Необходимость формирования и развития нравственных качеств медицинских работников



Необходимость развития нравственных качеств медицинских работников необходима для дальнейшего повышения культуры медицинского обслуживания.

Согласно опросам, для пациентов, моральные качества медицинского персонала играют главную роль. Профессионализм медиков считается сам собой разумеющимся. Доверяя медицинскому работнику, больные ждут от него демонстрации высших моральных качеств:

− чуткости;

− исключительной добросовестности;

− тактичности;

− честности;

− терпеливости и внимательности;

− способности к самоотверженности;

− и главное - любви к людям и своей работе.

В отношениях врача к больному содержится умение сочетать научные и этические принципы в зависимости от особенностей больного и ситуаций профессиональной деятельности. Для врача недопустимы торопливость, пустая трата времени и сил. Они вызывают у больного ощущение ненадежности. Не случайно в истории медицины мудрость врача всегда была и остается связанной с внутренней силой и спокойствием, не подвластным колебаниям повседневности. Твердость духа не должна позволять врачу выходить из себя при неудачах и трудностях.

Формирование личности врача - процесс весьма сложный. Естественно, в первую очередь на формирование личности оказывают внимание объективные условия - общественный строй. Это воздействие постоянно и не зависит от воли человека. На содержательном уровне реализации нравственного воспитания будущего медицинского работника в настоящее время функционируют такие подходы, как узкопрофессиональный и гуманитарный.

Узкопрофессиональный подход базируется на идее достаточности специализированных знаний, в том числе и в сфере профессиональной этики, для выполнения специалистом своей профессиональной деятельности. Источниками узкопрофессионального подхода в воспитании будущего специалиста выступают следующие основания. Во-первых, необходимость особых профессионально-этических парадигм как ключевых компонентов профессиональной культуры специалиста. В частности,  медицинская профессия выработала собственные профессионально-этические программы (деонтология и биоэтика). Во-вторых, узкопрофессиональный подход к воспитанию будущего медицинского работника связывается часто с формализмом традиционных систем профессионального образования. Гуманитарный подход к профессиональному образованию базируется на идее необходимости общекультурного развития будущего профессионала, что выражается в стремлении увеличить роль гуманитарного знания в подготовке специалиста.

Нравственно-этическая культура медицинского работника повышает ценность общения между ним и пациентом большими психотерапевтическими возможностями. Морально-этическое чувство долга, развитое эмоциональное восприятие, которое формируется этикой и эстетикой на основе принципов медицинской психологии — важнейшие факторы гуманизма медицины.

Основными факторами и условиями морально-этического совершенствования личности будущего мед. работника  являются следующие:

1) Нравственно-этическое воспитание сначала в учебном заведении, затем в медицинском коллективе, в процессе самообразования и выполнения своих профессиональных обязанностей;

2) Следование принципам медицинской этики;

3) Этическое образование, знакомство с теорией различных видов этических учений, их использование в практике с учётом требований конкретной социальной действительности;

4) Воздействие на окружающих силой положительного примера, лучших образцов поведения в труде и быту;

5) Создание в коллективе атмосферы одобрения высокоморального поведения и осуждения любых отклонений от норм медицинской этики.

Медицинская этика рассматривает весь набор моральных критериев, которыми руководствуется медицинский работник в своей повседневной работе, направленной на удовлетворение потребностей общества и каждого человека, на поддержание и укрепление здоровья или возвращение его в случае болезни.

Медицинская деонтология - это набор этических норм, когда медицинский работник выполняет свои профессиональные обязанности, а также принципы поведения, профессиональные методы психологического общения со здоровым или больным человеком, обращающимся к врачу. Таким образом, деонтология является неотъемлемой частью медицинской этики, и если этика является методологической, то деонтология является методологической концепцией. За прошедшие века представления о нравственном характере и профессиональном долге медицинского работника менялись в зависимости от социально-экономических и классовых отношений, политической системы, уровня развития национальной культуры, наличия определенных религиозных традиций и других факторов.

Одной из главных задач современной медицинской школы является не только обучение студентов профессиональным знаниям и умениям, но и формирование личности будущего врача, его гражданской ответственности, правовой культуре, духовности, нравственности. Известно, что для каждой профессии характерен свой комплекс определенных личностных качеств, наличие которых предполагает успешное развитие в выбранной сфере деятельности. Так и для врача, как представителя гуманной профессии, имеется определенный свод морально-нравственных правил, от соблюдения которых напрямую зависит успешность лечения. Бесспорным во все времена являлось утверждение о том, что профессия врача немыслима без духовной культуры, что «нравственная культура врача – это не просто заслуживающее уважение свойство его личности, но и качество, определяющее его профессионализм».

Поскольку культура представляется определенной внутренней мерой того или иного процесса, явления или деятельности, она может быть в этом качестве отнесена и к морали. Духовно-нравственный идеал в здравоохранении культивирует у врача эмоциональную восприимчивость, честность и чуткость, без которых невозможны взаимоотношения врача и больного. Культура чувств, сопереживание, выполнение долга – все это составляет морально-эстетическую основу профессии врача. 

