Социально-психологические и гносеологические корни эзотеризма



Рассматривая эзотеризм с точки зрения науки, которая, как мы понимаем, имеет своей непосредственной задачей познание мира как объективно данной действительности и которая стоит на реалистической позиции, отвергая трансцендентальное начало, важнейшей задачей становится обоснование теоретической модели феномена, которая дала бы возможность выявления реальных корней явления, отразила бы его сущность, структуру и содержание. На этой основе появляются возможности разработки конкретных методик анализа категориального аппарата эзотеризма и его связей с научным знанием и реальной общественной практикой.

Эзотеризм как явление культуры и социальной действительности обладает не только различными, но в той или иной мере тождественными свойствами с основными их формами. Эзотеризм имеет объективные и субъективные основания. Первые состоят как в трансляции его семиотико-семантического тезауруса в целом, так и эволюции каждой формы эзотеризма. Последние базируются на присущей субъектам эзотерической деятельности предметности в процессах иррационального познания.

Многомодальное описание, являющееся отражением определенных свойств феномена эзотеризма, представляет его модель. В то же время, построение абсолютно полной и непротиворечивой модели принципиально невозможно. Единственной альтернативой является создание семейства моделей, отражающих отдельные аспекты явления и в совокупности дающих более полное описание. Однако каждая из наших моделей только частично совпадает с объектом описания, поэтому подобные модели в чем-то даже могут быть не совместимы1.

На наш взгляд, теоретическая модель эзотеризма как культурно-исторического феномена, который имеет комплексную природу, может быть построена по следующей структурно-логической схеме (см. схему 4).

Для того, чтобы разобраться в хаосе разнообразных форм и видов эзотеризма, необходимо попытаться внести в этот конгломерат определенную систему для распределения всего изучаемого материала по категориям и группам. Методологические принципы такого анализа были изложены нами в 1 главе. Основой типизации послужило выделение видовых, а не единичных понятий. Причины жизнеспособности и устойчивости эзотеризма в разные исторические эпохи заключается в его особенностях, в самой сущности этого явления.

В механизм функционирования ("живучести") мы включаем функционально-ролевую сторону феномена; элементы, определяющие его жизнеспособность и приспосабливаемость к новым историческим условиям; социально-психологические и гносеологические корни явления; закономерности развития.

Описание теоретической модели эзотеризма, основу которой составляет механизм функционирования ("живучести"), целесообразно начать с выяснения социально-психологических и гносеологических причин возникновения и существования эзотеризма .

Социальные корни эзотеризма скрыты в соответствующих видах человеческой деятельности. Однако важной причиной может также быть своеобразный поиск выхода за пределы общепринятых в обществе знаний, идей, теорий, получение нетрадиционного эмпирического опыта. Поскольку человечество прошло большую школу насилия, многие его представители сознательно стремятся к власти над другими людьми, в том числе к власти духовного порядка, ключи от которой часто лежали в эзотерической области.

Социальные корни феномена заключаются также в выполнении эзотеризмом ряда функций, среди которых можно выделить мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, регулятивную, культуротранслирующую и функцию идеологического обеспечения социального управления.

Мировоззренческую функцию эзотеризм реализует благодаря, прежде всего наличию в эзотерических доктринах и концепциях определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Эзотерические взгляды включают миропонимание, миросозерцание, мирочувствование, мироотношение и пр. Эзотерическое мировоззрение задает "рамочную конструкцию" представлений о смысле Бытия, в центре которой стоит категория Абсолюта как "предельного" критерия, включающей также целеполагание и смыслополагание человеческой жизнедеятельности.

Компенсаторная функция эзотеризма состоит в том, что он восполняет зависимость людей от материальных условий существования, всех бед и несправедливостей социального бытия. Реальное угнетение и социальное неравенство преодолевается "свободой в духе", материальной поддержкой общины нуждающихся. Важное значение имеет психологический аспект компенсации - снятие стресса, утешение, катарсис, медитация, духовное наслаждение от познания "закрытых" тайн.

 

2.2 Эзотеризмнің мәдениет құбылысы ретіндегі мән-мағынасы

2.3 Эзотеризмнің мәдениет құндылықтарының балама жүйесін қалыптастырудағы орны

Поскольку идеологическое разделение Европы ослабло и изменилось, вновь возникает культурное деление Европы на зоны влияния западного христианства и православного христианства и ислама. Конфликты и противостояние разной степени сложности между западной и исламскими цивилизациями едва ли уменьшатся в будущем.

Конкретные факты сегодняшнего дня говорят об этом. На северных границах ислама все больше разгорается конфликт между православными и мусульманскими народами, включая кровавую войну в Боснии и в Сараево, назревающую вспышку насилия между сербами и албанцами, напряженные отношения между болгарами и их турецким меньшинством, между осетинами и ингушами, непрекращающееся истребление друг друга армянами и азербайджанцами, напряженные отношения между русскими и мусульманами на Северном Кавказе и в среднеазиатских государствах СНГ.

Группы или государства, принадлежащие к одной цивилизации, вовлеченные в войну с народом другой цивилизации, естественно, стараются получить поддержку других членов своей цивилизации. В связи с ослаблением идеологических факторов единения, правительства и управляющие государственные структуры все больше будут пытаться мобилизовать поддержку и создавать коалиции, взывая к общей религии и общности цивилизации, глубинным историческим корням (которые часто как раз и описываются в эзотерических доктринах). По мере продолжения конфликта в Персидском заливе, на Кавказе или в Боснии позиции стран и расколы между ними все больше будут определяться их принадлежностью к цивилизации определенного типа.

