Психолого-педагогические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста



Комитет по образованию

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Педагогический колледж №4 Санкт–Петербурга»

 

Защищено с оценкой ________

Протокол №____ от _________

 

 


Курсовая работа

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Гурович Маргариты Максимовны,

студентки 12б группы

Специальность 44.02.01

«Дошкольное образование»

 

Руководитель

Федина Елена Николаевна

 


 

Санкт–Петербург
2021


Оглавление

Введение……………………………………………..………………………… 3

1. Психолого-педагогические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста……………………...…………………………...7

2. Задачи и содержание музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста…………………………………...……………………13

3. Средства музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………….17

4. Характеристика музыкально-дидактических игр…………..…20

5. Методика проведения музыкально–дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста…………………………….…………….…22

Заключение………………………………………………..……………26

Список литературы………………….…………………………………28


 

Введение

 

Неотъемлемой частью всестороннего развития личности ребенка является музыкальное воспитание. В старшем дошкольном возрасте важно давать детям яркие музыкальные впечатления, побуждать сопереживать музыке и обучать попеременно отдельным навыкам.

Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе музыкальной деятельности: слушания–восприятия, исполнительства (пения, музыкально–ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах), творчества, музыкально–образовательной деятельности (получая общие сведения о музыке как виде искусства, а также специальные знания о способах и приемах исполнительства).

Музыка не может с той же долей конкретности, как эти виды искусства, изобразить или описать жизненные явления (хотя некоторыми возможностями изобразительности она обладает).

Можно ли с помощью звуков передать определенное содержание? Что мы называем содержанием музыки?

Видный психолог Б.М. Теплов писал: «В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения». [16, с. 7].

Педагоги В.И. Логинова и П.Г. Саморукова считают, что «к концу старшего дошкольного возраста ребенок может более сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, а также более глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический слух. Он не только замечает выразительно–изобразительные средства в различных произведениях искусства, но и умеет объяснить их необходимость в данном жанре, осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных видов искусства. У детей появляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений. Активно развиваются художественно – творческие способности, дети сами придумывают загадки, сочиняют стихи, сказки, песни, пляски, создают аппликацию, рисуют, лепят. У них появляется оценочное отношение к творческим проявлениям, как своих сверстников, так и своим собственным.

У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и в искусстве, к различным видам художественной и игровой деятельности. У детей наблюдается яркое выражение эмоциональной восприимчивости к произведениям искусства. Продолжает развиваться художественное творчество, однако детские замыслы еще характеризуются недостаточной устойчивостью и отчетливостью. Дальнейшее эстетическое развитие ребенка осуществляется в школе [17, с. 3 – 4].

В жизни дошкольников в период от 5 до 7 лет игра занимает большое и важное место. Отличительная черта этого возраста является стремление воплотить свои фантазии в игре, воображаемые образы – это и есть проявление творческого самосознания. Одновременно в старшем дошкольном возрасте дети осваивают игры с правилами. По мнению А.С. Спиваковской «к ним относятся различные по содержанию и педагогической направленности дидактические, досуговые и народные игры. Эти игры очень важны для развития произвольности, внимания, памяти, специальных двигательных и познавательных способностей, усвоения различных знаний. Эти игры всегда включают несколько участников, способствуя развитию умения действовать с партнерами. Ребенок легко запоминает правила и действует в их рамках; контролирует свои и чужие действия, усваивает способы регуляции совместной деятельности (например, выбор очередности в игре с помощью считалки, жеребьевки и т.п.), учится адекватно переживать удачу и неуспех. В совместных играх с правилами усваиваются многие социальные представления, в том числе представления о справедливости и несправедливости, формируется адекватная самооценка» [14, с. 45].

Б.П. Никитин в книге «Развивающие игры» ссылается на высказывание. В.А. Сухомлинского, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [6, с. 12].

Таким образом, проследив развитие теорий об игровой деятельности ребенка в истории педагогики и рассмотрев структуру игр, можно прийти к следующим выводам.

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра – ведущий вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений.

Музыкальное воспитание в детском саду является частью общей подготовкой детей к школе. Содержание и методы музыкальных дидактических игр отчасти направлены на решение этой задачи.

В конечном итоге ребенок к концу дошкольного детства должен достигнуть такого уровня музыкального развития, который позволит ему не отставать от новой социальной позиции – школьника – проявлять свои творческие способности и быть эффективнее в школьной среде.

Безусловно, сама организация использования музыкальных дидактических игр требует от педагога понимания значимости и ценности музыкального воспитания детей, большого творчества и мастерства.