Дегуманизация общества, как следствие постоянных социально-экономических изменений, находят свое отражение и в системе здравоохранения. Неудовлетворенность врачей оплатой труда и условиями их работы, конкуренция на медицинском рынке труда, коммерциализация медицины также негативно отражаются на этической культуре современных врачей. Поэтому, обучая и воспитывая современное медицинское студенчество, необходимо акцентировать внимание не только на профилирующих клинических дисциплинах, но и на духовно-нравственной культуре будущих врачей. Для достижения этих целей в образовательном процессе следует использовать документальные и художественные образы, демонстрирующие лучшие качества представителей медицинской профессии. Медицинские знания, навыки и умения не могут ограничиваться одним естествознанием. Они обязательно предполагают и нравственные измерения.

Утрата или отказ от моральных оснований врачевания, как никогда опасны сегодня в условиях распространения в обществе этического нигилизма, который непосредственно связан с обесцениванием традиционных человеческих христианских ценностей. Для современного профессионала важна констатация того факта, что его деятельность должна включать в себя компоненты научной компетентности и добродетели. Гиппократ, в известной каждому врачу клятве специально оговаривает значение нравственного совершенства для врача: «Чисто и непорочно буду проводить я свою жизнь и свое искусство».

Выводы по главе 1

В контексте данных идей нравственная культура личности выступает осе-образующей в профессиональном образовании, а профессиональное становление и развитие будущего специалиста рассматриваются в качестве соподчиненных нравственному воспитанию процессов.

В узкопрофессиональном контексте, в данном случае медицинском, анализируемая традиция трактовки нравственной культуры медицинского работника как доминанты его профессионализма обосновывается следующим образом: поскольку ценности медицины вариативны в зависимости от исторического и социокультурного контекста, им присуща «этическая относительность», устойчивым компонентом профессионализма медика следует признать высокий уровень его нравственной культуры. Фактически методологическая установка данной традиции может быть описана в форме следующего предписания: нравственная культура медицинского работника выступает центральным качеством его профессиональной компетентности.

В результате анализа существующих подходов к организации нравственного воспитания будущего медицинского работника в отечественной и зарубежной теории и практике профессионального образования были определены следующие подходы, получившие наибольшее распространение: на содержательном уровне — гуманитарный и узкопрофессиональный, на технологическом — когнитивный, компетентностный, средовой (контекстный). В качестве системообразующего подхода в исследовании артикулирован аксиологический подход, требующий, с одной стороны, интеграцию гуманитарного и узкопрофессионального подходов к профессиональному воспитанию будущего медика, с другой — учет ключевых аспектов когнитивного (представленность в учебном плане курсов морально-этической направленности), компетентностного (ориентация на методологию развития критического мышления и самообразовательных стратегий) и средового (использование профессионально-этических механизмов идентичности личности будущего медицинского работника в адекватном контексте воспитывающей среды образовательного учреждения и этического пространства медицины).

Таким образом, высшая медицинская школа призвана создать все необходимые воспитательные и образовательные условия, обеспечивающие гармоничное развитие как профессионально-ориентированных качеств, так и духовно-нравственной культуры студентов-медиков. Поскольку деятельность врача предусматривает такой уровень личностных качеств, которые позволили бы методами и формами медицинской практики утверждать высшие человеческие идеалы истины, добра и красоты. Целью нравственного воспитания в медицинском образовании должны стать формирование нравственных устоев, соответствующих чести и достоинству медика, верности клятве врача, а также понимания требований, предъявляемых со стороны общества к профессиональному и нравственному облику, социальной значимости профессии медицинского работника.

 

2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО--ЭТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ МЕДЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

 

2.1. База и методы исследования

 

Для проведения анализа и определения особенностей формирования нравственно-этической сферы личности медицинских работников было составлено и проведено анкетирование на базе медицинских стационарных и амбулаторных учреждений г. Иркутска (см.Приложение 1). А так же был проведен хронометраж рабочего времени медицинского работника.

Вопросник состоял из 8 вопросов и был предназначен для врачей. Он позволяет определить уровень грамотности в области этики и деонтологии среднего медицинского персонала, применение данных принципов на практике.

В эмпирическом исследовании приняли участие: в опросе принимало участие 100 врача, а также 100 пациентов принимавших участие в анкетировании.

В качестве конкретных методик были выбраны:

- «Диагностика нравственной самооценки» (Л.Н. Колмогорцева);

- «Исследование терпимости»;

- методика «Шкала совестливости» (В.В. Мельников, Л.Т. Ямпольский);

- «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО).

Так, «Диагностика нравственной самооценки» (Колмогорцева Л.Н.) представляет собой опросник, который позволяет выявить уровень нравственной самооценки: высокий, средний или низкий. Методика «Исследование терпимости» направлена на изучение уровня выраженности терпимости человека.

«Шкала совестливости» предназначена для измерения степени уважения к социальным нормам и этическим требованиям. Для лиц с высоким значением фактора совестливости характерны такие особенности личности, влияющие на мотивацию поведения, как чувство ответственности, добросовестность, стойкость моральных принципов. В своем поведении они руководствуются чувством долга, строго соблюдают этические стандарты, всегда стремятся к выполнению социальных требований; высокая добросовестность обычно сочетается с хорошим самоконтролем.

