Орнамент кочевых народов «Звериный стиль»



Область распространения искусства степных кочевников обширна – от Черного моря до Байкала, а хронологически оно размещается в весьма неопределенных временных рамках, между VII и II вв. до н.э. В силу того, что в искусстве кочевников основную роль играл металл, его связывают с доисторической эпохой Европы. Сходство основных социально-экономических условий жизни, подвижности быта и взаимосвязь степных племен породили близость идеологии и однотипность их искусства. Это выразилось в так называемом «зверином стиле», который материализовался в золотых бронзовых украшениях, а также в деревянных, войлочных и кожанных изделияхВсе они украшены фигурами баранов, кабанов, оленей, горных козлов, тигров, барсов, зайцев, гусей, лебедей, орлов, пеликанов, фантастических животных и т.п., сплетающихся или бросающихся друг на друга в яростной схватке.

Сцены борьбы животных, терзания травоядных хищниками были очень популярны у кочевников и получали отклик в их сознании. Очень выразителен образ существа с рогатым человеческим лицом, звериными ушами, когтистыми лапами, с загнутым вниз хвостом и с длинными крыльями, пришедший из искусства Переднего Востока.

Во всех вещах, в каждом выступе предмета, в рукоятке гребня, на вершине ножа – везде как бы таится зооморфное начало, кажется, что предмет «прорастает» фигурками животных.

Ранние памятники скифского искусства несут на себе следы сильного воздействия древневосточной цивилизации – главным образом месопотамской и урартской (например, золотая пластина в виде пантеры из Келермесского кургана). В IV в. до н.э. начинается сильное влияние на скифскую культуру греческого искусства, которое выразилось в антропоморфных мотивах.

Для раннего периода скифо-сибирского «звериного стиля» главной чертой является нарочитая замкнутость линий фигуры или нескольких фигур. Такой пластический характер звериного образа привел к появлению круглых блях в виде животного, свернувшегося в кольцо. Замкнутость образа достигается разными средствами – уравновешиванием деталей, их гармонией, противопоставлением плавных линий с выступами, их разрывающими, и, как выше отмечалось, к замыканию контура в круглую фигуру. К этим же особенностям следует добавить имеющуюся тенденцию к замене выразительности тела животного выразительностью обобщенных, почти геометрических форм.

Другой характерной чертой «звериного стиля» является его повышенная функциональность. Например, лев держит в пасти птицу, изогнутая голова и шея которой служат крючком для соединения с противоположным концом ремня.

Для раннего периода скифо-сибирского стиля типично сочетание натурализма со стремлением к стилизации, упрощению, замене целого изображения наиболее характерной деталью.

В середине I тысячелетия до н.э. «звериный стиль» превращается в орнаментально-декоративный, в котором постепенно пропадает натурализм не только в передаче всей фигуры животного, но и деталей.

Фигура животного превращается в набор шариков, полукругов и цилиндров; анималистическим мотивам становятся свойственны узорчатость и закручивание в сложные завитки звериных тел, превращение их в стильный ковровый орнамент.

Полное господство зооморфных сюжетов наблюдается в творчестве восточных соседей скифов – сарматов. Фигурки животных: грифонов, козлов медведей, пантер, барсов, волков, оленей и т.п. – украшают различные вещи сарматов. Особым богатством украшений отличается конская сбруя.

Мастера «звериного стиля» часто совмещали в одном произведении все известные им художественные приемы. Но несмотря на их пестроту, чего невозможно избежать, соединяя материалы различных фактур и окраски, а также заимствованные сюжеты, во всем чувствуется господство единого стиля, чуждого какой-либо эклектики.

Сарматы являются выходцами из Ирана. Обосновались в бассейне Волги к V в. до н.э. В эпоху великого переселения народов сарматское искусство распространялось по Европе, где были обнаружены изображения, декорированные анималистическими мотивами.

«Звериный стиль» дохристианской Европы в отличие от собственно «звериного» отмечается повышенным драматизмом, напряженностью форм. В этом орнаменте трудно выявить отдельные изображения: все, кажется, сплетено в один тугой клубок и уже нет возможности найти, откуда начинается и где заканчивается изображение того или иного фантастического животного. Этот орнамент лишен симметрии, в нем нет повторов одинаковых форм, нет интервалов, разделяющих части изображаемого предмета и подчеркивающих смысловой акцент орнаментального мотива.

В Европе этот стиль развился у германцев, кельтов и скандинавов. Позже он перешел в христианскую культуру.

Источники:

1. https://rusrokers.ru/ornament-v-pervobytnom-tvorchestve/

2. https://www.liveinternet.ru/users/oyoung/post364019218/

3. https://www.studmed.ru/referat-ornament-pervobytnyh-narodov_efeec95cedb.html

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 60; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!