РЯЗАНСКОЙ.

АЛЕКСАНДР ПИРОГОВ. ЖИЗНЬ И СЦЕНИЧЕСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

 

                                                       Выполнила:

                                                                                       

 

 

2020

 

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Братья Пироговы – сокровища земли Рязанской ……………………… 5

Глава 2. Александр Пирогов. Жизнь и сценическая деятельность .....................11

Глава 3. Сын Оки ………………………………………………………………… 15

Глава 4. Воспоминания об Александре Пирогове ………………………........... 19

Заключение ………………………………………………………………………. 24

Список литературы ………………………………………………………………25

Введение

Удивительные певцы прошлого, чьи голоса и талант вошли в золотой фонд отечественной оперы - пятеро братьев, которых природа одарила невероятным талантом и трудолюбием. Четверо стали профессиональными певцами, причем трое из них: Григорий, Алексей и Александр были солистами Большого театра.

Знаменитая певица М. П. Максакова писала: «Думая о Пироговых, хочется еще раз сказать: как же щедра русская земля, породившая это чудо природы…» Действительно, можно с гордостью признать, что милая и щедрая на таланты Рязань подарила миру голосистых и эмоциональных певцов с прекрасной русской душой.

Многие люди на всю жизнь остаются привязанными к местам, с которыми связано их раннее детство. Так было и с братьями Пироговыми. Здесь, на рязанской земле, они по-настоящему чувствовали себя вдохновленными и наполненными жизненными силами. Любимую всем сердцем Оку они боготворили и не забывали никогда. Она всегда была неотъемлемой и драгоценной частью их жизни.

В 1966 году Рязанскому музыкальному училищу было присвоено имя наших выдающихся земляков, прославленных певцов Григория и Александра Пироговых. В селе Новоселки находится «Дом – музей Пироговых», который по праву считают местной гордостью. Он был официально открыт в 1995 году и до сих пор трепетно хранит память о выдающихся личностях, удивительных музыкантах, а также бережно относится ко всему, что связано с их именами.

Интерес к выбранной теме не случаен. В 2020 году исполнилось 233 года со дня основания Рязанского театра, который назывался «Оперный дом», а также 16 лет со дня образования Рязанского музыкального театра и 25 лет со дня основания Дома-музея Пироговых в селе Новоселки. Как артистка театра и автор работы хочу подчеркнуть значимость и актуальность данной темы, ведь каждый уважающий себя музыкант должен помнить, ценить и уважать талант и культурное наследие своих земляков.

Объектом исследования станут братья Пироговы. Более детально и полно будет изучена жизнь и творческая деятельность одного из них – Александра Степановича Пирогова.

Цель и задача исследования – более полное ознакомление с творчеством, жизнью, сценической деятельностью певцов. Для этого необходимо изучить архивные материалы, воспоминания современников, проанализировать влияние и значение их деятельности в прошлом и настоящем.

 

Глава 1. Братья Пироговы – сокровища земли Рязанской

Много лет назад в селе Новоселки Рыбновского района Рязанской области родились братья Пироговы. Скромный домик на деревенской улочке с небольшой мемориальной доской можно не заметить, но местные жители с радостью покажут вам дорогу к Дому – музею Пироговых, ведь это дом, где жили такие таланты, местная гордость.

Отец, Степан Иванович Пирогов, был крестьянин. Он обладал мощным голосом, который впоследствии унаследовали его сыновья. Мать, Марфа Нефедьевна, также была крестьянкой. В семье было 10 детей: 5 девочек и 5 мальчиков. Говорят, что уникальность голосов пошла от деда Ивана – бурлака с Оки. В воспоминаниях Пироговых сохранилась интересная история. На вопрос сыновей о том, какой был голос у деда, Марфа Нефедьевна ответила: «Вот если собрать вас пятерых, и вы запоете, будет голос, как у деда Ивана…» Неспроста он получил за свой голос прозвище «Колокол».

Когда семья переехала в Рязань, отец, Степан Иванович, организовал столярную артель при духовной семинарии. В Успенском соборе, у регента Климова, братья постигали мир музыки. Церковный хор стал для них музыкальной школой.

Григорий Степанович Пирогов (24 января 1885 – 20 февраля 1931)

До 13-ти лет Григорий Степанович жил в селе Новоселки. К 15-ти годам освоил грамоту, но законченного среднего образования так и не получил. К 18-ти годам он уже обладал ярким и сильным басом, что позволило ему задуматься о том, как стать профессиональным певцом.

    Именно в это время он предпринимает попытку поступить в Московскую консерваторию, но его не допускают до экзамена. Благодаря случаю, он знакомится с Борисом Николаевичем Песчанским, который распознал в молодом певце неординарный талант. Он помогает ему поступить в Московское музыкально-драматическое училище.