«Тест смысл жизненных ориентаций» позволяет выявить выраженность следующих шкал:

1. Цели в жизни характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

2. Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.

3. Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией. Данная шкала отражает оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.

4. Локус контроля-Я (Я - хозяин жизни).

5. Локус контроля-жизнь, или управляемость жизни.

 

2.2. Анализ результатов исследования

 

По итогам проведенного нами эмпирического исследования получены следующие результаты.

Проведенный хронометраж рабочего времени медицинского работника, при суточном дежурстве 24 часа (в среднем 8 часов в день), что 45 % от своего рабочего времени они тратят на заполнение документации, 30 % на хозяйственную и прочую деятельность, на проведение манипуляций 15 %, 10 % времени это личное время (обеденные перерывы и т. д.) (рис. 1).

Рис.1. Хронометраж рабочего времени медицинского работника

Таким образом, большинство своего времени медицинский работник тратит на заполнение документации, и практически не остается времени на контакт с больным, на беседу с ними.

Аналогичный хронометраж работы старших медицинских сестер показал, что всего лишь около 8 % времени ими отводится на служебные разговоры, где помимо обсуждаемых проблем связанных с организацией рабочего процесса должны обсуждаться вопросы этики и деонтологии с палатными медицинскими сестрами и изучение передового опыта.

В анкетировании, проведенном среди врачей, приняли участие 30 % врачей невропатологов, 35 % врачей педиатров, 12 % заведующих отделением, 13 % ординаторов, 10 % врачей инфекционистов, 5 % врачей реаниматологов, 5 % врачей хирургов.

Все опрошенные имеют различную специализацию и помогут дать объективную оценку уровня развития деонтологического воспитания медицинского работника.

Большинство опрошенных имеют стаж работы свыше 10 лет, а именно 48 % участников которые могут дать более точную информацию о применение этико-деонтологических принципов медицинского работника, так как большую часть времени проработали совместно.

 Анализируя ответы на вопрос, о том насколько часто приходится сталкиваться с неэтичным обращением со стороны медицинского работника 53 % ответили, что приходилось, но не часто, 32 % ответили, что часто приходилось сталкиваться с неэтичным поведением медицинского работника и лишь 15 % респондента из 100 опрошенных ответили что они не сталкивались с неэтичным обращением со стороны медицинского работника (см.рисунок 2).

Рис.2. Столкновение врачей с неэтичным поведением среднего медицинского работника

Это еще раз подтверждает актуальность нашей работы, так как почти 90 % опрошенных сталкиваются с неэтичным отношением со стороны медицинского работника.

На вопрос о том, что входит в понятие этики и деонтологии медицинского работника врачи ответили в первую очередь — культура общения, внешний вид — 20 % респондентов из 100 опрошенных, 15 % респондентов считают важными культуру поведения, грамотность, соблюдение субординации, 15 % респондентов считают важным — вежливое отношение, 9 % респондентов считают, что важны в первую очередь — сочувствие, сострадание и доброта, 15 % считают важным — добродушное отношение к больным, 15 % участников думают, что важным является хорошее общение с врачом, 11 % ответили — чуткое отношение ко всем больным, уважительное отношение к врачам-коллегам.

 

Из ответа респондентов можно сделать выводы, что культура общения медицинского работника находится не на должном уровне не только в отношении больных, но и в отношении врачей-коллег. Так же важным фактором был отмечен внешний вид медицинского работника.

Из факторов, которые мешают внедрению принципов этики и деонтологии основными, 53 % участников отметили — квалификационные характеристики, 35 % респондентов отметили личностные факторы и лишь 12 % отметили — материальный фактор.

 Лидирующий фактор говорит о том, что не весь медицинский персонал не имеет достаточной квалификации в данном вопросе, поэтому основной уклон необходимо делать на повышение квалификации медицинского работника, внедрение обучающих тренингов, или школ этики и деонтологии. Личностный фактор также немаловажен и также может быть проработан на курсах повышения знаний в области повышения уровня грамотности по этике и деонтологии.

Материальный фактор как мотивация был также отмечен, но меньшим числом респондентов, отсюда можно сделать вывод, что основная причина, по мнению врачей, остается низкая квалификация в области этики и деонтологии всех медицинских работников.

Среди факторов, которые способствуют применению принципов этики и деонтологии, лидирующим так же был отмечен квалификационный фактор, что говорит о том, что повышение уровня квалификации медицинского работника проводить необходимо и это является весьма важным и неотъемлемым фактором в процессе применения принципов этики и деонтологии в практике медицинского работника.

82 % участников ответили, что повышение уровня знаний медицинского работника в области этики и деонтологии должно быть систематическим, т. е. образование в области этики и деонтологии должно быть непрерывным. 92 % участников считают, что врачи должны принимать активное участие в процессе повышения уровня знаний в области этики и деонтологии, 5 % респондентов ответили, что не хотели бы принимать в этом участия и 3 % участников воздержались от ответа.

