И столь же легко им следовать. 6 страница



  Неоценимая заслуга Шри Ауробиндо состоит в том, что он обосновал и впервые применил на практике универсальный метод раскрытия и гармонизации энергетических центров в нисходящем порядке с помощью нисходящей Божественной Силы.

  В других йогах с этой целью используется специальная восходящая медитация («медитация кверху»), в результате раскрытие, носящее форсированный характер, начинается с нижних центров, что представляет серьезную опасность для психического и физического здоровья человека, поскольку именно в нижних чакрах центрируются импульсы низкой животной природы (агрессивность, гнев, страх, неконтролируемая сексуальность и пр.), которые без соответствующей защиты Сверху легко выходят на поверхность. Кроме того, вследствие частого практикования «медитации кверху» установившийся восходящий энергетический ток не позволяет Эволюционной Энергии проникать в сознание ищущего и выполнять свою прямую функцию по его (сознания) трансформации.

  При регулярных «медитациях кверху» восходящий энергетический ток уносит сознание ищущего в Высшие Сферы, при этом создается иллюзия полного освобождения (так называемая нирвана буддистов), которая тотчас исчезает, как только сознание возвращается в тело. Шри Ауробиндо называет это явление бегством от Эволюции, предостерегая тем самым искателей Истины от добросовестных заблуждений по поводу спасительной силы «медитации кверху», которую буддисты возводят в ранг обязательной в своих религиозных отправлениях.

  Мать не уставала повторять: «Спасение должно быть физическим». Именно физическое тело служит мостом между двумя мирами - старым (смертным) и новым (Божественным).

  Путем специальных медитативных техник можно быстро достичь небывалых высот сознания, небывалого блаженства, однако физическое (телесное) сознание так и останется нетрансформированным, а потому, спускаясь с медитативных высот на землю, ищущий остается прежним в своих несовершенствах, что заставляет его вновь и вновь бежать из тела. Именно этим два с половиною тысячелетия занимаются буддисты.

  Каждый, сознательно ставший на путь эволюционного развития, должен проявлять максимум стремления к достижению цели, отметая все преходящее во имя главного. Вера, терпение, стойкость, мужество - этот Путь не для слабых.

  Для тех, кто желает вести духовную жизнь, Божественное должно быть всегда первичным, а все остальное должно быть вторичным.

  Пусть вас не беспокоит окружающее и его противодействие. Эти условия зачастую налагаются поначалу как некоторого рода испытания. Если вы сможете оставаться спокойным и невозмутимым и продолжать свою работу, не позволяя себе внутренне волноваться при этих обстоятельствах, то это поможет вам набрать столь необходимую силу. Ибо путь йоги всегда преграждается внешними и внутренними трудностями, и ищущий должен развивать спокойную, твердую и прочную силу, дабы встречать их.

  Выше уже упоминалось о враждебных силах, прямая задача которых, по словам Шри Ауробиндо, - активно противостоять эволюционным изменениям в сознании искателя Истины. Нападают враждебные силы, как правило, внезапно, заставляя ищущего сомневаться в правильности выбранного им пути, рисуя мрачные картины будущего, заражая сознание вибрациями страха, сомнения и страдания, создавая в целом трагедийную атмосферу.

  Враждебные силы имеют некоторую изобретенную ими самими функцию: испытывать состояние индивидуума, качество его работы, прочность заложенного фундамента и его готовность к духовной реализации. На каждом шагу путешествия они здесь, бешено нападая, критикуя, соблазняя, внушая уныние или подстрекая к мятежу, возбуждая неверие, накапливая затруднения... Малейший, пустяковый, ложный шаг или ошибка, и они появляются на пути, воздвигая в качестве барьера перед вами целые Гималаи. Но это противодействие допускалось издревле не только как проверка или тяжелое испытание, но и как понуждение для вас стремиться к большей Силе, более совершенному самопознанию, большей чистоте и силе устремленности, к вере, которую ничто не может сокрушить, к более могучему нисхождению Божественной Милости.

  Для растущей души, для духа внутри нас разве не могут трудности, препятствия, атаки быть средством роста прибывающей силы, расширяющегося опыта, подготовкой к духовной победе?

  Эти силы неведения сперва осаждают извне, а потом совершают массированное нападение, дабы одолеть вас и взять в плен. Всякий раз, когда нападение может быть сокрушено и отброшено, в вашем существе ощущается ясность...

  Быть в состоянии призывать... Силу Матери (Божественную Силу. - Авт.) в такое время - лучший способ встретить затруднения.

