Представление об обществе и социальной реальности



Лекция 2. Французская социология XIX - нач. ХХ веков

Социология О. Конта (1798-1857)

* (Гофман 7 лекций по истории социологии)

Огюст Конт родился 19 января 1798 г. в городе Монпелье в семье чиновника средней руки, сборщика податей. Родители Конта были правоверными монархистами и католиками, но сам он рано отходит от традиционных ценностей своей семьи и становится приверженцем идеалов Великой Французской революции.

В 1817 г. Конт становится секретарем Сен-Симона.

Умер Конт 5 сентября 1857 г. в окружении своих учеников.

В творчестве Конта принято различать три периода.

1. Первый период (1819-1828), почти полностью совпадающий со временем его сотрудничества с Сен-Симоном, характеризуется изданием шести небольших программных сочинений. Эти сочинения Конт впоследствии включил в качестве приложения в IV том своей <Системы позитивной политики> (1854) с целью показать преемственность своих воззрений. В этих сочинениях можно найти идеи, которые одновременно являются итогом для Сен-Симона и отправным пунктом для Конта. Здесь уже присутствует ряд наиболее важных идей, которые Конт развивает впоследствии, в частности, идея об особой роли ученых в новом обществе; различение двух главных эпох в развитии человечества: критической и органической; понятие и принципы <позитивной политики>; и, наконец, знаменитый <закон трех стадий>.

2. Второй период (1830-1842) - это период зрелости, когда создавался и издавался шеститомный <Курс позитивной философии> (тома выходили последовательно в 1830, 1835, 1838, 1839, 1841 и 1842 гг.). В это время Конт разрабатывает философские и научные основы позитивистского мировоззрения. В этот период выступает главным образом в роли ученого и в качестве такового придерживается <объективного> метода: он обосновывает включенность человеческого и социального мира в общую систему мироздания, подчиненность человеческих дел естественному ходу вещей и ориентацию социологии (в принципе находящейся на вершине иерархии наук) на естественные науки как на более зрелые и ранее приблизившиеся к позитивному состоянию.

3. Третий, завершающий период творчества Конта, начинается со второй половины 40-х годов. Он отмечен созданием таких произведений, как четырехтомная <Система позитивной политики, или Социологический трактат, учреждающий Религию Человечества> (1851-1854), <Позитивистский катехизис> (1852) и <Субъективный синтез> (1856). В это время Конт обосновывает преимущественно <субъективную> точку зрения и <субъективный> метод. Соответственно главным объектом его внимания становятся институты, отвечающие эмоциональным потребностям человека: мораль и религия. Теперь, он, в соответствии с <субъективной> точкой зрения, рассматривает социальный мир как продукт чувства, воли и деятельности человека. В этот период он выступает в роли моралиста, пророка и первосвященника новой религии, автора социально-политических проектов.

Идейные истоки теории О. Конта

Чрезвычайно высоко Конт оценивает вклад Монтескье, который впервые распространил принцип детерминизма на познание социальных явлений и показал, что эти явления подчинены действию естественных законов. Конт признает важный вклад Гоббса в становление социальной науки.

Особенно глубокое влияние на Конта оказал Сен-Симон, хотя сам Конт это решительно отрицал. Трудно найти у Конта такую идею, которая в какой-то форме уже не присутствовала бы в сочинениях Сен-Симона. Это относится, в частности, к таким важным для Конта положениям, как различие <критических> и <органических> периодов в развитии общества; идея прогресса; значение науки, в особенности социальной, в современную эпоху; роль индустриализма и <индустриалов> в современном и будущем обществе и т. д. Можно сказать, что собственно идея социальной реальности, ключевая для становления социологии как науки, была в значительной мере воспринята Контом у Сен-Симона.

Закон трех стадий

Согласно этому закону, человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии [там же, 10-21].