 В заключении врачи написали свои рекомендации по поводу повышения уровня знаний в области этики и деонтологии медицинского работника, и они были следующими:

-25 % участников отметили, что необходимо работать над собой;

-34 % отметили — постоянно повышать уровень знаний медицинского работника;

-10 % отметили — организацию соответствующих тренингов;

-15% участников советовали обратить внимание на проведение анонимного опроса у пациентов, который дал бы оценку деятельности медицинского работника со стороны;

-16 % участников отметили проведение систематического контроля знаний в данной области.

Анализируя ответы пациентов принимавших участие в анкетировании, в первую очередь хотелось узнать, как часто им приходилось сталкиваться с грубым отношением со стороны медицинского работника:

- 44 % участников ответили, что приходилось, но не часто,

-38 % ответили, что сталкиваются часто,

-18 % ответили, что не приходилось.

Рис.3. Столкновение пациентов с неэтичным поведением медицинского работника

Пациентами также было отмечено, что в первую очередь при получении медицинской помощи со стороны медицинского работника, обращают внимание на доброжелательное отношение (72 %). Важным критерием оценки для пациентов становится доброжелательное отношение к ним, можно сделать основной вывод исходя из этих данных, что этика и деонтология для пациентов также стоит на первом месте, ведь доброжелательное отношение к пациентам это основа этики и деонтологии.

Вопрос о просьбе оценить услуги медицинского работника по 5-ти бальной шкале дал следующие результаты:

-62 % поставили оценку в 3 бала и это является весьма тревожным признаком, так как большая часть исследуемых не удовлетворены услугами, предоставляемыми медицинского работника;

-15 % респондентов дали оценку в 2 бала из 5 возможных;

-15 % респондентов поставили 4 бала и можно отметить, что пациенты в данном случае удовлетворены, но не полностью процессом предоставления услуг;

-3 % участника исследования поставили оценку 1 бал;

-5 % участника опроса поставили оценку 5.

Рис.4. Необходимость совершенствовать этические взаимоотношения медицинского работника по отношению к пациентам

На вопрос о том нужно ли совершенствовать этические взаимоотношения медицинского работника по отношению к пациентам 92 % участников исследования ответили утвердительно и это еще раз подтверждает мнение о том, что проблема существует и ее необходимо решать. 6 % участников ответили, что не знают, нужно ли совершенствовать этические взаимоотношения медицинского работника по отношению к пациентам, 2 % считают, что в этом нет необходимости.

 Ответы, полученные в результате проведения анкетирования для медицинских работников выявили, что из 100 % опрошенных респондентов, 22% были старшими медицинскими сестрами, 10 % главные медицинские сестры и 68 % из 100 % был средний медицинский персонал.

На вопрос о том знакомы ли Вы с понятиями этики и деонтологии 97 % опрошенных ответили утвердительно и это говорит о том, что базовые понятия об этике и деонтологии существуют, но как часто они применяются на практике, на этот вопрос ответили пациенты и врачи и результаты опроса показывают, что эти принципы не работаю в реальной жизни.

Рассмотрим результаты диагностики, полученные в ходе проведения эксперимента в группах студентов и врачей. Анализ «Диагностики нравственной самооценки» (Л.Н. Колмогорцева) показал, что в группе студентов 33,3% опрошенных имеют высокий уровень данного показателя, 57,2% - средний, 9,5% - низкий. Среди врачей большая часть опрошенных имеют высокий уровень нравственной самооценки (60%), средний уровень выражен у 40%, а низкий уровень не представлен ни у одного респондента. Следовательно, данный показатель у большей части студентов выражен на среднем уровне, у врачей - на высоком.

Аналогичные данные были получены и при анализе выраженности совестливости. Данный показатель также у большинства студентов выражен на среднем уровне (80,9%), а у врачей - на высоком (65,5%). Таким образом, совестливость, чувство ответственности наиболее выражено в группе врачей.

Анализ следующей шкалы - терпимости - показал, что в обеих выборках доминирующее положение занимает средний уровень: 78,6% студентов и 65,5% врачей. Данную группу людей можно охарактеризовать, как способных отстаивать свои убеждения. Твердость убеждений данной категории лиц отлично сочетается c большой тонкостью и гибкостью ума. Они умеют принять любую идею собеседника, c пониманием отнесутся к его различным поступкам. Низкий уровень данного качества выражен у 4,8% студентов и не представлен ни у одного врача.

Для сравнения исследуемых показателей представим полученные в ходе диагностики результаты средних значений в табл. 1.

Таблица 1

Результаты исследования нравственных качеств

Группа испытуемых

Выраженность показателя, средний балл

Нравственная самооценка Терпимость Совестливость
Врачи 34,1 12,1 10,7

 

По данным табл. 1 видно, что в группе врачей значения выделенных параметров выше. Полученные различия статистически доказаны. Для этого использовался t-критерий Стьюдента. Следовательно, выявлены статистические значимые различия в выраженности нравственной самооценки (t=2,3, р>0,05), терпимости (t=2,8, р>0,01), совестливости (t=7,i, р>0,01).