Первый театральный сезон Григорий Пирогов провел в Ростове-на-Дону (1908 год). Дебютом на оперной сцене стала партия Каспара в опере Вебера «Волшебный стрелок». Через год ему удается поступить в Мариинский театр, где он блестяще исполнил партию Нилаканты из оперы «Лакме». В 1909 году его пригласили в Большой театр, где он выступал до 1915 года. Яркая индивидуальность и способность оставаться самим собой во всех ролях покорили зрителей и критиков. Так сложилось, что на сцене Большого театра на тот момент господствовал Федор Шаляпин. Григорий Степанович понимал, что соперничать с ним не имеет смысла, он принимает решение петь репертуар, в котором Шаляпин не выступал. Так появляются Руслан (партия, которая Шаляпину, по мнению самого Шаляпина, ему не удавалась), Вотан («Золото Рейна», «Валькирия») и несколько баритональных партий: Эскамильо («Кармен»), Демон («Демон»)…

    В 1912 году два великих баса должны были петь вместе, но в одной из мизансцен Пирогов выдвинул свой вариант пения. Шаляпину это не понравилось. В итоге, когда их ставили петь вместе, Шаляпин говорил: «С Гришкой работать не буду». Видимо, он чувствовал в нем сильного соперника. В 1922 году Федор Шаляпин уезжает за границу, а Григорий Пирогов становится ведущим басом Большого театра. В репертуаре артиста насчитывается около пятидесяти партий.

После Октябрьской революции, начиная с 1923 года, Пирогов гастролирует за границей. Публика покорена мощью и красотой его голоса, а газеты того времени писали, что его считают русским басом номер один.

Его пение отличалось гибкостью, выразительностью слова, тонкостью динамики. Среди исполненных им партий – Руслан, Борис Годунов, Досифей, Мельник, Мефистофель, Вотан и многие другие.

В конце 20-х годов у Григория Степановича обнаружилась тяжелая болезнь. Он долго с ней боролся, но до последнего выступал на сцене. Последний сольный концерт состоялся 25 декабря 1930 года в Большом зале Московской консерватории. Великого артиста не стало 20 февраля 1931 года. Ему было всего 46 лет.

Михаил Степанович Пирогов (17 декабря 1887 - 1933)

Михаил был всего на два года младше Григория. Говорят, что ростом он был выше двух метров, невероятно сильным, но при этом застенчивым и мягким. Как и Григорий, Михаил Степанович учился в Московском музыкально-драматическом училище. Его вокальные данные превосходили голоса братьев, диапазон простирался от «до» большой октавы до верхнего баритонального «ля».  Но природная стеснительность не позволила ему в полной мере проявить себя.

Он возвращается в Рязань, где начинает петь в церковном хоре. Вскоре ему предлагают место дьякона в Борисоглебском соборе города Рязани, где он наконец-то смог себя реализовать. Его пение привлекало не только прихожан, но и ценителей вокального искусства. Однажды, во время службы, раздались аплодисменты, а в церкви это недопустимо. В итоге, его временно отстранили от работы.

В начале первого десятилетия двадцатого века Михаил Пирогов едет в Ригу, где ему предложили место протодиакона в Рижском соборе.

К этому периоду относится  история, где фигурирует Николай Второй. Они встретились на торжестве, связанном со столетием победы в войне 1812 года. Император прослушал службу с участием Михаила Степановича и пожелал видеть обладателя столь феноменального голоса. Была сделана фотография, которую в дальнейшем повесили в рязанском родительском доме на видном месте. Мать Михаила говорила: «Вот от одной матери, одного отца дети-то, а смотри-ка: Гриша на театре чертей изображает (имелась в виду фотография Григория в роли Мефистофеля), а Мишенька вон богу служит, с самим царем, небось, снялся на карточке!» Император подарил ему золотые часы фирмы Павла Буре с дарственной надписью от Николая Второго и пригласил петь в соборе Зимнего дворца. В своих воспоминания, Олег Пирогов (сын Александра Пирогова) пишет, что фотография продолжала висеть и после революции, а отец неоднократно просил мать ее снять, ведь эта «семейная гордость» могла навлечь на семью большие неприятности.

Революция внесла изменения в спокойную жизнь Пирогова: начались гонения на церковь, а Михаил остался без работы. Братья уговаривают его попробовать свои силы в опере. Это был трудный шаг, но он решает попробовать, ведь нужно как-то кормить семью. С разрешения Святейшего Патриарха Тихона, Михаил становится солистом «Свободной оперы» С. И. Зимина. Иногда он выступал с братьями - Григорием и Александром. Например, в опере «Демон» Григорий исполнял партию Демона, Александр пел партию Гудала, а Михаил исполнял роль Старого слуги.

