И столь же легко им следовать. 5 страница



  Интуитивный Разум, в отличие от Озаренного, - прозрачен и крайне подвижен. Искры знания вспыхивают из голубого Безмолвия над головой и оформляются в конкретные идеи, не требующие логических доказательств и интеллектуальных рассуждений. По словам Шри Ауробиндо, интуиция - это воспоминание Истины. Интуиция является источником особой глубинной любви и радости. Откровения, рождающиеся в Интуитивном Разуме, целостны по сути и не поддаются ментальному дроблению. Однако интуиция может вуалироваться вмешательством рассудка, поэтому при интуитивных прозрениях важно сохранять ментальное безмолвие. Интуитивным Разумом обладают редкие гении человечества - мудрецы, поэты, композиторы, ученые.

  Глобальный Разум - это, фактически, Космическое Сознание, но без потери индивидуальности. На этом плане сознание созерцает в безмолвии, большими объемами, охватывая единым взглядом обширные протяженности пространства и времени. Сознание становится массой постоянного света. В результате имеют место всеобщая радость, всеобщая красота и вселенская любовь. Глобальное сознание связывает воедино все элементы вселенской игры, а потому для него не существует понятий уродства, зла и страдания. Глобальный Разум служил источником откровений Великих Учителей человечества и Основателей Религий.

  По утверждению Шри Ауробиндо, за пределами Разума лежит Супраментальное Сознание - Сознание Истины, или Божественное сознание. Это не улучшенное (пусть даже Глобальное) человеческое сознание, а сознание принципиально новое, имеющее иную психофизическую основу.

  Попытка выразить суть переживаний, возникающих при попадании в сферы Супраментального Сознания, крайне затруднительна по причине ограниченности ментальных терминов, используемых нами в языковом общении.

  Шри Ауробиндо выделяет в Супраментальном Сознании два аспекта - аспект видения и аспект силы.

  Разум по своей природе неизбежно фрагментирует видимую реальность и путем сопоставления (противопоставления) этих фрагментов пытается нарисовать в сознании картину восприятия реальности. Даже Глобальный Разум, объединяя все видимое в едином луче, тем не менее исходит из одной точки зрения и не в состоянии охватить другие - либо отвергая их, либо ассимилируя.

  Супраментальное видение имеет истинно глобальный (интегральный) характер. Шри Ауробиндо назвал это Единым и бесконечно множественным взглядом.

  Супраментальное существо зрит по-иному, с иной точки - не сквозь дебри фактов и феноменов сиюминутного, но сверху, не извне и не по поверхности судя, но изнутри, из самой истины сердца всякой вещи.

  Для супраментального чувства ничто на самом деле не является конечным: оно базируется на ощущении всего в каждом и каждого во всем; его определяющая способность не создает никаких стен ограничения; это океаническое и эфирное чувство, в котором всякое чувственное знание и ощущение - это волна, движение, брызги или капля, которые все-таки являются при этом средоточием океана и от океана неотделимы... Как будто неясный или банальный, ординарный взгляд сменился взором художника, поэта, видением одухотворенным и возвышенным - видением, причастным видению божественного Поэта и Художника, видением, которому Он даровал всю полноту Своей истины и Своих промыслов, как о всей Вселенной, так и о каждой вещи в ней. Безграничная интенсивность делает все видимое откровением великолепия и величия его (всего видимого) истинного качества, идеи, формы, цвета. Тогда кажется, что в физическом зрении, в «физических глазах» есть дух и сознание, которым доступен не только физический аспект объекта, но и сама главная суть его, энергетическая вибрация, свет и сила и духовная субстанция, из которой он создан... В то же время происходит тонкое изменение, которое открывает видение в особого рода, четвертом измерении; видение, характерной чертой которого является некое проникновение вовнутрь, видение не только поверхности и внешней формы, но и всего того, что оживляет ее и простирается в тонком виде вокруг нее. Материальный объект предстает этому зрению чем-то отличным от того, что мы видим сейчас: не отдельным предметом на фоне или в окружении остальной Природы, и неотделимой частью и даже в тонком смысле - выражением единства всего, что мы видим. И это единство... - единство тождественности с Вечным, единство Духа. Ибо для супраментального видения материальный мир, пространство и материальные объекты перестают быть материальными в том смысле, в котором мы сейчас воспринимаем их, то есть посредством свидетельства лишь наших ограниченных физических органов; ...они предстают перед нами, видны нам, как Сам Дух в образе Самого Себя и Своего сознательного распространения.

  Супраментальное видение связует друг с другом прошлое, настоящее и будущее в их неделимой взаимосвязи...