В завершении испытуемым был предложен «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО). В результате статистической обработки полученных данных c помощью t-критерий Стьюдента были выявлены значимые различия следующих шкал: цели в жизни (t=7,9, р>0,01), процесс жизни (интерес и эмоциональная насыщенность жизни) (t=6,2, р>0,01), результат жизни (удовлетворенность самореализацией) (t=6,7, р>0,01), локус контроля - Я (t=6,0, р>0,01), локус контроля - Жизнь (t=7,2, р>0,01), осмысленность жизни (управляемость жизни) (t=5,6, р>0,01).

Средние значения смысложизненных ориентаций, полученные в группе студентов и врачей, представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты исследования смысложизненных ориентаций

Группа испытуемых

Смысложизненные ориентации, средний балл

Цели в жизни Процесс жизни Результат жизни Локус контроля-я Локус контроля-жизнь Осмысленность жизни
Врачи 37,7 34,1 29,8 25,3 36,6 118,3

Данные табл. 2, а также результаты статистической обработки данных свидетельствуют о различиях в смысложизненных ориентациях. Следовательно, значения смысложизненных ориентаций в группе врачей выше.

Выводы по главе 2

Умение установить контакт с больным (и родственниками или окружающими) является искусством высшего пилотажа любого медработника работника, оно не выучивается ни по каким учебникам, оно вырабатывается годами упорного труда над собой, прежде всего в вопросах этики, морали и деонтологии: выполнение должностных обязанностей можно потребовать, человечность и душевность можно только воспитать или привить, вряд ли даже «бездушный» медработник будет хамить больному человеку.

Таким же искусством высшего пилотажа является умение грамотно закончить вызов: информировать больного, родственников или окружающих об эффективности оказанной медицинской помощи, дать рекомендации, пожелать доброго здоровья.

 Особой частью работы любого медработника работника является этап деонтологических взаимоотношений с медработниками других лечебных учреждений — в приемных отделениях больниц, в поликлиниках и т.д.

Медицинская этика выдвигает особые требования к медработникому. Особый акцент делается на том, что должное поведение имеет огромное значение не только для потерпевшего, но и для его родственников.

Согласно кодексу, медицинский работник должен обладать следующими качествами: крепкое физическое и психическое здоровье; повышенный уровень выносливости; уравновешенность; обостренная профессиональная наблюдательность; оптимистичность (в пределах разумного); высокий уровень подготовки; умение сдерживать себя и сохранять спокойствие; готовность принимать решения независимо от времени и обстоятельств; коммуникабельность; способность к сопереживанию и поддержке больного.

На плечи работников рассматриваемой сферы ложится очень сложная и ответственная работа, но это не избавляет их от обязанности неотступно соблюдать и правила, описываемые таким понятием, как деонтологическая этика. А это означает, что несмотря на дружественную обстановку в коллективе, должна присутствовать и сохранятся строгая иерархия и ранжирование. А это означает, что указания старшего бригады должны исполняться беспрекословно и немедленно. Подобная ситуация должна сохраняться и в экстремальных условиях. Также это означает, что в случае исполнения неверного приказания вся ответственность ложится на главного врача. Именно таким образом распределяется ответственность медицинских работников.

Медицинская этика недвусмысленно определяет тот факт, что помощь нужно оказывать всем. Как правило, люди, испытывающие сильное недомогание по неизвестным причинам, испытывают сильный страх смерти, поэтому врач должен оказать не только медикаментозную помощь на месте, но и психологическую.

Работа медицинского работника требует от человека максимального напряжения духовных и физических сил, острого чувства долга не только перед больным, но и перед народом, готовности к самопожертвованию, к подвигу.

Таким образом, проведенное сравнительное исследование нравственных качеств показало более высокие значения в выраженности нравственной самооценки, терпимости, совестливости и смысложизненных ориентаций в группе врачей. По мнению Д.Г. Зубарева, адекватное отношение профессионала к морально-нравственным ценностям и смысловой сфере личности способствует правильному осознанию уровня подготовки и ведёт к успешному овладению экстремальной профессией.

Но несмотря на это у многих опрошенных изученные показатели представлены на недостаточном уровне. В связи c этим рекомендуется проводить соответствующую работу по развитию и воспитанию нравственных качеств молодежи на этапе обучения вузе. Данная работа является одним из важных аспектов в подготовке личности к успешной деятельности в различных профессиях.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Медицинская этика (лат. ethica, от греч. ethice — изучение нравственности, морали), или медицинская деонтология (греч. deon — долг; термин «деонтология» широко использовался в отечественной литературе последних лет), — совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении ими своих профессиональных обязанностей.  По современным представлениям, медицинская этика включает в себя следующие аспекты: научный — раздел медицинской науки, изучающий этические и нравственные аспекты деятельности медицинских работников; практический — область медицинской практики, задачами которой являются формирование и применение этических норм и правил в профессиональной медицинской деятельности.

