Социальная статика и социальная динамика
Любой объект, по Конту, может изучаться с двух точек зрения: статической и динамической. Это относится и к изучению социальной системы. Поэтому социология делится в его доктрине на две части: социальную статику и социальную динамику.
Критерий сравнения | Социальная статика | Социальная динамика |
Высшая цель | Обнаружение законов социального порядка | Обнаружение законов прогресса |
Изучение организма | социальная анатомия, изучающая строение социального организма | социальная физиология, изучающая функционирование организма |
Объект | Общества «в состоянии покоя» | Общества «в состоянии движения» |
Выявление солидарности | Выявляет солидарность в пространстве | Выявляет солидарность во времени |
Важность | «Система …» | «Курс …» |
Что исследуется? | Выделяет «структуру коллективного существа» и исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам, и соответствующие законы гармонии. Эти условия касаются индивида, семьи, общества (человечества). | Рассматривает каждое последовательное состояние общества как результат предыдущего и необходимый источник будущего, Конт подчеркивает преемственность поколений и влияние всех предыдущих поколений на последующее развитие. |
Основная идея | Социальный консенсус | Социальный прогресс |
Главный закон социального прогресса у Конта - это закон трех стадий.
|
|
Все общества раньше или позже проходят в своем развитии теологическую, метафизическую и позитивную стадии.
Социальная динамика важнее социальной статики – акцент на изменениях отражал интерес Конта к социальным реформам. При этом не обязательны революционные изменения.
Социология Э. Дюркгейма (1858-1917)
Эмиль Дюркгейм - один из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Он родился 15 апреля 1858 г. в г. Эпинале на северо-востоке Франции, в небогатой семье потомственного раввина. С юных лет и до конца жизни он оставался агностиком. Постоянно подчеркивая важную социальную и нравственную роль религии, он сделал предметом своей веры науку вообще и социальную науку - в частности.
В 1879 г. Дюркгейм с третьей попытки поступил в Высшую Нормальную школу в Париже.
Окончив в 1882 г. Нормальную школу, Дюркгейм в течение нескольких лет преподавал философию в провинциальных лицеях.
В 1887 г. Дюркгейм был назначен преподавателем <социальной науки и педагогики> на филологическом факультете Бордоского университета. Там же в 1896 г. он возглавил кафедру <социальной науки> - по существу, первую кафедру социологии во Франции.
|
|
С 1898 по 1913 г. Дюркгейм руководил изданием журнала <Социологический ежегодник> (было издано 12 томов журнала).
С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сорбонне, где возглавлял кафедру <науки о воспитании>, впоследствии переименованную в кафедру <науки о воспитании и социологии>. Профессиональная деятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма, но, несмотря на это, он активно и непосредственно участвовал в разного рода общественных организациях и движениях. Он был человеком демократических и либеральных убеждений, сторонником социальных реформ, основанных на научных рекомендациях.
Эмиль Дюркгейм скончался 15 ноября 1917 г. в Фонтенбло под Парижем в возрасте 59 лет, не успев завершить многое из задуманного.
Труды: «О разделении общественного труда» - 1893, «Метод социологии» - 1895, «Самоубийство» - 1897, «Элементарные формы религиозной жизни» - 1912.
«Социологизм» как обоснование социологии и «социальный факт»
Основополагающие принципы социологии Дюркгейма часто обозначают как <социологизм>. Этот термин, несомненно, огрубляет и упрощает представление о дюркгеймовской теории. Тем не менее, он может служить полезным ориентиром, указывающим на некоторые существенные особенности социологических воззрений французского ученого.
|
|
Для понимания дюркгеймовского <социологизма> необходимо выделить и различать в нем два аспекта: онтологический и методологический.
1) онтологический (учение о бытии, о наиболее общих законах бытия): а) социальная реальность столь же основательна, «реальна», как и другие виды реальности (биологическая, психологическая, экономическая), а потому — развивается в соответствии с определенными законами; б) общество — реальность особого рода, а значит, автономна от других реальностей;
2) методологический (вытекает из онтологического): а) поскольку социология — часть природы, то социология в методологическом плане подобна науке о природе, то есть познавательной целью должно быть исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей; б) «социальные факты» следует учитывать как вещи (объективные реальности).
Предмет социологии, согласно Дюркгейму, - социальные факты, которые, как уже отмечалось, характеризуются двумя основными признаками: они существуют вне индивидов и оказывают на них принудительное воздействие (см.: [7, 412-413]). Впоследствии он дополнил это истолкование предмета еще одним, определив социологию как <науку об институтах, их генезисе и функционировании> [там же, 405].
|
|
В целом социология делилась на три основные отрасли: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию (см.: [21, 273-279]).
Социальная морфология аналогична анатомии; она исследует <субстрат> общества, его структуру, материальную форму. В ее сферу входит изучение, во-первых, географической основы жизни народов в связи с социальной организацией, во-вторых, народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории.
Социальная физиология исследует <жизненные проявления обществ> и охватывает ряд частных социальных наук. Она включает в себя: 1) социологию религии; 2) социологию морали; 3) юридическую социологию; 4) экономическую социологию; 5) лингвистическую социологию; 6) эстетическую социологию.
Общая социология, подобно общей биологии, осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы; это философская сторона науки.
Социальные факты, по Дюркгейму, обладают двумя характерными признаками: внешним существованием по отношению к индивидам и принудительной силой по отношению к ним. Общество в его интерпретации выступает как независимая от индивидов, вне- и надындивидуальная реальность. Оно - <реальный> объект всех религиозных и гражданских культов. Оно представляет собой более богатую и более <реальную> реальность, чем индивид, оно доминирует над ним и создает его, являясь источником всех высших ценностей.
«Социальным фактом», по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно.
Следствием объективности социальных фактов является другая их характеристика — оказываемое на индивидов давление, принуждение последних к определенному действию. Каждый человек испытывает на себе социальное принуждение. Юридические и моральные правила, например, не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал всей тяжести всеобщего неодобрения. Точно так же обстоит дело с другими видами социальных фактов.
Социальные факты — образы действий, способы мышления и чувствования, существующие вне индивида (то есть объективно) и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой.
Социальные факты подразделяются в свою очередь на факты коллективного сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции) и морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами: численность и плотность населения, форма жилища, географическое положение и т. д.
Факты коллективного сознания включают в себя следующие классы явлений: общие идеи и чувства, моральные максимы и верования, моральные нормы и юридические кодексы поведения, экономические мотивы людей и интересы людей.
Солидарность
Тема социальной солидарности - главная тема социологии Дюркгей-ма. По существу, солидарность для него - синоним общественного состояния. Его первый лекционный курс в Бордоском университете был посвящен проблеме социальной солидарности, а первая книга - обоснованию <солидаризирующей> функции разделения труда.
Книга <О разделении общественного труда> представляет собой публикацию успешно защищенной докторской диссертации автора.
Содержание ее гораздо шире заглавия и, по существу, составляет общую теорию социальных систем и их развития. Основная цель работы: доказать, что, вопреки некоторым теориям, разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность, или, иными словами, выполняет нравственную функцию. Но за этой формулировкой скрывается другая цель, более значимая для автора: доказать, что разделение труда - это тот фактор, который создает и воссоздает единство обществ, в которых традиционные верования утратили былую силу и привлекательность.
Социальная солидарность — главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логическое следствие общественного разделения труда, то есть социализации и распределения людей по профессиям.
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 405; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!