Орнамент в западно-европейской культуре



Министерства образования, науки и молодежной политики

Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Нижегородский Губернский колледж»

 

Реферат

На тему: «Орнамент в первобытном творчестве»

 

 

Выполнили: студентки группы 346А

Иванова Екатерина

Пендрякова Кристина

Специальность 44.02.02. Преподавание в начальных классах

 

Нижний Новгород

2021г.

      Орна́мент (лат. ornamentum «снаряжение, вооружение» от ornare «вооружать, снаряжать, снабжать необходимым»). В словаре В. И. Даля: «Украшенье, прикраса, особенно в зодчестве»; близко понятиям «узор», «узорочье»: сложное переплетение, живописное расположение чего-либо, представляющие собою сочетание линий, красок, теней, отвлечённый, абстрагированный тип изображения.

Особенности орнаментальных стилей от неолита до начала 19 века

Орнамент является не только отражением стилистических особенностей разных эпох, он и как губка впитывает актуальные тенденции. Это происходит за счет включения новых форм, образов, смыслов в системы предыдущих культур и под влиянием многих факторов: социальных, экономических, политических, научных, художественных и т.д.

Возникновение орнамента, как нового вида творчества, происходит в эпоху неолита. Это связано с усложнением духовной жизни первобытного человека, выделением его собственного Я из окружающей среды и соответственно, изменением взглядов на мир. Вместе с этим возрастает роль орнаментальных изображений, как воплощения визуальной модели сложившейся мифологической картины мира. Орнамент становится образным выражением знаний об устройстве окружающей действительности, отражением представлений о существование высших (трансцендентных) сил.

Примером первобытного орнамента может служить примитивный стиль народов Африки, южной Америки, Австралии и Океании.

В эпоху первобытного строя были заложены основы орнаментального искусства. Во-первых, он приобрел и закрепил свое основное предназначение в качестве украшения. Во-вторых, стал отражением картины мира и, в-третьих, продолжил накапливать стилевые особенности прошлых эпох.

Орнаментальное искусство древних цивилизаций развивалось в условиях перехода картины мира от мифологического (чувственного, предметного) типа мышления к понятийному (отвлеченному, умозрительному). Орнамент приобретает иносказательный, символический характер.

В Средние века происходит отказ от коллективного восприятия окружающей действительности, что было характерно для мифологической картины миры. На место «одинакового» и «равного» выдвигается идея личного бытия человека, которое получит свое продолжение в эпоху Возрождения, как вера в безграничность своих возможностей.

Развитие идей гуманизма и антропоцентризма продолжилось в эпоху Нового времени – в рамках классической научной картины мира. В это время единого декоративного стиля не сложилось, а выделилось несколько направлений: иррационального (барокко, рококо) и рационального (классицизм и ампир) характера.

В XVIII веке классицизм распространился в архитектуре и был направлен на восстановление законов пропорции и понимания форм античности, как идеальных. Такие архитекторы как, например, К.Ф. Шинкель и Лео фон Клейце были заняты преимущественно не созданием новых форм, а цитированием старых решений.

В середине XVIII – начале XIX веков орнамент все больше становится объектом изучения западноевропейских практиков и теоретиков искусства.

Первыми значимыми исследованиями орнамента являются работы английского историка искусств Джона Рёскина (1819 – 1900).

В интернете можно найти книгу Джона Рескина «Искусство и действительность» на русском языке. Я использую здесь только главу про орнамент, а вообще в книге рассматриваются доступно и интересно многие вопросы, связанные с искусством.

Джон Рёскин выступал против машинного производства и считал, что именно красоты имеет важнейшее значение в жизни людей. Он стремился к внедрению элементов красоты в ремесленное производство Англии, прежде всего, для предметов быта. Джон Рёскин считал, что для этого приемлемо умеренное использование орнаментальных изображений.

«Ясность утрачивается, если использовать орнамент бездумно».

«Орнамента никогда не может быть слишком много, когда он хорош, и всегда слишком много, когда он плох.»

Образцом для подражания для Джона Рёскина являлось готическое искусство, в котором орнамент должен отражать божественный порядок, адаптировать его к настоящему.

На основании религиозно-эстетического миропонимания, Джон Рёскин, призывал брать основой для орнаментальных изображений не творения человека, а «творенье Божье», то есть природу. Для этого надо внимательно изучать, наблюдать и созерцать окружающий мир и воспроизводить с максимальной точностью.

Условность допустима в орнаменте, например, на текстиле или витражах, потому что она является признанием недостатка умений и несовершенством техник обработки материалов.

Ценность орнамента определяется «отвлеченной красотой формы» и трудами и временем, затраченными на его создание. Машинная работа при этом не приемлема, а машинный орнамент, Джон Рёскин, считал подделкой. Джон Рёскин отвергал машинное массовое производство и копирование форм вещей, созданных до этого ремесленниками.