Медицинская этика изучает и определяет решение различных проблем межличностных взаимоотношений по трём основным направлениям: медицинский работник — пациент; медицинский работник — врач; медицинский работник — медицинский работник.

Медицинская этика прошла большой и сложный путь своего развития. Ее история богата яркими, порой драматическими событиями и фактами. Истоки деонтологии уходят в глубокую древность. Первый человек, который оказал медицинскую помощь своему ближнему, сделал это из чувства сострадания, стремления помочь в несчастье, облегчить его боль, т. е. из чувства гуманности. Именно гуманность была всегда особенностью медицины и врача — ее главного представителя. Врачей всегда волновал вопрос, кто есть врач, каким должно быть его поведение, отношение к больным, их родственникам, взаимоотношения врачей между собой.

Наличие этических проблем в современной врачебной этике обусловлено размыванием целостного, коррелирующего со здоровьем, образа человека в культуре и медицине, и последовавшим за этим замещением гуманистической модели взаимоотношений «врач-пациент» в медицине на биоэтическую (прагматически-правовую) модель.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Анцыферова Л.И. Связь морально сознания c нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы)/Л.И.Анцыферова // Психологический журнал, Т. 20.- 2019.-№3. - 5-17с.

2. Артемьева М. Нравственное чувство / М.Артемьева, М. Цебрикова // Детский сад. - 1876. - № 1-2.

3. Боженькина, С.А. Врачебная профессия в воспитательно-гуманистическом измерении : опыт социально-философского анализа : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / С.А. Боженькина. - Краснодар, 2014. - 26 с.

4. Бобков Д.А. Критерии формирования системы нравственных ценностей у студентов-юристов. Образование и саморазвитие, 1 (35), 2013. - 124-128с.

5. Блюмкин В. А. Мир моральных ценностей. -М., Знание, 2011. -64с.

6. Воробьева А.Е., Купрейченко А.Б. 2011. Нравственное самоопределение разных социально-демографических групп молодежи. Психологический журнал, Т. 32, 2011. – 22-33с.

7. Вульфсон Б.Л. Нравственные императивы и задачи воспитания / Б.Л. Вульфсон // Педагогика, №1. - 2016. – 98 с.

8. Григорович ЛА Марцинковская Т.Д. 2003.Педагогика и психология. М., Гардарики, 2013. -480с.

9. Гильдебранд, Д. Ф. Этика / Д.Ф. Гильдебранд. - СПб. : Алетейя, ТО "Ступени", 2001. - 576 с.

10. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения / И.Ф. Герберт. – Москва, 2010. - 292 с.

11. Гордов Ю.В. Организационное поведение в структуре профессиональной этики: Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. — Тула, 2012. – 26с.

12. Дробницкий О.Г. 2002. Моральная философия. Избранные труды. М., Гардарики, 2012. – 518с.

13. Калинина, О.И. Этические проблемы оказания психиатрической помощи / О.И. Калинина // Вестник Кузбасского государственного технического университета. - 2011. - № 1. - С. 153- 155.

14. Касимовский, К.К. Этика частного здравоохранения / К.К. Касимовский, Е.П. Жиляева // Российская академия наук. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. - 2012. - № 6. - С.37-40

15. Кравченко, Е.П. Педагогические условия формировании профессиональной этики будущих медицинских сестер в учебновоспитательном процессе медицинского колледжа / Е.П. Кравченко // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2014. - Т. 20, № 2. - С. 94-97.

16. Кропачева, М.Л. Роль гуманитарных дисциплин в процессе формирования этико-деонтологической культуры студентов медицинского вуза / М.Л. Кропачева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2012. - № 7. - С. 95-104.

17. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). -М., Смысл, 20116.- 18с.

18. Медицинская этика и деонтология в историческом аспекте : учебное пособие / Г. М. Гайдаров, Т. И. Алексеевская ; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, Кафедра общественного здоровья и здравоохранения. – Иркутск : ИГМУ, 2016. – 65 с

19. Максимова, Т.М. Этические и деонтологические проблемы российского здравоохранения / Т.М. Максимова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2009. - № - С. 3-5.

20. Марьенко И.С. 1985. Нравственное становление личности школьника. М., Педагогика, 1985. -104с.

21. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребенка/под ред. Е.Д. Божович. - М.: Институт практической психологии, (Серия «Психологи отечества») / Воронеж: НПО «МОДЭК», 2018. - 448 с.

22. Осин, А.Я. Формирование этико-деонтологической профессионально компетенции у студентов в процессе преподавания педиатрии / А.Я Осин // Российский педиатрический журнал. - 2011. - № 5. - С. 60- 62.

23. Панчук, А.И. Развитие медицинской этики после второй мировой войны /А.И. Панчук, А.А. Сверчкова // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2014. - Т. 4, № 5. - С. 893.

24. Полякова, Р.В. Взаимоотношения врач-больной. Этические проблемы / Р.В. Полякова, О.И. Маршалок // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6.- С. 276.

25. Проблемы формирования нравственной культуры врача в контексте отношения к смерти / Л.И. Ломакина [и др.] // Международный журнал экспериментального образования. - 2012. - № 4-2. - С. 150-152.

