Характеристика музыкально–дидактических игр



Дидактические игры нашли своё применение в воспитании дошкольников давно. Своеобразие и отличие этих игр от других средств обучения в том, что они дают возможность обучать, упражнять, развивать умственные способности ребёнка, а также формировать ценные черты личности и взаимоотношения детей в привлекательной и доступной для них форме.

Дидактическая игра – игра, направленная на расширение, углубление и систематизацию знаний об окружающем, на воспитание познавательного интереса и познавательных способностей. Сущность дидактической игры заключена в том, что ребёнок решает умственную задачу в занимательной форме, сам находит решение, преодолевая при этом некоторые трудности. Умственная задача воспринимается ребёнком как практическая, игровая, тем самым повышается его умственная активность.

Среди дидактических игр особое место занимают музыкально-дидактические игры.

Существуют различные виды классификации музыкально-дидактических игр. Э.П. Костина разработала настольные музыкально-дидактические игры, которые используются для развития музыкально-сенсорных способностей. Она разделяет их на 4 вида:

1. Игры, с помощью которых развивается звуковысотный слух дошкольников. Это такие игры, как «Качели», «Курицы», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки» и т.д.

2. Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей, например: «Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости» и т.д.

3. Игры для развития тембрового слуха: «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» и т.д.

4. Игры, развивающие динамический слух: «Громко-тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т.д.

Настольные музыкально-дидактические игры представлены в определённой последовательности с постепенным усложнением музыкально-сенсорных задач для каждой возрастной группы. В старшей группе – три (громко, умеренно громко, тихо).

Н.А. Ветлугина разделяет все музыкально-дидактические игры на настольные, подвижные и хороводные. Эта классификация основана на различии игровых действий детей:

1 группа. Статичное поведение детей, разделённых на подгруппы. Соревновательный элемент заключён в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение, музыкальный звук и т.д.

2 группа. Характеризует динамика действий. Дети, разделённые на подгруппы, вслушиваются в звучание музыкального произведения, реагируют на него соответствующими движениями. Например, под бодрый марш движется одна группа детей, маршируя, а под задорную плясовую – другая группа выполняет знакомые танцевальные движения.

3 группа дидактических игр. Двигательная активность детей ограничена. Обычно соревнуются между собой два или три круга детей или круг (группа детей) и солист. Например, на звучание среднего регистра выполняют движение дети первого круга, на звучание высокого регистра – второго, на звучание низкого – третьего круга. Побеждает тот круг, чьи участники правильнее среагировали на смену звучания.

Именно разнообразие музыкально-дидактических игр вкладывает большое значение в воспитании дошкольников. [20]

 

Методика проведения музыкально–дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста

 

Любая дидактическая игра имеет определённую структуру, которую можно перенести и на музыкально-дидактическую игру. Следуя этой структуре, можно отметить, что основу музыкально-дидактических игр составляют: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила, результат.

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия, содержание игры берётся из образовательной программы. Дидактическую задачу определяет педагог в соответствии с обучающей деятельностью.

Игровая задача осуществляется детьми в игровой деятельности. Игровая и обучающая задачи отражают взаимосвязь игры и обучения. Дидактическая задача при этом решается через игру, она определяет игровые действия детей, становится задачей самого ребёнка, активизирует игровые действия и возбуждает желание решить поставленную задачу.

Основу музыкально-дидактической игры составляют игровые действия, без которых сама игра невозможна. Игровые действия определяют содержание игры. И чем интереснее и привлекательнее для детей содержание, тем успешнее решаются игровые и дидактические задачи детьми. Необходимо обучение детей игровым действиям для того, чтобы игра носила обучающий характер и была содержательной. Обучение игровым действиям, как правило, даётся через показ действия, через пробный ход. Мотив игровой деятельности и активное желание решить задачу, поставленную перед ребёнком, проявляется в игровых действиях.

Игровые действия – это не всякие практические внешние действия сравнения, выбора, разбора. Это и сложные умственные действия, выражающиеся в процессах мышления: целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания материала.

Правила игры тоже являются одним из составных элементов музыкально-дидактической игры. Правила содержат определённые требования к взаимоотношениям детей и к выполнению ими задания. В музыкально-дидактической игре правила являются заданными. Они обучают, организуют и дисциплинируют детей. Обучающие правила информируют детей о том, что и как нужно делать, соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль и раскрывают способ действий. Также они организуют и познавательную деятельность ребёнка: услышать и сравнить звуки, определить характер музыки, сравнить фрагменты музыкальных произведений и т.д., найти способ решения поставленной игровой задачи.

Организующие правила раскрывают порядок и последовательность игровых действий и взаимоотношений детей.