Учение Джона Рёскина получило практическую реализацию в Англии в 50–е года ХIX века. В это время возникло первое крупное движение европейской художественной промышленности «Движение искусства и ремесел» во главе с Уильямом Моррисом (1834—1896).

Несмотря на утопичность идеи отказаться от массовой дешевой продукции с низким художественным качеством и вернуться к выразительному ремесленному производству, Уильям Моррис и его движение, смогли обратить внимание общественности на необходимость поиска компромисса в данной ситуации. Остановить технический прогресс было невозможно, но и довольствоваться продукцией массового машинного производства было неприемлемо.

Уильям Моррис предложил привлечь художников для создания красивых и удобных предметов быта и сделать вещи, которыми пользовалась социальная верхушка буржуазного общества, доступными широким массам и тем самым воспитывать хорошие вкусы.

Этот период времени в истории орнаментального искусства стал промежуточный: он являл собой переход от ремесленного мировоззрения к формированию основ мировоззрения дизайнерского.

Однако со временем Моррис понял, что, несмотря на попытки создавать дешевые вещи, работает только на богатых, которые могут позволить себе красивые, но дорогие предметы быта. С такой дилеммой столкнулись все ремесленники Европы и США «Движения искусств и ремесел»: изделия ручной работы намного дороже фабричных и, стало быть, недоступны массам неимущих. Отвергая машинное производство, Моррис не смог сделать качественные вещи доступными массовому потребителю, повлиять на быт и художественную культуру времени. Признав это, он пришел к выводу, что идеал неосуществим вне преобразований общества.

Орнамент первобытных народов

Древний Египет

В орнаменте Египта отразился трансформированный окружающий мир, наделенный определенными религиозными представлениями и символическими значениями. В декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами. Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента. По всей вероятности, линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни. Декорирование предметов имело и знаковый смысл. Орнамент читался как буквенный текст, потому что он был основан на использовании общепринятых символов. Например: египетский крест анх прочитывался жизнь, изображение коленопреклоненной фигурки хех — вечность и др. Использовали египтяне и геометрический орнамент: прямые, ломаные, волнообразные линии, шашечный узор, сетки, точки и др. В целом же египетский декор обладает строгой, утонченной сдержанностью.

Арабы

В истории средневекового орнамента большая роль отводится искусству арабов, а затем и других национальностей, исповедующих ислам.

Одна из особенностей арабского декора — «ковровая» орнаментация, в которой узор покрывает всю поверхность предмета или сооружения по принципу «horreur vacui» (боязнь пустоты).

В исламском декоре почти всегда присутствуют краткие надписи — пословицы, благопожелательные изречения из ислама, афоризмы и т. д. Из растений чаще всего встречаются цветы тюльпанов, гвоздик, гиацинтов, амариллисов, побеги вьющихся растений и др., изображенные в естественном или стилизованном виде. Необычайно популярными были розы и плоды граната, они символизировали райскую жизнь.

Русь

Геометрическая резьба по дереву - один из самых древних и распространенных видов деревянной орнаментальной резьбы. Выполняется в виде выемок двух-, трех-, четырехгранной формы, которые в сочетании дают большое число разнообразных композиций. Орнаментика геометрической резьбы восходит к древним языческим символам.

Например, один из наиболее распространенных элементов розетка был связан с культом солнца. Розетки и сияния присутствуют во всех композициях, выполненных в технике трехгранно-выемчатой резьбы.

Геометрическая резьба использовалась в домовом декоре Русского Севера и при украшении прялок и различных предметов домашней утвари вальков, рубелей, трепал.

Геометрический узор встречается на предметах из новгородских раскопок 10-12 веков.

Африка, Америка

Декоративные изобразительные элементы древнейшего творчества сохранились в традиционном искусстве народов Африки, в орнаментах южно-американских индейцев. В их орнаментальных и декоративных мотивах параллельно сосуществуют реальные и геометрические условно стилизованные формы. Но и реальную форму художник обычно «геометрически» стилизует. Часто стилизация и обобщение фигур животных и людей приводит к полной утрате их внешней узнаваемости и связи с исходным образом. Они воспринимаются просто как геометрический узор.

Возникнув на заре человечества, орнамент эмоционально и эстетически обогащает многообразие форм и образную структуру каменной и деревянной резьбы, тканого узора, ювелирных изделий, книжной миниатюры.

Древний Восток

Формирование декора и орнамента Древнего Востока связано с искусством Древней Месопотамии (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Вавилон, Мидия) и Персии. Здесь получили большое распространение и стали характерными орнитоморфные мотивы («птичий» орнамент), т. к. Двуречье было богато дичью.

Искусство Двуречья создало особый вид орнаментики, связанный с суровой, военизированной действительностью. В XIV в. до н. э. возникло Ассирийское царство. Сформировалось самобытное и своеобразное ассирийское искусство, искусство высочайшего мастерства. Получили распространение геральдические и эмблематические композиции с фигурами грифонов, крылатых гениев, вепрей, быков, иногда с человеческими головами (шеду), лошадей. Часто эти мотивы располагались по сторонам священного Древа жизни, одного из важнейших элементов искусства Востока.