  Супраментальная сила - это сила Духа в Материи. Супраментальная мысль спонтанно трансформируется в мгновенное, абсолютно эффективное (безошибочное) действие. Как всегда точно это выразил Шри Ауробиндо: «Любая мысль и ощущение уже есть само действие». Супраментальная мысль автоматически наделена супраментальной силой.

  Осознанное переживание нисхождения супраментальной силы в тело очень образно описала Мать.

  Было полное ощущение силы, тепла, золота: оно не было жидким, оно было, как пудра. И каждый из этих элементов (их нельзя назвать ни частичками, ни осколками, ни даже точками, если только вы не используете слово «точка» в математическом смысле - точка, которая не занимает никакого пространства) был подобен живому золоту, горячей золотой пыли - он не был ни ярким, ни темным; это не был свет так, как мы его понимаем; это было похоже скорее на массу крошечных золотых точек, вот и все. Они как бы касались моих глаз, моего лица. И какая это была огромная сила! И в то же время - ощущение полноты, покоя всемогущества. Это было изобилие. Это была полнота. Это было движение в своем пределе - бесконечно более быстрое, чем мы можем себе представить, и в то же время был абсолютный покой, совершенная неподвижность, безмолвие.

  И еще. Это движение - особого рода вечная Вибрация, не имеющая ни начала, ни конца. Это что-то от самой вечности, что будет существовать вечно и не имеет временных разделений; лишь спроецированное на экран, оно начинает обретать временные разделения... Движение настолько тотальное - тотальное и постоянное, неизменное, что так или иначе оно ощущается как абсолютная неподвижность. Это совершенно невозможно описать, и все же это есть Источник и Опора, Основание всей земной эволюции.

  Таким образом, именно Супраментальная Сила является движителем Эволюции. Каждый волен давать Ей название по своему вкусу, но, на мой взгляд, наиболее подходящие синонимы - Божественная Сила (Шакти - древнеиндийск.) или Эволюционная Энергия.

  Шри Ауробиндо показал, что внутренняя неподвижность на всех уровнях человеческого сознания - необходимое условие для того, чтобы Супраментальная Сила, которая сама есть неподвижность (при максимуме вибрационного динамизма), могла нисходить в сознание и тело индивида и осуществлять там эволюционные преобразования.

  Неподвижность на всех уровнях сознания означает безмолвие разума и полную свободу от импульсов желания любого рода. Говоря физическим языком, именно мысли и желания, являясь вибрационными структурами, блокируют (перекрывают) канал, по которому нисходящая Эволюционная Энергия способна проникать в сознание индивида.

  В качестве универсального средства достижения неподвижности на всех уровнях сознания Шри Ауробиндо рекомендует использовать специальную практическую дисциплину, названную им Интегральной Йогой. Ее называют также Интегральной Йогой Шри Ауробиндо и Матери.

  Исходя из собственного опыта, могу констатировать, что практика Интегральной Йоги является абсолютно надежным, эффективным, безопасным и сравнительно быстрым средством реализации механизма Сознательной Эволюции на начальных этапах.

  Что же входит в практику Интегральной Йоги и каковы основные вехи-достижения на пути ее реализации?

  Для того чтобы практиковать Интегральную Йогу Шри Ауробиндо и Матери, не требуется бегства от благ цивилизации и укромного уединения в тиши монастырей, напротив, нахождение в самой гуще мирской жизни позволяет искателю Истины выявлять в своем сознании многочисленные (особенно на первых порах) огрехи и издержки, препятствующие эволюционным преобразованиям. Интегральная Йога не предполагает использования трудоемких методик и разного рода медитативных практик, применяемых в других йогах и специальных дисциплинах. Полем йогической практики становится повседневная жизнь во всех ее проявлениях. Именно в повседневной жизни (на работе, дома, в дороге, на прогулке, на отдыхе и пр.), во взаимоотношениях с окружающими людьми, с природой, с животными, с собственным «эго» в самых различных обстоятельствах ищущий раз за разом делает маленькие открытия, которые в конечном счете приводят к революционным изменениям в его сознании.

  Можно до хрипоты теоретизировать на тему о возможности или невозможности коренного изменения сознания в течение одной земной жизни, можно, обложив себя «за» и «против», глубокомысленно рассуждать о пользе или вреде той или иной рекомендуемой методики, можно бесконечно долго сомневаться в правильности утверждений того или иного Учителя - все это будет игрой ума (рассудка) с ее взаимоисключающими крайностями, но никак не истинным знанием, которому можно доверять и которым можно руководствоваться.

  Шри Ауробиндо предлагает без пустых рассуждений остановить машину ума и начать практическую реализацию Интегральной Йоги. Но для того чтобы решиться на это, необходимо либо вконец отчаяться от попыток изменить свое сознание какими-либо другими средствами, либо просто безоговорочно принять на веру предложение Шри Ауробиндо, не сомневаясь в его истинности и день ото дня разжигая в своем сердце пламя стремления к единению с Истиной, терпеливо и последовательно реализовывать предписанное Учителем.

