Паралингвистические (невербальные) средства воздействия (характеристики оратора)
Эмоционал. оценка речи слушателями на 55% зависит от мимики, на 40% от качества звучания, на 7% - от содержания.
1) Кинесика (греч. движение): жестикуляция и мимика
Типы жестов:
*жесты-модификаторы (выражают интенсивность): «открытая ладонь» - отдача, сообщение, ладонь книзу, движение от себя – отрицание, кулак – объединение/угроза/категоричность («сабля»)
*изобразительные жесты: сближение ладоней – объединение; расхождение – удаление; шар – обобщение, множество; горизонтальное движение – ряд однородных явлений; указательный палец вверх/щепотка – главное; указание в разные стороны – противопоставление
*указательные жесты
*регулирующие жесты: поднятая рука – внимание; указание на запястье – время.
*ритмические (задают темп, членят на смысловые отрезки, логич. ударение, замедление, ускорение)
*эмоциональные (пожать плечами, хлопнуть себя по лбу)
*символические (палец к губам, на сердце, за голову…)
*оценочные (большой палец)
Мимимка очень разнообразна (около 20 тыс. движений, атлас фотоэталонов эмоций)
Позы (открытые – ничто не скрещивается – доверие, комфорт / закрытые). УВЕРЕННАЯ, прямая
По непроизвольным жестам, мимике, позе, походке человека можно судить о его состоянии, тайных намерениях, целях, подходе к жизни, чертах характера
- избегать как полной, так и чрезмерной подвижности
- чем сильнее чувство, тем сильнее движение
|
|
- естественность и разнообразие движений
- соответствие жестикуляции содержанию речи
- свободное, но не расслабленное положение тела
- скромная одежда + яркая деталь
- движения-паразиты
- улыбка (в меру)
2) Проксемика (от англ. близость)
Пространственное положение говорящих.
Фонация
Звуковые характеристики речи:
* дикция (Упр. Скороговорки, артикул. зарядка)
* дыхание
* сила голоса, высота, темп
* интонация (Упр. Произнести с разной интонацией фразу: похвастаться, неодобрительно, вопросительно, удивиться. Пусть придумают сами оттенок, мы отгадаем)
Навыки и умения оратора:
- подбор необходимой литературы и работа с ней
- составление плана
- написание текста
- самообладание, умение держать себя перед аудиторией
- установить контакт
- доходчиво и убедительно излагать материал
- ориентироваться в новой ситуации, быстро реагировать на вопросы
- ориентация во времени
Ошибки оратора:
- оправдания, извинения
- несоответствие, неестественность
- отсутствие юмора
- всезнайство
- суетливость
- монотонность
- слова-паразиты
- отсутствие зрительного контакта
- неподвижность, статичность
- не увлекаться рассказами о себе, своих близких, своих делах, быть скромнее в своей речи, в самооценках
|
|
- не отзываться дурно о других, иначе собеседник поймет, что говорящий может так же отзываться о нем самом, что испортит отношения.
- не использовать непонятные хотя бы одному из собеседников слова, термины.
- быть тактичным: не употреблять шутки, слова, избегать тем, вопросов, которые могут кого-либо обидеть, смутить
Быть хорошим оратором непросто, необходимо работать над собой, практиковаться
Квинтилиан: «Ораторское искусство требует напряженной работы, необыкновенного усердия, разнообразных упражнений, богатого опыта, высокого ума и современного мышления».
Цицерон: «Поэтами рождаются, ораторами делаются».
Аудитория
Знание аудитории – один из факторов успеха.
Параметры оценки аудитории:
- однородность / неоднородность, соц. характеристики (пол, возраст, соц. положение, образование)
- количество (большие более целостны, чем маленькие)
- ожидания, мотивы (система ценностей) – ориентироваться и опираться на мотивы большинства, выделить основной мотив (познават., морал., эстетич.)
- отношение аудитории к теме и проблеме (конструктивное, конфликтное, согласие, инфантильное)
Механизмы, работающие в аудитории
|
|
- чувство общности: реакция одного, показанная внешне, распространяется на всех: повторяют бессознательно (заражение), осознанно (подражание), под влиянием большинства (конформизм) – общий настрой.
- слушатели предоставляют оратору главную роль, «право на речь», требуют, чтобы он оправдал их доверие, т.е. обладал некоторыми лидерскими качествами: уверенностью, спокойствием, самообладанием, твердостью, решительностью.
- контакт с аудиторией возникает на основе совместной мыслительной деятельности (интеллектуальное сопереживание), важно и эмоциональное сопереживание
Помехи, нарушающие коммуникацию
– погруженность слушателя в круг своих проблем;
– высокая скорость умственной деятельности слушателей;
– неустойчивость внимания;
– антипатия в следствие несогласия (не следует в начале противопоставлять себя слушающим, предпочтительнее представить некоторую проблемную ситуацию, которая вызовет информационный дисбаланс. Последующее сообщение, если оно направлено на устранение такого дисбаланса, будет усвоено наилучшим образом).
Приемы управления аудиторией
- неожиданный вопрос
- вопросно-ответный ход
|
|
- юмор
- сопереживание
- апелляция к речи предыдущего оратора
- апелляция к событиям
- апелляция к авторитетам
- опирайтесь на существующие интересы аудитории, создавайте новые
- обращение к собственному опыту
- примеры из худ. лит., пословицы, фразеологизмы
- обращения к аудитории
- изменение силы голоса, интонации, паузы, контроль темпа речи, скорости
- роль мимики и жестикуляции
- принцип контраста (преувеличивать различие явлений: сначала предлагают дорогой товар, потом подешевле)
- пр. социального доказательства (ссылка на известных людей или большинство)
- пр. благорасположения (пойдут за тем, кто понравился, переговоры во время еды)
Типы соц. общностей
* социальная группа
- объединение людей на основе общей деятельности, интересов, убеждений и т.д.
- имеет свой соц.-психол. климат (способствует или нет эф. деятельности): взаимопомощь, поддержка // конкуренция, зависть --- коэффициент групповой сплоченности
- имеет свои ценностные ориентации (уважаемые качества)
- имеет свой язык и опыт
- имеет соц. деление
- различные мотивы, заставляющие человека входить в группу:
- потребность в общении
- познавательная потребность
- потребность самореализации, получение статуса
- потребность принести пользу обществу
Упр. Оценить свою группу
* масса людей
- отличается размытостью социально-психол. характеристик
* толпа
- единство ситуации и эмоционал. настроения (заражаемость общим настроением)
- ощущение целостности, сплоченности, растворение личности --- безответственность, соц. деградация
- примитивизм и иррациональность мышления
- внушаемость
- повышенная эмоциональность (транс), готовность действовать (единое действие, сила) от эмоций
- может быть стихийная (происшествие, транспорт), ведомая (митинг), организованная
Действия оратора:
- отказ от рациональных аргументов, управление эмоциями
- императивы, повторы (ритм)
- для сдерживания – разделение целостности путем ориентации на различные объекты; разрушение иллюзии безнаказанности путем указания на контроль
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 98; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!