1) На теологической, или фиктивной, стадии человеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он <стремится к абсолютному знанию>. Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития:

Ø фетишизм (люди приписывали жизнь окружающим предметам и видели в них богов),

Ø политеизм (жизнью наделялись «фиктивные существа», вмешательством которых объяснялись все явления),

Ø монотеизм (эпоха христианства, единобожие, Бог один и ему поклоняются).

Основным мирским занятием являются завоевательные войны. Соответственно, духовная власть принадлежит священникам, мирская - военным.

2) На метафизической, или абстрактной, стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Метафизика объясняет явления посредством сущностей или абстракций. На этой стадии спекулятивная, умозрительная часть очень велика <вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать> [там же, 16].

Люди обладают правом свободной дискуссии и основываются только на индивидуальных оценках. Духовная власть, принадлежащая метафизикам и литераторам, поглощена мирской, принадлежащей законодателям и адвокатам. Значение военной деятельности сохраняется, но она становится преимущественно оборонительной.

3) Основной признак позитивной, или реальной, или научной стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т. е. <постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями> [там же, 17]. В позитивную эпоху духовное управление осуществляется <учеными>, мирское - <индустриалами>. Основным видом деятельности становится индустрия, которая носит мирный характер.

Согласно закону трех стадий, все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой - познание не фактов (они составляют для нее лишь необходимый сырой материал), а законов. Существование неизменных естественных законов – условие существования науки; их познание с целью рационального предвидения - ее предназначение.

Приведенная ниже таблица отражает трехступен­чатую модель Конта. Из нее видно, что позитивная ступень связана с эпохой индустриального общества, когда социология становится одной из ведущих на­ук, и ученые вместе с руководителями промыш­ленности занимают ведущее положение в обществе.

Стадия развития Теологическая Метафизичес­кая Позитивная
Первопричина развития Скрытые силы Абстрактная сущность Взаимоотноше­ния явлений
Области науки Теология Математика Социология
Руководитель Священник (воинская элита) Юрист (священство) Ученый (руководители промышленности)
Общественная форма Милитаризованная Юридическая Индустриальная
Тип социаль­ной единицы Семья Государство Народ

Периодизация наук

Конт исходит из представления о единстве и иерархической структуре всего бытия, включая человеческое. На основе такого представления он строит свою классификацию наук, получившую широкую известность. Эта классификация включает в себя шесть основных наук: математику, астрономию, физику, химию, биологию и социологию.

Характерно, что в этой классификации нет философии и психологии. Отсутствие первой объясняется тем, что Конт не мыслил философию в качестве особой отрасли знания: для него позитивная философия - это та же наука, наблюдающая наиболее общие законы, обобщающая результаты частных наук и обеспечивающая их единство. Отсутствие психологии объясняется тем, что тогдашняя психология была преимущественно интроспективной, основанной на самонаблюдении, что, по Конту, не позволяло считать ее наукой, тем более, что в период создания своей классификации он придавал главное значение <объективному> методу, основанному на внешнем наблюдении.

Каждая из перечисленных наук представляет собой своего рода ступень по отношению к последующей. Каждая из них заимствует у предыдущей ее методы и добавляет к ним еще свой собственный, обусловленный спецификой изучаемого объекта. Все науки проходят в своем развитии теологическую, метафизическую и позитивную стадии; только на последней они становятся науками в собственном смысле. На вершине иерархии наук находится социология.

 

Позитивизм

Конт относится отрицательно ко всему отрицательному, разрушительному, критическому. Он противопоставляет духу отрицания и в теории, и в действительности, принесенному Революцией (впрочем, разрушившей то, что было достойно разрушения), созидательный, позитивный дух. Категория <позитивного> становится наиболее общей и главной в его мировоззрении, поэтому <позитивизм> и другие слова, производные от <позитивного>, становятся основными терминами для обозначения контовского учения.

Что же такое <позитивное> в истолковании основателя позитивизма? Он указывает пять значений этого слова [4, 34-36]:

1) реальное в противовес химерическому;

2) полезное в противовес негодному;

3) достоверное в противовес сомнительному;

4) точное в противовес смутному;

5) организующее в противовес разрушительному.