Курсовая работа соответствует ПМ 02 Организация различных видов деятельности и общения детей раннего и дошкольного возраста.

Цель работы: изучение особенностей использования музыкально–дидактических игр в музыкальном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Цель определила следующие задачи:

1. Изучить научно–методическую литературу по проблеме использования музыкально-дидактических игр в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.

2. Охарактеризовать задачи, содержание и этапы музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

3. Определить роль музыкально–дидактических игр в музыкальном воспитании дошкольников.

4. Раскрыть методику проведения музыкально-дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста.

Словарь основных понятий

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности, заключающийся в передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему.

Дидактическая игра – это игра с правилами, специально создаваемая педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Она направлена на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в ней проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Игра – вид непродуктивной деятельности, основной мотив которой заключен не в результате, не в получении утилитарных вещей, а в самом процессе; основной вид деятельности дошкольника.

Музыкальная грамотность – это способность на слух определить характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером её исполнения.

Музыкальное исполнительство – область художественного творчества, связанная с воссозданием реального звучания музыкальных произведений. К музыкальному исполнительству относится творчество певцов, инструменталистов, дирижёров. Наряду с созданием, распространением музыки и её восприятием.

Музыкально–игровая деятельность – является одним из ведущих средств при развитии у детей творческих способностей.

Музыкальные дидактические игры – это музыкально–сенсорная деятельность ребенка, в процессе которой он учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры.

Музыкальное воспитание – это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства – формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке, передачи им опыта музыкальной деятельности.

Музыка – вид искусства. Согласно А. Н. Сохору (МЭ 3, 1976 г.), этот вид «отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов».

Нравственно–эстетические переживания – базисный уровень эстетического сознания человека, исходное и конечное звено всех видов полноценной эстетической деятельности.

Творчество – деятельность, результат которой есть создание чего–либо качественно нового.

Творческое развитие ребенка – это гармоничное развитие его личности и индивидуальности. Оно тесно связано с развитием способности, выразить своё эмоциональное содержание.

Развитие – это тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому.

Психолого-педагогические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Современные взгляды на процесс формирования детской личности характеризуются опорой не только на приобретение новых знаний и умений, но и на выработку определенных ценностных ориентаций человека, составляющих базис личностной культуры. Если передача знаний требует главным образом обращения к интеллекту личности, то выработка ценностных ориентаций связана, прежде всего, с воздействием на эмоции и чувства человека, которые, в свою очередь, способствуют превращению ценностных установок в его убеждения. В контексте новой парадигмы педагогики вопросы эмоционального развития детей связываются с обновлением содержания образования, требованиями гуманизации и демократизации педагогического процесса, также качественным улучшением эстетического воспитания подрастающего поколения. Главный акцент в решении проблемы ставится на задаче приобщения ребёнка с первых лет жизни к миру художественной и музыкальной культуры.

Современные требования к образовательной программе, сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определяют одним из важнейших направлений в развитии ребенка дошкольного возраста художественно-эстетическое развитие: «Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».

Видный отечественный ученый, психолог Г.С. Тарасов, отмечает, что высокое искусство, в частности, музыкальная классика, являясь самым желанным руководителем психического развития детей, выполняет «множество жизненно важных задач… и призвана решать… самую главную — воспитать в детях чувство внутренней причастности к духовной культуре человечества, воспитать жизненную позицию ребят в мире музыки…» [17, с. 38]

Музыкальное воспитание можно понимать в широком или в более узком смысле. В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развитие идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание человека. В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.

Б. М. Теплов подчеркивает, что каждый человек обладает своеобразным сочетанием способностей — общих и специальных. Способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения. В исследованиях Н.А. Ветлугиной была определена структура музыкальных способностей в соответствии с основными видами музыкальной деятельности: восприятия, исполнения, импровизации (сочинения) музыки. Структуру музыкальных способностей, по мнению автора исследования, составляют: способность целостного восприятия музыки (т. е. внимательное слушание и сопереживание художественному образу) и дифференцированного восприятия (различение средств музыкальной выразительности); исполнительские способности (чистота певческих интонаций и (или) согласованность движений при игре на детских музыкальных инструментах); способности творческого воображения, проявляющиеся в процессе восприятия музыки, в песенных, инструментальных, танцевальных импровизациях.

Эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкальности) развивается у детей во всех видах музыкальной деятельности: при восприятии музыки, выполнении музыкально-ритмических движений, пении и игре на музыкальных инструментах (при условии ведущей роли выразительности в детском исполнении, творческих импровизациях).