  При нападении враждебных сил необходимо, в первую очередь, сохранять ровность в сознании, не допускать эти силы внутрь, высвечивая их с помощью Свидетеля прямо на входе. Если враждебные силы все же успели в вас проникнуть, то ни в коем случае нельзя потворствовать их внушениям и соблазнам. Поначалу это не всегда будет удаваться, но в дальнейшем, хорошо изучив их повадки, вы будете легко с ними справляться. В результате они как бы потеряют к вам всякий интерес, однако периодически возможны сильнейшие рецидивы. Лишь с раскрытием психического существа - частицы божественного присутствия в нашем сознании - враждебные силы будут значительно ослаблены и окончательно уйдут в тень.

  Мать очень точно подметила: «Враг исчезнет лишь тогда, когда он не будет нужен в мире. Он нужен, вне сомнений, миру, как нужен золоту пробный камень, чтобы убедиться в подлинности того, что мы делаем».

  Поскольку Интегральная Йога реализуется в гуще обыденной жизни, то контроль за повседневным поведением составляет важнейшую ее часть.

  Лишь на самом начальном этапе контроль за повседневным поведением представляет трудность. Когда же в результате практики активной медитации в уме ищущего появляется Свидетель (Наблюдатель), контроль существенно облегчается. В функцию Свидетеля входит постоянная фиксация всех мыслей и желаний прямо на входе в сознание и санкционирование на реализацию лишь тех вещей, которые способствуют продвижению в Интегральной Йоге или ситуационно необходимы. Все препятствующее продвижению, естественно, сознательно отвергается.

  Скука - хроническая болезнь современного человечества. Формы бегства от скуки каждый выбирает по своему вкусу. Алкоголь, секс, наркотики, просмотр телевизионных передач, чтение газет и бульварной литературы, примитивная музыка, пустопорожняя болтовня и пр. убивают время, которое можно было бы с успехом использовать для развития. По этому поводу Шри Ауробиндо, как всегда верно, подметил: «Когда вы скучаете, вы теряете случай для развития».

  Действительно, если вы отвергаете все формы бегства от скуки, высвобождается уйма времени для продвижения по Пути Сознательной Эволюции. Внутренняя дисциплина, налаженная с помощью Свидетеля, тому гарантия. Место пустой болтовни и пустого времяпровождения занимает сознательная концентрированная работа - активная медитация, чтение и конспектирование специальной литературы, размышление о прочитанном и просто созерцание окружающего мира.

  Кто-либо попытается возразить: жизнь в рамках подобных ограничений лишена радости и творческого динамизма. На это есть ответ, данный практикой. Да, это ограничение в мелких, пустых, спазматических и недолгих радостях бессознательного существования. Выбравший Путь развития должен пожертвовать малым и привычным во имя главной Цели. Постоянное присутствие в сердце стремления к Всевышнему (к Эволюции), мыслей о Вечности и Бесконечности, осознание сотворчества с Провиденциальными Силами и есть ни с чем несравнимая радость существования в каждый момент времени! Сердечная молитва и медитация (активная или спонтанная) поддерживают это удивительное чувство полноты существования.

  При общении с окружающими людьми ищущий должен сохранять ровность, избегая раздражительности, гнева, бурной радости и прочих эмоциональных всплесков. Все это открывает ворота враждебным силам, которые только и ждут момента, чтобы проникнуть в сознание ищущего и создать там беспорядок, блокирующий связь с Эволюционной Энергией.

  Старое сознание долгое время будет пытаться стать на путь осуждения людей за их слова и поступки, что неизбежно влечет за собой появление ненужных эмоций. Лишь тогда, когда истинное сознание утвердится окончательно, появится возможность интегрально видеть действительные причины тех или иных человеческих поступков, при этом надобность в осуждении просто отпадет.

  Теперь об отношении ищущего к собственным «греховным» поступкам, вредным побуждениям и мыслям. Слово Шри Ауробиндо.

  Необходимо знать и наблюдать вредные побуждения в себе, ибо они - источник внешнего беспокойства, и их следует упорно отвергать, если вы намерены быть свободным.

  Но не думайте все время о своих несовершенствах и вредных побуждениях. Сосредотачивайтесь больше на том, каким вы должны быть, на идеале, веря, что поскольку перед вами есть цель - она должна быть и будет достигнута.

  Все время замечать ошибки и неправильные побуждения - значит прийти к унынию и ослаблению веры. Обращайте больше свои глаза на грядущий Свет и меньше - на всякий теперешний мрак. Вера, бодрость, уверенность в окончательной победе - вот что помогает, облегчает и ускоряет прогресс.

  Ни в коем случае не следует осуждать себя за «греховные» поступки и мысли, равно как и оправдывать их. Необходимо просто осознанно смотреть на те или иные негативные факты, поскольку осознание само по себе смягчает последствия и снижает потенциальную возможность их повторения в будущем.

