Игровая концепция человека Й. Хейзинга



Игра выступает как культурно-историческая универсалия, как творческое, позитивное начало в человеке и обществе. Именно в игре и через игру человек творит себя и культуру. Антитеза игре — серьезность. Становясь серьезным, человек теряет себя.

Подробнее: https://republic.ru/posts/68115

Символическая концепция Э. Кассирера

Немецкий философ-неокантианец является создателем теории человека, понимаемого им как «animal symbolikum» или «существо символическое», согласно которой ключом к природе человека является символ, а именно способность человека символизировать окружающую его действительность. Человек живет в особом мире - бесконечном и безграничном мире символов. Человек всегда живет в мифе, языке, в мире языка, искусства, образов, религиозном мире и той системе информации, которую дает наука, то есть в символическом мире.

Экзистенциализм (Ж. П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс и др.)

Это философское течение, центральной проблемой которого явилось существование человека со всем комплексом его социальных и психологических проблем. Особенность этого течения - понимание человека, как незавершенного проекта, все поступки которого определяются только собственным выбором, а не какой-то предзаданной природой. Нет ничего врожденного, что не мог бы изменить человек.

"Смерть человека" в концепции М. Фуко

Один из популярных концептов постмодернистской философии – понятие-метафора «смерть субъекта». Согласно ему, человек настолько детерминирован Текстом в форме различных структур (язык, общественные нормы и правила, внутрипсихические структуры (Оно и Сверх-Я)), что фактически перестает быть субъектом, растворяясь в структурах.

Властные структуры (общество, государство) формируют человека таким, каким хотят видеть идеального гражданина: в обществе, ориентированном на контроль, все общественные пространства воспитывают в человеке дисциплину, послушность и т.д. Вспомните музеи с табличками "руками не трогать", графики посещения пациентов в больнице, учебную аудиторию, где лектор возвышается над учениками и др., и сравните с "либеральными" пространствами, где можно взаимодействовать с предметами искусства, ученики сидят в одном кругу с преподавателем и т.д.

Из-за того, что человек определяется внешними социальными структурами, индивидуальность полностью растворяется, и человек предстает как некий "универсальный солдат, созданный СМИ и социальными институтами.

Рубеж ХХ-XXI веков принес новое междисциплинарное направление в исследовании человеческой природы - трансгуманизм.

Термин "трансгуманизм" происходит от лат. trans (сквозь, через, за) и лат. humanitas (человечность) и означает изменение и развитие человечества. Это мировоззрение, основанное на осмыслении достижений и перспектив науки, которое признаёт возможность и желательность фундаментальных изменений в положении человека с помощью передовых технологий с целью ликвидировать страдания, старение человека и смерть, а также значительно усилить физические, умственные и психологические возможности человека. Это означает радикальное изменение телесности человека и создание "постчеловека".

В арсенале средств — появление мощного искусственного интеллекта, технологии замены частей человеческого тела на искусственные, активная киборгизация людей. Кроме того, технологии отбора эмбрионов, преимплантационная генетическая диагностика, пластическая хирургия. Пока только в теории сторонники трансгуманизма обсуждают «загрузку сознания», «изолированный мозг» и др.

Однако подобное течение, несмотря на большое число приверженцев, достаточно дискуссионно и требует социальной и этической экспертизы.

ЧЕЛОВЕК И МИР ЦЕННОСТЕЙ

Можно очень долго спорить о том, что является основообразующим для человеческой природы - язык, общество, труд, игра, инстинкты и т.д., но есть то, что не подвергается сомнению - человек создает и живет в особом мире - мире ценностей.

Аксиология - филос. дисциплина, исследующая категорию «ценность», характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений.

Ключевыми понятиями аксиологии являются «ценность», «ценностная ориентация», «ценностная установка», «оценка», «оценочное отношение», «оценочное суждение».

 

Ценность — это свойство предмета или явления иметь значение для людей в культурном, общественном или личностном отношениях.

Каждая эпоха устанавливала свои представления о том, что такое ценность, как она появляется, какими они могут быть и т.д.

Один из главных вопросов для аксиологии, как появляются ценности? Обладают ли они объективной природой?

Так, в эпоху античности главенствовала идея о том, что ценности устанавливаются мировым порядком, достаточно вспомнить учения Платона и Аристотеля о высшем благе (добре). В Средние века источник всех ценностей - Бог, именно от него начинают свое существование и благодаря ему существуют добро, любовь, справедливость. Новое время и эпоха Просвещения принесли с собой новые ценности: прогресс, разум, которые тоже были независимы от человека и обладали объективной природой. Ценности - результат существования мирового надчеловеческого разума, как логического принципа всего существующего.