Наиболее распространенным мотивом в орнаменте была розетка (ромашка, маргаритка). Она имеет вид стилизованной круглой головки распустившегося цветка, если смотреть на него сверху. По всей вероятности, розетка, ее круглая форма, воспринималась как символ солнца, обозначала идею круговорота явлений во Вселенной, как сказано о том в Библии — «всё возвращается на круги своя».

Древняя Греция

Величайшая культура античного мира внесла в искусство декора много новых элементов и композиционных решений. Одним из важных в орнаменте Древней Греции был ясно выявленный ритм, построенный на чередовании одинаковых элементов, на основе их равенства между собой. «Этот орнамент словно бы движется перед зрителем равномерно, постоянно, в ритме, исполненном поистине космического звучания. Он всегда замкнут в круг — круг бытия, — обегая фриз здания, тулово сосуда, четырехугольное поле ткани». Сюжеты орнамента всегда размещены на строго определенном месте. Декоративные украшения гармонически сочетаются с конструкцией предмета. Один из излюбленных древнегреческих мотивов — меандр. Как считают, в этом узоре заложена глубокая идея вечного движения, бесконечного повторения.

Китай

Одна из древнейших культур — китайская. Уже самые ранние, датированные II тыс. до н. э., декоративные мотивы состояли из сложных динамичных узоров, которые условным языком орнамента передавали гармонию и космогоническую панораму мира. Например, знак ян-инь (круг, разделенный надвое спиралью) означает нераздельность мужского и женского начал.

Древние китайцы обожествляли природу, животный, растительный мир и переносили в орнаментику, по их представлениям, характерные узоры, передающие божественные образы. Часто декоративные мотивы довольно натуралистичны. Главный вклад Китая в мировую культуру был сделан на протяжении средних веков.

Важными элементами стали изображения, несущие в себе магическую функцию, символику: цикады предвещали урожай, стебли бамбука олицетворяли стойкость и мудрость, дикая слива (мейхуа) — верную дружбу, персик — символ бессмертия, плод граната намекал на многочисленное потомство, цветы пиона — знатность и богатство, зеленая сосна, цепляющаяся своими корнями за скалы, — долголетие и стойкость к жизненным неурядицам, бык и баран сулили людям сытость и богатство. Фантастическая маска-зверь тао-тё (таотэ) соединяет черты тигра, барана, дракона. Одно из ее значений — защита от злых духов. Цветок и порхающая рядом бабочка — любовь. Представление о благодати связано с чудовищем-драконом с головой хамелеона, рогами оленя, ушами быка, хвостом змеи, пятью когтями орла, чешуей рыбы. Это изображение приобретет значение символа императорского могущества и совершенства.

Япония

Декоративный китайский стиль стал образцом для японских художников, но они создали свою, уникальную художественную систему. Надо отметить, что в древности и в Средневековье Япония практически не знала иностранных нашествий. Это позволило ей создать определенные традиции, прежде всего связанные с поэтическим отношением к окружающему пейзажу. Декоративные японские росписи тесно связаны с отношением японцев к природе, которую они рассматривали как часть единой космологической картины мира, где все взаимосвязано и иерархически упорядоченно. «Японский живописец, выбирая тот или иной мотив, стремился не просто воспроизвести его визуальную достоверность (сосна, кипарис, пион, ирис), но найти способ передать связь его с чем-то более общим и значительным, как бы подсоединить к восприятию многовековые слои культурной памяти».

В Японии, как и в Китае, мотивы и элементы орнамента всегда несут в себе тайный смысл или символику: журавль (цуру) — символ процветания, удачи и долгой жизни, птицы, бабочки и мотыльки, особенно сидящие на цветах, говорили о любовных переживаниях, пожелании счастья, редька (дайкон) — символ силы и мощи, апельсин — продолжение рода, лотос — целомудрие, вишня (сакура) — нежность, бамбук — стойкость и мужество, мандаринская уточка на скале под деревом — символ супружеского счастья и верности. Опадающие весной цветы вишни напоминали японцам о недолговечности и изменчивости нашей жизни, долго цветущие хризантемы — о долголетии.

Орнамент в западно-европейской культуре

Христианское искусство западно-европейского Средневековья — один из важнейших периодов в изобразительном и декоративном искусстве. Религиозная мировоззренческая система отразилась на декоративной орнаментике, наполнив ее христианской символикой. Орнамент вобрал в себя декоративные элементы и мотивы Древнего Рима, Византии, местных племен, в частности кельтов, франков и др. Ощутимо влияние арабо-мусульманской культуры, привнесенное в западно-европейское искусство паломниками, странствующими художниками и т. д.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!