26. Рыбина И. С. Самореализация, нравственность и профессиональное становление личности: педагогический аспект проблемных точек соприкосновения. В кн.: Теория и практика образования в современном мире. Материалы IV международной научной конференции (Санкт-Петербург, январь 2014 г.). СПб.: Заневская площадь, 2014.- 167-171.

27. Силуянова, И.В. Этика врачевания. Современная медицина и Православие / И.В. Силуянова. - М. : Московское Подворье СвятоТроицкой Сергиевой Лавры, 2018. - 320 с.

28.  Силуянова И.В. Нравственная культура врача как основание медицинского профессионализма // Медицинское право и этика. — 2001. — № 4. — С. 81—84.

29. Тарарышкина М.А. Формирование профессионально-личностной культуры студентов в образовательном процессе высшей медицинской школы: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. — М., 2017.- 28с.

30. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь / К.М. Хоруженко. - Ростов-на-Дону:Феникс, 2017. - 640 с.

31.  ШаровА.В. Формирование профессиональной этики специалиста в условиях вуза: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. — Новокузнецк, 2010. -28с.

32.  Эльштейн Н.В. Медицинская этика и современность // Клиническая медицина. — 2010. — № 11. — С. 14—17.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Анкета

1. Ваша специализация ______________________

2. Ваш стаж работы:

 - менее 10 лет

- более 10 лет

3 Насколько часто приходится сталкиваться с неэтичным обращением со стороны медицинского работника:

 - приходилось, но не часто,

-часто приходилось сталкиваться с неэтичным поведением

- не сталкивались с неэтичным обращением

4. Что входит в понятие этики и деонтологии медицинского работника:

- культура общения,

- внешний вид

-культуру поведения, грамотность, соблюдение субординации,

- вежливое отношение

- сочувствие, сострадание и доброта,

- добродушное отношение к больным,

- хорошее общение с врачом,

- чуткое отношение ко всем больным, уважительное отношение к врачам.

5. Факторы, которые мешают внедрению принципов этики и деонтологии:

 — квалификационные характеристики,

 — материальный фактор.

6. Факторы, которые способствуют применению принципов этики и деонтологии:

- квалификационный фактор,

- повышение уровня знаний медицинского работника в области этики и деонтологии должно быть систематическим, т. е. образование в области этики и деонтологии должно быть непрерывным.

7. Есть ли у вас желание принимать активное участие в процессе повышения уровня знаний в области этики:

 - врачи должны принимать активное участие в процессе повышения уровня знаний в области этики и деонтологии

- не хотели бы принимать в этом участия

 - воздержались от ответа.

8. Дайте свои рекомендации по поводу повышения уровня знаний в области этики и деонтологии средним медицинским персоналом

 

Спасибо за участие!

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик (ИТО).

Эта методика, разработанная Л.Н. Собчик, несмотря на свою лаконичность, является весьма информативной. В первую очередь, с помощью ИТО легко определяются типологические особенности индивида, ведущие черты его характера. Кроме того, она способствует выявлению спектра наиболее подходящих каждому конкретному обследуемому лицу видов профессиональной деятельности и преобладающих деловых качеств. По результатам обследования легко понять, насколько уравновешенным является индивид, какие особенности его характера акцентуированы, в благоприятной ли он находится ситуации или дезадаптирован. Поэтому тест может успешно использоваться в профориентации, при отборе и расстановке кадров, в семейном консультировании, в сфере образования в целях индивидуализации подхода к отдельной личности. Время выполнения теста - 30 минут.

Инструкция. Прочитав каждое утверждение, реши, верно ли оно по отношению к тебе, согласен ли ты с ним. Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, поставь «+». Если оно неверно, то поставь «-».