  Отношение ищущего к вещам материального мира должно быть основано на непривязанности. Быть удовлетворенным тем, что имеешь, не расстраиваться при потере и не стремиться к приобретениям - основа правильного отношения к вещам. Вот что говорит по этому поводу Шри Ауробиндо.

  Нужды садхака (ищущего. - Авт.) должны быть сколь возможно малыми, ибо существует лишь очень немного вещей, действительно необходимых в жизни. Прочее же - какие-то удобства или вещи, украшающие жизнь, или предметы роскоши - разрешено для пользования или владения йогину лишь в одном из двух случаев:

  1) при условии, что он пользуется ими в своей садхане (йогической дисциплине. - Авт.) исключительно с тем, чтобы разрешить в себе способность обладания вещами без привязанности или желания и чтобы научиться пользоваться ими надлежащим образом, в гармонии с Божественной Волей...

  2) при том условии, что он достиг уже полной свободы от желания и привязанности, и на него ничуть не подействует и никаким образом не повлияет утрата, отказ или лишение; если же в нем есть жадность, желание, потребность, претензии на обладание или пользование, если он как-то озабочен, огорчен, гневается или досадует при отказе или лишении, то он не свободен в душе, и его пользование вещами, которыми он владеет, противоречит духу садханы...

  Аскетизм ради аскетизма не является идеалом в Интегральной Йоге, но самоконтроль в витальном и должный порядок в материальном - очень важная часть ее, и даже некоторая аскетическая дисциплина лучше для нашей цели, нежели произвольное отсутствие надлежащего контроля.

  Отношение к пище в Интегральной Йоге Шри Ауробиндо формулирует следующим образом.

  Приверженность к пище, жадность и страстное тяготение к ней, обращающие ее в нечто чрезвычайно важное в жизни, противоречат духу Йоги. Сознавать что-то как приятное для вкуса совсем не вредно, только не должно быть ни желания, ни страстной жажды к этому, ни ликования при получении еды, ни неудовлетворенности при неполучении. Следует быть спокойным и выдержанным, а не расстраиваться и не проявлять неудовольствия, когда пища не вкусна и не обильна, съедая неизменно то количество, которое необходимо, не больше, не меньше. Не должно быть ни жадности, ни отвращения.

  Не беспокойте свой ум по поводу пищи. Принимайте ее в надлежащем количестве без жадности и отвращения как средство, предоставленное вам Божественной Силой для поддержания тела в надлежащем состоянии, предлагая ее (пищу. - Авт.) частице Божества в себе.

  Действительно, перед едой необходимо сосредоточиться на предстоящем процессе принятия пищи, благодаря Всевышнего за саму пищу и предлагая ее частице Божества в себе, и только после этого приступать непосредственно к приему пищи. Этот своеобразный ритуал, если он выполняется не механически, а осознанно, в высшей степени медитативен и символизирует единство Всего Сущего. Принимая пищу, необходимо находиться в самом процессе, не отвлекаясь на посторонние предметы и разговоры.

  Рассмотрим вопрос об отношении к сексу в Интегральной Йоге. Приведу цитату из Шри Ауробиндо.

  Овладеть половым импульсом, стать настолько господином полового центра, чтобы половая энергия увлекалась вверх, а не выбрасывалась наружу и не растрачивалась, означает, в действительности, что сила, содержащаяся в семени, может обратиться в первичную физическую энергию, поддерживающую все прочие энергии в теле. Но нет более серьезной ошибки, чем допустить примешивание полового желания в его утонченной форме и смотреть на это как на часть садханы (йогической дисциплины. - Авт.). Это было бы самым эффективным способом идти к духовному падению и выбрасывать в атмосферу силы, которые блокируют супраментальное нисхождение (нисхождение Супраментальной Силы. - Авт.), вызывая вместо этого нисхождение враждебных витальных сил, сеющих тревоги и беды.

  Если эти слова Шри Ауробиндо кого-то отпугнут из-за нежелания расстаться с вошедшей в привычку тонкой формой получения удовольствия - для Эволюции в целом будет невелика потеря, поскольку в ее ряды должны стать лишь те люди, которые готовы пожертвовать привычным укладом жизни и с полным пониманием ответственности за сделанный выбор встать на Путь Сознательной Эволюции.

  При продвижении по Пути Сознательной Эволюции мне самому также пришлось преодолевать определенные трудности в области половой сферы. Несомненно одно - зависимость от секса является крайней степенью рабства. Не секс как таковой (в смысле полового акта), а зависимость от него есть серьезное препятствие на пути достижения сознания Истины. Тотальное осознание данного факта и должно явиться отправной точкой в преодолении этой формы несовершенства. Искреннее, доверительное обращение к Божественной Силе с просьбой помочь избавиться от сексуальных помыслов и беспокойств со временем принесло конкретные результаты - при полном сохранении полового чувства и способности совершать половой акт исчезло ощущение зависимости от секса.