Эмоциональное восприятие музыки проявляется у детей очень рано, в первые месяцы жизни. Ребенок оживленно реагирует непроизвольными движениями, возгласами на звуки веселой музыки и успокаивается, воспринимая спокойную мелодичную музыку (например, колыбельную). Постепенно двигательные реакции становятся более осмысленными, согласованными с музыкой, ритмически организованными.

Ладовое чувство, проявляющееся в эмоциональной отзывчивости на общий характер произведения, смену настроений в нем, а также тяготение звуков (от неустойчивых к устойчивым), развивается, прежде всего, в процессе восприятия музыки (при ее узнавании, определении окончания мелодии), а также во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации.

Музыкально-слуховые представления формируются и в различных видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается, прежде всего, в пении, когда у ребенка в процессе неоднократных проб совершенствуется точность интонирования, умение владеть своим голосовым аппаратом. Музыкально-слуховые представления формируются также в процессе игры на звуковысотных музыкальных инструментах, но обязательно по слуху. При этом полезно пропевание звуков мелодии голосом, а также внутреннее подпевание, позволяющие детям сориентироваться в направлении движений звуков. В процессе развития музыкально-слуховых представлений целесообразно предварительное восприятие музыки.

Чувство ритма развивается, прежде всего, при выполнении музыкально-ритмических движений, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Согласованность ритма движений и музыки — одно из важных условий, необходимых для развития этой способности. Музыкально-ритмические движения позволяют прочувствовать и выразить смену настроений в музыкальном произведении, совершенствовать чувство ритма с помощью координации движений и музыки. Чувство ритма развивается также в процессе пения и игры на музыкальных инструментах. Важное значение имеет развитие тембрового и динамического компонентов слуха, помогающих слышать музыку во всей полноте ее выразительных средств.

Развитие исполнительских способностей позволяет ребенку полнее выразить свои впечатления от музыки. Развитие творческих способностей предполагает формирование способности к продуктивному творчеству (сочинение, импровизация попевок, мелодий на музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движений) и к творческому восприятию музыки.

Для развития музыкального мышления (способности проследить за сменой настроений музыки, осмыслить взаимосвязь интонаций, тем, образов, частей, замысел произведения в целом, выразительность музыкальной речи, различить музыкальные средства, передающие содержание) необходим определенный словарный запас, который позволяет детям высказаться о характере произведения, оценить услышанную мелодию, определить количество частей (форму). В начале обучения характер музыки поясняется педагогом, который предлагает детям образец грамотного анализа музыкального произведения. Постепенно терминологический словарь детьми усваивается, накапливается и расширяется.

Музыкальные способности целесообразно формировать, начиная с раннего детства. В каждом виде музыкальной деятельности — восприятии, исполнительстве, творчестве — кроме основных музыкальных способностей развиваются музыкальное мышление, исполнительские и творческие способности. В процессе музыкальной деятельности развиваются психические процессы, лежащие в основе общих способностей ребенка: внимание, память, мышление, эмоции, творческое воображение, укрепляется воля и др. В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных. Развитие всех способностей требует индивидуального подхода к детям, учета их склонностей, интересов.

Музыкальное развитие, как подчеркивает Н.А. Ветлугина в книге «Музыкальное развитие ребенка», явление сложное и многозначное. Между его компонентами существуют различные взаимосвязи: между природными задатками и сформированными музыкальными способностями, внутренними процессами развития и опытом, который передается ребенку извне, усвоением опыта и процессами дальнейшего развития. Музыкальное воспитание как педагогический процесс охватывает ход внутренних процессов и внешних влияний в их единстве, учитывая внутренние законы развития ребенка и влияние на это развитие внешних условий. Движущими силами музыкального развития являются, прежде всего, воздействия обучения и воспитания, обстоятельства внешней жизни, а также качественные изменения в психических процессах, вызываемые музыкальными переживаниями ребенка. На основании накопленного опыта и сформированного уровня музыкального развития ребенок сам активно участвует в процессе дальнейшего развития. Его музыкальность зависит от врожденных индивидуальных задатков, но она есть и результат развития в процессе обучения и воспитания.

Таким образом, музыкальное развитие и воспитание взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Обучение способствует развитию, но и уровень развития определяет успешность обучения. Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются и музыкальному искусству, у них формируется музыкально эстетическое сознание. Развитие у детей эмоций, интересов, вкусов способствует приобщению их к музыкальной культуре, что важно для их общего духовного становления.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 82; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!