Популистские политики, религиозные лидеры и идеологи, средства информации нашли в этом важное средство привлечения массовой поддержки и нажима на колеблющиеся правительства. Есть большая вероятность того, что в предстоящие годы местные конфликты, в тех случаях, когда они происходят на линиях раздела между цивилизациями, как в Боснии и на Кавказе, перерастут в большие войны.

Современная геополитика США учитывает возможное изменение расстановки сил на мировой арене и на основе прогностических подходов рассматривает их последствия для Запада. Эти последствия разделяются на краткосрочные преимущества и долгосрочное приспособление к ним. В близком будущем явно в интересах Запада обеспечить большее сотрудничество и единство в рамках собственной цивилизации, в особенности между ее европейским и североамериканскими компонентами; включить в Запад те общества в Восточной Европе и Латинской Америке, культуры которых близки к культуре Запала; поддерживать тесные отношения с Россией и Японией; поддерживать группы в других цивилизациях, симпатизирующие западным ценностям и интересам, и поддерживать международные институты, отражающие западные интересы и ценности.

Во внешней политике, в случае нового геополитического передела мира Запад готов использовать концепцию "санитарных кордонов". В настоящее время США в силу прямой геополитической необходимости вынуждены сделать "санитарный кордон" основным инструментом своей внешней политики.

Так, например, в докладе советника по делам безопасности Пола Вольфовица правительству США (март 1992) прямо говорилось о "необходимости не допустить" возникновения на европейском и азиатском континентах стратегической силы, способной противостоять США", и в этом смысле указывалось, что страны "санитарного кордона" (в частности страны Прибалтики) являются "важнейшими стратегическими территориями, покушение на которые со стороны русских должно повлечь за собой вооруженный отпор со стороны стран НАТО". Это идеальный пример геополитической логики третьей державы в зоне обоюдных интересов Германии и России. Конечно, прибалтийские страны сами вправе выбирать, от кого им зависеть больше, но если бы вместо иллюзий о полной независимости и абсолютном суверенитете политики этих стран трезво взглянули суровой правде в лицо, задумались о своих геополитических перспективах, то видимо меньше было бы экстремистских и националистических проявлений, не рушились бы судьбы и жизни тысяч людей.

К сожалению, приходится констатировать, что надеждам "главных м перестройщиков" страны на укрепление международных отношений на принципах общечеловеческих ценностей и гуманизма не суждено было сбыться. Происшедшие изменения политического, экономического, территориального и военного положения России свидетельствуют, что в то время как США, Германия и другие страны значительно укрепили свою роль в мире, Россия, находясь в шаткой и неустойчивой структуре Содружества независимых государств оказалась в водовороте разрушительных процессов. В настоящее время США являются единственной страной, располагающей всем спектром военного стратегического потенциала для "пресечения опасного устремления к унитаризму, регионализму, протекционизму" любой из большинства стран мира.

Как отмечает в своем геополитическом прогнозе группа аналитиков из Академии естественных наук РФ, "одной из задач стратегии США на современном этапе является воссоздание и формирование внешне как-будто независимых центров силы в Европе, Азии и Америке. Одним из таких центров является образующееся Европейское сообщество. Завязываются геополитические узлы и в Азиатско-Тихоокеанском и Ближневосточном регионах. Этот многополярный мир в итоге должен стать опорой США в переходе к единому мировому конгламерату во главе с американским правительством и обеспечить ему удобство в установлении угодного ему мирового порядка"1. Запад намерен также ограничить расширение военной силы потенциально враждебных цивилизаций, главным образом конфуцианской и исламской цивилизаций, и использовать разногласия и конфликты между конфуцианскими и исламскими государствами. Это потребует сохранения западных военных возможностей (или по крайней мере умеренности в их сокращении, - того, что так не хватило российским политикам, резко ослабившим мощь своих вооруженных сил), и в частности сохранения американского военного превосходства в Восточной и Юго-Восточной Азии.

В более отдаленном будущем потребуются другие меры. Западную цивилизацию принято считать современной. Незападные цивилизации пытаются стать современными, не становясь западными. В настоящее время только Японии удалась эта попытка. Нсза-падные цивилизации будут продолжать стараться приобрести богатство, технологию, мастерство, машины и оружие, являющиеся атрибутами современности. Они будут пытаться примирить эту современность со своими традиционными культурой и ценностями. Их экономическая и военная сила относительно Запада будет возрастать.

Поэтому Западу придется все больше приспосабливаться к этим незападным современным цивилизациям, сила которых будет приближаться к силе Запада. В обозримом будущем не будет никакой всемирной цивилизации, а будет существовать мир различных цивилизаций, каждой из которых придется учиться сосуществовать с другими. Международные финансово-политические управляющие структуры, стремящиеся играть роль мирового правительства, все более будут играть роль главного инструмента в получении преимуществ для Запада в этом глобальном противостоянии.

Как показывает вся история, Запад никогда не будет благоприятствовать той стране, которая, добившись самостоятельности, может составить ему конкуренцию. А уж о серьезной помощи России и говорить нечего. Тем более, что назревает глобальный кризис природных ресурсов и нарастает борьба за независимость в странах третьего мира, которые владеют этими ресурсами.

2.4 Эзотеризм және өнер

ҚОРЫТЫНДЫ

ҚОЛДАНЫЛҒАН ӘДЕБИЕТТЕР ТІЗІМІ

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 40; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!