Застенчивость и скромность не позволили ему пойти дальше второстепенных ролей, а театр он воспринимал как вынужденную меру. Душа Михаила Пирогова принадлежала церкви. Даже выступая в эпизодических ролях, он продолжал петь в Богоявленском соборе в Москве.

Михаил Пирогов умер, отравившись угарным газом. Как и его брату Григорию, ему было всего 46 лет.

Иван Степанович Пирогов

Иван Пирогов прожил всего 23 года и не смог раскрыть миру свой талант. Он был похож на Михаила, но по характеру абсолютно отличался от него. Он был ярким и дерзким, за что его звали «оторвой». Как и все братья, пел в церковном хоре, откуда его часто выгоняли за то, что перекрывал голоса других. У него рано проявился сильный голос, а когда он пел, в доме дрожали стекла. Говорят, что у него был бас-баритон, но Иван не боялся и теноровой тесситуры.

Григорий возил брата на пробы в Москву, где ему обещали большое будущее, но Первая мировая война внесла свои коррективы в его судьбу: Ивана призвали на фронт. Во время войны он серьезно заболел, его комиссовали и отправили домой, где впоследствии молодой Пирогов и умер.

Алексей Степанович Пирогов - Окский

(21 февраля 1895 – 2 августа 1978)

Алексей Степанович - четвертый сын в семье Пироговых. Благодаря помощи братьев он получил хорошее образование. Финансовые возможности позволили ему окончить частную гимназию Н. Н. Зелятрова в городе Рязани.

В 1915 он поступает не только в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, но и на историко-филологический факультет Московского университета.

Его педагогом по вокалу становится Л. Д. Донской, который ранее ставил голос его брату Григорию. В короткий срок Алексей становится лучшим воспитанником училища.

    После окончания Музыкально - драматического училища и университета, казалось, что ничто уже не помешает карьере молодого оперного певца. Однако, в том же 1915 году его призывают в армию, а после окончания офицерских курсов направляют в 46-ой Сибирский стрелковый полк. В январе 1917 года, в чине подпоручика, он был уволен из армии, так как был контужен, а следствием этой контузии стала временная потеря голоса. Алексей Степанович надеялся восстановить голос, но началась Гражданская война и с октября 1918 года по май 1919 года он служит в рядах Красной армии.

К мирной жизни он вернулся лишь в 1921 году. За шесть лет, прошедших после обучения, голос сильно изменился. Он потускнел и потерял выразительность. Алексей Пирогов уже и не надеялся его восстановить, поэтому, стал пробовать себя на драматической сцене и даже снялся в фильме В. Р. Гардина «Крест и маузер».

То, что Алексей потерял голос, не давало покоя его брату Григорию. Он привлекает для него педагогов и Алексей много работает, чтобы восстановить вокальную форму. Жажда творчества и огромные усилия окупили себя - Алексей начинает петь. Он берет себе звучный сценический псевдоним Пирогов – Окский. В выборе этого псевдонима сыграла роль его безграничная любовь к родному краю, милым сердцу местам, ведь Ока для Пироговых была важной частью их жизни. Еще одной из причин, стало желание не создавать путаницу, так как младший брат Александр уже выступал на публике и был отлично знаком слушателю.

Дебют в качестве оперного певца состоялся в 1923 году в Ташкенте, где в то время оперный театр был очень популярен. Позже Алексей работал в оперных театрах Киева, Свердловска, Челябинска, Новосибирска, Перми, Саратова, Астрахани.

В 1931 году Алексей Степанович Пирогов в возрасте 36 лет дебютировал на сцене Большого театра в партии Нилаканты из оперы Делиба «Лакмэ». Он заменил на сцене брата Григория и проработал в театре 17 лет. Алексей Пирогов был одним из ведущих солистов главной оперной сцены страны, а ведь в то время в Большом работали такие знаменитые басы как М. О. Рейзен, М. Д. Михайлов и получивший уже всесоюзную известность младший брат Алексея – Александр Пирогов.

После Большого Алексей работал в театре имени Станиславского, а после выхода на пенсию стал художественным руководителем городской оперной студии Моссовета. Затем преподавал в вечерней музыкальной школе им. И. Дунаевского, в Народной певческой школе Центрального дома работников искусств, руководил оперной студией во Дворце культуры Метростроя.

Кроме преподавательской деятельности, он много времени уделял общественной работе: долгое время вел борьбу за сохранение рязанского дома Пироговых на Трубежной набережной, но защитить его ему не удалось. Дом мешал расширению находящегося вблизи приборного завода и был снесен, несмотря на висящую на его фасаде мемориальную доску.

Алексей Степанович прожил самую долгую жизнь из всех братьев. Он умер в 1978 году. Согласно завещанию, его тело кремировали, а пепел развеяли над одним из озер на острове Медвежья голова в Шиловском районе.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 129; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!