  В основе Йоги Шри Ауробиндо лежит сама Эволюция со всей Своей неотвратимостью и непреложными законами. Попытка (сознательно или по неведению) избежать эволюционных преобразований сознания неизбежно обречена на провал. За ней может следовать либо крайне болезненная, принудительная трансформация, либо распад сознания индивида.

  Шри Ауробиндо как-то заметил: «Наша йога начинается там, где все другие заканчиваются».

  Интегральная Йога Шри Ауробиндо и Матери дает возможность ищущему осознанно и постепенно пройти все стадии роста индивидуального сознания в сферах Разума (от Обычного Разума - к Высшему, от Высшего - к Озаренному, от Озаренного - к Интуитивному, от Интуитивного - к Глобальному Разуму) и, наконец, выйти за пределы Разума в сферы Супраментального Сознания - сознания Божественной Истины и Божественной Любви.

  Неужели эта захватывающая перспектива не способна разжечь в сердце искреннего искателя Истины огонь стремления и стать путеводной звездою всей его жизни?! Ищущему предоставляется уникальная возможность стать активным, сознательным участником великой Вселенской Мистерии, и упустить ее (эту возможность) было бы непростительно! Впрочем, каждому свое - задворки эволюции, увы, не пустуют.

  Работа в Интегральной Йоге начинается с достижения покоя в уме. Это непременное начальное условие для продвижения по Пути Сознательной Эволюции.

  Спокойствие ума не означает отсутствие в нем каких-либо мыслей или умственных движений вообще. Они будут на поверхности, и вы будете чувствовать свою подлинную внутреннюю сущность отделенной от них, наблюдающей, но не вовлеченной, способной смотреть за ними и контролировать их, отвергать все то, что должно быть отвергнуто, и принимать все то, что является подлинным сознанием и подлинным опытом.

  Важно избавиться от привычки вторжения беспокойных мыслей, дурных чувств, путаницы идей, неуместных побуждений. Они беспокоят нашу (подлинную. - Авт.) природу, скрывают ее, делая затруднительным действие (Божественной. - Авт.) Силы. Когда ум спокоен и мирен, Силе действовать легче.

  Абсолютно надежным средством достижения спокойствия ума является практика активной медитации. Она обеспечивает тотальную бдительность контролирующего сознания по отношению к мыслям и желаниям, пытающимся проникнуть в активное сознание и там реализоваться.

  Активная медитация должна рождаться ежесекундно как попытка остановить работу ума, направленную на реализацию (в любой форме) мыслей и желаний.

  Для практики активной медитации не требуется специальных условий (уединения, тишины, изолированного помещения и пр.) - ею можно заниматься практически в любое время, в любом месте и в любой ситуации, когда ум не занят решением какой-то действительно неотложной задачи. Если некоторое время мы пристально понаблюдаем за работой нашего ума, то убедимся, что львиную долю времени он занят пустыми рассуждениями об увиденном и услышанном, о дне вчерашнем и дне завтрашнем, о сиюминутном и далеком и т.п. и лишь малую толику времени во всей этой ментальной чехарде и мешанине занимают так называемые мысли по существу. Наш ум ни секунду не бывает спокойным, как только одна мысль покидает его, так другая тотчас им овладевает. Таким образом, для занятия медитацией у нас высвобождается масса времени, и грех не использовать уникальную возможность для развития. Однако любая наша попытка хотя бы на время остановить машину ума встречает огромное сопротивление, которое выражается в небывалой агрессивности мыслей, атакующих сознание.

  По тактике отношения ищущего к возникающим мыслям Шри Ауробиндо выделяет три вида техники активной медитации.

  Один из них - смотреть на мысли и наблюдать, какова природа человеческого ума, поскольку они ее обнаруживают, но не уделять им никакой поддержки и дать им истощиться, пока они не окажутся в тупике.

  Другой способ - смотреть на мысли не как на свои собственные, стоять за ними в качестве свидетеля... и отказывать им в одобрении: мысли рассматриваются как нечто, приходящее извне... и их следует принимать как случайных прохожих, пересекающих умственное пространство, с которыми не имеешь никакой связи и которые тебя никак не интересуют. При использовании этого метода... некоторое время спустя ум делится как бы надвое: на часть, которая является ментальным свидетелем, наблюдающим, совершенно не волнующимся и спокойным, и на часть, являющуюся объектом наблюдения, в которой перемещаются и блуждают мысли.