Вторая половина 19 века рождает новые субъективистские взгляды на природу ценностей. Это немецкий романтизм, который указал на связь ценностей и культуры, и марксизм, который связал ценности с интересами господствующего класса и экономическими формациями.

В целом можно выделить три основных направления в определении природы ценностей:

1. натуралистический подход, согласно которому ценности определяются потребностями;

2. прагматический подход, согласно которому ценности определяются пользой;

3. идеалистический подход, согласно которому ценности представляют собой идеальное бытие, духовные абсолюты, независимые от мира человека.

Например, с точки зрения натуралистического подхода хлеб ценится человечеством, так как он удовлетворяет голод, с точки зрения прагматического - потому что он содержит в себе полезные микроэлементы (а значит не каждый хлеб будет одинаково ценен), а с точки зрения идеалистического подхода, хлеб олицетворяет собой человеческий труд, или тяжелые дни блокады, или плоть Христову, а потому к нему следует относиться с уважением и особо обращаться.

Существует множество классификаций ценностей:

· по субъекту - носителю: индивидуальные (личностные) и надындивидуальные (групповые, общечеловеческие, т.е. универсальные);

· по способу существования: ценности материальные (пища, одежда, жилье, средства труда и т.п.) и духовные;

· по длительности существования: преходящие и непреходящие, т.е. «вечные», универсальные, например, жизнь, любовь, милосердие, свобода и др.

· по сферам человеческой деятельности: эстетические, моральные, социальные и др.

Милтон Рокич, известный психолог, предложил разделять ценности на инструментальные и терминальные. Инструментальные - это ценности-средства, ценные в качестве средств, инструментов для достижения обычных целей. В качестве инструментальных ценностей обычно рассматриваются личностные черты, помогающие человеку в жизни: вежливость, ответственность, интеллигентность, храбрость, веселость и др.

Терминальные - это ценности, ценные сами по себе, то есть самоценности. Это ценности, которые нельзя обосновать другими, более общими или более важными ценностями. К таким ценностям обычно относят: полноценная любовь, счастье, безопасность, удовольствие, внутренняя гармония, чувство завершенности, мудрость, спасение, комфортная жизнь, воодушевление, свобода, дружба, красота, признание, уважение, надежная семья, равенство, всеобщий мир.

Терминальные ценности - практически то же самое, что ценности-цели или жизненные ценности.

Каковы признаки терминальной ценности? Обычно это ценности, где человек не может найти ответы на вопросы: "Зачем мне это нужно?", "Что это для меня обозначает?" - он просто осознает, что эта ценность "важна сама по себе".

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

Эстетические ценности - это духовные ценности, связанные с выявлением, переживанием, созданием красоты и гармонии.

Эстетика – наука о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства. Понятие «эстетика» ввел в научный обиход в середине 18 в. немецкий философ-просветитель Александр Готлиб Баумгартен (1750).

Эстетика стремится прояснить содержание эстетических категорий (прекрасное, безобразное, комическое, трагическое, гармония и др.), понять как формируется художественный вкус, чем отличается искусство от не искусства, для чего вообще существует искусство и по каким законам развивается.

В истории эстетики можно выделить два больших условных периода: классическую и неклассическую эстетику.

Классическая эстетика формировалась на протяжении многих веков, начиная с Античности и заканчивая 19 веком. Основные принципы: отождествление эстетического и прекрасного, принцип калокагатии (отождествление прекрасного и доброго, правильного, например, часто главный герой в литературных произведениях олицетворяет собой идеалы нравственности, красоты, доброты, а отрицательный герой уродлив не только морально, но и физически, а если он встает на путь исправления, то обретает внешнюю красоту). Классическая эстетика полагает, что задача искусства - воспитывать и возвышать человека, через эмоциональное потрясение и очищение - катарсис. Поэтому в классической эстетике существует разделение на высокие и низкие жанры, то есть на искусство и на то, что искусством называться не может. Например, детектив или комедия не несут воспитательного элемента, не возвышают человека над повседневным, не заставляют переосмыслить свою жизнь, а потому не могут претендовать на статус произведений искусства.

Неклассическая эстетика - сложный комплекс новых тенденций в эстетике XX -XXI веков, в основе которого лежат принципы плюрализма и многовариантности. Получила свое рождение благодаря работам Ф. Ницше, в которых он высмеивал построенное на рациональных началах, "прилизанное" классическое искусство, и воспевал живое начало искусства подлинного, построенного на чувствах, желании, иррациональном, хаосе.