  Ищущий должен коренным образом изменить свое отношение к любой выполняемой работе. Кажется вполне естественным, что мы должны быть заинтересованы в результатах своего труда, однако эта заинтересованность вносит лишь беспокойство в наше сознание, равно как и критика со стороны по поводу содержания и качества выполняемой работы. Работа (будь то выполнение должностных обязанностей или мытье посуды дома) должна перестать быть любимой или нелюбимой, приятной или неприятной, интересной или неинтересной, полезной или бесполезной и т.п. Ставший на Путь Сознательной Эволюции должен ровно и незаинтересованно относиться к любой работе и ее результатам. Пока ум во все вмешивается и пытается навязать свою точку зрения - это кажется невозможным, однако по мере успокоения ума меняется и отношение к этой проблеме. От ищущего требуется как можно более добросовестно выполнять любую работу, не заботясь о ее результатах, и равно принимать как похвалу, так и нелестные отзывы о ее выполнении. По мере продвижения в Йоге любая работа будет доставлять ищущему глубинную радость.

  И еще один очень важный момент. При выполнении любой работы и любого обыденного действия активное сознание должно находиться непосредственно в самом процессе деятельности, не отвлекаясь на выполнение каких-либо параллельных (мыслительных или двигательных) операций. По сути, это эффективнейшая форма активной медитации, обеспечивающая нахождение сознания ищущего в настоящем моменте времени, что очень важно для обеспечения стойкого контакта с Эволюционной Энергией. Таким образом, если идете, то идите; если едите, то ешьте; если чистите зубы, то чистите зубы - и никаких «блужданий» сознания по сторонам.

  Искатель Истины должен принимать все жизненные события (приятные и неприятные) смиренно, как данные Свыше, не ликуя и не расстраиваясь, считая их своеобразным «пробным камнем» на пути достижения абсолютной ровности сознания.

  Шри Ауробиндо в процессе своих исследований в области трансформации сознания сделал одно крайне важное для понимания механизма работы Божественной Силы открытие, а именно - двойное движение сознания - восхождение и нисхождение.

  Всегда существуют паузы в подготовке и усвоении между двумя действиями. Вы не должны относиться к ним с раздражением или нетерпением, как будто они какая-то несчастная брешь в работе. ...Сила поднимает часть вашей природы на более высокий уровень, а затем нисходит к более низкому пласту, чтобы поднять и его. Это движение восхождения и нисхождения крайне тяжело, потому что ум, пристрастный к восхождению по прямой, и витальное, жадное до скорого осуществления, не в состоянии уразуметь или следовать этому сложному движению, а потому склонны страдать от него или возмущаться им. Но преобразование всей нашей природы осуществляется нелегко, и Сила, которая совершает это, знает лучше, чем наш ум с его неведением или витальное с его нетерпением.

  Шри Ауробиндо утверждает, что чередование светлого и темного периодов - почти всеобщий опыт йогов, и исключения очень редки. Если исследовать причины этого феномена, очень непонятного для нашей человеческой натуры, то обнаружится, что их, как правило, две. Первая заключается в том, что человеческое сознание не в состоянии вынести постоянное нисхождение Света, Силы, Ананды или же не в состоянии их принять и пропитаться ими. Оно требует периодов усвоения, это усвоение продолжается за покровом поверхностного сознания... На более продуктивных стадиях Йоги эти темные, тусклые периоды укорачиваются, становятся не столь мучительными, а также возвышаются чувством более высокого сознания, которое... поддерживает нашу внешнюю природу. Вторая причина - это некое сопротивление, нечто в человеческой природе, что не готово, а может быть, не желает измениться, - часто это какое-то прочное, привычное образование ума или витального плана либо какая-то временная инертность физического сознания, а вовсе не часть нашей природы.

  Действительно, попеременно чередующиеся движения восхождения и нисхождения сознания являют собой способ работы Эволюционной Энергии в сознании ищущего. В результате этого двойного движения ищущий планомерно осваивает как высшие, так и низшие планы сознания - Высшую и Низшую полусферы Истины.

  С каждой покоренной нами вершины мы должны спуститься для того, чтобы привнести вниз, в низшее смертное движение ее силу и озарение. Таков основной закон Сознательной Эволюции.

  Если нисхождение (сознания. - Авт.) имеет место в других Йогах, то это все-таки только эпизод на пути или результат восхождения, главной целью остается восхождение. Здесь же восхождение - это лишь первый шаг, но оно же является средством и для нисхождения. Именно нисхождение нового сознания, достигаемое посредством восхождения, есть отличительный признак этой садханы (Интегральной Йоги. - Авт.)... целью здесь является божественное наполнение жизни.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!