  Есть и третий, активный метод, по которому стремятся увидеть, откуда приходят мысли, и обнаруживают, что они приходят не изнутри, а как бы из внешнего пространства вокруг головы. Если удается обнаружить, как они приходят, тогда прежде, чем они вошли, их следует совершенно отбросить. Может быть, это самый трудный путь и не всем он может подойти, но если он подходит, то это - кратчайший и самый действенный путь к безмолвию.

  Во основе всех видов техники активной медитации лежит наблюдение - абсолютно безусильный метод, не предусматривающий никакой борьбы с мыслями. В разных ситуациях и в разные периоды времени возможно варьирование видов техники медитации, но до определенного времени (а точнее, до полного замещения активной медитации спонтанной) в уме ищущего будет присутствовать Свидетель (Наблюдатель), основная функция которого - санкционировать для реализации или, напротив, отвергать мысли, входящие в поле индивидуального сознания. Для этого Свидетель, по возможности, постоянно должен находиться в текущем моменте времени, только при данном условии имеет место тотальная (абсолютная) бдительность, что не позволяет силам, противным эволюции (или враждебным силам, как их называет Шри Ауробиндо), овладеть сознанием искателя Истины.

  При регулярной практике активной медитации ищущий начинает испытывать необычные ощущения в области головы, явно связанные с медитативной практикой. Это может быть чувство распирания головы изнутри, сопровождающееся сильными болями, периодические ощущения пустоты над головой, сопровождающиеся страхами и «замираниями» в области сердца, своеобразные энергетические «щелчки» и «шумы» в районе макушки головы, проникающие внутрь и т.п. Самое главное - не пугаться этих явлений, они носят временный характер и неизбежно предшествуют стойкому установлению связи сознания ищущего с нисходящей Эволюционной Энергией. Ни в коем случае не следует прекращать практику активной медитации! Терпение и абсолютная ровность в сознании - вот все, что требуется от ищущего в этот период.

  С течением времени благодаря регулярной практике активной медитации ищущий начинает ощущать физическую связь с нисходящей Божественной Силой, которая выражается в прямом ощущении ее нисхождения в нижележащие отделы тела с выделением животворящего тепла и вибраций радости на клеточном уровне. Индивидуальное сознание при этом уже не центрируется, как прежде, в теле (в районе головы), а находится как бы над макушкой головы или в окружающем пространстве.

  Шри Ауробиндо называет это явление и его замечательные следствия выходом в новый способ существования.

  Прежде всего начинаешь отчетливо ощущать, что изменился механизм работы сознания. Если раньше, прежде чем что-то сказать или написать, требовалось предварительно сформулировать фразу и только потом ее озвучить или перенести на бумагу, то теперь речь (как письменная так и устная) спонтанно льется из пространства над головой, обретая уже готовую лаконичную форму. Кроме того, на уровне вибрационных ощущений начинаешь чувствовать некоторые мысли и настроение людей до того, как они с тобою заговорят. Сама же окружающая жизнь начинает казаться неправдоподобной, развертывающейся перед тобой как бы на экране, а ты - оглушенный разлившейся свободой сознания - становишься зрителем.

  Главным условием успешного продвижения в Интегральной Йоге является абсолютная открытость искателя Истины Божественной Силе и возрастающее доверие к Ней - доверие, которое в конце концов приводит к безоговорочной сдаче своей судьбы в Ее руки.

  В этой Йоге весь принцип состоит в том, чтобы открыть себя Божественному Влиянию. Оно здесь, выше нас, и если вы однажды осознаете его, то вы должны призвать его низойти в вас. Оно нисходит в ум и тело, как Мир, как его Свет, как присутствие Бога безличного или как Ананда (божественная радость. - Авт.). Прежде чем стать обладателем этого сознания, необходимо иметь веру и устремленность к раскрытию. Устремленность, взывание, молитва - суть формы одного и того же, и все они эффективны.

  Оставайтесь спокойным, откройтесь и взывайте к Божественной Шакти (Силе. - Авт.), дабы она утвердила Мир и Покой, расширила сознание и привнесла в него столько силы, сколько оно в настоящий момент может принять и усвоить.

  Остерегайтесь быть слишком нетерпеливым, так как это может вновь нарушить тот покой и равновесие, которые уже установились в витальной природе.

  Имейте доверие к конечному результату и дайте возможность Силе сделать свое дело.

  Именно Божественная Сила выполняет в индивидуальном сознании всю трансформирующую работу - Ей не надо только мешать своими тщетными волевыми усилиями и пространными рассуждениями об ожидаемых результатах. Когда в сознании ищущего, посредством сердечного устремления и активной медитации, прочно устанавливается связь с нисходящей Божественной Силой, начинается постепенное мягкое раскрытие всех семи энергетических центров (чакр), начиная с верхнего, расположенного над макушкой головы. Божественная Сила занимается также гармонизацией этих центров, не допуская их деформации и выхода из-под контроля.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!