К этим значениям Конт добавляет такие черты позитивного мышления, как тенденция всюду заменять абсолютное относительным, его непосредственно социальный характер, а также тесная связь с всеобщим здравым смыслом [4, 36-39, 53-56].

Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом <трех стадий>, или <трех состояний>, который он считал своим главным открытием.

Социология как наука

По Конту, социология, как и любая другая наука, изучает неизменные естественные законы. Предмет ее - самый важный и сложный, поэтому она - своего рода царица наук. Социология может и должна использовать достижения других наук, которые изучают более обширные, чем общество, сферы реальности. Эти науки, особенно биология (непосредственно предшествующая социологии в иерархии наук), являются по отношению к ней вводными, подготовительными. Вместе с тем они служат для нее теоретико-методологическим образцом; ведь социология позже других дисциплин приблизилась к позитивному состоянию, в ней сохранилось особенно много теологических и метафизических элементов; воображение в ней до сих пор господствует над наблюдением.

Для обозначения самой молодой науки Конт использует различные термины: <социальная философия>, <социальная наука>, <социальная физиология> и <социальная физика>.

Впервые Конт употребил слово <социология> в 1839 г., в 47-й лекции <Курса позитивной философии> (том IV).

Представление об обществе и социальной реальности

Главное условие создания самостоятельной социальной науки, по Конту, - это выделение специфической реальности, не изучаемой никакими другими науками. Для обозначения этой реальности он использует различные термины: <общество>, <социальный организм>, <социальная система>, <социальные явления>, <социальное существование> и т. п.

Человек по природе своей социален, социальность - его естественное состояние. Но и эгоизм - также естественное состояние, поэтому социальность требует научения и усваивается индивидом посредством воспитания. Будучи изначально естественным образованием, общество становится <искусственным и добровольным порядком>.

Человек не может по своей воле создавать социальные явления, но он может их видоизменять при условии учета естественных законов.

Изменчивость социальных явлений может вызываться такими факторами, как раса, климат или собственно социальные действия, но доминирующим при этом остается действие универсальных неизменных законов.

Общество состоит из индивидов, обладающих отдельным и независимым существованием и думающих, что они действуют согласно <своим личным импульсам>. В действительности они постоянно участвуют в общем развитии, как правило, не задумываясь над этим. Будучи социальным реалистом, Конт постоянно подчеркивает примат общества над индивидом.

Одним из первых в социологии Конт разрабатывает подход к обществу как к системе, прообразом которой выступает для него биологический организм. Он постоянно подчеркивает ее целостный, неделимый характер и взаимозависимость ее частей.

Всем системам присуще такое свойство, как солидарность, но живым системам, особенно социальным, оно присуще в наивысшей степени.

По Конту, общество основано на фундаментальном консенсусе (согласии) и преемственности; собственно, это одно и то же качество, взятое в первом случае - в пространственном, во втором - во временном аспектах.

Конт выделяет такие свойства социальной реальности, как максимальная сложность и, вследствие этого, наибольшая неупорядоченность и изменчивость; активность; спонтанность и вместе с тем регулирование искусственным порядком.

Взглядам Конта на социальную реальность присуща одна особенность, которая характерна и для других пионеров социологической мысли: это неразличение общества и человечества.

Общество рассматривается как человечество в миниатюре, а человечество - как расширенное до предела общество. При этом человечество трактуется как подлинная, высшая и самая <реальная> социальная реальность.

Конт исходит из концепции <расширяющегося общества>, имеющего своим пределом человечество; он утверждает, что существует постоянная тенденция к образованию <все более обширных ассоциаций>. Структура и развитие общества в конечном счете определяются <фундаментальными законами человеческой природы>, а социология включена в <позитивную теорию человеческой природы>.