Результат – это выполнение игровой задачи, которое служит завершающим концом музыкально-дидактической игры. Для педагога результат является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний, в их применении. Для детей результат – это определённое достижение чего-либо, например, выполнение задания, заполнение карточки, отгадывание музыкальной загадки. [20]

Музыкально-дидактические игры можно использовать на музыкальном и других занятиях, в самостоятельной деятельности в свободное время, а также на праздниках и развлечениях. Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Музыкальный руководитель знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Инициатором игры является взрослый. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. Музыкально-дидактические игры и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Поэтому необходимо постоянно пополнять и развивать музыкально-предметную среду, как в музыкальном зале, так и в групповых комнатах. Музыкально-дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Для возникновения самостоятельной игровой деятельности детей в группе должны быть созданы условия. Для этого в каждой возрастной группе ДОУ организуются музыкальные уголки с детскими музыкальными инструментами, портретами композиторов, альбомами детских писем и играми, изготовленными силами родителей и воспитателей с детьми. Игры в уголках периодически меняются в соответствии с комплексно-тематическим планированием в ДОУ. Так же имеются информационные консультативные стенды, где родители могут узнать в какие музыкальные игры можно поиграть с ребенком дома, либо получить ответ, на любой вопрос, касающийся музыкального воспитания детей в семье.


Заключение

 

Таким образом, складывается вывод о роли музыкально-дидактических игр в музыкальном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Использование музыкально-дидактических игр в работе с дошкольниками позволяет в простой доступной для детей игровой форме дать преставления о музыке и её выразительных средствах, об изобразительных возможностях музыки, а также научить различать целую гамму чувств и настроений, передаваемых музыкой. Именно благодаря использованию музыкально-дидактических игр у детей развиваются музыкально-сенсорные, а также и общие музыкальные способности – чувство ритма и ладовый слух. Известно, что эти способности играют важную роль в музыкальном воспитании дошкольников.

Музыкально-дидактические игры позволяют заинтересовать ребёнка, пробудить в нём интерес к музыке. Кроме этого, музыкально-дидактические игры значительно активизируют умственную деятельность дошкольников, развивают их самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает уже творческий характер. Это даёт детям возможность для самовыражения и творчества, что тоже важно для становления личности ребёнка. Музыкально-дидактические игры находят широкое применение в разнообразных видах деятельности дошкольников. Это музыкальные занятия, самостоятельная и совместная деятельность в группе, развлечения, в которые включаются знакомые детям музыкально-дидактические игры. Всё это помогает дошкольникам усвоить и закрепить полученные навыки, разнообразить детскую деятельность и повысить результативность воспитательной работы с детьми.

Необходимо отметить, что важна систематичность, последовательность применения музыкально-дидактических игр в работе с детьми. Это возможно при условии правильного перспективного планирования музыкально-дидактических игр, а также при тесном взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя, так как освоенные на музыкальных занятиях дидактические игры переносятся в самостоятельную деятельность в группе, включаются в развлечения и досуги.


 

Список литературы

1) Ветлугина Н.А. МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА. М: ПРОСВЕЩЕНИЕ 1968, с. 416,

2) Кабалевский Д.Б. КАК РАССКАЗЫВАТЬ ДЕТЯМ О МУЗЫКЕ? – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1989. – с. 191

3) Костина Э. П. МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ методическое пособие. Ростов на Дону «ФЕНИКС», 2010г – с. 211

4) МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ. / Под ред. Образцова, Т.Н. – М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА»», ООО «ЭТРОЛ», ООО «ГАММА ПРЕСС 2000», 2005. – с. 277

5) МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. / Под ред Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1984. – с. 208

6) Никитин Б.П. РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ. М.: ПЕДАГОГИКА., 1998. – с. 24

7) ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336.

8) Оуэн М. М. ТЕОРИЯ ИГР.: ПРОСВЕЩЕНИЕ 2001. – с. 94

9) Петровна А.Е. Сборник «МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА». 2017 – с. 20

10) Радынова О.П., Катинене А.И. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. М.: 6 АКАДЕМИЯ,1998 – с. 240

11) Радынова О. П., Комиссарова Л. Н. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: Учебник для студентов высших учебных заведений. Дубна: «ФЕНИКС», 2011. – с. 352

12) Радынова, О.П МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ.; [ТЕКСТ]. / Под ред. Радынова, О.П. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1997. – с. 119

13) Радынова О.П. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.; [ТЕКСТ]: учеб. для студ. высш. и сред. пед. заведений / Под ред. О.П. Радынова, Л.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили. М.: Издательский центр «АКАДЕМИЯ», 2000. – с. 209

14) Спиваковская А.С ИГРА – ЭТО СЕРЬЕЗНО. М.: ПЕДАГОГИКА 1981. – с. 34

15) СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНОСТРАННЫХ ТЕРМИНОВ. / Под ред. Т. С. Крунтяева, Н, В. Молокова, А. М. Ступель. – M.; Л., «МУЗЫКА» 1988 – с. 136

16) Теплов, Б.М. ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. M.; Л: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1947 (Л. : 2-я ф-ка дет. книги Детгиза)  – с. 355

17) Учебное пособие для студентов по спец. «ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ». Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1983. – с. 256

18) Эльконин Д.Б. ПСИХОЛОГИЯ ИГРЫ. М.: ПЕДАГОГИКА, 1978. – с.234

19)  [Электронный ресурс] Петровича П. П. Методологическая копилка – 2020. Режим доступа: http://pavlenko-petr.nov22ds.edusite.ru/p21aa1.html – № 4;5.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 271; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!