20 век отказывается от единых канонов, эстетических идеалов, видит задачу искусства не в воспитании и совершенствовании человека, а в побуждении его к действию и переживанию сильных эмоций - отвращения, ужаса, страха и др.

Посмотрите, пожалуйста, запись музыкального произведения и попробуйте ответить на вопросы: почему это искусство? И можно ли это считать музыкой?

https://youtu.be/j7NoV5pxPno

Могу предвидеть ваш скепсис, но тем не менее "4'33" или "Пьеса тишины" - одно из величайших музыкальных произведений постмодерна.

Подробнее о Дж. Кейдже - https://concepture.club/post/akademicheskaja-muzyka-xx-veka-v-licah/ne-tolko-4-33-muzykalnyj-dzen-dzhona-kejdzha

Эстетика постмодернизма занимает особое место в неклассической эстетике, это особое направление в художественно-эстетической культуре последней трети XX – начала XXI в., характеризующееся всепроникающим иронизмом по отношению как к классической традиции, так и к современным поискам в области арт-практик и эстетической теории.

Среди ключевых принципов эстетики постмодернизма следует отметить:

· ироничность, которая проявляется в высмеивании идеалов или ценностей, карнавализации, цинизме (прекрасный пример мультсериалы "Симпсоны", "Южный парк");

· интертекстуальность или использование цитат, угадывать которые - особое наслаждение для знатока искусства (например К. Тарантино любит в своих фильмах использовать киноцитаты из своих более раних произведений),

· фрагментарность и отказ от линейного изложения, благодаря которым появились романы-кроссворды и романы-словари М. Павича,

· двойное кодирование, благодаря которому за счет соединения высокого и низкого жанров, развлекательного и образовательного, одним и тем же произведением могут зачитываться люди с разным уровнем образования и кругозором (например романы У. Эко, В. Пелевина и др.).

Примером, воплощающим все обозначенные принципы, может служить фильм "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" (кстати, а вы сможете без подсказки гугла вспомнить, что это за герои и откуда?..), который иронично, тонко и глубоко переосмысляет шекспировскую трагедию о Гамлете.

МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Моральные или этические ценности - система миропонимания человека, содержащая оценку всего существующего с позиций добра и зла, понимания счастья, справедливости и любви, позволяющая установить связь поступка человека с общепринятой системой социальных ценностей.

Дисциплина, которая изучает моральные ценности, называется этика.

Моральные ценности существуют в виде морали - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Главные вопросы, которые интересуют этику: природа моральных ценностей (являются они универсальными и объективными, или же они - субъективны и относительны), происхождение морали, критерии оценки поступков, регулирование различных сфер деятельности человека (профессиональная этика, прикладная этика и т.д.).

Если у этики как у научной дисциплины есть свое начало и свои прародители (например Аристотель), то происхождение морали и нравственности до сих пор является открытым вопросом. Можно назвать несколько основных точек зрения:

· Натуралистический подход – мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития.

· Теологический подход – мораль дарована человеку Богом.

· Социологический подход – мораль появляется в процессе исторического развития общества.

· Культурологический подход – мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей.

Отдельно стоит остановиться на натуралистическом подходе, который в последнее время получает все большую популярность и вызывает бурные дискуссии в силу того, что устраняет различия между человеком и животным.

Марк Хаузер в своей работе «Мораль и разум. Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла» утверждает, что человек обладает «моральным инстинктом», который позволяет человеку быстро выносить суждения о добре и зле.

В частности, исследователь приводит такой пример морального теста. Пусть имеются две ситуации. Первая из них – по путям едет потерявший управляемость трамвай, на узкой дорожке перед ним пять человек. Трамвай неминуемо их собьет, если не свернет на боковой путь, на котором находится только один человек. Пассажирка трамвая по имени Дениз может повернуть рукоятку и направить трамвай на этот боковой путь. Следует ли ей это сделать?

 

Другой пример – те же пути и пять человек на рельсах, над которыми расположен путепровод. Стоящий на нем Фрэнк думает, что остановить трамвай можно, бросив на пути что-то крупное. Но единственное, что есть под рукой – это человек, который стоит рядом. Должен ли Фрэнк столкнуть его на рельсы?

Подавляющее большинство людей независимо от вероисповедания, национальности, профессии и возраста в первой ситуации согласны с тем, что Дениз следует повернуть рукоятку трамвая и пожертвовать одним человеком, чтобы спасти большинство. Во второй же ситуации большинство опрошенных считает, что скидывать человека даже ради спасения других людей непозволительно.