Опросник

  1. Я постараюсь отнестись к исследованию ответственно и быть максимально искренним (искренней).
  2. У меня очень сложный и трудный для окружающих характер.
  3. Я лучше справляюсь с работой в тиши и одиночестве, чем в присутствии многих людей или в шумном месте.
  4. Решая серьезные проблемы, я, как правило, обхожусь без посторонней помощи.
  5. Я очень редко заговариваю первым (первой) с незнакомыми людьми.
  6. Для меня важно, что подумают другие о моих высказываниях и поступках.
  7. Если будет нужно, я разрушу все преграды на пути к достижению цели.
  8. Я часто тревожусь по пустякам.
  9. В моих неудачах виноваты определенные люди.
  10. Для меня важно иметь общее мнение с теми людьми, с которыми я обычно общаюсь.
  11. Меня мало касается все, что случается с другими.
  12. Мне интересны яркие, артистичные личности.
  13. Мне нет дела до чужих страданий: хватает своих.
  14. В шумной компании я чаще всего в роли только наблюдателя.
  15. Для меня невыносимо наблюдать страдания других людей.
  16. Я - человек абсолютно правдивый и искренний.
  17. Все мои беды связаны с собственным неумением ладить с людьми.
  18. Меня часто тянет к шумным компаниям.
  19. Принимая важное решение, я всегда действую самостоятельно.
  20. Мне всегда приятно заводить новых знакомых.
  21. Берясь за какое-либо дело, я не стану долго раздумывать, прежде чем начать действовать.
  22. Меня раздражают люди, пытающиеся изменить мое мнение, когда я уверен(а) в своей правоте.
  23. Я часто волнуюсь за близких мне людей даже без серьезного повода.
  24. Я не могу терпеть, когда кто-нибудь меняет заведенный мной порядок.
  25. Я умею привлекать к себе внимание окружающих меня людей.
  26. В жизни я твердо придерживаюсь определенных принципов.
  27. Люблю посещать компании, где можно танцевать или петь.
  28. Я чрезвычайно чувствителен (чувствительна) к изменениям в настроении окружающих меня людей.
  29. Я могу, не смущаясь, дурачиться в веселой компании.
  30. Я спокойно отношусь к тому, что кто-то рядом переживает по поводу своих неприятностей.
  31. Я никогда не поступаю как эгоист (эгоистка).
  32. Часто бывает так, что из-за меня у окружающих портится настроение.
  33. Интересные идеи приходят мне в голову чаще, когда я один (одна), не в присутствии многих людей.
  34. Я могу взять на себя ответственность за целую группу людей для пользы дела.
  35. Мне трудно преодолеть застенчивость, когда нужно говорить перед группой людей.
  36. Мнение старших по возрасту или положению большого значения для меня не имеет.
  37. Мне не трудно заставить других людей действовать так, как я считаю нужным.
  38. Я так сильно переживаю неудачи, что у меня ухудшается самочувствие.
  39. Я всегда бываю упрям(а) в тех случаях, когда уверен(а) в своей правоте.
  40. Если в компании я не нахожусь в центре внимания, мне становится скучно и неинтересно.
  41. Никто не может навязать мне свое мнение.
  42. Мне нравится путешествовать с разными, каждый раз новыми попутчиками.
  43. Я могу изменить свое мнение под давлением окружающих.
  44. В поезде я с удовольствием провожу время в беседе с соседями по купе.
  45. Я никогда не вру.
  46. Я никогда не откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.
  47. Я вечно ничем недоволен (недовольна).
  48. Я люблю одиночество, позволяющее мне сосредоточиться на своих мыслях.
  49. Я умею заинтересовать людей и повести их за собой.
  50. Мне нравится командовать другими.
  51. Я умею дать отпор тем, кто вмешивается в мои дела.
  52. Мне бывает неловко за высказывания и поступки моих близких.
  53. Мне нередко приходилось в драке защищать свои права.
  54. Я испытываю чувство вины (или даже стыда), если меня преследуют неудачи.
  55. Мое настроение находится в сильной зависимости от настроя тех, кто меня окружает.
  56. Я добиваюсь своего упорством и настойчивостью.
  57. Мне часто бывает скучно, когда вокруг все веселятся.
  58. Мое грустное настроение легко исправляется, если я смотрю в кино или по телевизору комедийное представление.
  59. Ради сохранения добрых отношений я могу отказаться от своих намерений.
  60. Я всегда придерживаюсь общепринятых правил поведения.
  61. Меня любят все мои друзья.
  62. У меня трагичная судьба.
  63. У меня много близких друзей.
  64. Я-самый несчастный человек на свете.
  65. Мне проще надеяться на других, чем брать на себя ответственность, даже если речь идет о моих проблемах.
  66. Я стараюсь быть таким (такой) «как все», не выделяться среди других.
  67. Я - человек спокойный, уравновешенный.
  68. Я могу долго не реагировать на чьи-то шутки, но потом «взорваться» гневной реакцией.
  69. Я очень чувствителен (чувствительна) к изменениям погоды.
  70. Я не люблю присутствовать на шумных застольях.
  71. Я могу проявить безалаберность в делах, а потом понемногу приводить их в порядок.
  72. Я люблю ходить в гости.
  73. Мне все равно, что обо мне думают окружающие.
  74. Я волнуюсь только по поводу очень больших неприятностей.
  75. Я никогда не испытываю желания выругаться.
  76. Я никого никогда не обманывал(а).
  77. Мне никто не нужен, и я не нужен (не нужна) никому.
  78. Я - человек застенчивый.
  79. Мне ужасно не везет в жизни.
  80. Я часто стараюсь следовать советам более авторитетной личности.
  81. Я бы очень переживал(а), если бы кого-то задел(а) или обидел(а).
  82. Меня ничем не испугать.
  83. Я часто пользуюсь чужими советами при решении своих проблем.
  84. В своих неудачах я в первую очередь виню самого (саму) себя.
  85. Я совершенно не обращаю внимания на свой стиль одежды.
  86. Я не стараюсь планировать свое ближайшее будущее и работу.
  87. Когда меня зовут в гости, я чаще всего думаю: «Лучше бы мне остаться дома».
  88. Я ничего не знаю о личных проблемах окружающих меня людей.
  89. Малейшая неудача резко снижает мое настроение.
  90. Я никогда не сержусь.
  91. Я отвечал(а) на все вопросы очень правдиво.

 

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 281; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!