Неразличение общества и человечества усиливалось верой в универсальный прогресс и эволюционистским представлением, в соответствии с которым все общества неизбежно проходят в своем развитии одни и те же фазы. Достаточно изучить наиболее <передовые> общества, чтобы понять путь, по которому раньше или позже пойдет все человечество.

Правила научного метода

Для понимания трактовки социологии Контом важно иметь в виду, что в его творчестве переплетались две различные этики: научная, с одной стороны, социально-практическая - с другой.

В итоге в его творчестве, по существу, присутствуют две социологии: <объективная> и <субъективная>.  

1) В <объективной> социологии Конт исходит из того, что она должна применять общенаучные методы, специфическим образом применять методы, используемые в других науках, и, наконец, использовать свои собственные методы и приемы.

Позитивная социальная наука основана на наблюдении постоянных связей между фактами.

У Конта обнаруживаются два смысла слова <наблюдение>: широкий и узкий.

В широком смысле (<общее искусство наблюдения>) оно представляет собой универсальный подход, характеризующий позитивную методологию и противостоящий произвольным конструкциям. В известном смысле все методы социологии являются разновидностями этого наблюдения.

В узком смысле наблюдение составляет один из трех главных методов науки, применяемых в социологии, которые суть <чистое наблюдение>; эксперимент; сравнительный метод.

Второй <объективный> метод исследования - эксперимент. Конт отмечает, что в социологии невозможен <прямой> эксперимент, но зато в ней существует <косвенный> эксперимент, суть которого состоит в происходящих в обществе нарушениях нормального хода развития. Анализ патологических явлений в социологии, как и в биологии, представляет собой настоящий эксперимент.

Патология - это расстройство, потрясение социального организма, вызываемое разного рода вторичными факторами: расой, климатом, политическими коллизиями. Патологические явления имеют место главным образом в различные революционные эпохи; соответственно их наблюдение, т. е. косвенный эксперимент, возможно преимущественно в эти эпохи.

Сравнительный метод в социологии, по Конту, состоит из нескольких методов, или способов сравнения.

Первый - это сравнение человеческих и животных обществ. Ценность этого метода состоит в том, что он позволяет установить наиболее элементарные и универсальные законы социальной солидарности.

Второй - сравнение различных сосуществующих состояний человеческого общества в различных районах земного шара, причем рассматриваются эти состояния у таких народов, которые полностью независимы друг от друга.

Отсюда третий способ сравнения, который Конт называет <историческим сравнением различных последовательных состояний человечества> или <историческим методом>. Этот метод, составляющий < основу> социальной науки. Суть метода состоит в сопоставлении различных фаз эволюции человечества, составлении <социальных рядов> и последовательной оценке различных состояний человечества.

Исторический метод важен и для предвидения в социологии, поскольку прошлое для него важнее настоящего: <...Мы научимся рационально предсказывать будущее только после того, как предскажем, в некотором роде, прошлое...> [там же, 460].

2) Что касается <субъективного> метода, то в его характеристике Конт гораздо менее ясен, чем в описании <объективного>. И это неудивительно, так как <субъективный> подход имеет у него в значительной мере мистический характер. Под субъектом, который становится отправным пунктом <субъективного> подхода, имеется в виду главным образом не индивид или группа, а все человечество.

Первый признак этого метода соответственно состоит в том, что это общечеловеческая или социальная точка зрения на изучаемый объект.

Второй признак метода заключается в том, что в отличие от <объективного>, рационального подхода, он является эмоционально-альтруистическим по своей сути.

 

В оценке Контом соотношения <объективного> и <субъективного> методов заметна двойственность. С одной стороны, он подчеркивает единство и взаимодополнительность этих методов, рассматривая первый из них как необходимый этап, предваряющий второй. С другой - вся <Система позитивной политики>, утверждающая общее <преобладание сердца над умом> и сугубо подчиненную роль последнего, основана на явно и неявно выраженном положении о том, что можно обойтись без <объективного> метода и начать сразу с <субъективного>.

 

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 111; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!