Люди с повреждением определенного участка мозга – вентромедиальной префронтальной коры – никакой разницы между приведенными ситуациями не видят. У них полностью сохранен интеллект, но исчезла способность к сопереживанию и чувству вины. Такие люди выносят моральное суждение на основе холодного расчета, рассчитывая, какой из вариантов в сумме даст больше хорошего и меньше плохого. Это показывает, что, возможно, наши представления о правильном и неправильном зависят от работы нейронов и устройства мозга, а не являются результатом социальной договоренности и духовной деятельности.

Также в рамках этологии и социобиологии исследуется альтруистическое поведение человека и приводятся аргументы в поддержку его генетической закрепленности. Проблема альтруизма традиционно вызывала много вопросов в теории эволюции. Например обезьяна, обнаружившая приближающегося леопарда, может поднять крик, чтобы предупредить сородичей, хотя при этом повышается риск для нее самой. Чайка, нашедшая еду, издает призывные звуки, привлекая своих соплеменниц, а тем самым уменьшает собственные шансы на насыщение. То есть проявления морали свойственны всему живому, а не только человеку, и могут быть эволюционным механизмом.

Этика стремится выработать нормативные теории, которые позволили бы оценивать поступки и принимать правильные решения в сложных ситуациях. В качестве примеров таких концепций можно привести теорию утилитаризма Джереми Бентами и Джона Стюрта Милля и деонтологию Иммануила Канта. Конечно, список этических школ не ограничивается названными, но они описывают основные стратегии принятия этического решения в рамках прикладных проблем этики.

С точки зрения теории утилитаризма какое-либо действие правильно, если оно приносит или имеет тенденцию приносить наибольшее добро для наибольшего числа людей, на которых распространяется влияние этого действия. В противном случае указанное действие неправильно. Утилитаризм придерживается телеологического подхода к этике и утверждает, что о действиях следует судить по их последствиям. Согласно этой точке зрения действия сами по себе не являются хорошими или плохими. Действия обретают моральное значение лишь в том случае, когда их рассматривают в сочетании с результатами, к которым они приводят.

Деонтологический подход отвергает утверждение утилитаристов о том, что нравственность действия зависит от его последствий. Долг человека в том, чтобы поступать морально правильно и избегать действовать аморально вне зависимости от последствий своих деяний. И. Кант полагал, что нравственный поступок не может быть обусловлен чем-либо внешним (расчет, выгода и др.) и должен проистекать из внутреннего ощущения долга. Поскольку нравственный закон – это закон, он отдает команду или диктует императив – нечто, что должно быть сделано. Императив – безоговорочное повеление. Он устанавливает, ЧТО каждый должен делать, поскольку это веление разума. Категорический императив И. Канта звучит следующим образом: поступай так, чтобы правила твоего поведения могли стать всеобщим законом. Иными словами, перед совершением поступка, каждый должен задаваться вопросом: «А что будет, если все будут поступать, как я?». По теории Канта этическое правило, которое годится для одного, должно годиться для всех. Не существует какой-либо особой этики, которая служила бы одному человеку или отдельной группе людей в ущерб всем другим. Лгать нельзя потому, что если это действие сделается всеобщим, то связи между людьми исказятся, люди потеряют доверие друг к другу и общество распадется. Ложь во спасение возможна в рамках утилитаризма, но невозможна в рамках деонтологии, так как даже самое маленькое нарушение всеобщего правила приводит к нарушению всей системы.

Современный этап развития этики, как науки о морали, характеризуется повышенным интересом к прикладным проблемам. Активно развиваются прикладная и профессиональная этика.

Прикладная этика - область знания и поведения, предметом которой являются практические моральные проблемы, имеющие пограничный, междисциплинарный и открытый характер. В частности это медицинская и биоэтика, обсуждающие проблемы взаимоотношений врач-пациент, вопросы эвтаназии, репродуктивных технологий, регламентируют эксперименты с участием людей и животных и др., компьютерная и информационная этики, сосредоточенные на этических последствиях развития компьютерных и информационных технологий, вопросах этики цифровых коммуникаций и др.

Профессиональная этика - наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих отношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности. Например, существуют педагогическая этика, врачебная этика, этика журналиста, этика перевода, этика специалиста по рекламе и связям с общественностью и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Учебная литература

· Философская антропология в 2 т. Том 1 : учебник для вузов / П. С. Гуревич. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 310 с. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/452721 (дата обращения: 04.05.2020).

· Философская антропология : учебное пособие для вузов / Е. В. Золотухина. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 251 с. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/456039 (дата обращения: 04.05.2020).

Дополнительная литература

· Гуревич П.С. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА. М.: ИФРАН, 1999-2001.

· Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 87; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!